Дипломная работа: Изучение метода координат в курсе геометрии основной школы. Методические рекомендации на тему "метод координат" Схема решения геометрических задач с использованием координатного метода
Министерство Образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школы №18»
РЕФЕРАТ
ПО ГЕОМЕТРИИ
ТЕМА: МЕТОД КООРДИНАТ В ПРОСТРАНСТВЕ
Выполнил ученик 11 класса «C»
Мельник Роман
Руководитель
учитель математики Бакшеева И.К.
Бийск - 2008г
Содержание
Введение ……………………………………………………………..… 3.
Глава 1.
Метод координат: история развития………………………….............4
Координаты точки в пространстве……………………………….…...5
Задание фигур в пространстве………………………………….……...8
Глава 2.
Разложение вектора по координатным векторам. Координаты
вектора………………………………………………………………..……..10
Линейные операции над векторами в координатах…………..………12
Условие коллинеарности двух векторов в координатах……………..13
Простейшие задачи в координатах………………………………….....14
Скалярное произведение векторов и вычисление угла между векторами через их координатами……………………………………….…………15
Вычисление углов между прямыми и плоскостями…………………..16
4. Глава 3.
4.1. Применение координатного метода к решению стереометрических
задач………………………………………………………..…………….. 19
Заключение. ……………………………………………………………. .26
Список литературы……………………………………………………... 27
Введение
Тема моей работы «Метод координат в пространстве». Данная тема актуальна на сегодняшний момент для любого выпускника средней школы так как:
Цель работы: систематизировать знания по данной теме и рассмотреть применение данного метода при решении различных стереометрических задач.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
позволяет многие экзаменационные геометрические задачи решать аналитически, что требует меньшего объема знаний по геометрии и значительно сокращает время выполнения;
данный метод лежит в основе аналитической геометрии, которая изучается в курсе высшей математики.
изучить теоретический материал по теме;
систематизировать и обобщить изученный материал;
выявить особенности применения метода;
рассмотреть применение метода координат к решению стереометрических задач;
сравнить применение метода координат с другими методами к решению стереометрических задач.
Применяемые методы :
метод анализа и синтеза,
метод сравнения.
Глава 1
1. Метод координат: история развития.
Метод координат – это способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов.
Числа, с помощью которых определяется положение точки, называют координатами точки.
Хорошо известные нам географические координаты определяют положение точки на поверхности Земли – каждая точка на земной поверхности имеет две координаты: широту и долготу.
Чтобы определить положение точки в пространстве, нужны три числа. Например, чтобы определить положение спутника, можно указать высоту его над поверхностью Земли, а также широту и долготу точки, над которой он находится.
С помощью метода координат можно изложить почти весь курс школьной геометрии без единого чертежа, используя только числа и алгебраические операции. Например, окружность можно определить как совокупность точек, удовлетворяющих уравнению, а прямую линию как совокупность точек удовлетворяющих уравнению. Таким образом, с помощью данного метода удалось связать между собой, казалось бы, совершенно разные науки алгебру и геометрию. Данное установление связи было, по существу, революцией в математике. Оно восстановило математику как единую науку.
Создателем метода координат считают французского философа и математика Рене Декарта (1596-1650), который в последней части большого философского трактата Декарта, вышедшего в 1637 году, дал описание метода координат и его применение к решению геометрических задач.
Развитие идей Декарта привело к возникновению особой ветви математики, которую теперь называют аналитической геометрией.
Само это название выражает основную идею теории. Аналитическая геометрия – это та часть математики, которая решает геометрические задачи аналитически (т.е. алгебраическими) средствами.
Наряду с Декартом основоположником аналитической геометрии является замечательный французский математик П.Ферма. С помощью метода координат Ферма изучил прямые линии и кривые второго порядка. Изучение аналитической геометрии в пространстве трех измерений существенно продвинул в XVIII веке А.Клеро. Явно и последовательно аналитическую геометрию на плоскости и в трехмерном пространстве изложил Л.Эйлер в 1748 г. в учебнике «Введение в анализ бесконечных».
В XIX веке был сделан еще один шаг в развитии геометрии – изучены многомерные пространства. Основной идеей для творцов теории была аналогия с «Геометрией» Декарта. У него точка на плоскости - это пара чисел , точка в трехмерном пространстве – тройка чисел ; в новой теории точка четырехмерного пространства – это четверка чисел . У Декарта - уравнение окружности на плоскости, - уравнение поверхности шара в трехмерном пространстве; в новой теории поверхность сферы в четырехмерном пространстве. Аналогичным образом в n - мерной геометрии рассматриваются плоскости, прямые, расстояния между точками, углы между прямыми и т.д.
Идеи многомерной геометрии прочно вошли в математику в конце XIX века, а в самом начале XX века, они нашли применение в специальной теории относительности, где к трем пространственным координатам добавляется четвертая – время. Таким образом, идеи геометрии Декарта, развитые учеными последующих поколений, лежат в основе современной науки.
2. Координаты точки в пространстве .
Говорят, что задана прямоугольная (декартовая) система координат, если через точку пространства проведены три попарно перпендикулярные прямые, на каждой из них выбрано направление и выбрана единица измерения отрезков. Плоскости, проходящие соответственно через оси координат и , и , и , называются координатными плоскостями и обозначаются , ,.
Координатами точки в пространстве называются координаты проекций этой точки на координатные оси.
Координаты точек: , , , , , , .
