Образец учетной политики для налогообложения усн. Как выглядит образец учётной политики «доходов» на УСН

Учетная политика УСН - доходы минус расходы фиксирует способ определения налоговой базы в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. Кроме того, она устанавливает методы определения доходов и расходов, их признание и оценку, а также отражает особенности учета иных показателей, необходимых для бухучета и налогообложения лиц, перешедших на УСН.

Упрощенка: объекты налогообложения

У лиц, перешедших на УСН, есть право выбрать один из двух способов определения объекта налогообложения:

Такой выбор отсутствует у простого товарищества или в случае доверительного управления имуществом: в этих ситуациях можно использовать только второй способ.

Выбранный объект налогообложения указывается в уведомлении, подаваемом в налоговый орган. В налоговой учетной политике рекомендуется отразить, что применяется упрощенная система налогообложения, с указанием объекта налогообложения, который указан в уведомлении, направленном в ИФНС (п. 1 ст. 346.13, п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Подробнее о структуре документа, отражающего учетную политику, читайте в статье «Что включают в себя методические аспекты учетной политики?» .

Учетная политика УСН — 2019: признаем доходы и расходы

Доходами для УСН признаются те же доходы, что и при обычном налоговом режиме, а именно доходы от реализации товаров, имущественных прав, а также внереализационные доходы — например курсовые разницы, возникающие при покупке или продаже валюты, признание должником или судом долга, другие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ . Доходы при УСН признаются по мере их получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

В каких случаях нужно включить в доходы для целей налогообложения ошибочно полученные средства, читайте в статье «Когда ошибочно полученные деньги упрощенец включает в доход» .

Не являются доходами для УСН (п. 1.1 ст. 346.15, п. 8 ст. 346.18 НК РФ):

  • доходы, указанные в ст. 251 НК РФ ;
  • доходы организаций, по которым они обязаны уплатить налог на прибыль по ставкам, прописанным в пп. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ;
  • доходы предпринимателей, облагаемые НДФЛ по ставкам, прописанным в пп. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ.
  • доходы, полученные по видам деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД или патентная система налогообложения.

Также, по мнению Минфина РФ, изложенному в письме от 12.12.2008 № 03-11-04/2/195, не относится к доходам для целей УСН сумма возвращенных авансов.

Соответственно, если выбрана учетная политика УСН «доходы минус расходы», то доходы уменьшаются на перечисленные в ст. 346.16 НК РФ экономически обоснованные расходы, связанные с коммерческой деятельностью или соцвыплатами. Для признания в расходах все издержки должны быть оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Выданные авансы, сам налог при УСН, представительские и другие расходы, которых нет в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в расходах при УСН не учитываются.

С особенностями признания отдельных расходов для расчета налоговой базы можно ознакомиться в статье «Порядок списания расходов при УСН “доходы минус расходы”» .

К приказу по учетной политике потребуется разработать ряд приложений. Подробнее о них — в этой статье .

Инновации 2018-2019 годов

В 2018-2019 годах значительных изменений в законодательстве по УСН, влияющих на формирование учетной политики, не было. В то же время в перечне расходов, которые уменьшают доходы по УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», произошли изменения, которые нужно учитывать при формировании расходов.

Так, в 2018-2019 годах налогоплательщик на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» в качестве затрат может учитывать разницу между размером внесенной платы за вред, который большегрузы причиняют дорогам федерального значения, и величиной транспортного налога, исчисленного за налоговый период в отношении большегрузов (подп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

С 2017 года налогоплательщики на УСН могут учесть расходы на проведение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации, подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика (подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Итоги

В учетной политике фирмы, применяющей УСН, необходимо отразить способы определения расходов и доходов, а также описать особенности их признания и оценки для конкретного вида деятельности, осуществляемого налогоплательщиком.

Учетная политика – это документ, в котором отражен порядок учета и ведения отчетности в компании. При общем и упрощенном режиме выплаты налоговых обязательств состав этого документа различается. Об особенностях учетной политики на УСН читайте в статье.

Следование компании нормам учетной политики подлежит контролю налоговыми органами. В связи с этим важно грамотно составить документ. Учетная политика фирмы должна включать в себя спорные вопросы по отчетности и их решение, способы и методы списания расходов и издержек компании, а также компетенцию предприятия при регулировании нюансов.

Учетная политика на фирме позволяет показать соответствие деятельности компании законодательным нормам. Если возникнет ситуация, в которой потребуется привлечь судебные органы, с помощью учетной политики можно решить спор с налоговой инспекцией в свою пользу.

Законодательно установленной формы учетной политики нет. Ее состав произвольный, но учитывать при этом нормы права необходимо. Состав документа разрабатывается компанией самостоятельно. Формирование учетной политики компании находится в ведомстве главного бухгалтера.

Распоряжение на составление документа должно быть выдано руководителем компании. Форма бланка по учетной политике и разделы, которые будут в нее включены, должны быть согласованы руководителем и выступать в качестве приложения к распорядительному документу.

В учетной политике должны быть перечислены основные позиции и методы организации учета, установленные законодательно, а также обоснование выбора компании способа ведения отчетной документации. В том числе уточнений по документообороту, если таковых нет в законодательных нормах. Сами по себе нормативные законодательные акты описывать в учетной политике компании не нужно.

У предприятия могут быть филиалы и подразделения. Если головная компания приняла учетную политику, то этот документ будет действовать и для остальных отделений.

