Наблюдение за ростом растений. Методическое пособие "дневник наблюдений"

В течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения, а нередко и потомство некоторых животных. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. Взаимосвязь живого существа со средой обитания в процессе его онтогенетического (индивидуального) развития на протяжении периода взросления неодинакова - она существенно изменяется на разных стадиях его роста и развития. Это обстоятельство дает возможность воспитателю проследить с детьми эти явления на примерах некоторых растений и животных.

Наблюдения за ростом растений
В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается огород на окне, воспитатели выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду, а также зелень для подкормки обитателей уголка природы. В весенне-летнее время предоставляется возможность выращивать огородные культуры на участке детского сада. Любой из вариантов подходит для того, чтобы тщательно проследить рост и развитие одной однолетней культуры - последовательные стадии онтогенеза и соответствующие им условия внешней среды.

Наиболее подходящими для этой цели являются растения, имеющие крупные семена: огородная или декоративная фасоль, горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и др. Крупные семена этих растений быстро и зримо видоизменяются на первой стадии - стадии прорастания. Они набухают, увеличиваются в размере, у них лопается кожица, появляется толстый белый росток (корешок). Все это происходит в течение нескольких дней и обязательно при определенных внешних условиях - наличии влаги и тепла/ Питательные вещества имеются в самих семядолях, семя прорастает за счет их расходования.

Вторая стадия развития - это стадия вегетативного роста, во время которой интенсивно растет зеленая масса: стебель и листья В этот период развития необходим весь комплекс факторов внешней среды: влага, питательные вещества, свет, тепло, воздух. Следующие две стадии онтогенеза - это стадии цветения и плодоношения, т.е. появления новых органов растения - сначала цветов, а затем семян или плодов с семенами. Д это время многие растения нуждаются в большем, чем раньше, количестве воды и питательных веществ (часто совершенно определенных). Именно поэтому их чаще поливают и подкармливают удобрениями. Таким образом, на примере одного, двух растений можно проследить последовательные их изменения, существенные и весьма заметные преобразования их облика во взаимосвязи с меняющимися условиями жизни.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проследить рост и развитие одного растения от семени до семени. Наиболее подходящей культурой для этой цели является огурец. Он имеет ряд преимуществ перед другими культурами: крупные семена, которые при замачивании прорастают; отчетливо видные видоизменения надземной части растения - быстро растущая зеленая масса, большие листья отчетливой формы, красивые и крупные цветы, вкусные плоды; возможность выращивать как на участке, так и в помещении (что особенно ценно). Недостаток один -
довольно большая протяженность всего периода роста и развития от семечка до огурца.

Чтобы вырастить огурец в помещении и получить урожай, надо соблюсти следующие условия: взять скороспелые сорта семян, пригодные для закрытого грунта; создать "теплую грядку" в большой емкости; начать выращивание, когда световой день будет уже достаточно длинным; выращивать не более 2-3 растений на этой грядке.

Последовательные наблюдения за огурцом составляют цикл, содержание которого - изменения растущего и развивающегося растения во взаимосвязи со средой обитания. Спецификой такого цикла являются следующие моменты: оптимальный временной промежуток между наблюдениями (в случае с огурцом - две недели) и обязательная фиксация в календаре как самого растения, так и условий, при которых оно растет. Учитывая, что содержание наблюдений всегда одно и то же (состояние растения, изменения в его облике), их построение может быть одинаковым, т.е. включать один и тот же набор вопросов.

Например, каждое наблюдение за огурцом может проходить по следующей схеме.
o Что перед вами?
o Прошло две недели - изменился ли огурец?
o Что у него изменилось - стебли, листья или еще что-то? Какими они стали?
o Почему изменилось растение?
o В каких условиях рос огурец это время?

На каждой стадии развития растения воспитатель обращает внимание детей на появление новых органов у него и на необходимость изменения условий его жизненной среды (большего, чем раньше, полива, опрыскивания, подкормки и пр.).

Цикл наблюдений за ростом и развитием может быть построен и на примере других растений: редисе (быстро растет, но корнеплод находится в земле, его не видно), томате (интересное растение, но имеет мелкие семена, долгий период развития и сложную агротехнику). Самым доступным является выращивание зелени из луковицы в стеклянной банке. В этом случае наблюдения ведутся за ростом корней и листьев. Однако яркие преобразования (этапы развития) в облике растения отсутствуют, так как изменения отражают лишь процесс его роста. Это же относится и к жизненной среде луковицы - она не меняется, вода, свет, тепло остаются постоянными. Его не надо подкармливать: зеленые перья получают питательные вещества от самой луковицы, от чего она как бы "худеет". Эта особенность выращивания лука оборачивается достоинством - все этапы его роста легко рисовать.