В пространстве, кроме координатных осей, удобно рассматривать еще координатные плоскости, т.е. плоскости, проходящие через две какие-либо оси. Таких плоскостей три:
Плоскость (проходящая через оси и )- множество точек вида, где и - любые числа;
Плоскость (проходящая через оси и )- множество точек вида , где и - любые числа;
Плоскость (проходящая через оси и )- множество точек вида , где и - любые числа.
Для любой точки М пространства можно найти три числа , которые будут служить ее координатами.
Чтобы найти первое число , проведем через точку М плоскость, параллельную координатной плоскость (перпендикулярную к оси x ).Точка пересечения этой плоскости с осью (точка М 1 ) имеет на этой оси координату .Это число - координата точки М 1 на оси - называется абсциссой точки М.
Чтобы найти вторую координату, через точку М проводят плоскость параллельную плоскости (перпендикулярную к оси y ), находят на оси y точку М 2 . Число y – координата точки М 2 на оси y – называется ординатой точки М.
Третью координату точки М найдем, проведя аналогичные построения, но перпендикулярно оси z . Полученное число z назовем аппликатой точки М.
3. Задание фигур в пространстве.
Также как на плоскости, координаты в пространстве дают возможность задавать с помощью чисел и числовых соотношений не только точки, но и линии, поверхности и другие множества точек. Посмотрим, например, какое множество точек получится, если задать только две координаты, а третью считать произвольной.
(например, ), задают в пространстве прямую, параллельную оси .
Все точки такой прямой имеют одну и ту же абсциссу и одну ординату. Координата может принимать любые значения.
Рассмотрим еще несколько примеров, показывающих как можно задать в
пространстве различные множества с помощью уравнений и других соотношений между координатами.
1). Рассмотрим уравнение .
Поскольку расстояние точки от начала координат задается выражением , то ясно, что в переводе на геометрический язык соотношение означает, что точка с координатами , находится на расстоянии R от начала координат. Значит, множеством всех точек, для которых выполняется соотношение , является поверхность шара - сфера с центром в начале координат и радиусом R .
2). Рассмотрим, где расположены точки, координаты которых удовлетворяют соотношению .
Так как это соотношение означает, что расстояние точки от начала координат меньше единицы, то искомое множество - это множество точек, лежащих внутри шара с центром в начале координат и радиусом, равным единице.
Глава 2
1.Разложение вектора по координатным векторам. Координаты вектора.
Базисом пространства называется любая упорядоченная тройка некомпланарных векторов , , , обозначаемая символом .
Частным случаем является прямоугольный ортонормированный базис , где - единичный вектор оси абсцисс, через - единичный вектор оси ординат и через -единичный вектор оси аппликат, т.е. , , , .
Этот базис и начало отсчета О определяют прямоугольную декартову систему координат в пространстве.
Теорема 1
Любой вектор пространства можно разложить по координатным векторам, т.е. представить в виде -
причем коэффициенты разложения определяются единственным образом.
Числа называются координатами вектора , т.е. . Так как нулевой вектор можно представить в виде , то все координаты нулевого вектора равны нулю, .
2. Линейные операции над векторами в координатах.
Правило 1.
Координаты равных векторов соответственно равны, т.е. если векторы и равны, то ,и .
Правило 2.
Каждая координата суммы двух или более векторов равна сумме соответствующих координат этих векторов.
Другими словами, если и -данные векторы, то вектор имеет координаты .
Правило 3.
Каждая координата разности двух векторов равна разности соответствующих координат этих векторов .
Другими словами, если и -данные векторы, то вектор имеет координаты
Правило 4.
Каждая координата произведения вектора на число равна произведению соответствующих координат вектора на это число.
Другими словами, если -данный вектор, -данное число, то вектор имеет координаты. .
Пример .
Найти координаты вектора , если , , .
Решение.
Вектор имеет координаты , а вектор - координаты .
Так как , то его координаты можно вычислить как: , , Значит вектор имеет координаты .
3.Связь между координатами векторов и координатами точек.
Определение.
Вектор, конец которого совпадает с данной точкой, а начало - с началом координат, называется радиус-вектором данной точки.
Радиус вектор
Правило 5.
Координаты любой точки равны соответствующим координатам ее радиус - вектора. ,.
Правило 6.
Каждая координата вектора равна разности соответствующих координат его конца и начала.
4.Условие коллинеарности двух векторов в координатах.
Пусть в системе координат заданы два вектора своими координатами и .
Правило 7.
Векторы и коллинеарны тогда и только тогда, когда их соответствующие координаты пропорциональны, .
Пример.
а) Рассмотрим векторы и .
Координаты вектора пропорциональны соответствующим координатам вектора : Поэтому , и, следовательно векторы коллинеарны.
б) Рассмотрим векторы и .
Координаты вектора не пропорциональны соответствующим координатам вектора , например Значит векторы не являются коллинеарными.
5.Простейшие задачи в координатах .
Задача 1.
Каждая координата середины отрезка равна полусумме соответствующих координат его концов.
Где , и .
,, ,
б) Вычисление длины вектора по его координатам.
Рассмотрим вектор ,
длина вектора вычисляется по формуле .
Так как ==, ==, ==, и , то из равенства получаем формулу: .
в) Расстояние между двумя точками.
Рассмотрим две произвольные точки: точку и точку . Выразим расстояние d между точками и через их координаты.
Рассмотрим вектор , где .
Но . Таким образом, расстояние между точками и
вычисляется по формуле .