Для чего нужна учетная политика на УСН?

Документ об учетной политике компании требуется для создания обобщенного регламента составления отчетной документации и ведения налогового и бухгалтерского учета. Основная часть этого документа содержит сведения о первичных бланках, применяемых на фирме для отражения финансовых операций по счетам. Сведения и регламент учета первичных документов также учитывается и налоговыми органами при проверке.

Компания может применять на выбор:

  • унифицированные формы бланков первичной документации;
  • бланки, разработанные компанией (предварительно эта форма должна быть утверждена территориальным органом ФНС).

Однако собственные бланки разрешены не для всех форм первичной документации. Самостоятельно созданные документы не допускаются, касательно форм:

  • и бланков банковских учреждений (например, расчетно-кассовые ордера, книга кассира-операциониста и иные формы утвержденных законодательно форм);
  • учета денежных вознаграждений сотрудникам (формы этих документов утверждены Госкомстатом);
  • документов, которые используются в кадровом делопроизводстве.

Кроме того, существуют реквизиты компании, которые необходимо вносить в формы, даже установленных на фирме документов. К ним относится:

  • название документа;
  • календарная дата его составления;
  • наименование компании;
  • описание операции производимой в отношении счета фирмы;
  • сумма, в отношении которой составляется документ;
  • лицо, ответственное за проведение операции (необходимо указание занимаемой должности и ФИО).

Заполненный документ всегда должен резервироваться личной подписью. Формы первичных документов могут проводится как на бумажном носителе, так и в электронном варианте.

Выбранная форма «первички» должна быть закреплена в учетной политике компании. Чтобы закрепить правила налогового учета, в документе об учетной политике регламентируются правила налогообложения.

Как правило, форма документа об учетной политике на УСН должна включать следующие разделы:

  1. Описание общего документооборота, принятого на фирме.
  2. Политика компании касательно составления бухгалтерской отчетности.
  3. Процесс налогообложения и порядок составления документации для ФНС.

Произвольное составление учетной политики компании создает массу возможностей для фирмы. На некоторых предприятиях размер документа об учетной политике составляет 60 и более страниц.

Учетная политика обязательна для фирм. Это обосновано законодательно (ФЗ №402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.). Это требование касается в том числе и компаний, которые осуществляют финансово-хозяйственную деятельность на упрощенной системе с объектом «доходы».

Законодательством не установлен конкретный перечень разделов в составе документа об учетной политике. Рекомендации перечислены в ПБУ 1/2008 «Учетная политика».

Учетная политика для компаний на УСН «доходы»

Документация об учетной политике в компании отражает ее учетную политику и процесс заполнения отчетности. На упрощенном режиме исчисления налогов работают, как правило, малые предприятия. Для них оформление документа об учетной политике также обязательно.

Это же касается ТСЖ (ТСН). Учетная политика таких компаний будет аналогичной. Документ в ТСЖ (ТСН) должен содержать общеустановленные нормы ведения учета в компании.

В учетной политике следует закрепить также и процедуру сдачи отчетности в контролирующие органы. В приложении к документу должны быть указаны бухгалтерские регистры по учету недвижимого имущества и иных активов. Единым налоговым реестром для налогового учета является КУДиР.

Учетная политика для ИП

Предпринимателям не обязательно вести бухгалтерский учет. ИП может не составлять бухгалтерского баланса и оформлять проводки по методу двойной записи. Счета ИП не обязаны подвергаться тотальной проверке на предмет соответствия нормам бухгалтерского учета.

Однако налоговый учет должен вестись компаниями не зависимо от вида прав собственности и юридической формы ведения деятельности. Индивидуальные предприниматели должны регламентировать в учетной политике только отчетность для целей налогообложения.

В учетной политике ИП должно быть отражено:

  • система налогообложения, которая была принята организацией (УСН);
  • выбранный объект исчисления налоговой базы;
  • процесс ведения учета кассовым методом, а также учет активов.

В учетной политике компании принимается документация для учета как в электронном, так и в бумажном варианте.

Учетная политика для ООО

Если организация начинает деятельность на УСН, ей необходимо отразить процесс ведения отчетной документации в компании в учетной политике. Для организаций, осуществляющих деятельность на упрощенной системе налогообложения, установлены следующие варианты ведения бухгалтерского учета:

  • при соблюдении законодательных норм ведения бухгалтерского учета;
  • в условиях применения норм ведения учета для малых предприятий.

В соответствующем разделе документа необходимо указать выбранную систему налогообложения, по которой компания будет осуществлять свою деятельность. Кроме того, потребуется указание объема прибыли и иные нюансы. Чтобы налоговые платежи и их исчисление можно было контролировать, необходимо вести КУДиР.

Как формируется учетная политика на УСН?

Документ об учетной политике подлежит формированию при создании юридического лица и начале его деятельности. Изменение утвержденной формы возможно по веским основаниям, среди которых:

  • изменение норм действующего законодательства (если они непосредственно касаются деятельности предприятия);
  • масштабные изменения установленного процесса ведения учета;
  • изменения характеристик компании (смена вида деятельности, налогового режима и т.д.).

Если произошли какие-либо изменения, их необходимо внести до начала календарного года.

Состав документа должен максимально отражать правила ведения учета и документооборота в компании. Как правило, обязанность составления учетной политики возлагается на главного бухгалтера, но ответственным лицом может быть назначен и другой сотрудник.

