Дневник наблюдения за развитием растений. Практическая работа «Прорастание семян

С детьми выращивают разные растения, а нередко и потомство некоторых животных. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. Взаимосвязь живого существа со средой обитания в процессе его онтогенетического (индивидуального) развития на протяжении периода взросления неодинакова - она существенно изменяется на разных стадиях его роста и развития. Это обстоятельство дает возможность воспитателю проследить с детьми эти явления на примерах некоторых растений и животных.

Наблюдения за ростом растений


В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается огород на окне, воспитатели выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду, а также зелень для подкормки обитателей уголка природы. В весенне-летнее время предоставляется возможность выращивать огородные культуры на участке детского сада. Любой из вариантов подходит для того, чтобы тщательно проследить рост и развитие одной однолетней культуры - последовательные стадии онтогенеза и соответствующие им условия внешней среды.

Наиболее подходящими для этой цели являются растения, имеющие крупные семена: огородная или декоративная фасоль, горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и др. Крупные семена этих растений быстро и зримо видоизменяются на первой стадии - стадии прорастания. Они набухают, увеличиваются в размере, у них лопается кожица, появляется толстый белый росток (корешок). Все это происходит в течение нескольких дней и обязательно при определенных внешних условиях - наличии влаги и тепла/ Питательные вещества имеются в самих семядолях, семя прорастает за счет их расходования.

Вторая стадия развития - это стадия вегетативного роста, во время которой интенсивно растет зеленая масса: стебель и листья В этот период развития необходим весь комплекс факторов внешней среды: влага, питательные вещества, свет, тепло, воздух. Следующие две стадии онтогенеза - это стадии цветения и плодоношения, т.е. появления новых органов растения - сначала цветов, а затем семян или плодов с семенами. Д это время многие растения нуждаются в большем, чем раньше, количестве воды и питательных веществ (часто совершенно определенных). Именно поэтому их чаще поливают и подкармливают удобрениями. Таким образом, на примере одного, двух растений можно проследить последовательные их изменения, существенные и весьма заметные преобразования их облика во взаимосвязи с меняющимися условиями жизни.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проследить рост и развитие одного растения от семени до семени. Наиболее подходящей культурой для этой цели является огурец. Он имеет ряд преимуществ перед другими культурами: крупные семена, которые при замачивании прорастают; отчетливо видные видоизменения надземной части растения - быстро растущая зеленая масса, большие листья отчетливой формы, красивые и крупные цветы, вкусные плоды; возможность выращивать как на участке, так и в помещении (что особенно ценно). Недостаток один -


довольно большая протяженность всего периода роста и развития от семечка до огурца.

Чтобы вырастить огурец в помещении и получить урожай, надо соблюсти следующие условия: взять скороспелые сорта семян, пригодные для закрытого грунта; создать "теплую грядку" в большой емкости; начать выращивание, когда световой день будет уже достаточно длинным; выращивать не более 2-3 растений на этой грядке.

Последовательные наблюдения за огурцом составляют цикл, содержание которого - изменения растущего и развивающегося растения во взаимосвязи со средой обитания. Спецификой такого цикла являются следующие моменты: оптимальный временной промежуток между наблюдениями (в случае с огурцом - две недели) и обязательная фиксация в календаре как самого растения, так и условий, при которых оно растет. Учитывая, что содержание наблюдений всегда одно и то же (состояние растения, изменения в его облике), их построение может быть одинаковым, т.е. включать один и тот же набор вопросов.

Например, каждое наблюдение за огурцом может проходить по следующей схеме.


o Что перед вами?
o Прошло две недели - изменился ли огурец?
o Что у него изменилось - стебли, листья или еще что-то? Какими они стали?
o Почему изменилось растение?
o В каких условиях рос огурец это время?

На каждой стадии развития растения воспитатель обращает внимание детей на появление новых органов у него и на необходимость изменения условий его жизненной среды (большего, чем раньше, полива, опрыскивания, подкормки и пр.).

Цикл наблюдений за ростом и развитием может быть построен и на примере других растений: редисе (быстро растет, но корнеплод находится в земле, его не видно), томате (интересное растение, но имеет мелкие семена, долгий период развития и сложную агротехнику). Самым доступным является выращивание зелени из луковицы в стеклянной банке. В этом случае наблюдения ведутся за ростом корней и листьев. Однако яркие преобразования (этапы развития) в облике растения отсутствуют, так как изменения отражают лишь процесс его роста. Это же относится и к жизненной среде луковицы - она не меняется, вода, свет, тепло остаются постоянными. Его не надо подкармливать: зеленые перья получают питательные вещества от самой луковицы, от чего она как бы "худеет". Эта особенность выращивания лука оборачивается достоинством - все этапы его роста легко рисовать.

Наблюдения за ростом и развитием животных

Цикл наблюдений за ростом и развитием животных может быть построен на примере тех обитателей детского сада, которые производят потомство. К ним относятся птицы (канарейки, волнистые попугай), млекопитающие (хомячки, белые крысы, морские свинки), живородящие рыбы. Каждое из этих животных имеет свою, ярко выраженную специфику, проистекающую из биологических особенностей вида, поэтому циклы наблюдений за ростом и развитием молодых особей значительно отличаются друг от друга.

Наиболее эффективными являются наблюдения за канарейками: это спокойные птицы, их гнезда открыты - всегда видно, что в них происходит, период высиживания яиц короткий, птенцы вылупляются почти одновременно. Цикл наблюдений включает следующие моменты.

Обустройство гнезда обоими родителями, т.е. подготовка условий для будущего потомства; среда обитания птиц в это время обогащается гнездо строительным материалом, дополнительными кормами (особое значение имеет минеральная подкормка, в частности скорлупа яиц, необходимая для образования твердой оболочки яйца),

Кладка яиц, внутри которых находятся живые зародыши, их высиживание - первая видимая стадия развития птиц, которая осуществляется в определенных условиях: на мягкой подстилке, в гепле, которое дают гнездо и родители, сидящие на яйцах, благодаря питательным веществам, имеющимся в белке.