6.Скалярное произведение векторов и вычисление угла между векторами через их координаты.
1) Скалярное произведение векторов
Скалярным произведением двух векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними.
т.е. - острый.
Скалярное произведение ненулевых векторов отрицательно тогда и только тогда, когда угол между векторами - тупой,
т.е. - тупой.
Для любых векторов , , , и любого числа k справедливы равенства:
1. 0, причем >0 при 0.
2. (переместительный закон).
3. (распределительный закон).
4. (сочетательный закон).
2) Вычисление угла между векторами через их координаты.
Косинус угла между ненулевыми векторами и вычисляется по формуле ,
где
7. Вычисление углов между прямыми и плоскостями.
1) Угол между прямыми .
Для решения данной задачи введем понятие направляющего вектора прямой.
Определение.
Ненулевой вектор называется направляющим вектором прямой a , если он лежит, либо на прямой a , либо на прямой, параллельной a .
Пример
Векторы и направляющие прямых a и b , соответственно.
Определение.
Углом между прямыми называется угол между направляющими векторами данных прямых.
Угол между прямыми a и b равен углу между направляющими векторами данных прямых, и .
2).Угол между прямой и плоскостью .
Определение.
Углом между прямой и плоскостью называется угол между направляющим вектором данной прямой и ненулевым вектором перпендикулярным плоскости (нормаль).
Пусть , ( , а - искомый угол ().
Тогда
Значит .
Глава 3.
Применение координатного метода к решению стереометрических задач.
Задача.1
В основании пирамиды МАВС лежит прямоугольный треугольник АВС. , AC =3, BC =5. Ребро АМ перпендикулярно АС, АМ=4, . Найти объем пирамиды.
Решение.
1) Введем прямоугольную систему координат с началом в точке . Ось направим вдоль ребра АС , а плоскость Ох y вдоль основания пирамиды АВС.
В этой системе координат: , , . Так как по условию , то точка М лежит в плоскости xz и имеет координаты .
2) , .
Найдем высоту пирамиды. Опустим из точки М перпендикуляр М D на плоскость (АВС), тогда , т.к. . Следовательно, и расстояние между точками М и D равно , т.к. .
Найдем значение координаты z используя расстояния между точками, содержащими данную координату: , . , т.е. .
Имеем:
Так как , то Значит высота пирамиды равна . Следовательно .
Ответ: .
Задача.2.
В прямоугольном параллелепипеде , , . Найти: угол между прямыми и .
Решение.
1).Введем систему координат с началом в точке . Оси , и направим вдоль ребер , и соответственно. Так как угол между прямыми изменяется от до , а угол между векторами от до , то угол между прямыми и равен углу между векторами и , если он острый, или смежному с ним, если угол между векторами тупой.
Таким образом,
2).Вычислим угол между векторами и .
Найдем координаты векторов, используя координаты точек и :
, ,, .
Тогда координаты векторов и .
===
Следовательно,
Ответ: .
Задача 3.
Дан прямоугольный параллелепипед . Найти угол между прямой и плоскостью основания .
Решение.
1) Угол между прямой и плоскостью АВ 1 С – это угол между прямой и ее проекцией на плоскость. Угол между нормалью к плоскости и прямой дополняет его до 90 0 , поэтому .
Значит для того, чтобы найти угол между прямой и плоскостью (), следует найти угол между прямой и нормалью к плоскости () .
2) Введем систему координат с началом в точке . Оси , и направим вдоль ребер , и соответственно.
Координаты точек:
, , ,
а .
3) Найдем координаты нормали плоскости (). Напишем уравнение плоскости (), подставив координаты точек A , B 1 и С в уравнение плоскости .
Получим систему линейных уравнений:
Следовательно, уравнение плоскости () имеет вид , или , а вектор нормали имеет координаты .
Значит
И .
Ответ: .
Рассмотрим решение задачи двумя способами.
Задача 4. 1 способ: геометрический.
На ребрах , и. . Проведем прямую - средняя линия треугольника и, т.е. и,
Изученный теоретический материал был систематизирован.
При использовании метода к решению задач были выявлены особенности применения метода:
умение правильного введения системы координат,
правильное определения координат точек,
знание аналитического аппарата метода.
Было рассмотрено применение метода как к решению различных видов задач, так и в сравнении с другими методами.
При выполнении работы столкнулся с трудностями:
при постановке цели и задач;
недостаточный объем теоретического материала в школьном учебнике;
при выявлении особенностей применения метода,
при отборе материала для презентации реферата.
Список литературы.
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Л.С.Киселева, Э.Г.Позняк . Геометрия, 10-11.М.,Просвещение, 2003.
В.Н.Литвиненко . Практикум по элементарной математике. Стереометрия: Учебное пособие.-М.:Вербум-М, 2000.
И.М .Гельфанд, Е.Г.Глаголева, А.А.Кириллов. Метод координат.-М.:Наука, 1968.
С.Г.Григорьев. Векторная алгебра и аналитическая геометрия. Учебное пособие по высшей математике.-М.:Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
И.Иванова, З.Ильченкова. Применение координатного вектора к решению стереометрических задач.//Математика, 2007, №2.
А.В.Дорофеев. Декарт и его геометрия.//Математика, 1992, №4.