Наблюдения за ростом и развитием животных

Цикл наблюдений за ростом и развитием животных может быть построен на примере тех обитателей детского сада, которые производят потомство. К ним относятся птицы (канарейки, волнистые попугай), млекопитающие (хомячки, белые крысы, морские свинки), живородящие рыбы. Каждое из этих животных имеет свою, ярко выраженную специфику, проистекающую из биологических особенностей вида, поэтому циклы наблюдений за ростом и развитием молодых особей значительно отличаются друг от друга.

Наиболее эффективными являются наблюдения за канарейками: это спокойные птицы, их гнезда открыты - всегда видно, что в них происходит, период высиживания яиц короткий, птенцы вылупляются почти одновременно. Цикл наблюдений включает следующие моменты.

Обустройство гнезда обоими родителями, т.е. подготовка условий для будущего потомства; среда обитания птиц в это время обогащается гнездо строительным материалом, дополнительными кормами (особое значение имеет минеральная подкормка, в частности скорлупа яиц, необходимая для образования твердой оболочки яйца),

Кладка яиц, внутри которых находятся живые зародыши, их высиживание - первая видимая стадия развития птиц, которая осуществляется в определенных условиях: на мягкой подстилке, в гепле, которое дают гнездо и родители, сидящие на яйцах, благодаря питательным веществам, имеющимся в белке.

Вылупившиеся птенцы - вторая стадия онтогенеза; птенцы абсолютно не готовы к самостоятельной жизни, и их выживание целиком зависит от средообразующего поведения родителей: кормления, обогрева и защиты; во внешних условиях добавляется "детский" корм, которым родители выкармливают желторотых малышей.

Птенцы-слетки - третья стадия развития, характеризующаяся смешанными условиями жизни: продолжается опека со стороны родителей и начинается самостоятельное поведение - поиск корма, ориентировка в пространстве; обучение полету и другим навыкам самостоятельной жизни.

Половозрелые молодые птицы (завершающая стадия развития) - они почти не отличаются от родителей, способны сами выводить потомство; условия их жизни такие же, как у взрослых птиц.

Стадии развития попугайчиков такие же, но процесс взросления происходит иначе: вылупление птенцов растянуто во времени, первоначальное развитие скрыто от детей, так как гнездо находится в дуплянке. Тем не менее наблюдения вполне возможны, они только несколько иначе организуются.

У млекопитающих развитие происходит иначе: первая стадия онтогенеза внутриутробная, а внешние условия обычные, самка лишь несколько больше ест, чем обычно, а люди должны бережно с ней обращаться.

Следующая стадия - новорожденность. Этот период характеризуется двумя вариантами развития. У одних видов (например, морских свинок) детеныши рождаются зрелыми (зрячими, в шерсти, быстро начинают самостоятельно передвигаться). У других (например, золотистых хомячков) - незрелыми, беспомощными, (слепыми, голыми, малоподвижными). В обоих случаях мать является главным средообразующим фактором - она выкармливая детенышей молоком, обогревает, охраняет и защищает их. В первом случае этот период короче, так как зрелые детеныши значительно быстрее приобретают навыки самостоятельного поведения. Во втором случае период новорожденности длиннее и протекает, как правило, скрытно (в норе, в домике) до тех пор, пока детеныши не прозреют, не покроются шерстью и не начнут вылезать из гнезда. Внешние условия в это время улучшаются: самку обильно и разнообразно кормят, дают воду, чтобы у нее было молок и, что особенно важно, - не беспокоят семейство. Иногда назойливое внимание людей оборачивается катастрофой: самка съедает свое потомство.

Следующий период в развитии млекопитающих - ювенальный подросшие детеныши много играют под присмотром родителей активно обучаются навыкам взрослого поведения. Внешние уело вия остаются прежними: взрослые животные, как и раньше, опекают малышей-, кормят, заботятся. В отличие от предыдущего периода с детенышами можно общаться, играть.

Заключительная стадия онтогенеза - половозрелость и полно самостоятельное поведение.
Таким образом, цикл наблюдений за ростом и развитием животных на примере декоративной птицы или пушистого зверька позволяет показать детям интересный экологический аспект: ста дни развития животного организма и его взаимосвязь с меняющейся средой обитания. Такой цикл наблюдений имеет особое воспитательное значение: педагог учит дошкольников с большим вниманием, бережно и осторожно обращаться с потомством животных, учит создавать для них благоприятную среду, учитывать хрупкость молодой жизни.