Порядок действий при составлении документа об учетной политике:

  1. Составление плана счетов. Список должен учитывать необходимость проведения в дальнейшем аналитического анализа деятельности. Сведения проверяются на соответствие деятельности компании.
  2. Составление списка документов, которые будут задействованы в первичном учете.
  3. Составление перечня документации по всем участкам с указанием уполномоченного за ведение учета лица.
  4. Определение сроков сдачи отчетности и каждого документа для дальнейшей обработки.
  5. Разработка инструкций для должностных лиц, которые имеют отношение к учету.

Документ утверждается руководителем компании и начинает действовать с момента составления соответствующего приказа. Ежегодно, если в учетную политику не вносились корректировки, срок ее действия переносится на следующий год распорядительным документом от руководителя.

Образец учетной политики на УСН «доходы» или иных режимов налогообложения будет включать стандартные разделы. Документ об учетной политике ООО включает три раздела. Учетная политика ИП, поскольку бухгалтерский учет им не ведется – два. Не зависимо от режима налогообложения учетная политика разрабатывается, согласовывается и вступает в силу в организации в общем порядке. Образец документа можно посмотреть ниже.

Организации, зарегистрированные в текущем году и пожелавшие с начала своей предпринимательской деятельности использовать упрощённую систему налогообложения, как и все остальные организации, уже применяющие этот специальный налоговый режим, в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» обязаны вести бухгалтерский учёт в полном объёме. До вступления же в силу закона № 402-ФЗ «упрощенцы» обязаны были вести бухгалтерский учёт только основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).

Причина такого исключения заключалась в том, что согласно статье 346.12 НК РФ не вправе были применять упрощённую систему налогообложения организации, у которых, в частности, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учёте, превышает 100 000 000 руб.

Если до 1 января текущего года «упрощенцы» ещё задавали вопрос о необходимости составления учётной политики, то теперь все сомнения на этот счёт отпали.

Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учёта составляет его учётную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учётную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учёте, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 1 и 2 закона № 402-ФЗ).

Основы формирования учётной политики для целей бухгалтерского учёта содержатся в Положении по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утв. приказом Минфина России от 06.10.08 № 106н). В ПБУ 1/2008 дано более расширенное определение учётной политики организации. Под таковой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2).

Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учёта конкретных операций, са-мостоятельная разработка способов ведения учёта и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов и составляют учётную политику организации.

Так как для расчёта налога, уплачиваемого при использовании УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», часто используются нормы главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, которые, в свою очередь, тоже предусматривают варианты учёта, то и налоговая учётная политика «упрощенцам» с указанным объектом также необходима.

Чаще всего упрощённую систему налогообложения применяют организации с небольшим штатом бухгалтерии (в основном только главный бухгалтер), поэтому у этих организаций возникает естественное желание максимально упростить и сблизить бухгалтерский и налоговый учёты. К сожалению, это не всегда возможно. Хотя для субъектов малого предпринимательства, в том числе и «упрощенцев», возможностей больше, так как они могут не применять ряд положений по бухгалтерскому учёту, а также для них предусмотрены особенности применения некоторых норм из отдельных ПБУ, которые позволяют сблизить бухгалтерский и налоговый учёты. (Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».)

Поэтому учётную политику «упрощенца» следует начать с перечня нормативных актов, на основе которых он будет вести свой учёт. В него следует включить кроме упомянутого закона № 402-ФЗ следующие нормативные акты:
Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н);
План счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н);
перечень ПБУ, которые будут применяться в учёте;
информацию Минфина России № ПЗ-3/2012 «Об упрощённой системе бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности для субъектов малого предпринимательства»;
методические указания и рекомендации, выпущенные Минфином России и другими министерствами и ведомствами, необходимые в работе организации (данную фразу можно просто перенести в учётную политику, не перечисляя указания и рекомендации).

Естественно, если в одном приказе объединены и бухгалтерская, и налоговая учётная политика, то следует указать и главный налоговый документ - Налоговый кодекс РФ.

Также в учётной политике указываются ответственные лица за организацию и ведение бухгалтерского учёта. Та-ковыми являются:
руководитель - за организацию бухгалтерского учёта, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и хранение документов бухгалтерского учёта (ст. 7 закона № 402-ФЗ);
главный бухгалтер - за ведение бухгалтерского учёта (ст. 7 закона № 402-ФЗ) и формирование учётной политики (п. 4 ПБУ 1/2008).

Напоминаем, что согласно пункту 3 статьи 7 закона № 402-ФЗ на ведение бухгалтерского учёта может быть заключён договор с организацией или специалистом, а на малых и средних предприятиях руководитель может вести учёт самостоятельно. Это следует учесть при распределении ответственности.

Пунктом 4 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что вместе с выбранными методами учёта утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;
формы первичных учётных документов, регистров бухгалтерского учёта, а также документов для внутренней бух-галтерской отчётности;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
способы оценки активов и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учётной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями;
другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.

В учётной политике следует утвердить все используемые организацией первичные документы (п. 4 ст. 9 закона № 402-ФЗ). Это относится как к унифицированным формам первичных документов, утверждённым постановлениями Госкомстата России, так и к самостоятельно разработанным. Ведь унифицированные формы первичных документов теперь не являются обязательными для применения.