Метод координат
В тестах ЕГЭ задания части 1 (В 1 –В 14) и заданиях С 1 , С 2 являются стандартными с точки зрения школьной программы. Помимо заданий практико-ориентированного блока здесь предлагаются задачи на понимание основных фактов и идей школьного курса математики, а также задачи, где нужно решить уравнения, найти элементы пространственной фигуры, исследовать функцию и т.д. Для решения заданий С 2 необходим очень большой багаж знаний по геометрии, а также умение изображать пространственные фигуры на плоскости. Я остановлюсь только на одном виде решений задач С 2 . Это метод координат. Иногда он очень удобен для нахождения углов между плоскостями, между прямыми, между прямой и плоскостью и т.п. Для решения таких задач нам понадобятся уравнения плоскости и прямой.
1. а) Уравнение плоскости
где А (x 1 ; y 1 ; z 1), B (x 2 ; y 2 ; z 2), C (x 3 ; y 3 ; z 3) – точки данной плоскости.
б) Уравнение прямой
где M (x 1 ; y 1), N (x 2 ; y 2) – точки данной прямой.
Зная уравнения плоскостей, мы можем найти угол между ними по формуле
если α – угол между плоскостями
Зная уравнения прямых, мы можем найти угол между ними по формуле
если α – угол между прямыми с направляющими векторами) и).
Рассмотрим некоторые задания С 2 , где можно использовать метод координат.
Задача 1. В правильной четырехугольной призме ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 . Стороны основания равны 3, а боковые ребра равны 5. На ребре DD 1 отмечена точка F так, что DF : FD 1 = 2:3. Найдите угол между плоскостями ADC и AFC 1 .
Введем прямоугольную систему координат. Вершины А (3; 0; 0); B (0; 0; 0); C (0; 3; 0) принадлежат плоскости (ABC ).
Можем составить уравнение этой плоскости.
Упростим и получим уравнение плоскости (ABC ):
Вершины А (3; 0; 0); F (3; 3; 2); C 1 (0; 3; 5) принадлежат плоскости (AFC 1). Можем составить уравнение этой плоскости.
упростим и получим уравнение.
Теперь найдем косинус угла между этими плоскостями
Часто ответы в этих задачах дают через тангенсы. Можно найти tgα по формуле; и.
Примечание: вычислить определитель третьего порядка можно по формуле
Можно эту формулу записать по-другому
Задача 2. В правильной треугольной призме ABCA 1 B 1 C 1 сторона основания равна 2, высота равна 3. В треугольнике ABC проведена биссектриса AM . Найдите косинус угла между прямыми A 1 M и B 1 C .
Решение
Введем прямоугольную систему координат. Векторы и являются направляющими векторами прямых AC 1 и B 1 C . Найдем координаты этих векторов. Сначала находим координаты точек A 1 ; M ; B 1 ; C .
А 1 (0; 0; 3); B 1 (; 1; 3); С (0; 2; 0); M (; ; 0).
Теперь координаты направляющего вектора находим по следующему правилу: чтобы найти координаты вектора, надо из координат конца вычесть координаты начала . (; ; –3) и также (; 1; –3).
А теперь находим косинус угла между прямыми A 1 M и B 1 C по формуле
2. Рассмотрим формулу нахождения угла между прямой и плоскостью.
если α – угол между прямой и плоскостью
, (– направляющий вектор.
Задача 3. В прямоугольном параллелепипеде MNPQM 1 N 1 P 1 Q 1 ребра MN =15, MQ =MM 1 =8. Найдите угол между QP 1 и плоскостью QPN 1 .
Решение
Введем прямоугольную систему координат. Вектор направляющий для прямой QP 1 . Найдем его координаты.
Q (15; 8; 0); P 1 (0; 8; 8); (–15; 0; 8).
Теперь найдем уравнение плоскости (QPN 1).
Q (15; 8; 0); P (0; 8; 0); N (0; 0; 8).
Теперь найдем угол между и плоскостью
Задача 4. В правильной шестиугольной призме ABCDEFA 1 B 1 C 1 D 1 E 1 F 1 высота равна 4, AB =4. Найдите угол между прямой AC 1 и плоскостью ACD 1 .
Решения
А (; –2; 0); C 1 (0; 4; 4); (; –6; 4).
Составим уравнение плоскости (ACD 1). А (; –2; 0); C (0; 4; 0); D 1 (; 6; 4).
Теперь найдем угол между прямой AC 1 и плоскостью (ACD 1).
Международный Университет природы, общества и человека «Дубна»
Проект программы по курсу
Разработка уроков по теме:
«Расстояние от точки до прямой»
«Расстояние между параллельными прямыми»
Дмитров, 2013 год
1. Введение…………………………………………………………………………………......…3
2. Проект программы по курсу
«Метод координат и основы аналитической геометрии на плоскости» ……………………………………………………………………………….......4
3. Разработка уроков:
Урок-лекция «Расстояние от точки до прямой»…………………….…...8
Урок-лекция «Расстояние между параллельными прямыми»…..17
4. Заключение……………………………………………………………………………………..23
5. Список литературы…………………………………………………………………………23
6. Приложения…………………………………………………………………………………….24
1.ВВЕДЕНИЕ
Стратегия развития современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий объективно требует внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, активизации поиска новых моделей образования.
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой знаний и умений , необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие , формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В данном проекте изучение основ аналитической геометрии начинается с 7 класса , что позволит учащимся подойти к решению стереометрических задач с использованием метода координат на более осознанном и качественном уровне.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проект программы по курсу
«Метод координат и основы аналитической геометрии на плоскости»
для учащихся 7-8 классов основной школы
,
(Международный Университет природы, общества и человека «Дубна»)
и слушатели курсов ПК Международного университета «Дубна
1. Идея курса, цели и задачи –
Актуальность данной темы обусловлена тем, что используемые в основной школе содержание и методы преподавания математики в некоторой части не соответствуют современным потребностям подготовки специалистов в технических направлениях.