Контрольные вопросы

1. Что такое "недельная методика" ознакомления дошкольника с сезонными явлениями природы? В чем состоит ее специфика?

2. Какие параметры живой и неживой природы воспитатель ежемесячно наблюдает с детьми? Как меняются приемы наблюдений в течение недели?

3. Почему надо наблюдать за ростом и развитием растений и животных? В чем состоит экологический смысл этих наблюдений?

4. Какие стадии развития проходит однолетнее растение? Как организуется и проводится цикл наблюдения за ним?

5. Какие стадии развития проходят животные: птицы, млекопитающие? В чем состоит экологический смысл наблюдений за ними?

6. Какое воспитательное значение имеют наблюдения детей за развивающимися живыми существами?

Задание
Составьте цикл наблюдений за семьей любого животного - напишите номер, название и цель каждого наблюдения

6 класс. Практическая работа

«Прорастание семян. Наблюдение за ростом и развитием растений»

Все мы знаем, что сухие семена могут долго лежать в зернохранилищах, при этом абсолютно без изменений. Но стоит семена посеять, как они через определённый промежуток времени (всё зависит от того, какое семя посажено) начинают прорастать и образовывать всходы. Отсюда первое условие прорастания семян, на которое нужно обратить внимание – это значение воды.

Вода необходима семенам для набухания, так как при набухании кожура семени разрывается, в результате чего появляются корень и стебель зародыша. Также вода необходима для растворения питательных веществ семени, потому что зародыш семени может всасывать все необходимые питательные вещества только в жидком виде.

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. Особенно много воды нужно семенам бобовых растений (гороха, фасоли). Поэтому семена данных видов растений, а также некоторых овощных растений перед посевом желательно замачивать.

Вторым условием прорастания семян является значение воздуха. Воздух необходим для дыхания семян. Единственным исключением являются семена болотных растений, например риса, которые прорастают только под водой. Для прорастания этих семян достаточно небольшого количества воздуха, растворённого в воде.

Третье условие прорастания семян значение тепла. Кроме воды и воздуха для прорастания семян необходимо ещё и тепло . Различные растения по-разному относятся к теплу. Например, зёрна пшеницы либо овса прорастают при низких температурах около 1 – 2° тепла. А вот зёрна кукурузы прорастают при более высоких температурах около 10 – 12° тепла. Семена овощных растений, таких, как огурцы и тыквы, прорастают при температуре не менее +12° тепла. Всё зависит от родины растения. Исходя из того, при каких температурах прорастают семена, и принято устанавливать сроки посева.

Проверим эти утверждения экспериментально.

Перед началом исследования выдвинем гипотезу: если исключить одно из условий, то семена не прорастут.

Исследования проведём путем проведения опытов с семенами гороха и фасоли. Каждый вид семян разделим на пять групп: по четыре для опытов и по одной контрольной.

В опытных группах семена лишим одного из условий для прорастания, а в контрольных группах семян сохраним все условия.

В течение всего исследования будем вести дневник наблюдений, фотографировать.

Закладываем опыт. Землю не берём! В каждый стакан кладём 7 – 10 семян фасоли, в другой стакан 7-10 семян гороха. Итого 10 стаканов.

  • Первую группу семян смочим водой и поставим в холодильник.
  • Вторую группу семян смочим водой и поставим в тёмный шкаф в теплой комнате.
  • Третью группу семян поставим в светлой, теплой комнате, но семена оставим сухими.
  • Четвертую группу также поставим в светлой, теплой комнате, но их зальём водой на 3 см выше уровня семян.
  • Пятую группу назовём контрольной. Для этой группы создадим все условия для прорастания: поставим в теплую, светлую комнату, семена смочим водой.

Группы семян будем ежедневно проверять, фотографировать, наблюдения записывать в дневник. Семена первой, второй, пятой групп будем смачивать водой. Семена четвертой группы будут постоянно находиться полностью под водой.

Таким образом, можно сказать, что одновременно будем проводить четыре опыта с двумя видами семян.

Будем наблюдать за семенами 5 суток, ежедневно записывая изменения, происходящие с ними, или фиксировать отсутствие изменений. По окончании опыта сделаем вывод о влиянии воды, воздуха, тепла, света на прорастание семян.