«Упрощенец» также должен в учётной политике закрепить выбор варианта форм бухгалтерской отчётности, ведь приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н для субъектов малого предпринимательства предусмотрено право выбора между:
общими формами отчётности;
упрощёнными общими формами;
формами, предназначенными только для малых предприятий.

С нашей точки зрения, для «упрощенцев», имеющих небольшой объём учёта, предпочтительней применять формы, предназначенные для малых предприятий.

Ещё одним обязательным элементом учётной политики является закрепление выбранного объекта налогообложения - «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».

В следующем разделе учётной политики «Методика ведения бухгалтерского и налогового учётов» следует перечислить элементы учёта, которые будет применять «упрощенец».
Регистры учёта

С 2013 года формы регистров бухгалтерского учёта утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта (п. 5 ст. 402-ФЗ).

Регистры выбираются в соответствии с выбранной формой ведения бухгалтерского учёта:
если учёт ведётся с помощью компьютерной программы, то применяются регистры, предусмотренные в этой программе (самый распространённый вариант);
при журнально-ордерной системе учёта применяются журналы-ордера;
при мемориальной системе применяются мемориальные ордера;
при упрощённой системе учёта для малых предприятий - книга хозяйственных операций без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учёта имущества (приведены в приложениях № 1-11 к Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н).

Статьёй 346.24 НК РФ предусмотрен только один вариант регистра налогового учёта - это Книга доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения (утв. при-казом Минфина России от 22.10.12 № 135н). При этом пунктом 1.4 порядка заполнения книги учёта доходов преду-смотрена возможность её ведения как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Именно этот выбор и следует закрепить в учётной политике.

Методы учёта доходов и расходов
Большинство организаций учитывают в бухгалтерском учёте доходы и расходы методом начисления (разделы IV по-ложений по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. приказами Минфина России от 06.05.99 № 32н и № 33н соответственно).

Но из этого правила есть исключение. Абзац 9 пункта 12 ПБУ 9/99, абзац 2 пункта 18 ПБУ 10/99 и раздел 4 упо-мянутых типовых рекомендаций позволяют субъектам малого предпринимательства вести учёт доходов и расходов кассовым методом. Особенности бухгалтерского учёта при кассовом методе учёта разъяснены в типовых рекомендациях.

Для целей расчёта налога по УСН главой 26.2 НК РФ (ст. 346.17) предусмотрено, что упрощенцы ведут учёт доходов и расходов только кассовым методом.

Как видим, нормативные правовые документы позволяют «упрощенцу» использовать кассовый метод в обоих учётах. Однако такой выбор не приведёт к уменьшению работы бухгалтера. Дело в том, что в ряде случаев различия между учётами при одинаковом методе больше, чем при применении разных методов учёта доходов и расходов.

Так, например, в бухгалтерском учёте при кассовом методе материальные расходы признаются при условии их оплаты и списания на затраты, а в налоговом учёте при кассовом методе для их признания достаточно лишь факта оплаты.

Учёт недорогих активов, отвечающих критериям основных средств
Следует определить, как будут учитываться активы с невысокой стоимостью - в составе МПЗ или основных средств, а также эту «пограничную» стоимость (п. 5 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» (ПБУ 6/1), утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н).

Амортизация основных средств и нематериальных активов

Пунктом 18 ПБУ 6/01 предусмотрены следующие способы начисления амортизации по основным средствам:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ).

Для начисления амортизации нематериальных активов пунктом 28 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт нема-териальных активов» (ПБУ 14/2007) (утв. приказом Минфина России от 27.12.07 № 153н) предусмотрены следующие способы: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объёму про-дукции (работ).

Для целей расчёта налога по УСН главой 26.2 НК РФ альтернативы в учёте расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов «упрощенцу» не предоставляет. Такие расходы признаются в соответствии с пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ.

Следует принять решение о проведении переоценки основных средств и нематериальных активов или отказе от неё в бухгалтерском учёте (п. 15 ПБУ 6/01, п. 16 ПБУ 14/2007).

Метод списания сырья и материалов

Пунктом 16 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) (утв. при-казом Минфина России от 09.06.01 № 44н) предусмотрены следующие варианты оценки при отпуске МПЗ в производство и ином их выбытии:
по себестоимости каждой единицы;
средней себестоимости;
себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

Для целей расчёта налога по УСН материальные расходы принимаются в уменьшение полученных доходов в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьёй 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Пунктом 8 этой статьи предусмотрены следующие методы оценки при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг):
по стоимости единицы запасов;
средней стоимости;
стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Расходы по доставке товаров
Пункты 6 и 13 ПБУ 5/01 предусматривают вариантность учёта расходов по заготовке и доставке товаров до склада организации:
включение их в стоимость товара (счёт 41 «Товары»);
учёт их в составе расходов на продажу (счёт 44 «Расходы на продажу») и списание пропорционально реализации то-варов.

Для целей расчёта налога по УСН расходы, непосредственно связанные с реализацией товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Учёт данных расходов не зависит от учёта товаров.

Но даже если «упрощенец» выберет одинаковый вариант в обоих учётах (не включать эти расходы в стоимость товара), минимизировать работу бухгалтера не получится. Ведь в бухгалтерском учёте расходы по заготовке и доставке товара следует распределять между реализованными и оставшимися на складе товарами.

Учёт процентов по долговым обязательствам
Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) (утв. приказом Минфина России от 06.10.08 № 107н) выбор предоставлен только субъектам малого предпринимательства.