Цель : Приблизить содержание и методы преподавания математики в основной школе к современным потребностям технологического общества.
Задачи :
1. Проанализировать потребности современного технологического общества и сопоставить аппарат математики, используемый при решении прикладных задач с содержанием математики в основной школе.
2. Создание проекта программы по курсу «Метод координат и основы аналитической геометрии на плоскости»
3. Разработка уроков по теме «Расстояние от точки до прямой», «Расстояние между параллельными прямыми» р аздела «Взаимное расположение объектов на плоскости»
2. Место в программе общеобразовательной школы – 7-9 класс. Объем – 1 урок в неделю, параллельно с основным курсом традиционной геометрии, преподаваемой, например, по учебнику Атанасяна (с соавторами). Общий объём – 70 часов, что составляет 1/3 от общего объема курса по геометрии для 7-9 класса. Рекомендуемые сроки прохождения курса: начало – второе полугодие 7-го класса, окончание – 1-е полугодие 9-го класса. Однако в зависимости от конкретных условий освоения программы в каждой конкретной школе (учебные планы, рабочие программы, базовые учебники, наличие дополнительных часов в учебной сетке на геометрию) возможны другие сроки её освоения. Например, при наличии дополнительных часов срок освоения может быть сокращен за счет увеличения числа часов в неделю
3. Основные разделы и содержание.
Раздел | Часы |
|
Второе полугодие 7 класса | ||
1. Введение | Примеры задач и приложений. | 1 |
2. Вектора на плоскости | Понятие вектора. Равенство векторов. Основные свойства и операции над векторами (сложение и вычитание векторов, умножение на число). Нулевой вектор. Вектора и геометрические фигуры. Самостоятельная работа. | 4 |
3. Метод координат | Декартова прямоугольная система координат. Задание точек. Расстояние между точками (теорема Пифагора). Алгебраическое описание вектора. Операции над векторами, заданными в алгебраической форме. Алгебраическое описание многоугольников. Самостоятельная работа. | 5 |
4. Скалярное произведение векторов | Угол между векторами. Проекция вектора на вектор. Скалярное произведение (аксиомы). Алгебраическое правило вычисления скалярного произведения. Определение косинуса и синуса угла на круге. Синус и косинусы простейших углов. Косинус угла между векторами и скалярное произведение векторов. Алгебраическое определение вида треугольника. Контрольная работа. | 8 |
Первое полугодие 8 класса | 17 |
|
5. Уравнение прямой на плоскости | Параметрическое уравнение прямой (два способа задания). Деление отрезка в заданном отношении. Описание многоугольников. Частные случаи уравнения прямой: каноническое и явное. Общее уравнение прямой. Геометрический смысл коэффициентов в общем уравнении прямой. Уравнение прямой в отрезках. Направляющие косинусы. Самостоятельная работа. | 8 |
6. Взаимное расположение прямых на плоскости | Параллельность прямых на плоскости: формулировка критерия в зависимости от способа задания прямых. Построение прямой, параллельной данной и проходящей через заданную точку. Описание многоугольников с параллельными сторонами. Перпендикулярность прямых на плоскости: формулировка критерия в зависимости от способа задания прямых. Построение прямой, перпендикулярной данной и проходящей через заданную точку. Контрольная работа. | 9 |
Второе полугодие 8 класса | 18 |
|
7. Взаимное расположение объектов плоскости | Определение вида четырехугольника по координатам. Нахождении точек пересечения прямых. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Самостоятельная работа. | 7 |
8. Симметрии плоскости | Центральная симметрия. Определение и примеры симметрий в простейших многоугольниках. Построение точек и прямых, симметричных данным относительно заданного центра симметрии (геометрическое построение и алгебраическое описание). Осевая симметрия. Определение и примеры симметрий в простейших многоугольниках. Построение точек и прямых, симметричным данным относительно оси симметрии (геометрическое построение и алгебраическое описание). Контрольная работа. | 11 |
1 полугодие 9 класса | 17 |
|
9. Особые точки и отрезки в простейших многоугольниках | Геометрическое построение точки пересечения медиан и его алгебраическое нахождение. Вычисление координат точек пересечения биссектрис, высот и серединных перпендикуляров. Их особые свойства. Самостоятельная работа. | 6 |
10. Решение многоугольников | Решение задач по геометрии с использованием метода координат. Теорема косинусов. Контрольная работа. | 6 |
11. Движение*, Повторение | Параллельный перенос, поворот | 5 |
3.РАЗРАБОТКА УРОКОВ
Урок-лекция: «Расстояние от точки до прямой»
Цели: ввести понятия расстояния от точки до прямой, показать, как они применяются при решении задач.
1. Объяснение нового материала
Определение.
Расстояние от точки до прямой – это длина перпендикуляра, проведенного из данной точки к данной прямой
Следует обратить внимание на то, что расстояние от точки до прямой – это наименьшее из расстояний от этой точки до точек заданной прямой. Покажем это.