Дневник наблюдения за прорастанием семян

Дата закладки опыта

Описание условий опыта

Что выявлено

Вывод о влиянии фактора на прорастание семян

Первая группа семян

Семена смочены водой и стоят в холодильнике

2 день –

3 день -

4 день –

5 день -

Вторая группа семян

Семена смочены водой и стоят в тёмном шкафу в теплой комнате

2 день –

3 день -

4 день –

5 день -

Третья группа семян

Старикова Софья

Мясоедова Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования (биология)
МКОУ ДОД Детский эколого-биологический центр


Наблюдения за развитием растений

Дополнительное образование


Работа доказывает, что для проращивания, роста и развития растений необходимы определённые условия.
В работе анализируются условия, необходимые для развития двудольных и однодольных растений.
Наши исследования могут служить источником информации о том, какие условия необходимы для развития растений, а также, что эти условия различны для представителей двудольных и однодольных растений.

Введение
Актуальность. В настоящее время люди продолжают все больше выращивать растения, поэтому актуальным остается знать какие условия необходимы для развития растений, чтобы получить хороший урожай.
Цель: определить условия, необходимые для развития растений.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Провести исследовательские работы по определению условий, необходимых для проращивания, роста и развития растений.
Сравнить условия, необходимые для развития двудольных и однодольных растений.
Гипотеза: основана на предположении о том, что для развития растений необходимы определенные условия.
Практическая значимость: наши исследования могут служить источником информации о том, какие условия необходимы для развития растений, а также, что эти условия различны для представителей двудольных и однодольных растений.
Предмет: условия, необходимые для развития растений.
Объект: семена фасоли и злаков.
Методы исследования:
Теоретические:
Изучение источников информации.
Практические:
Наблюдение за прорастанием семян фасоли;
Наблюдение за ростом и развитием фасоли и злаковых растений;
Сравнение условий, необходимых для развития однодольных и двудольных растений.

Глава 1. Проращивание семян.
1.1.Определение условий, необходимых для прорастания семян.
Для проведения исследования мы отобрали семь крупных неповрежденных семян фасоли. Одно семя мы положили в сухую тряпочку, три завернули в мокрую тряпочку и поместили в теплое место, два семени – в стакан с водой, 1 семя – в мокрую тряпочку, которую поместили в холодильник. Мы следили за тем, чтобы тряпочка постоянно была влажной. За нашими семенами мы наблюдали 4 дня. На основе наших наблюдений мы заполнили таблицу № 1.
Объект

Число_9.02_ Число_10.02 Число_11.02 Число_12.02
1 семя в сухой тряпочке без изменений без изменений без изменений без изменений
3 семени во влажной тряпочке набухли набухли проросли проросток увеличился
2 семени в стакане с водой набухли набухли набухли набухли
1 семя в мокрой тряпочке в
холодильнике без изменений набухли набухли набухли
Таблица № 1
Из таблицы № 1 видно, что семена фасоли, которые мы поместили в сухую тряпочку, не проросли. Это говорит о том, что им не хватило влаги. Семена, которые мы поместили в стакан с водой, только набухли, но им не хватило воздуха, чтобы прорасти. Семя фасоли, которое было в мокрой тряпочке в холодильнике, также не проросло, так как в холодильнике очень холодно, что даже при наличии влаги они медленно набухали.
Вывод: для прорастания семян необходимы условия: влага, воздух, тепло.

Глава 2. Рост и развитие растений.
2.1. Определение условий, необходимых для роста и развития растений.
Для того чтобы определить какие условия необходимы для роста и развития растений, проросшие семена фасоли мы посадили в три горшочка с землей и поставили по одному горшку:
Горшок 1 - на подоконник;
Горшок 2 - в темное место (в шкаф);
Горшок 3 - в холодное место.
Мы следили, чтобы земля во всех горшочках была влажной.
Наблюдения мы вели в течение двух недель и фиксировали их в таблице № 2

Объект
наблюдений Результаты наблюдений
1 неделя 2 неделя
Горшок 1 (на подоконнике) Появился росток с маленьким побегом и листьями Росток развивается хорошо, стебель стал толще, листья крупные, зеленого цвета
Горшок 2 (в темном месте) Появившийся росток имеет длинный побег, маленькие листья желтоватого цвета Побег стал длиннее, листья растут медленно, цвет у листьев и побега не изменился
Горшок 3 (в холодном месте) Росток появился поздно Побег начал расти быстрее, чем листья, растение желтовато-зеленого цвета

Таблица № 2
Из таблицы № 2 видно, что растение в горшке 2, который мы поставили в темное место, имеет маленькие листья и длинный побег. Растение желтого цвета и ему не хватает солнечного света, поэтому оно тянется к нему, удлиняя свой побег. Растение в горшке 3, который мы поставили в холодное место начало развиваться достаточно поздно, удлинятся в побеге и приобретать желтый цвет. Это говорит о том, что растению не хватает тепла. Растение в горшке 1, который мы поставили на подоконник, развивалось хорошо. Стебель у него постепенно утолщался, листья увеличивались в размерах. Растение было зеленого цвета. Эти факторы показывают, что для развития данного растения были соблюдены все условия.
Вывод: для роста и развития растения необходимы условия: воздух, влага, свет, тепло.