Согласно пункту 7 ПБУ 15/2008 малые предприятия вправе по выбору признавать все расходы по займам прочими расходами либо прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.

Для целей расчёта налога по УСН главой 26.2 НК РФ предусмотрена возможность учёта процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов) (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Такие проценты согласно пункту 2 статьи 346.16 НК РФ учитываются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьёй 269 НК РФ. В силу же этой нормы расходы по процентам принимаются для учёта в пределах рассчитанного лимита. Существует два способа его расчёта:
в пределах 20% от среднего уровня процентов, уплачиваемых по долговым обязательствам, выданным в одном и том же квартале на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объёмах, под аналогичные обеспечения;
в пределах ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза, - при оформлении долгового обяза-тельства в рублях и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Прочие элементы учётной политики
К таковым можно отнести:
порядок принятия к учёту материально-производственных запасов в бухгалтерском учёте. Планом счетов предусмот-рены два варианта: по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) на счёте 10 «Материалы» или по учётным ценам (возможность использования дополнительных счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»). В налоговом учёте - только по фактической стоимости;
порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте (п. 70 положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности);
порядок исправления существенных ошибок в бухгалтерском учёте. Необходимо определить, какие ошибки будут считаться существенными. Субъекты малого предпринимательства вправе выбрать способ их исправления: в общем порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учёту «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности» (ПБУ 22/2010) (утв. приказом Минфина России от 28.06.10 № 63н), или в порядке, установленном для несущественных ошибок, то есть в корреспонденции со счётом 91 «Прочие доходы и расходы» и без ретроспективного пересчёта (т. е. перспективно) (п. 9 ПБУ 22/2010).

Организациям, применяющим УСН и ЕНВД, необходимо также разработать порядок раздельного учёта доходов и расходов по указанным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения распределять пропорционально долям доходов в общем объёме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).
Приведённый перечень элементов учётной политики не является исчерпывающим. Каждая организация должна учесть нюансы свой деятельности и предусмотреть порядок их учёта в учётной политике.

Пример учётной политики для малого предприятия, применяющего УСН

Утверждаю: Генеральный директор

Положение об учётной политике ООО «ХХХ» на 2013 год

1. Общие положения
1.1. ООО «ХХХ» ведёт бухгалтерский учёт в соответствии:
с Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»;
Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России № 34н от 29.07.98);
Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н);
Положением по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утв. приказом Минфина России от 06.10.08
№ 106н);
Положением по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99) (утв. приказом Минфина России от 06.07.99
№ 43н);
Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) (утв. приказом Минфина России
от 09.06.01 № 44н);
Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» (ПБУ 6/01) (утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н);
Положения по бухгалтерскому учёту «События после отчётной даты» (ПБУ 7/98) (утв. приказом Минфина России от 25.11.98 № 56н);
Положением по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 9/99) (утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н);
Положением по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н);
Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) (утв. приказом Минфина России от 27.12.07
№ 153н);
Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) (утв. приказом Минфина России
от 06.10.08 № 107н);
Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт финансовых вложений» (ПБУ 19/02) (утв. приказом Минфина России от 10.12.02 № 126н);
Положением по бухгалтерскому учёту «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) (утв. приказом Минфина России от 06.10.08
№ 106н);
Положением по бухгалтерскому учёту «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности» (ПБУ 22/2010) (утв. приказом Минфина России от 28.06.10 № 63н);
информацией Минфина России № ПЗ-3/2012 «Об упрощённой системе бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности для субъектов малого предпринимательства», -
а также методическими указаниями и рекомендациями, выпущенными Минфином России и другими министерствами и ведомствами и не-обходимыми в работе организации.
1.2. ООО «ХХХ» применяет упрощённую систему налогообложения и ведёт налоговый учёт в соответствии с главой 26.2 НК РФ. Объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
1.3. Ответственность за организацию бухгалтерского учёта в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и хранение документов бухгалтерского учёт несёт руководитель организации (ст. 7 закона № 402-ФЗ).
1.4. Главный бухгалтер несёт ответственность за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности (ст. 7 закона № 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).

2. Организационно-технический раздел

2.1. Бухгалтерский учёт организует и ведёт бухгалтерский отдел ООО «ХХХ».
2.2. Бухгалтерский учёт в организации ведётся в компьютерной программе YYY.
2.3. Организация в качестве первичных учётных документов применяет унифицированные формы документов, утверждённые постановлениями Госкомстата России:

От 05.01.04 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты»;
от 25.12.98 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту торговых операций»;
от 18.08.98 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций, по учёту результатов инвентаризации»;
от 27.03.2000 № 26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учётной документации ИНВ-26 „Ведомость учёта результатов, выявленных инвентаризацией"»;
от 21.01.03 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту основных средств»;
от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»;