Вылупившиеся птенцы - вторая стадия онтогенеза; птенцы абсолютно не готовы к самостоятельной жизни, и их выживание целиком зависит от средообразующего поведения родителей: кормления, обогрева и защиты; во внешних условиях добавляется "детский" корм, которым родители выкармливают желторотых малышей.

Птенцы-слетки - третья стадия развития, характеризующаяся смешанными условиями жизни: продолжается опека со стороны родителей и начинается самостоятельное поведение - поиск корма, ориентировка в пространстве; обучение полету и другим навыкам самостоятельной жизни.

Половозрелые молодые птицы (завершающая стадия развития) - они почти не отличаются от родителей, способны сами выводить потомство; условия их жизни такие же, как у взрослых птиц.

Стадии развития попугайчиков такие же, но процесс взросления происходит иначе: вылупление птенцов растянуто во времени, первоначальное развитие скрыто от детей, так как гнездо находится в дуплянке. Тем не менее наблюдения вполне возможны, они только несколько иначе организуются.

У млекопитающих развитие происходит иначе: первая стадия онтогенеза внутриутробная, а внешние условия обычные, самка лишь несколько больше ест, чем обычно, а люди должны бережно с ней обращаться.

Следующая стадия - новорожденность. Этот период характеризуется двумя вариантами развития. У одних видов (например, морских свинок) детеныши рождаются зрелыми (зрячими, в шерсти, быстро начинают самостоятельно передвигаться). У других (например, золотистых хомячков) - незрелыми, беспомощными, (слепыми, голыми, малоподвижными). В обоих случаях мать является главным средообразующим фактором - она выкармливая детенышей молоком, обогревает, охраняет и защищает их. В первом случае этот период короче, так как зрелые детеныши значительно быстрее приобретают навыки самостоятельного поведения. Во втором случае период новорожденности длиннее и протекает, как правило, скрытно (в норе, в домике) до тех пор, пока детеныши не прозреют, не покроются шерстью и не начнут вылезать из гнезда. Внешние условия в это время улучшаются: самку обильно и разнообразно кормят, дают воду, чтобы у нее было молок и, что особенно важно, - не беспокоят семейство. Иногда назойливое внимание людей оборачивается катастрофой: самка съедает свое потомство.

Следующий период в развитии млекопитающих - ювенальный подросшие детеныши много играют под присмотром родителей активно обучаются навыкам взрослого поведения. Внешние уело вия остаются прежними: взрослые животные, как и раньше, опекают малышей-, кормят, заботятся. В отличие от предыдущего периода с детенышами можно общаться, играть.

Заключительная стадия онтогенеза - половозрелость и полно самостоятельное поведение.


Таким образом, цикл наблюдений за ростом и развитием животных на примере декоративной птицы или пушистого зверька позволяет показать детям интересный экологический аспект: ста дни развития животного организма и его взаимосвязь с меняющейся средой обитания. Такой цикл наблюдений имеет особое воспитательное значение: педагог учит дошкольников с большим вниманием, бережно и осторожно обращаться с потомством животных, учит создавать для них благоприятную среду, учитывать хрупкость молодой жизни.

Контрольные вопросы

1. Что такое "недельная методика" ознакомления дошкольника с сезонными явлениями природы? В чем состоит ее специфика?

2. Какие параметры живой и неживой природы воспитатель ежемесячно наблюдает с детьми? Как меняются приемы наблюдений в течение недели?

3. Почему надо наблюдать за ростом и развитием растений и животных? В чем состоит экологический смысл этих наблюдений?

4. Какие стадии развития проходит однолетнее растение? Как организуется и проводится цикл наблюдения за ним?

5. Какие стадии развития проходят животные: птицы, млекопитающие? В чем состоит экологический смысл наблюдений за ними?

6. Какое воспитательное значение имеют наблюдения детей за развивающимися живыми существами?

Задание
Составьте цикл наблюдений за семьей любого животного - напишите номер, название и цель каждого наблюдения
Наблюдение с использованием опытов
С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами "сивой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.

Например, чтобы дети увидели, как птица реагирует на внешние сигналы, можно с разных сторон клетки включать фонарик, звонить в колокольчик. Дошкольники по поведению птицы обнаружат, что она хорошо видит, что у нее есть уши и она хорошо слышит (хотя и отсутствуют наружные ушные раковины). Можно проводить самые различные опыты с водой и воздухом, песком и глиной, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому полезно познакомиться с их свойствами. Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах. Воздух интересно обнаруживать: создавать разными способами ветер, наливать воду из крана и наблюдать за появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросать в воду мелкие предметы и замечать, как вверх поднимаются пузыри. Дерево и камень можно сравнить по твердости: если нажимать на них гвоздем - след в виде ямки остается только на дереве, это помогает детям понять, почему белка и другие лазающие животные легко передвигаются по деревьям.

Интересные опыты проводят с детьми всех возрастных групп при выращивании зелени из репчатого лука. Уже в младшей группе можно поместить две одинаковые луковицы в две стеклянные банки, но только в одну из них налить воды. Дети наблюдают разное состояние луковиц, причем со временем разница между ними будет возрастать: в банке с водой лук начнет прорастать (у него появятся корни и зелень); в банке без воды луковица останется почти неизменной. С детьми средней группы опыт с луком можно провести иначе: обе луковицы поместить в воду, но одну банку расположить в темном месте, а другую оставить на подоконнике. Наблюдения и сравнение луковиц покажут, что они растут по-разному: на подоконнике - нормально, а в темноте прорастающие листья будут желтыми и скрюченными из-за отсутствия света. В старшей группе можно поставить три банки с луковицами: одну - в темноту; другую - в прохладное, но светлое место; третью нормально - в теплом помещении на окне. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц - в холоде лук не прорастет совсем или будет прорастать очень медленно; в темноте появятся желтые , некрасивые листья. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.