Возьмем на прямой a точку Q , не совпадающую с точкой M1 . Отрезок M1Q называют наклонной , проведенной из точки M1 к прямой a . Нам нужно показать, что перпендикуляр, проведенный из точки M1 к прямой a , меньше любой наклонной, проведенной из точки M1 к прямой a . Это действительно так: треугольник M1QH1 прямоугольный с гипотенузой M1Q , а длина гипотенузы всегда больше длины любого из катетов, следовательно, font-size:12.0pt;line-height:115%;font-family:Verdana">.
font-size:12.0pt; line-height:115%;font-family:Verdana">Если же при нахождении расстояния от точки до прямой есть возможность ввести прямоугольную систему координат, то можно воспользоваться методом координат. В этом уроке мы подробно остановимся на двух способах нахождения расстояния от точки M1 до прямой a , которые заданы в прямоугольной декартовой системе координат Oxy на плоскости. В первом случае расстояние от точки M1 до прямой a мы будем искать как расстояние от точки M1 до точки H1 , где H1 – основание перпендикуляра, опущенного из точки M1 на прямую a . Во втором способе нахождения расстояния от точки M1 до прямой a будем использовать нормальное уравнение прямой a .
Итак, поставим перед собой следующую задачу: пусть на плоскости зафиксирована прямоугольная система координат Oxy мы сможем вычислить, используя формулу для нахождения расстояния от точки M1 до точки H1 по их координатам: .
Осталось разобраться с нахождением координат точки H1 .
Мы знаем, что прямой линии в прямоугольной системе координат Oxy соответствует некоторо уравнение прямой на плоскости. Будем считать, что способ задания прямой a в условии задачи позволяет написать общее уравнение прямой a ил уравнение прямой с угловым коэффициентом. После этого мы можем составить уравнение прямой, проходящей через заданную точку М1, перпендикулярно прямой a . Обозначим эту прямую буквой b . Тогда точка H1 – это точка пересечения прямых a a и b , решая систему линейных уравнений font-size:12.0pt;line-height:115%;font-family:Verdana;color:#32322E">или ;
4) вычисляем требуемое расстояние от точки M1 до прямой a по формуле .
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Учебный комплекс авторской физико-математической школы-лицея № 61.ПРОЕКТ«Метод координат в математике и географии»Выполнили: учащиеся 7 Б и 7 В классов УК АФМШЛ № 61 Евлашков Даниил Литтау Роман Хегай ВладимирРуководитель: Горборукова Н.В.г. Бишкек – 2012 г.
Определение местоположения того или иногопредмета на поверхности Земли или какой-либо точки на плоскости – это определение их адреса. «Адрес» в географии – географическая широта; географическая долгота; абсолютная высота.«Адрес» в математике – абсцисса, ордината точки на координатной плоскости
Цель проекта:Исследовать и сравнить способы определения «адреса» объекта в географии и математики.
Задачи проекта:Ответить на следующие вопросы:Кто, когда и для чего впервые ввел понятие «координаты»?Существует ли генетическая связь между понятиями «географические координаты» и «координатный метод» в математике? Или это слова-омонимы?На развитие каких наук оказал влияние метод координат?Какие еще виды систем координат помимо прямоугольной существуют и используются человеком в настоящее время в практической деятельности?
Историческая справка.Во II – III веках до н. э. меридианы и параллели впервые появились на карте Эратосфена. Однако, они еще не представляли собой координатной сетки.
Карта Эратосфена
Во II в. до н. э. Гиппарх впервые разделил круг на 360 частей и предложил опоясать на карте Земной шар меридианами и параллелями. Ввел понятие – экватор, провел параллели и через полюса провел меридианы. Таким образом, была создана картографическая сеть и стало возможным наносить на карту географические объекты.
Карта Гиппарха
Завершил плеяду великих античных астрономов и географов Клавдий Птолемей (190 – 168 г.г. до н. э.). В своем труде «Руководство по географии» в 8 книгах дал описание свыше 8000 географических объектов с указанием их географических координат: широты и долготы.
1. География: «geo» – Земля, «grafo» – пишу.2. Геометрия: «geo» – земля, «metreo» - измерять.Как видно, эти две науки были тесно связаны между собой, их возникновение обусловлено практической деятельностью людей того времени.
Почему географические широта и долгота измеряются в градусах?Географическая широта – это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки. Из курса геометрии известно, что дуги измеряются как в линейных величинах, так и в угловых: градусах и радианах.Географическая долгота – это величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданной точки. Видно, что географические координаты – понятие математическое.
Появление алгебры, как ветви математики.В IX веке узбекский математик и астроном Мухаммед аль-Хорезми пишет трактат «Китаб аль-джебр валь-мукабала» , где дал общие правила для решения уравнений 1 степени. Слово «аль-джебр» («восстановление») означало перенос отрицательных членов уравнений из одной его части в другую с изменением знака. От него новая наука получила свое название – алгебра. Долгое время алгебра и геометрия развивались параллельно и представляли собой две ветви математики.
В XIV в. французский математик Никола Орезм предложил ввести, по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и называть широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой. Это положило начало созданию метода координат и связало алгебру и геометрию.
Метод координатАлгебраТочка плоскости задается парой чисел М (x;y) - алгебраический объектПрямая линия задается уравнением у=ах+вГеометрияТочка плоскости - геометрический объект
Рене Декарт (1596-1650) – французский математик, философ, физик и физиолог.Декарт является одним из создателей аналитической геометрии, современной алгебраической символики, а метод задания кривой с помощью уравнения был решающим шагом к понятию функции.В математике именно ему принадлежит основная заслуга в создании метода координат, который был положен в основу аналитической геометрии.