От 01.08.01 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учётной документации № АО-1 „Авансовый отчёт"»; унифицированные формы документов, утверждённые положениями Банка России:
от 19.06.12 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;
от 12.10.11 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации»,
а также самостоятельно разработанные первичные документы {приложение № 1 к учётной политике). Обязательными реквизитами первичного учётного документа являются:
наименование документа;
дата составления документа;
наименование экономического субъекта, составившего документ;
содержание факта хозяйственной жизни;
величина натурального и {или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
наименование должности лица {лиц), совершившего {совершивших) сделку, операцию, и ответственного {ответственных) за правильность её оформления либо наименование должности лица {лиц), ответственного {ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
подписи лиц, предусмотренных предыдущим пунктом, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Остальные реквизиты являются дополнительными и заполняются по мере возможности {ст. 9 закона № 402-ФЗ).
2.4. Регистры бухгалтерского учёта соответствуют регистрам из компьютерной программы YYY.
Регистры бухгалтерского учёта, составленные автоматизированным способом, выводятся на бумажный носитель по окончании отчётного периода, а также по мере необходимости и по требованию проверяющих органов.
Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учёта являются {ст. 10 закона № 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008):
наименование регистра;
наименование экономического субъекта, составившего регистр;
дата начала и окончания ведения регистра и {или) период, за который составлен регистр;
хронологическая и {или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учёта;
величина денежного измерения объектов бухгалтерского учёта с указанием единицы измерения;
наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
2.5. Лицами, имеющие право подписывать первичные учётные документы, являются:
2.6. Рабочий план счетов соответствует предусмотренному плану в компьютерной программе YYY (приложение № 2).
2.7. График документооборота приведён в приложении № 3.
2.8. Инвентаризация проводится в соответствии с законодательством, но не реже одного раза в год {перед составлением годовой отчётности). Инвентаризация основных средств проводится один раз в 3 года {ст. 11 закона № 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008, п. 27 положения по ведению бухгалтерского учёта, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств {утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49)).
2.9. Изменения учётной политики
Последствия изменения учётной политики отражаются в бухгалтерской отчётности перспективно {п. 15.1 ПБУ 1/2008).
2.10. Исправление существенных ошибок
Существенность каждой ошибки будет определяться в каждом конкретном случае главным бухгалтером совместно с руководителем организации.
Исправление существенных ошибок предшествующего отчётного года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчётности за этот год, осуществляется в порядке, установленном для несущественных ошибок, т. е. в корреспонденции со счётом 91 и без ретроспективного пересчёта {перспективно) {п. 9 ПБУ 22/2010).
2.11. Бухгалтерская отчётность оформляется с использованием форм бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства {п. 6.1 приказа Минфина России от 02.07.10 № 66н).
2.12. Способы оценки активов и обязательств.
В соответствии с пунктом 25 положения по ведению бухгалтерского учёта организация ведёт бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях и копейках.

3. Методика ведения учётов

Элементы

Бухгалтерский учёт

Основание Учёт в целях
учётной политики налогообложения
Основание
Регистры учёта Формы регистров, разработанные в
компьютерной
программе YYY
Пункт 4
ПБУ 1/2008,
статья 10 закона № 402-ФЗ
Книга доходов и расходов в электронном виде Статья 346.24 НК РФ, пункт 1.4 Порядка заполнения Книги учёта доходов и расходов (утв. приказом Минфина России от 22.10.12 № 135н).
Методы учёта Метод начисления Раздел 4 ПБУ 9/99,
раздел 4 ПБУ 10/99
Кассовый метод Статья 346.17 НК РФ
Амортизация
ОС и НМА
Линейный способ Пункт 18 ПБУ 6/01,
пункт 28 ПБУ 14/2007
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ
Учёт недорогих активов Активы стоимостью не выше указанной в пункте 5 ПБУ 6/01 учитываются в составе МПЗ независимо от срока их использования Пункт 5 ПБУ 6/1 Активы стоимостью не выше указанной в пункте 1 статьи 256 НК РФ
в составе МПЗ независимо
от срока их использования
Статья 256 НК РФ
Переоценка
ОС и НМА
Не проводится Пункт 15 ПБУ 6.01 НЕ предусмотрена
Учёт МПЗ МПЗ учитываются
по фактической стоимости
План счетов МПЗ учитываются фактической себестоимости по фактической стоимости Статья 254главы 25 НК РФ
Формирование
стоимости товаров
Затраты по заготовке и доставке товаров до склада организации учитываются
в расходах на продажу
Пункты 6, 13 ПБУ 5,01 Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты Подпункт 2
статьи 346.17
НК РФ
Оценка МПЗ
(в т. ч. и товаров)
при выбытии
по фактической себестоимости Пункт 16 ПБУ 5/01 По фактической стоимости Подпункт 2 пункта 2
статьи 346.17 НК РФ
Резервы по
сомнительным долгам
Резерв по сомнительным долгам создаётся в отношении дебиторской задолженности, не погашенной в сроки, установленные договором, и не обеспеченной
соответствующими гарантиями, при условии что её величина превышает 50% от соответствующей статьи
баланса на конец отчётного
периода
Пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации Не предусмотрен
Учёт процентов
по долговым обязательствам
Учитываются на счёте 91 Пункт 7 ПБУ 15/2008 Предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной
произведены ставке рефинансирования Банка России с учётом коэффициента, установленного в статье 269 НК РФ
Статья 269 главы 25 НК РФ

ВАЖНО :

Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учёта конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учёта и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов и составляют учётную политику организации.

Учётную политику «упрощенца» следует начать с перечня нормативных актов, на основе которых он будет вести свой учёт.

Обязательным элементом учётной политики является закрепление выбранного объекта налогообложения - «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Лучше выбрать в качестве «пограничной» стоимости минимальную стоимость основных средств, указанную в пункте 1 статьи 256 НК РФ, - 40 000 руб. (она же сейчас предлагается и в пункте 5 ПБУ 6/1). В этом случае учёт МПЗ будет одинаков и для бухгалтерского учёта, и при УСН.