2.2. Условия, необходимые для развития однодольных и двудольных растений.
Мы выяснили, что для прорастания семян необходимы вода, тепло и воздух. Прежде чем зародыш тронется в рост, семена впитывают в себя воду и набухают, при этом разрывается их оболочка, и раздвигаются окружающие семя частицы почвы. Под влиянием воды и притока воздуха в семенах увеличивается содержание ферментов. При их участии находящиеся в семенах нерастворимые питательные вещества переходят в легкоусвояемые, и начинается новая жизнь.
Для прорастания семян различных растений требуется неодинаковое количество воды, тепла и воздуха. Чтобы в этом убедиться, мы решили прорастить семена злаков, помещая их в такие же условия, как и семена фасоли. Мы выбрали злаки, так как они являются однодольными, их зародыш содержат одну семядолю. Фасоль – двудольное растение. Ее зародыш содержат две семядоли.
Для прорастания семян фасоли требуется 100% воды от их массы, а для прорастания семян злаковых – 30-40% от их массы.
Требования различных растений к температуре, необходимой для прорастания семян, также неодинаковы. Семена злаков обычно нуждаются для прорастания в более высокой температуре, чем семена фасоли.
Не менее требовательны семена и к достаточному количеству воздуха. Глубоко заделанные семена из-за его недостатка не прорастают.
При прорастании семян, прежде всего, появляется корешок. Он быстро проникает в почву и начинает извлекать из нее воду и питательные вещества. В первый период роста и развития растения из семени усиленно развивается корневая система, а затем начинается и быстрый рост надземной его части (рис.1 и рис.2).

Рис.1 Развитие злаков
Фасоль - теплолюбивое растение. Семена начинают прорастать при 10-12 °С, всходы не выдерживают продолжительного понижения температуры и погибают при -1 °С. Лучшая температура для роста и развития фасоли - 20-25 °С, но плоды успешно образуются и при 15 °С. Требовательна фасоль и к свету, особенно в молодом возрасте. Хорошо растет, развивается и дает высокого качества плоды при достаточном увлажнении.

Рис.2 Развитие фасоли
Для того чтобы убедиться в том, что для роста и развития фасоли и злаков требуются разные условия, мы посадили проросшие семена злаков в 3 горшочка и поместили их в такие же условия, как и семена фасоли. Наблюдая за их ростом и развитием 2 недели, мы сделали вывод, что им требуется гораздо меньше влаги, так как злаки – засухоустойчивые растения. При уменьшении полива растения продолжали хорошо развиваться. Злаки, которые мы поместили в темное место, были желтее, чем фасоль. Это говорит о том, что злаки требуют больше света. По сравнению с фасолью, помещенной в холодное место, злаки в таких же условиях развивались хуже. Значит, им требуется больше тепла.
Сравнив развитие двудольных и однодольных растений, мы пришли к выводу о том, что они имеют разные требования к условиям. Однако, условия для развития двудольных и однодольных растений остаются одинаковые. Все они нуждаются в: воздухе, тепле, свете и влаге.

Заключение.
Мы провели исследования по определению условий, необходимых для проращивания, роста и развития растений на примере фасоли. В ходе наших наблюдений мы выяснили, что для прорастания семян необходимы: влага, воздух и тепло. Продолжая наблюдения, мы установили, что для роста и развития семян необходимы: свет, влага, тепло и воздух.
Для того,чтобы убедиться в том, что однодольные и двудольные растения имеют разные требования к условиям развития, мы наблюдали за проращиванием, ростом и развитием злаков, как представителей однодольных. Получив результаты, мы сравнили их с результатами, полученными при наблюдении за развитием фасоли, как представителя двудольных растений. Мы выяснили, что злаки более требовательны к температуре, свету, но меньше нуждаются в увлажнении.

Список использованной литературы
1. Жизнь растений. Под. ред. М.М. Голлербаха. Т. 3. М.: Просвещение, 1977.
2. Зайчикова С.Г., Барабанов Е.И. Ботаника. - М., ГЭОТАР-Медия, 2009. - 304 с.
3. Зитте П., Вайлер Э.В., Кадерайт Й.В., Брезински А., Кернер К. Ботаника в 4 томах. Т. 2. Физиология растений. - М.: Академия, 2008. - 496 с.
4. Огуреева Г., Микляева И. Ботаника. - М.: Аванта+, 2007. - 96 с.