В подготовительной к школе группе можно поставить одновременно четыре банки с одинаковыми луковицами, но в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях). Важно иметь в виду следующее обстоятельство - в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий: луковица без воды должна стоять в тепле и на свету; луковица в темноте должна быть с водой и в тепле; луковица в холоде должна стоять на свету и в воде. Это создает чистоту (дети наглядно убеждаются в значении каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений) и простоту опыта (дети видят то, что им легко понять и осмыслить).

Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т.е. причин), которые вызвали изменение, сравнение разных объектов. Например, посаженную в воду луковицу каждый раз следует рассматривать таким образом: что растет в банке? Что изменилось у луковицы? Какими стали листья, корни, сама луковица? Почему она изменилась, почему листья стали длиннее, почему их стало больше? Какие условия помогают расти луковице? Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие.

Таким образом, элементарные опыты - это особая форма наблюдений, в которых ярко и отчетливо проявляются жизнедеятельность растений, животных и их связь со средой обитания.

Контрольные вопросы
1. Что такое элементарные опыты с объектами природы?
2. Какие опыты можно показать детям дошкольного возраста?
3. Как нужно рассматривать с детьми результаты опытнической ситуации?
4. Что дают опыты с объектами природы для экологического воспитания детей?

Задание
Поставьте дома три луковицы в три банки с водой: одну луковицу сверху обрежьте на 1-1,5 см, вторую очистите, с третьей ничего делать не надо. Проследите за их развитием, ростом зелени в течение двух недель. Запишите в тетради свои наблюдения.


Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей.
Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой.
Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку - ее шарообразной формы. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты - соотнесенные в масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, государства и города. На глобусе мы находим полюса Земли, по меридианам и параллелям можем определить местоположение любой точки. Географическая карта -это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта - предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе. Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений.

Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы

Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения (см. выше). Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Страница календаря подготовительной к школе группы, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным "месяцем" с четырьмя полными неделями по семь дней; неживая природа представлена графой "погода" семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходят наблюдения; живая природа ->го большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (1-2 дерева, куст), покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время.

Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. В середине недели после рассматривания покрова земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе "Живая природа". В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе "Живая природа", т.е. дополняют имеющийся пейзаж. В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные значками окошечки "погоды", рисунок-пейзаж с изображением дерева, куста, покрова земли и каких-либо животных - все соответствует конкретному моменту состояния природы.

Таким образом, заполненная страница календаря - это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, - она помогает правильно заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение цветом, наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник - фиолетовый, вторник - синий, среда - голубой, четверг - зеленый, пятница - желтый, суббота - оранжевый, воскресенье - красный. Значки погодных явлений - это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическим изображением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару - красным, в теплое время - желтым, в прохладу - зеленым, а в мороз - синим. Животных можно изображать как рисунком, так и значками, (например, птиц - "галочками" характерного для вида цвета).""

Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность, - важный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Чтобы эта деятельность не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный прием: рисовать по трафареткам карандашами. Трафаретки воспитатель делает из плотного прозрачного полиэтилена, с их помощью легко и быстро дети раскрашивают дни недели, отмечают погоду, создают рисунок дерева. В ряде случаев рисунок в карандаше дополняется краской, что облегчит создание пейзажа в календаре: снег на земле, зеленая или желтая листва на дереве, трава весной или летом вполне могут быть изображены гуашью или акварелью.

Очень важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние природы: только в этом случае календарь становится моделью. Например, рассматривая с детьми березу на третьей неделе сентября, воспитатель обращает внимание на следующие моменты: много или мало листьев на дереве; есть ли листья под ним на земле; где их больше - на дереве или на земле; какого цвета листья на березе, под ней; каких листьев на дереве больше - зеленых или желтых; где находятся зеленые листья (на макушке, снизу кроны или сбоку), а где - желтые; как красивы золотистые листочки на ярко-зеленой траве. Все это имеет значение для правильного отображения в календаре состояния дерева, куста, покрова земли в начале осени. При этом важно подобрать карандаши и краски, чтобы они с максимальным приближением к натуре передавали осенние цвета природы. Аналогичный рисунок на третьей неделе октября будет выглядеть иначе: на березе останется мало листьев, все они будут желтыми, зато под ней вся земля будет усыпана золотом листьев и т.д.

И уж совсем иным будет пейзаж с березой в ноябре: дерево голое, опавшая листва уже не ярко-желтая, а жухло-коричневая, трава завяла, желтая или тоже жухлая, лужи и мокрая земля. Для создания такого пейзажа нужны другие карандаши и краски.

Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календаре - это "срез" состояния природы в определенный период сезона. Модель всего сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно: три заполненные страницы календаря (например, сентябрь, октябрь, ноябрь) отражают последовательно три периода осени - ее начало, разгар, конец. Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений природы, в нем отражается зависимость состояния живой природы от погодно - Климатических факторов. Именно поэтому календарь сезонных изменений природы становится экологической моделью, в которой наглядно и одновременно представлен сезон с его существенно меняющимися характеристиками.

Заполненные страницы календаря за 12 месяцев - это круглогодичная модель сезонных изменений в природе. Ценность такого моделирования велика: календари заполняются самими детьми на основе непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.

С детьми старшей группы создается такой же календарь, его содержание немного проще, чем в подготовительной к школе группе: графа "Время" может состоять из одной недели , в графе "Живая природа" обязательными элементами являются одно дерево и покров земли.

Покров земли всегда имеет ярко выраженные сезонные признаки. Например, в средней полосе России сентябрь - это зеленая трава, много цветущих осенних растений (астры, ноготки, золотые шары и др.), кое-где опавшая листва; в октябре все покрыто ковром листьев, они разной окраски, цветов уже нет, трава желтая; в ноябре на земле лужи, листья превратились в покров неприглядного цвета, травы и цветов нет, иногда бывает снег; в марте преобладает снежный покров, редкие проталины голой рыжеватой земли; апрель - это негустая нежная зелень, кустики мать-и-мачехи, в тенистых местах еще встречаются оголенные участки земли; май - это буйная молодая зелень, множество желтых одуванчиков и т.д.; летом каждый месяц имеет свои цветы - их обязательно надо нарисовать в календаре; зимой покров земли однообразно снежный, один месяц от другого отличается только толщиной снежного покрова. Поэтому воспитатель использует палку-снегомер, которым вместе с детьми измеряет его глубину в разных местах участка. На зимних страницах календаря слева или справа нарисован такой же снегомер с условными делениями. Снег в календаре дети рисуют белой гуашью, его толщина соответствует измерениям. В итоге в календаре января полоска снега будет шире, чем такая же полоска на странице декабря, а в феврале она будет еще шире.