Даже если «упрощенец» выберет одинаковый вариант в обоих учётах (не включать эти расходы в стоимость товара), минимизировать работу бухгалте-ра не получится. Ведь в бухгалтерском учёте расходы по заготовке и доставке товара следует распределять между реализованными и оставшимися на складе товарами.

Необходимо определить, какие ошибки будут считаться существенными.

Ирина ЛАНИНА, аудитор

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Это основной документ, который устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
  • круг ответственных лиц;
  • формы, регистры и бланки первичной документации;
  • документооборот;
  • порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.

В нем должны быть подробно раскрыты все особенности ведения бухучета и налогообложения.

Документ может быть утвержден на год или на несколько лет. Но в 2019 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.

При формировании следует опираться на действующее законодательство:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
  2. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
  3. Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
  4. Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
  5. Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
  6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
  7. Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.

В интернете можно найти конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно, он поможет быстро составить рабочий документ или подготовить изменения для действующего. В конце этой статьи вы сможете скачать бесплатно учетную политику организации: образец 2019 года с приложениями.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы, а также те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии также пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.

Правила утверждения

Утвердить учетную политику должен руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.

Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Обратите внимание, что законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Однако речь идет о вновь созданных госкомпаниях. Так, УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение.

Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре месяце. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите, как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.

Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для данной ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги данной категории. Обязательно пропишите:

  1. Номер и дату составления.
  2. Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
  3. Суть распоряжения.
  4. Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
  5. Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
  6. Определите лицо, ответственное за контроль над исполнением приказа.

Пример приказа об утверждении УП в бюджетном учреждении

Общедоступный документ

С 2019 года положения УП должны быть общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а, следовательно, и составлять УП не обязаны.

А это значит, что все представители бюджетной сферы должны опубликовать положения УП на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении УП вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Такой подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжениям. Простыми словами, учредитель может проконтролировать:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Рассмотрим порядок составления учетной политики в виде таблицы.

Наименование пункта

Ответственные лица за формирование и утверждение

Разрабатывает главный бухгалтер или другое лицо, ответственное за ведение бюджетного учета. Утверждает только руководитель.

Обратите внимание, что если в штате госучреждения отсутствует должность главный бухгалтер (бухгалтер), а ведение бухучета передано стороннему лицу, компании, централизованной бухгалтерии по договору на осуществление бухобслуживания, то составлением учетной политики в таком случае должен заниматься тот субъект, на которого возложена обязанность по ведению бухучета. То есть на стороннего бухгалтера или компанию, централизованную бухгалтерию, аутсорсинговую организацию и другое.

Информация об учреждении

Необходимо подробно указать не только полные регистрационные сведения об организации, ее видах и целях деятельности, но и данные об учредителе, обособленных подразделениях и прочую информацию.

Нормативная база

Определяется с учетом специфики учреждения. Указывается в виде перечня НПА, на основании которого осуществляется бухгалтерский и налоговый учет.

Обратите внимание, что с 2019 года бюджетники обязаны в состав нормативной базы включать не только положения новых федеральных стандартов, но и УП учредителя.

Ознакомиться с положениями УП учредителя можно на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, либо запросить информацию напрямую.

Порядок внесения изменений

Законодательством установлено, что изменения следует вносить 31 декабря года, предшествующего году вступления изменений. Исключительные случаи: значительное изменение законодательства в течение финансового года. Пропишите данные нормы отдельным пунктом.

Обратите внимание, что новый ФСБУ № 274н определил исчерпывающий порядок внесения изменений, дополнений и корректировок в документ. Об этом более подробно мы рассказали ниже.

Организационно-техническая часть

Порядок ведения бухучета

Определяется круг ответственных лиц (бухгалтер в единственном лице, отдел бухгалтерии или сторонняя организация). Также необходимо указать, каким способом ведется учет (вручную, с помощью программных продуктов или через интернет-ресурсы).

Формы первичных документов и регистров

На основании 402-ФЗ и ФСБУ, бюджетная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить бланки первички и регистров учета. Либо предусмотреть использование унифицированных форм. Это решение необходимо закрепить в учетной политике (либо указать номера и коды ОКУД унифицированных форм, либо приложить собственные бланки).

Право и порядок подписи документации

Отдельно пропишите, кто имеет право первой подписи, а кто — второй на всех финансовых документах. Обычно это директор и главбух. Но предусмотрите ответственных лиц на периоды отсутствия начальника и главного бухгалтера.

Также определите ответственных, имеющих право подписи первичной документации, это может быть бухгалтер или другой специалист.

Рабочий план счетов

На основании Единого плана счетов разработайте свой. Указывайте только те счета, которые используются для учета. Пропишите корреспонденцию, если этого требует специфика учреждения.

Документооборот

Распишите порядок передвижения документации (первичка, регистры, отчетность, прочее) между структурными подразделениями бюджетной организации. Определите ответственных лиц в каждом отделе. Ознакомьте под подпись с готовым алгоритмом всех заинтересованных лиц.

Учет и инвентаризация активов и обязательств

Подробно распишите порядок учета и инвентаризации ОС и МЗ, обязательств. Учитывайте положения федерального стандарта «Основные средства». Напомним, что он должен применяться с 2018 года.