1. Нужно отметить, что у Декарта еще не было того, что мы сегодня называем Декартовой системой координат. Декарт начал с того, что перевел на алгебраический язык задачи на построение циркулем и линейкой.2. Немалой заслугой Декарта было введение удобных обозначений, используемых сегодня: x, y, z – для неизвестных, a, b, с - для коэффициентов, а также обозначение степеней.3. В настоящее время декартовы координаты представляют собой ортогональные оси с одинаковым масштабом по всем направлениям, т.О является началом координат.
Сравним системы координат в математике и географии.1. Для определения положения объекта на поверхности Земли необходимы 2 координаты: долгота и широта.2. Для определения положения точки на плоскости необходимы 2 координаты: абсцисса и ордината.3. Параллели и меридианы взаимно перпендикулярны.4. Оси OX и OY взаимно перпендикулярны.5. Для определения точки в пространстве требуется 3 – я координата:абсолютная высота (в географии); аппликата в математике.6. Экватор и нулевой меридиан делят поверхность земного шара на 4 части7. Координатные оси делят плоскость на 4 части, а пространство на 8 частей.
Полярные и сферические координаты.Полярная система координат включает в себя т.О – полюс и луч – полярную ось. Каждой точке на плоскости соответствует пара чисел Р(r; ф), угол между направлением на объект и полярной осью и расстояние до объектаВ географии аналогом полярных координат является азимут. Для определения местоположения объекта требуется знать угол между направлением на предмет и направлением на север и расстояние до объекта.
Сферической системой координат пользуются, если необходимо определить положение точки в пространстве.Этот метод используется в аэронавигации.С помощью радара определяют 3 координаты: кратчайшее расстояние по прямой до самолета; угол, под которым самолет виден над горизонтом;угол между направлением на самолет и направлением на север
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КАРТАГеографияКартографияСистема координат1. Прямоугольные- географическая широта- географическая долгота- абсолютная высота2. Полярные- азимут- расстояние до объекта- абсолютная высотаМатематикаАлгебра ГеометрияМетод координат1. Прямоугольные- абсцисса- ордината- аппликата2. Полярные- угол поворота- расстояние от начала координат до точки
Диаграмма Эйлера – Венна(для прямоугольных систем координат)
Диаграмма Эйлера – Венна(для полярных систем координат).
Выводы:1. Слова «геометрия» и «география» имеют древнегреческое происхождение и связаны с практической деятельностью людей на поверхности Земли.2. Географические широта и долгота измеряются в градусах, так как представляют собой дуги окружностей, стягивающих центральные углы, т. е. являются математическими величинами.3. И в математике, и в географии используются как прямоугольные, так и полярные координаты.4. В прямоугольных системах координат оси (экватор и нулевой меридиан, оси OX и OY) взаимно перпендикулярны и делят плоскость на 4 части: Северное, Южное, Западное и Восточное полушария в географии и I, II, III, IV квадранты. 5. Положение точки на плоскости задается 2 координатами: широтой и долготой в географии, абсциссой и ординатой в математике.6. При определении положения объекта в пространстве появляется третья координата: абсолютная высота в географии и аппликата в математике.7.Для задания полярных координат необходимы: точка отсчета, угол поворота, расстояние от полюса до заданной точки.
Таким образом, понятия «координаты» в географии и математике не являются словами-омонимами. Между ними существует тесная генетическая связь. Возникнув в Древней Греции для решения практических задач того времени они трансформировались в математическое понятие, связавшее между собой алгебру и геометрию, создав новую ветвь математики. Благодаря координатному методу стало возможным решать задачи, которые не невозможно было решить методами алгебры и геометрии: описывать в виде формул кривые линии и поверхности, решать алгебраические выражения графическим путем. Метод координат используется в различных сферах деятельности человека, помогая нам определять «адреса» , интересующих нас объектов и описывать траектории их движения.
Литература:1. «География. Справочные материалы». Под ред. Максаковского.-М., «Просвещение», 1989.2. Прочухаев В.Г. «Измерения в курсе математики средней школы».- М., «Просвещение», 19653. Маслов А.В. «Геодезия».- М., Недра, 19724. Знаменский М.А. «Измерительные работы на местности».- М., «Учпедгиз», 1986.5. Энциклопедический словарь юного математика. Сост. Л.П. Савин, - М., «Педагогика», 1985.6. https://www.10489.jpg7. https://www.dekart2d.gif8. https.//www.image100.jpg9. https.//www.edumedia-sciences.com10. https.//www.k08-latlon.gif
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Учебный комплекс авторской физико-математической школы-лицея № 61. ПРОЕКТ «Метод координат в математике и географии» Выполнили: учащиеся 7 Б и 7 В классов УК АФМШЛ № 61 Евлашков Даниил Литтау Роман Хегай Владимир Руководитель: Горборукова Н.В. г. Бишкек – 2012 г.
2
слайд
Описание слайда:
Определение местоположения того или иного предмета на поверхности Земли или какой-либо точки на плоскости – это определение их адреса. «Адрес» в географии – географическая широта; географическая долгота; абсолютная высота. «Адрес» в математике – абсцисса, ордината точки на координатной плоскости
3
слайд
Описание слайда:
Цель проекта: Исследовать и сравнить способы определения «адреса» объекта в географии и математики.