Колебания погоды не имеют принципиального значения, закономерность -сезонных изменений в природе проявляется в любом случае, так как она связана с движением нашей планеты вокруг Солнца, с увеличением и уменьшением тепла и света на Земле. Поэтому календарь, изображающий природу в апреле, будет иным, чем в марте или мае - в этом и состоит сущность графической модели сезонных явлений природы. (Это относится ко всем широтам и не зависит от климата территории.)

Календарь сезонных изменений природы для детей младшего и среднего возраста - это набор картинок с изображением отдельных явлений неживой природы и одного дерева, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях. Наблюдения проводятся также в течение одной недели в месяц, но дети 3-4 лет ничего не рисуют, т.е. не создают модели сезонных, изменений природы в том понимании и в том виде, как это делают старшие дошкольники. Они отображают (фиксируют) те явления, которые наблюдали во время прогулки, заранее приготовленными картинками. Это своего рода подготовка к графическому моделированию.

Воспитатель сам делает набор таких картинок. Оптимальный вариант - 6 картинок на один сезон - по две картинки на начало, разгар и конец сезона: на одной - дерево изображается в тихую, а на другой - в ветреную погоду.

Подготовкой к графическому моделированию является и игровой прием - одевание картонной куклы на прогулку. Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку и вместе с воспитателем одевают куклу для улицы так же, как были одеты сами, "выпускают ее на прогулку" (ставят возле картинок). Смысл этих действий в том, чтобы через игровой прием научить детей обозначать температурные явления - степень тепла и холода (в старших группах эти явления дошкольники обозначают значком "Человечек"), Таким образом, работа с картинками и куклой, проводимая с детьми младших и средней групп, предшествует заполнению календаря сезонных явлений, т.е. подготавливает процесс графического моделирования.

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ

Второй тип графического моделирования - создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении . Например, только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый, малоподвижный, в основном лежит. Со временем он покрывается шерстью, открывает глаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в пространстве гнезда. Далее, по мере его роста, изменения, характеризующие развитие, проявляются главным образом в поведении: он становится шустрым - бегает, лазает, все грызет, играет, вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками, убегает от них или догоняет их.

Именно поведение отличает молодые особи от взрослой мамы, образ жизни которой совсем иной - она продолжает кормить молоком и охранять потомство, заботится о нем.

Создание модели развития млекопитающего на примере хомяков - это интересный для детей процесс, который лучше осуществлять с помощью готовых картинок. Особенно это важно в первые десять дней после рождения маленьких хомячков из-за скрытого образа их жизни и невозможности наблюдения за гнездом. Картинки в этом случае дополняют и иллюстрируют рассказ воспитателя о том, что происходит в домике, как выглядят и растут хомячки, как мама заботится о них.

Набор картинок включает следующие моменты:

1) 2-3 новорожденных детеныша лежат в гнезде;

2) мать лежит в гнезде, детеныши ее сосут;

3) хомяки недельного возраста (начали покрываться шерстью, открывать глаза, вставать на ножки) находятся в гнезде;

4) малыши двухнедельного возраста начали выходить из домика, но мать затаскивает их в гнездо, беспокоится, охраняет;

5) трехнедельные хомяки пытаются есть сами корм, обследуют ближайшее пространство;

6) четырехнедельные хомяки бегают друг за другом, залезают на домик, в колесо, борются, играют.

Моделирование роста и развития хомяков можно осуществить на 4 страницах белой плотной бумаги альбомного размера, каждая из которых соответствует одной неделе развития животных. Внизу 2-4-й страниц - полоска "неделя", которую дети раскрашивают в соответствующие цвета или делают аппликацию цветных квадратиков. Оставшаяся часть страницы заполняется готовыми картинками, на которых изображены маленькие животные (их состояние и поведение соответствуют возрасту). Картинки можно вставить в прорези или временно прикрепить каким-либо другим способом. В итоге получается календарь роста и развития детенышей, который по сути является моделью, отражающей с помощью картинок морфофункциональные изменения животного организма в процессе онтогенеза.

Моделирование роста и развития растений также осуществляется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени - "неделя". Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток - банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т.е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается - ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях.

Несколько иначе выглядит календарь, в котором зафиксирован! рост овощной культуры (например, быстро растущей редиски) в открытом грунте. На каждой странице такого календаря, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время ("неделя"), за которое происходит изменение растения; условия, при которых происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом моделирование роста и развития редиса - это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксация погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками. Такой календарь -полноценная графическая модель экологического содержания: в ней наглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания. Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, используемым в самых различных вариантах воспитательно - образовательном и работы с детьми. Календарь можно рассматривать осенью и зимой, когда редиска не растет, весной - когда только готовится ее посев. Календарь вообще детям интересно рассматривать, потому что они сами рисовали, сами трудились и собирали урожай, а потом ели салат из редиса.

Организация зимней подкормки.

Календарь наблюдений за птицами

Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Птицы зимой голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: от холода, но, главным образом, от голода.

Организуя зимнюю подкормку птиц, педагог осуществляет следующее:

Начинает подкормку (в средней полосе России) в конце октября - начале ноября (в это время в поисках корма зимующие птицы приближаются к жилищу человека).

На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга (не рядом с игровыми площадками) развешивается несколько стационарных деревянных кормушек - из расчета одна на 2-3 группы. Их можно повесить на окнах второго этажа или в таких местах, где они будут хорошо видны из окон.

Воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба, остатки сухих каш в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм, семена собранных в теплое время года дикорастущих трав на кормушки. Группы, прикрепленные к одной кормушке, после недельного кормления птиц сменяют друг друга и следят за ним, чтобы не было перерывов.

Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки - синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей. После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну - две недели в специальном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей и подготовительной к школе групп.

Календарь для младших дошкольников, а также верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с рисунками зимующих птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических "следов" не оставляет. Нижняя часть календаря старшей группы и весь календарь подготовительной к школе группы заполняются иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные "галочки" (символическое обозначение птиц).

Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма (внешние условия), на фоне которых птицы посещают место кормления.

Троекратное внесение календаря в подготовительной к школе группе - в самом начале подкормки (конец октября), в ее разгаре (январь) и в конце марта -дает возможность проследить динамику изменений состава птиц, связанную с их осенне-весенними миграциями : осенью еще можно заметить диких уток, увидеть пролет журавлей, в марте - зафиксировать в календаре прилет грачей, уток. Таким образом, самыми старшими дошкольниками будет создана более обстоятельная, чем в предыдущей группе, графическая модель жизни птиц в холодное время года. Хорошо оформленные, четко прорисованные календари наблюдений за птицами в зимнее время становятся наглядными демонстрационными пособиями, которые могут быть использованы в самых различных вариантах.

Контрольные вопросы


1. Что такое моделирование и моделирующая деятельность при ознакомлении детей с природой? Почему недостаточно наблюдений в природе?
2. Какие бывают модели? Что такое графическая модель?
3. Как в календаре моделируются сезонные явления природы? Чем различаются календари разных возрастных групп?
4. Что отражает годичный календарь, состоящий из 12 страниц? Почему его можно назвать экологической моделью сезонных изменений в природе?
5. Как моделируются рост и развитие растений? Чем различаются календари наблюдений за ростом лука в разных возрастных группах? Являются ли эти календари моделью?
6. Как создается календарь наблюдений за развитием овощной (или цветочной) культуры, растущей в открытом грунте? Почему такой календарь можно назвать графической моделью, экологической моделью?
7. Как моделируется рост и развитие животных? В чем своеобразие такого календаря?
8. Как осуществляется организация зимней подкормки птиц? Каково ее природоохранное значение? Что она дает для педпроцесса, для экологического воспитания детей?
9. Как моделируется жизнедеятельность птиц в зимнее время? Чем отличаются календари наблюдений за птицами в разных возрастных группах?
10. Календарь какой группы (младшей или подготовительной к школе) можно назвать экологической моделью? Что он отражает?

Задание для студентов

Разместите две луковицы для проращивания в стеклянные банки и поставьте их в разные условия. Сделайте трафаретки для изображения растущего лука. Наблюдайте за ним месяц, еженедельно фиксируя (зарисовывая) в календаре. На каждой странице изобразите полоску времени, соедините их в ширму.

Задание для преподавателя

В начале учебного года разделите студентов на 10 групп, каждой поручите сделать страницу календаря наблюдений за сезонными явлениями природы в один из месяцев. Таким образом, в течение учебного года (с сентября по июнь включительно) студенты коллективно будут наблюдать и отражать в календаре изменения в состоянии растений, животных, неживой природы. В календаре следует изобразить два вида дерева и один вид кустарника, растущих вблизи педучилища (педколледжа), тщательно прорисовать изменения покрова земли.

Группе, которая создает календарь первой (в сентябре), когда материал еще не пройден, преподаватель дает индивидуальные пояснения, предлагает самостоятельно ознакомиться с материалом по учебнику (поощряя их оценками), ежемесячно проверяет готовность очередной страницы календаря, использует их при прохождении темы. На летние месяцы (июль, август) предлагает всем желающим продолжить наблюдения и зафиксировать их в календарях самостоятельно.

Дневник наблюдений Меня зовут Корнилова Полина. Я учусь в Краснопахорской школе. Мне нравится готовить проекты по разным темам. Но больше всего я люблю наблюдать за растениями.


Дневник наблюдений Я наблюдала за ростом гороха на протяжении месяца. 1.Сначала я намочила горошинки. 2.Я следила, чтобы они не пересыхали и поливала их.


Дневник наблюдений 3.Потом горошинки набухли и показались маленькие ростки. Это произошло через три дня.


Дневник наблюдений 4. Я посадила горошек в землю. Поливала и наблюдала за ним. 5.Вот появился зелёный листочек.


Дневник наблюдений 6.Зелёный листик рос очень быстро. Он тянулся к солнцу, а я его по-прежнему поливала.


Дневник наблюдений 7.Проросли и другие горошинки. У них появились листочки. Листочки были зелёные и нежные.


Дневник наблюдений 8.С каждым днём листиков становилось всё больше, появились усики.


Дневник наблюдений 9.А здесь стебельки уже большие, листочки тоже подросли.


Дневник наблюдений 10.У моего гороха скоро появятся цветы, а потом и плоды. Семена у гороха спрятаны в стручке.


ИСТОРИЯ ЗЕЛЁНОГО ГОРОХА Родиной гороха принято считать Индию и Тибет


ИСТОРИЯ ЗЕЛЁНОГО ГОРОХА Бытует мнение, что имя выдающегося римского оратора Цицерона произошло от слова «цицера», что по-латински означало горох. Дело в том, что на носу у одного из его предков было жировое образование в форме горошины. Портрет Цицерона. Мрамор. 1 в. до н. э. Рим


ИСТОРИЯ ЗЕЛЁНОГО ГОРОХА СЕМЬИ ГОРОХОВЫХВсе обладатели фамилии "Горохов" могут гордиться тем, что имеют нечто общее с самим Цицероном.


ЭТО ИНТЕРЕСНО! В Древней Греции горох считался пищей бедняков. Во Франции его подавали на королевских пирах. Китайцы считали горох символом богатства.


Это очень интересно! Горох очень полезен. Он содержит много белка, витамины С,В1,А, цинк, железо. Из гороха готовят много вкусных блюд. С С В1В1 В1В1 А А


Это очень интересно! Горох применяется в медицине. Улучшает зрение. Укрепляет волосы. Укрепляет нервы. Горох – это лекарство от многих болезней.