Цель:

1. Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.

2. Познакомить с различными сортами лука (золотистый и фиолетовый (красный)

3. Показать развитие луковиц на различных этапах роста.

4. Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.

5. Развивать наблюдательность, способность
экспериментировать, делать умозаключения.

Программные задачи :

1. Формировать представление о луковичных, о разнообразии сортов и их назначении.

2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры .

3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.

4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки.

5.Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат :

После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (свет, вода, тепло).

Участники эксперимента:

Воспитатели и дети.

Направленность работы :

Исследовательская.

Формы работы :

Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, срезка, употребление в пищу.

Перспективное планирование :

1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету и сорту.

2. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы.

3. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.

4. Сравнение темпов роста луковиц, с занесением наблюдений в календарь.

5. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.

Оборудование :

Луковицы 8 штук: лук золотистый - 4 штуки и фиолетовый (красный) - 4 штуки, банки, лейки с водой, поддоны с землёй, фартуки для работы.

Ход занятия :

Воспитатель : Ребята, подойдите все к столу и станьте вокруг него. Я хочу показать вам, что я нашла сегодня у дверей нашей группы.

(открываю салфетку с коробки, в которой лежит лук)

Что это?

Верно, это лук. Но посмотрите, он не только разный по величине, но он разный по окраске – у одних луковиц чешуйки золотистые, а у других фиолетовые. В одном они все одинаковые - твёрдые на ощупь. (предлагаю детям внимательно рассмотреть, ощупать луковицы)

Еще я хочу рассказать вам невероятную историю. Когда я поднималась по лестнице, я услышала чьи то голоса. Сначала я думала, что это пришёл кто-то из детей, но когда прислушалась, то поняла, что это спорят луковицы в коробке.

Золотистые луковицы кричали: Нас, золотых луковиц, больше всех, нас хозяйки кладут почти во все блюда, в нас больше всего витаминов, наш сорт сажают чаще, растём мы быстро и даём много зелёных перьев.

Фиолетовый тоже не отставал - А нас режут в изысканные салаты, но это не значит, что в нас мало витаминов и мы менее полезны. Растём мы тоже очень быстро и еще никто не жаловался на вкусовые качества зелёного пера.

Долго слушали этот спор две большие луковицы, а потом тоже вступили в разговор - чего вы спорите, мы всё равно из вас самые быстрые в росте. Вам для роста нужна земля, тепло, вода. А мы можем расти даже без земли.

Но тут луковицы притихли, видимо поняли, что за ними кто-то наблюдает.

Ребята, вы хотите разрешить спор луковиц. Узнать, какой же из них быстрее прорастёт, даст зелёные перья, попробовать на вкус и сравнить их. Вы согласны участвовать в эксперименте?

Наблюдение №1. ,Выращиваем лук’’.

Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

Собрав детей вокруг большого стола, воспитатель предлагает рассмотреть луковицы золотистые и фиолетовые, сравнить их. Подводит их к выводу: луковицы одинаковые по величине, форме, но разные по цвету; все три твердые на ощупь. Затем уточняет, какие условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень. Воспитатель предлагает выращивать лук в разных условиях и в воде и в земле.

Одни дети наливают воду в баночки, ставят луковицы, приклеивают опознавательную информацию, другие делают зарисовки на странице календаря наблюдений. В заключении воспитатель сообщает: через неделю, в этот же день, мы будем рассматривать луковицы и снова их рисовать.

Наблюдение № 2,Выращиваем лук’’

Цель: учить детей замечать изменениями, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий - воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании. В начале разговора воспитатель уточняет, сколько прошло времени со дня посадки луковиц. Мы сажали лук на прошлой неделе, в понедельник. Сегодня тоже понедельник, значит, прошла целая неделя. Ее можно представить цветной полоской, которая состоит из семи квадратиков - дней разного цвета, как в нашем календаре природы. Эту «полоску времени» мы приклеим на страницу, на которой будем рисовать лук.

Наблюдение № 3. ,Выращиваем лук’’.

Цель: учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени корней), связывать их с условиями, в которых находится каждое растение; делать зарисовки с натуры, пользуясь трафаретами; замечать истекшую неделю в календаре,полоской времени’’.

Наблюдение №4. ,Выращиваем лук’’.

Цель: учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать различия и связывать их с неодинаковыми условиями жизни, зарисовать луковицы с натуры.