Порядок выдачи денежных средств подотчет

Установите предельный лимит выдачи подотчет, также определите максимальный срок, на который выдаются средства. Если расчеты ведутся через банковские карты (счета) сотрудников, также укажите и это обстоятельство. Размеры суточных и командировочных расходов выделите в отдельное положение о командировании.

Исправление ошибок

Пропишите порядок исправления ошибок. Отдельно установите алгоритм для существенных ошибок в текущем и прошлом финансовых периодах. Также пропишите последовательность исправления несущественных помарок, описок.

Обратите внимание, что для составления данного раздела учетной политики необходимо руководствоваться новым ФСБУ № 274н.

Формы отчетности

Определите перечень обязательных форм бухгалтерской отчетности, а также собственные отчеты, необходимые для организации. Собственные бланки разместите в виде приложений к учетной политике.

Внутренний финансовый контроль

Отдельно опишите порядок организации и ведения внутреннего финансового контроля в учреждении (по каждому этапу). Определите формы отчетности и периодичность ее предоставления руководителю.

Методологическая часть в части бухучета

Учет доходов

Определите способы учета доходов в разрезе видов предпринимательской деятельности и форм доходов. Пропишите особенности отражения поступлений по рабочим счетам плана.

Учет расходов

Установите алгоритм отнесения расходов на финансовый результат. Пропишите промежуточные счета бухучета. При необходимости распишите, что относится к основным, внереализационным и прочим расходам. Особое внимание уделите счетам, пропишите корреспонденцию отражения расходов.

Учет основных средств и материальных запасов

Обозначьте особые условия отражения амортизации и новой оценки основных фондов. Порядок применения нового классификатора для ОС.

Определите нормы расхода ГСМ на списание на каждый вид транспорта (при необходимости).

Учетная политика для целей налогообложения

Вид системы налогообложения

Закрепите выбранную систему налогообложения. Также отдельно по каждому виду обязательств пропишите ставки, периоды, льготы и порядок их применения, порядок определения налоговой базы. Не забудьте дополнить положением об исчислении и уплате страховых взносов, НДС и налога на прибыль.

Налоговые регистры

Утвердите налоговые регистры в разрезе обязательств по налогам либо укажите унифицированные формы.

Как правильно внести изменения

Внесение изменений и дополнений в основополагающий документ требует соблюдения определенного алгоритма. Так, в Приказе Минфина № 274н чиновники строго закрепили основания для проведения данной процедуры.

Итак, изменения в учетную политику можно внести только в трех случаях:

  1. Положения и нормы законодательства, которые устанавливают общие требования к организации и ведению бухучета, изменены. В таком случае организация обязана внести соответствующие изменения в свою УП.
  2. Учреждением разработаны новые формы ведения бухучета, которые позволят формировать более достоверную и релевантную информацию об объектах бухучета.
  3. Условия деятельности экономического субъекта существенно изменяются. Например, госучреждение проходит стадию реорганизации либо возложенные на учреждение функции и полномочия изменены.

Во всех остальных случаях изменения и дополнения вносят в действующий документ с начала года. Однако могут быть исключения.

При внесении изменений в течение финансового года учреждению необходимо согласовать свои действия с учредителем, а также с финансовым органом. В противном случае нововведения могут быть расценены как нарушение действующего законодательства.

Но и это еще не все. Новый стандарт определил ситуации, которые не могут считаться изменением положений учетной политики. К таковым относят случаи, когда для отражения фактов хозяйственной деятельности, возникших впервые, определяются:

  • абсолютно новые правила по организации и ведению бухучета в рамках данного экономического субъекта;
  • способ бухучета, используемый для отличных по существу хозяйственных операций, имевших место ранее.

Обратите внимание, что новые положения ФСБУ не отличаются от положений Федерального закона № 402-ФЗ.

К тому же следует учитывать, что некоторые корректировки могут потребовать ретроспективного анализа. К таковым следует относить те изменения, которые повлияют или же способны существенно повлиять на финансовый результат, финансовое положение, движение денежных средств субъекта.

В таком случае бухгалтер либо иное ответственное лицо обязано внести соответствующие корректировки:

  • изменить данные входящих остатков по статье «Финансовый результат учреждения»;
  • скорректировать значения статей отчетности, которые связаны с финансовым результатом субъекта.

Менять показатели прошлогодней отчетности не нужно. Однако при формировании финотчетов за текущий период придется подать соответствующие данные о скорректированных сравнительных показателях.

Образец учетной политики УСН «Доходы», 2019 год

Если учреждение применяет УСН «Доходы», то составление учетной политики для целей налогообложения не обязательно. Она необходима, когда предусмотрено несколько вариантов ведения налогового учета либо порядок не установлен законом. Это обусловлено тем, что для учреждения налоговой базой признаются все доходы, расходы же не имеют значения.

Если же организация применяет ЕВНД при УСН, то составлять учетную политику придется. Здесь необходимо прописать порядок раздельного учета имущества, принимаемых обязательств, финансово-хозяйственных операций.

При совмещении УСН и ЕВНД дополнительно предусмотрите раздельные налоговые регистры и формы учета, чтобы обеспечить полное и прозрачное разделение. Организацию, которая не организовала такое разделение, оштрафуют налоговики.

Шаблон учетной политики для организации, совмещающей УСН и ЕНВД

Образец учетной политики предприятия 2019 года

Предлагаем ознакомиться с образцом учетной политики на 2019 год, составленным на примере бюджетного учреждения, порядок составления учетной политики для ОСНО.