Куличкова Ирина, Ковалёва Мария, Конопелько Светлана

Название проекта : «Развитие растения из семени»

Руководитель проекта : Зарембо Марина Николаевна

Цель проекта : проследить, как из семян вырастают новые растения.

Задачи проекта:

· Выбрать участников проекта

· Подготовить необходимое оборудование для проекта

· Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.

· Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени

· Оформить свои наблюдения в дневник

· Сделать выводы по данному проекту

Направления деятельности:

· поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях

· творческая - развитие интереса и расширение кругозора учащихся

· исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями

Объект исследования: мандарин, помидор

Предмет исследования: условия роста растений

Практический выход проекта: создание коллективного проекта

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тверская область

Вышневолоцкий район

МОБУ «Красномайская СОШ»

Проект

2012 год

Название проекта : «Развитие растения из семени»

Руководитель проекта : Зарембо Марина Николаевна

Цель проекта : проследить, как из семян вырастают новые растения.

Задачи проекта:

  1. Выбрать участников проекта
  2. Подготовить необходимое оборудование для проекта
  3. Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.
  4. Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени
  5. Оформить свои наблюдения в дневник
  6. Сделать выводы по данному проекту

Направления деятельности:

  1. поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях
  2. творческая - развитие интереса и расширение кругозора учащихся
  3. исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями

Объект исследования: мандарин, помидор

Предмет исследования: условия роста растений

Практический выход проекта: создание коллективного проекта

Сроки реализации проекта : 23 декабря 2011 года –21 февраля 2012 года

Актуальность

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое. На уроках «Окружающего мира» мы знакомились о растениеводстве, с развитием растений из семени. Это и послужило основой для создания нашего проекта. В нашем классе несколько учащихся выявили желание вырастить своё собственное растение и пронаблюдать за его развитием.

Гипотеза

Среди большого разнообразия растений есть такие, которые не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях. Поэтому, мы предположили, что и семена мандарина и помидора можно прорастить в домашних условиях.

План реализации проекта

  1. Уточнить условия роста мандарина, помидора.
  2. Прорастить семена и поместить их в почву.
  3. Наблюдать за развитием ростков.
  4. Следить за соблюдением условий.
  5. Вести дневник наблюдения.
  6. Получить конечный результат.
  7. Сделать вывод.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате работы будет создан проект.

Учащиеся 4 класса проявят интерес и примут активное участие в поиске материалов о растениях с целью дальнейшего оформления проекта.

Осуществление проекта позволит решить задачи воспитания активной жизненной позиции ребят, формирования чувства ответственности.

Реализация проекта

«Развитие растения из семени»

Проект, который был осуществлен с 23 декабря 2011 года по 21 февраля 2012 года, можно охарактеризовать как исследовательский. В проекте принимали участие 3 учащиеся 4 класса.

Ковалёва Мария

Куличкова Ирина

Конопелько Светлана

Руководитель проекта :

Зарембо Марина Николаевна

Этапы реализации проекта :

  1. введение в проект (23 декабря 2011 года)
  2. индивидуальная работа в проекте (23 декабря 2011 года –10 февраля 2012 года)
  3. оформление и представление наблюдений в виде дневников наблюдений (16 февраля 2012 года)
  4. создание коллективного проекта (21 февраля 2012 года)

На первом этапе была выбрана тема проекта, после обсуждения ситуации выявлена гипотеза, выбраны участники проекта.

На втором этапе осуществлялась самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным задачам. Для поиска необходимой информации использовались Интернет–ресурсы, библиотечный фонд.

На третьем этапе представлены результаты своих наблюдений в виде дневников наблюдений. Участники проекта рассказали о своих наблюдениях классу.

Дневник наблюдений Ковалёвой Марии:

Я взяла блюдо, бинт и семечко мандарина. Налила воды в блюдо и капельку на бинт. Завернула семечко бинтом и положила в блюдце.

30.12.2011

Я купила земли и насыпала её в горшок. Затем полила землю водой и сделала углубления в 1 см. После посадила туда семечки.

31.12.2011

На следующий день после последнего полива семечко дало росток, но он ещё очень маленький, а второй, к сожалению, сломался.

7.01.2012

Росток подрос и его уже опять пора поливать.

21.01.2012

Росток вырос теперь он высотой 8 см, а ширина листа составляет 4 см!!!

10.02.2012

Дневник наблюдений Куличковой Ирины:

Я взяла семечки мандарина и положила их в марлю. Затем я взяла блюдце и положила туда марлю с семечками, залила водой.

Прошло два дня. Я взяла почву и насыпала её в горшочек. Потом полила почву и проделала в ней углубления в 1см, посадила туда две семечки.

Прошло ровно три недели и четыре дня. В моём горшочке проклюнулись два маленьких росточка.

Сейчас мои два росточка ростом 5 см и у них появились маленькие листочки. Росточки растут и зеленеют с каждым днём, и я очень радуюсь этому.

Дневник наблюдений Конопелько Светланы:

Я положила в блюдечко 4 семечки помидор, накрыла мокрой марлей.

24.12.2011

Семена в марле я продержала один день, а затем высадила в почву. В маленьком горшочке я сделала 4 лунки по 1см, поместила в них семена и полила.

25.12.2011

Спустя неделю, после полива, появился маленький росточек.

2.01.2012

После того, как ростки проросли, я поставила их на подоконник, поближе к свету. Я тщательно следила за влажностью в почве и освещением. Они выросли длиной 5 см. 20.01.2012

С каждым днём их длина увеличивается. Эти растки можно будет позже высадить в грунт у меня на даче, а потом с них собирать плоды.

20.02.2012

На заключительном этапе основное внимание было уделено коллективному анализу проведенных дел и созданию проекта.

Результаты проекта

Наши исследования доказали, что растения, такие как мандарин или помидор, не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях.