4
слайд
Описание слайда:
Задачи проекта: Ответить на следующие вопросы: Кто, когда и для чего впервые ввел понятие «координаты»? Существует ли генетическая связь между понятиями «географические координаты» и «координатный метод» в математике? Или это слова-омонимы? На развитие каких наук оказал влияние метод координат? Какие еще виды систем координат помимо прямоугольной существуют и используются человеком в настоящее время в практической деятельности?
5
слайд
Описание слайда:
Историческая справка. Во II – III веках до н. э. меридианы и параллели впервые появились на карте Эратосфена. Однако, они еще не представляли собой координатной сетки.
6
слайд
Описание слайда:
7
слайд
Описание слайда:
Во II в. до н. э. Гиппарх впервые разделил круг на 360 частей и предложил опоясать на карте Земной шар меридианами и параллелями. Ввел понятие – экватор, провел параллели и через полюса провел меридианы. Таким образом, была создана картографическая сеть и стало возможным наносить на карту географические объекты.
8
слайд
Описание слайда:
9
слайд
Описание слайда:
Завершил плеяду великих античных астрономов и географов Клавдий Птолемей (190 – 168 г.г. до н. э.). В своем труде «Руководство по географии» в 8 книгах дал описание свыше 8000 географических объектов с указанием их географических координат: широты и долготы.
10
слайд
Описание слайда:
1. География: «geo» – Земля, «grafo» – пишу. 2. Геометрия: «geo» – земля, «metreo» - измерять. Как видно, эти две науки были тесно связаны между собой, их возникновение обусловлено практической деятельностью людей того времени.
11
слайд
Описание слайда:
Почему географические широта и долгота измеряются в градусах? Географическая широта – это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки. Из курса геометрии известно, что дуги измеряются как в линейных величинах, так и в угловых: градусах и радианах. Географическая долгота – это величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданной точки. Видно, что географические координаты – понятие математическое.
12
слайд
Описание слайда:
Появление алгебры, как ветви математики. В IX веке узбекский математик и астроном Мухаммед аль-Хорезми пишет трактат «Китаб аль-джебр валь-мукабала» , где дал общие правила для решения уравнений 1 степени. Слово «аль-джебр» («восстановление») означало перенос отрицательных членов уравнений из одной его части в другую с изменением знака. От него новая наука получила свое название – алгебра. Долгое время алгебра и геометрия развивались параллельно и представляли собой две ветви математики.
13
слайд
Описание слайда:
В XIV в. французский математик Никола Орезм предложил ввести, по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и называть широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой. Это положило начало созданию метода координат и связало алгебру и геометрию.
14
слайд
Описание слайда:
Метод координат Алгебра Точка плоскости задается парой чисел М (x;y) - алгебраический объект Прямая линия задается уравнением у=ах+в Геометрия Точка плоскости - геометрический объект
15
слайд
Описание слайда:
Рене Декарт (1596-1650) – французский математик, философ, физик и физиолог. Декарт является одним из создателей аналитической геометрии, современной алгебраической символики, а метод задания кривой с помощью уравнения был решающим шагом к понятию функции. В математике именно ему принадлежит основная заслуга в создании метода координат, который был положен в основу аналитической геометрии.
16
слайд
Описание слайда:
1. Нужно отметить, что у Декарта еще не было того, что мы сегодня называем Декартовой системой координат. Декарт начал с того, что перевел на алгебраический язык задачи на построение циркулем и линейкой. 2. Немалой заслугой Декарта было введение удобных обозначений, используемых сегодня: x, y, z – для неизвестных, a, b, с - для коэффициентов, а также обозначение степеней. 3. В настоящее время декартовы координаты представляют собой ортогональные оси с одинаковым масштабом по всем направлениям, т.О является началом координат.
17
слайд
Описание слайда:
Сравним системы координат в математике и географии. 1. Для определения положения объекта на поверхности Земли необходимы 2 координаты: долгота и широта. 2. Для определения положения точки на плоскости необходимы 2 координаты: абсцисса и ордината. 3. Параллели и меридианы взаимно перпендикулярны. 4. Оси OX и OY взаимно перпендикулярны. 5. Для определения точки в пространстве требуется 3 – я координата: абсолютная высота (в географии); аппликата в математике. 6. Экватор и нулевой меридиан делят поверхность земного шара на 4 части 7. Координатные оси делят плоскость на 4 части, а пространство на 8 частей.
18
слайд
Описание слайда:
Полярные и сферические координаты. Полярная система координат включает в себя т.О – полюс и луч – полярную ось. Каждой точке на плоскости соответствует пара чисел Р(r; ф), угол между направлением на объект и полярной осью и расстояние до объекта В географии аналогом полярных координат является азимут. Для определения местоположения объекта требуется знать угол между направлением на предмет и направлением на север и расстояние до объекта.
19
слайд
Описание слайда:
Сферической системой координат пользуются, если необходимо определить положение точки в пространстве. Этот метод используется в аэронавигации. С помощью радара определяют 3 координаты: кратчайшее расстояние по прямой до самолета; угол, под которым самолет виден над горизонтом; угол между направлением на самолет и направлением на север
20
слайд
Описание слайда:
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КАРТА География Картография Система координат 1. Прямоугольные - географическая широта - географическая долгота - абсолютная высота 2. Полярные - азимут - расстояние до объекта - абсолютная высота Математика Алгебра Геометрия Метод координат 1. Прямоугольные - абсцисса - ордината - аппликата 2. Полярные - угол поворота - расстояние от начала координат до точки
21
слайд