Наблюдение №5. ,Выращиваем лук’’.

Цель: развивать в детях наблюдательность-умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

В этом наблюдении участвует Заинька. Он интересуется, что выращивают дети, хочет узнать, что они делают с луком, удивляется, что природа есть и в доме (помещении), а не только в лесу.

Выращивание комнатных растений
и наблюдение за ними

Модель методической разработки

После изучения темы «Семя» учащиеся 6-х классов без указания со стороны учителя сами занялись выращиванием растений. В качестве посадочного материала взяли семена гороха и фасоли (то, что мы изучали). В течение нескольких месяцев учащиеся постоянно советовались со мной по поводу приемов ухода за растениями, а в начале марта принесли результат своей работы – плоды. К этому времени в 10-х классах мы приступили к изучению законов Г.Менделя, и бобы, выращенные шестиклассниками, пригодилась в качестве наглядного материала.
При проведении опытов с любыми растениями дома или в школе большую помощь могут оказать специально составленные методические разработки. Предлагаю пример такой разработки, касающейся выращивания растений из вегетативных органов.
При ознакомлении с разными способами вегетативного размножения важно показать приемы, способствующие быстрому размножению. Основные закономерности жизни растений, способы управления их ростом и развитием учащиеся хорошо усваивают в процессе самостоятельной работы. Данный подход способствует связи преподавания с жизнью, соединению обучения с трудом. Он повышает качество знаний учащихся, вызывает потребность применения знаний, полученных на уроках.

Принцип составления разработки

1. Тема и задачи.

2. Подготовительный этап:

а) составить план выполнения всех видов работ;
б) обсудить с учителем технику выполнения работ;
в) создать условия, необходимые для содержания объекта;
г) ознакомиться с правилами безопасности.

3. Наблюдения:

а) сроки проведения отдельных этапов работы;
б) на что следует обратить внимание;
в) какие надо сделать записи.

4. Демонстрационный материал по результатам наблюдений:

а) рисунки, фотографии (можно фильм);
б) дневник наблюдения;
в) живые растения.

5. Оформление отчета:

а) тема опыта и задачи, поставленные перед исследователем;
б) описание культуры;
в) материал и методика работы;
г) результаты работы;
д) сложности и неудачи в работе;
е) вывод (что узнали нового, чему научились, что получено).

Тема: «Выращивание хризантемы из черенков в зимнее время и наблюдение за цветением»

В условиях школы незаменимым материалом для привития учащимся практических навыков по вегетативному размножению растений, а также для осенне-зимнего оформления школьных помещений являются хризантемы. Они красивы и неприхотливы, легко размножаются.

Задачи



а) выставить кущение растения;
б) вызвать цветение растения в зимних условиях.

Подготовительный этап

1. Отобрать красиво цветущие растения.
2. Нарезать черенки с 3–4 узлами, обязательно с пазушной почкой.
3. Поставить черенки в воду на подоконник.
4. Через 2–3 недели, с появлением у черенков корней, пересадить их в горшки со смесью, состоящей из 1 части легкой дерновой земли, 1/4 части перегноя, 1/6 части песка.
5. Высаженные черенки полить, горшки поставить на светлое место с температурой +10...12 °С.
6. Над 5–6-м листом прищипнуть; для формирования ветвистого растения прищипку сделать дважды.
7. Ухаживать за растением: поливать, подкармливать навозной жижей, защищать от прямых солнечных лучей, проветривать помещение. Опрыскивать листья не надо, т.к. они чернеют.
8. Повторить темы: «Стебель», «Ветвление побегов и управление их ростом», «Уход за растениями», «Возрастные особенности растений», «Взаимосвязь между органами растения», «Почва как среда для жизни растений. Удобрения».

Наблюдения

1. Какое количество черенков получается из материнского растения?
2. Какой длины и с каким числом листьев были черенки?
3. Когда у черенков появились корни?
4. Где образуются корни: на месте среза или выше на стебле?
5. Когда появились первые новые листья у прижившегося черенка?
6. Когда произведена прищипка?
7. Когда начали развиваться боковые побеги?
8. Когда наступило цветение?
9. В какое время дня раскрываются соцветия?
10. Сколько дней цветет все соцветие?
11. Опишите соцветие; проследите, образуются ли семена.

Дневник наблюдения любителя-растениевода

Школа

округ_________________город___________________

ученика_______________________________________

Класса

Название культуры и сорта

Хризантема корейская, мелкоцветковая.

Тема опыта: «Выращивание хризантемы из черенков в зимнее время и наблюдение за цветением».