  • http://www.treeland.ru/article/garden/teplic/mainculture/tomat.htm
  • 6 класс. Практическая работа

    «Прорастание семян. Наблюдение за ростом и развитием растений»

    Все мы знаем, что сухие семена могут долго лежать в зернохранилищах, при этом абсолютно без изменений. Но стоит семена посеять, как они через определённый промежуток времени (всё зависит от того, какое семя посажено) начинают прорастать и образовывать всходы. Отсюда первое условие прорастания семян, на которое нужно обратить внимание – это значение воды.

    Вода необходима семенам для набухания, так как при набухании кожура семени разрывается, в результате чего появляются корень и стебель зародыша. Также вода необходима для растворения питательных веществ семени, потому что зародыш семени может всасывать все необходимые питательные вещества только в жидком виде.

    Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. Особенно много воды нужно семенам бобовых растений (гороха, фасоли). Поэтому семена данных видов растений, а также некоторых овощных растений перед посевом желательно замачивать.

    Вторым условием прорастания семян является значение воздуха. Воздух необходим для дыхания семян. Единственным исключением являются семена болотных растений, например риса, которые прорастают только под водой. Для прорастания этих семян достаточно небольшого количества воздуха, растворённого в воде.

    Третье условие прорастания семян значение тепла. Кроме воды и воздуха для прорастания семян необходимо ещё и тепло . Различные растения по-разному относятся к теплу. Например, зёрна пшеницы либо овса прорастают при низких температурах около 1 – 2° тепла. А вот зёрна кукурузы прорастают при более высоких температурах около 10 – 12° тепла. Семена овощных растений, таких, как огурцы и тыквы, прорастают при температуре не менее +12° тепла. Всё зависит от родины растения. Исходя из того, при каких температурах прорастают семена, и принято устанавливать сроки посева.

    Проверим эти утверждения экспериментально.

    Перед началом исследования выдвинем гипотезу: если исключить одно из условий, то семена не прорастут.

    Исследования проведём путем проведения опытов с семенами гороха и фасоли. Каждый вид семян разделим на пять групп: по четыре для опытов и по одной контрольной.

    В опытных группах семена лишим одного из условий для прорастания, а в контрольных группах семян сохраним все условия.

    В течение всего исследования будем вести дневник наблюдений, фотографировать.

    Закладываем опыт. Землю не берём! В каждый стакан кладём 7 – 10 семян фасоли, в другой стакан 7-10 семян гороха. Итого 10 стаканов.

    • Первую группу семян смочим водой и поставим в холодильник.
    • Вторую группу семян смочим водой и поставим в тёмный шкаф в теплой комнате.
    • Третью группу семян поставим в светлой, теплой комнате, но семена оставим сухими.
    • Четвертую группу также поставим в светлой, теплой комнате, но их зальём водой на 3 см выше уровня семян.
    • Пятую группу назовём контрольной. Для этой группы создадим все условия для прорастания: поставим в теплую, светлую комнату, семена смочим водой.

    Группы семян будем ежедневно проверять, фотографировать, наблюдения записывать в дневник. Семена первой, второй, пятой групп будем смачивать водой. Семена четвертой группы будут постоянно находиться полностью под водой.

    Таким образом, можно сказать, что одновременно будем проводить четыре опыта с двумя видами семян.

    Будем наблюдать за семенами 5 суток, ежедневно записывая изменения, происходящие с ними, или фиксировать отсутствие изменений. По окончании опыта сделаем вывод о влиянии воды, воздуха, тепла, света на прорастание семян.

    Дневник наблюдения за прорастанием семян

    Дата закладки опыта

    Описание условий опыта

    Что выявлено

    Вывод о влиянии фактора на прорастание семян

    Первая группа семян

    Семена смочены водой и стоят в холодильнике

    2 день –

    3 день -

    4 день –

    5 день -

    Вторая группа семян

    Семена смочены водой и стоят в тёмном шкафу в теплой комнате

    2 день –

    3 день -

    4 день –

    5 день -

    Третья группа семян

    Наблюдение - один из основных методов познания природы. Если простого наблюдения недостаточно, прибегают к эксперименту - опыту. В сущности, опыт - тоже наблюдение, но проводится это наблюдение в нарочито измененных условиях, которые можно точно учесть.

    Юные натуралисты стремятся получить знания о природе. Наиболее ценные знания они получают в результате наблюдения и опыта. Какими же качествами должен обладать юный натуралист? Прежде всего он должен уметь задавать природе вопросы и с помощью наблюдения и опыта получать от нее же самой ответы.

    Например, путем наблюдения юный натуралист без особых затруднений может установить, что на месте цветков образуются плоды, что вырастают они чаще всего из завязи пестика. Но одним наблюдением нельзя получить ответ на вопрос, почему плоды образуются не из всех цветков. На цветущей вишне огромное количество цветков, а плодов бывает значительно меньше. Чтобы от самого растения узнать причину этого явления, необходимо поставить соответствующие опыты. Применив искусственное опыление, можно установить связь образования плодов с опылением: плод у вишни образуется только в том случае, если цветок опылен.

    Когда любознательный человек попадает в лес или в поле, у него возникает масса вопросов, многократное «почему?». Ответы на них можно получить разными путями: расспросить сведущего человека, прочитать в книге или выпытать ответ непосредственно у самой природы путем наблюдений и опытов.

    Природа полна чудесных загадок. Много загадочного в жизни даже самых обычных наших растений. Вот один из примеров. В конце апреля под Москвой в широколиственных лесах, когда они голы и безлиственны, зацветают хохлатка, гусиный лук, медуница, чистяк, ветреницы и другие растения, которые обычно называют «подснежниками».

    Причина зацветания подснежников на первый взгляд кажется простой. Наступила весна, в воздухе потеплело, тает снег, обнажается почва - появляются и первые весенние цветы. С каждым днем становится теплее - один за другим зацветают растения. Хотя ответ и правильный, но недостаточный. Возникает новый вопрос: почему так быстро зацвели подснежники, а колокольчик, например, еще только начинает свой рост?