Начало ведения дневника _________________________

Окончание ведения дневника ______________________

Стр. 1. Цель опыта. «Что хочу узнать с помощью опыта?»

Стр. 2. Сведения об исходном материале (фотографии или рисунки материнского растения).

Стр. 8. Вывод

Сколько кустов можно получить от одного куста (ветки) хризантемы.
(Можно приложить фотографии или рисунки.)

Демонстрационный материал по результатам наблюдений

1. Общий вид материнского растения.
2. Срезанный черенок.
3. Общий вид черенка с корнями.
4. Молодое растение после прищипки.
5. Появление соцветий.

Оформление отчета

Тема: «Выращивание хризантемы из черенков в зимнее время и наблюдение за цветами».

Задачи .

1. Научиться размножать растения путем черенкования.
2. Научиться управлять развитием растения:
а) вызвать кущение растения;
б) вызвать цветение растения.
3. Выявить влияние условий на приживаемость черенков.

Описание культуры

Родина хризантемы – Китай и Япония.
Многолетний кустарник.
Происходит из местностей с мягким и влажным климатом.
Наилучшего развития хризантема достигает в условиях достаточного обеспечения почвенной влагой и содержания влаги в воздухе. Сухой воздух, особенно если он сопровождается ветром, ведет к образованию на растениях мелких листьев и к преждевременному одревеснению стеблей, что препятствует нормальному поступлению воды и питательных веществ из почвы. На таких растениях развиваются мелкие цветки и замирают ростовые почки.
Хризантема – культура светолюбивая, и при ее выращивании необходимо оставлять достаточные промежутки, иначе они вытягиваются между растениями, боковые побеги не развиваются.
Хризантемы не выносят смачивания листьев во время полива. Если полив производят сверху, то листья чернеют и растение теряет декоративность. Почернение начинается с нижних листьев и постепенно распространяется вверх по растению. То же можно наблюдать в дождливое лето. Сорта хризантем, культивируемые в производственных масштабах, в период бутонизации могут переносить температуру до –4 °С; при последующем постепенном оттаивании растения приобретают нормальный внешний вид и продолжают развиваться.
Широкое распространение как культура открытого грунта хризантема получила в Краснодарском крае, Республике Адыгее, в других районах Кавказа и побережья Черного моря. В условиях средней полосы Европейской части РФ в грунте могут зимовать только мелколиственные корейские хризантемы, которые цветут с августа и до морозов.
Хризантема обильно и продолжительно цветет. Окраска цветков хризантем многообразна: от снежно-белой до коричневатой через гамму кремовых, золотистых и желтых тонов и от снежно-белой до винно-красной через розовые тона разных оттенков.
Корейские хризантемы размножают делением куста и черенками. Хризантема почти не образует семян, так как в густом соцветии цветки после цветения загнивают. В некоторых случаях, для того чтобы получить семена, соцветия можно прореживать. Кроме того, наливу семян препятствует преждевременное (в конце цветения) усыхание стеблей.
Корейские хризантемы очень хороши для озеленения школы. Их можно из грунта пересаживать в большие горшки, а крупные кусты – в кадки.
Корейские хризантемы используют также для составления букетов.

Материал и методика работы

(В этот раздел переносятся данные из дневника наблюдений.)

Результаты работы

(На основе наблюдений, занесенных в дневник, должны быть представлены обобщенные данные о длине черенков, времени и месте образования корней, появлении новых листьев, цветочных почек, развитии боковых побегов и т.д.)

Сложности и неудачи в работе

Затруднения возникли при посадке черенков. Количество черенков оказалось больше, чем мы заготовили земельной смеси. С целью экономии грунта пришлось посадить по два черенка в горшок.

Вывод

Достоинство вегетативного размножения – в быстром результате, в получении нескольких растений от одного материнского (одной веточки). Прищипывание верхушечной почки приводит к формированию куста. При размножении черенками потомству передаются все особенности материнского растения и новых сортов не получается.

Спонсор публикации статьи: Сидоров Сергей Владимирович предлагает ознакомиться со своим интернет проектом, предназначенным для студентов педагогических специальностей, преподавателей и школьных администраторов. Посетив сайт педагога исследователя Сидорова Сергея Владимировича, который располагается по адресу http://sv-sidorov.ucoz.com/, Вы найдете большое количество статей, которые расскажут про современные инновации в сельских школах, школьный менеджмент, и многое другое. А так же к Вашему вниманию бесплатные материалы по УМК и самостоятельному изучению педагогических дисциплин для студентов, разнообразные тесты, полезные ссылки на образовательные ресурсы, сайты педагогов и сервисы.