    Если исходить из того, что цветки образуются, лишь когда в растении накоплен некоторый запас питательных веществ, то раннее зацветание подснежников следует объяснить тем, что у них уже есть такой запас. Действительно, выкопав цветущее растение и осторожно очистив его подземные органы от почвы, легко обнаружить у одних толстые корневища, у других луковицы, у третьих клубни. В них отложен запас питательных веществ, накопленный в предшествующее лето. Он идет на образование быстро растущих стеблей, листьев, а затем уже образуются цветки, плоды и семена.

    Хотя ответ на возникший вопрос получен, но на этом загадки о подснежниках не кончаются; возникает новый вопрос: почему подснежники как бы «торопятся» цвести? Некоторые из них, например чистяк, выходят из-под снега уже с бутонами. А осенью чистяк лишь трогается в рост и в таком виде остается на зиму. В феврале под снегом снова пробуждается жизнь этого удивительного растения: растет стебель, на нем появляются листья, вырастают бутоны, и, как только растает снег, чистяк зацветает. К июню цикл развития чистяка заканчивается, а его клубни вступают в длительный период покоя. Таким образом, чистяк развивается в неблагоприятное для жизни время и прекращает развитие в самое, казалось бы, лучшее время года.

    Чистяк цветет рано весной, до облиствения деревьев. Очевидно, чистяк очень требователен к свету: он «торопится» цвести, когда деревья голы и в лесу много света. Насколько верно это предположение, можно проверить опытным путем. Попробуйте выращивать чистяк в разных условиях затенения: на хорошо освещенном месте, в легкой тени и на сильно затененном месте. Вы увидите, что никак нельзя считать это растение особенно требовательным к свету, и, значит, наше предположение неверно.

    В чем же дело? Почему, например, ландыш, у которого запасов питательных веществ в корневище не меньше, чем у чистяка, зацветает позднее, когда деревья в лесу уже покрыты листвой?

    Очевидно, мы имеем дело с исторически сложившимися особенностями растений: у чистяка они одни, у ландыша - другие. Какие эти особенности, как и под влиянием каких условий они возникли? Это вопросы сложные, и на первых порах нелегко на них самостоятельно ответить. Прочитайте книгу А. В. Кожевникова «Весна и осень в жизни растений». Из нее вы узнаете, как ученые путем наблюдений и опытов упорно выпытывают у самой природы ответы на интересующие их вопросы. Указаны в книге и не разрешенные наукой проблемы - а их особенно интересно исследовать.

    Летом на лугах, на лесных полянках, по берегам рек растет и цветет множество различных растений. Букеты цветов, которые вы собираете, с каждым днем становятся пышнее, разноцветнее и душистее. Чтобы разобраться в этом многообразии растений, нужна определенная система. Для этого растения надо расположить по группам. В современной науке это делается не по случайным внешним признакам, а по наиболее существенным, отражающим родство видов. Юный натуралист должен уметь хорошо и безошибочно распознавать виды растений, пользуясь ботаническими определителями. Это достигается практикой.

    При наблюдении за природой очень помогает составление гербариев (см. ст. «»). Но включать растения в гербарий надо по определенному плану, а не просто так: что попалось на глаза, то и засушивать.

    Например, вы поставили себе задачу выяснить, какие виды клевера встречаются в вашем районе и какие условия нужны для произрастания каждого из видов. Сначала по определителю вы узнаете, какие вообще виды клевера могут встречаться в вашей области, а затем уже начинаете розыски, «охоту» за клеверами. Каждый найденный вид клевера надо включить в гербарий. А место, где найден клевер, должно быть отмечено на карте района. Клевер и другие бобовые - ценный корм для животных, поэтому сведения об их распространении в районе могут иметь хозяйственное значение.

    Увлекательно и полезно, собирая гербарии, проводить наблюдения над ценными техническими растениями, злаками с высокими кормовыми качествами, медоносами лекарственными растениями, сорняками и т. п. Большое значение имеет сбор плодов и семян хозяйственно ценных растений, особенно кормовых трав. Эти плоды и семена очень нужны в сельском хозяйстве.

    Есть юннаты, которые собирают растения, определяют их, составляют гербарии, но не интересуются тем, как живут, как развиваются эти растения. А ведь изучение жизни - самое увлекательное в деятельности натуралиста. Изучение жизни, знание закономерностей в развитии растения позволяют человеку вмешиваться в жизнь растения, управлять ею в соответствии с нашими намерениями. Без знания закономерностей жизни леса не может быть правильного лесоводства; без знания закономерностей жизни луга нельзя правильно вести луговое хозяйство и т. д.

    Юннаты могут обследовать небольшой участок луга, пойму реки, вырубку, лесную поляну и выяснить, какие на этом участке условия для жизни растений, как влияют эти условия на рост и развитие различных растений. Или можно для наблюдения выбрать один какой-нибудь вид растений, взять под наблюдение несколько растений этого вида, живущих в более или менее различных условиях, и изучить полный цикл их развития. Таким путем можно выяснить, как эти растения переносят неблагоприятные условия зимы, как происходит у них весеннее пробуждение к жизни, как они растут, цветут, опыляются, плодоносят и отмирают. При этом надо иметь в виду, что однолетники отмирают в тот же год, двулетники - на второй год жизни, а многолетники - в зависимости от их индивидуального долголетия.

    Особое значение имеют наблюдения за жизнью, ростом и развитием деревьев и кустарников в полезащитных полосах, в насаждениях вдоль автодорожных трасс и в парках. О некоторых из этих растений неизвестно, как они отзываются на новые условия произрастания, какие породы деревьев и кустарников и в каких сочетаниях лучше всего выращивать в насаждениях, неизвестна и агротехника их выращивания.

    О наблюдаемых явлениях надо немедленно записать в дневник. Полагаться на память не рекомендуется. В дневнике делают и зарисовки, которые вместе с записями и коллекциями помогают лучше понять жизнь растений.

    Наконец, можно провести ряд фенологических наблюдений (см. ст. «»). Систематически проведенные наблюдения покажут вам, как влияют на жизнь растений сезонные и климатические условия.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .