Пять самых красивых садов великобритании. Как создать сад в английском стиле своими руками Английские сады в усадьбах

Органичным будет выбор этого стиля, если у вас участок в лесу или на опушке леса, или это влажный низинный участок, есть крупные лесные деревья, а также, если участок преимущественно теневой. Форма участка может быть любой, но самый лучший вариант – если какие-то из границ сада будут «неправильными». Лучший размер участка для этого стиля – 10 соток и более.

thinkstockphotos

Дом на участке этого стиля не должен бросаться в глаза, его стены хорошо бы использовать для вертикального озеленения. Прекрасно подойдет для этого девичий виноград. Основа английского сада – это газон, либо несколько лужаек, соединенных между собой. Газоны так популярны, что из них «делают» даже дорожки. Естественно, для таких дорожек нужно посеять травосмесь, наиболее стойкую к вытаптыванию.

thinkstockphotos

По периметру газона обычно высаживаются декоративные деревья и кустарники, но могут быть и плодовые. Традиционный элемент – пруд пейзажного вида, особенно красиво смотрится заросший. Лучше всего рядом с ним будет смотреться плакучая ива. Ну а дополнительно водоем лучше украсить многолетниками, растущими у береговой линии: рогозом, незабудками, купальницей или калужницей. Совершенной стилизацию сделают сибирские ирисы, осоки и тростники.

thinkstockphotos

Самые подходящие для английского сада деревья – с плакучей и пирамидальной кроной. Цветов в английском саду немного. Основной принцип – яркие цветы высаживаются только вблизи дома, а на остальной территории предпочтительнее неброские, причем в основном это многолетники, внешним видом напоминающие «природные» растения. Однако английский сад немыслим без роз – здесь будет вполне уместна целая их коллекция, в том числе и почвопокровные, и плетистые, а подходящими компаньонами для них будут дельфиниум и наперстянка.

В этом стиле много мощений. Для некоторых из них, для более полной стилизации и украшения, можно использовать керамическую плитку «ручной работы», которую вы распишете сами красками для керамики. Поместите ее в некоторых местах среди кирпичной или каменной кладки. Если вы хотите украсить так интенсивно используемую дорожку, нужно использовать плитку для пола.

thinkstockphotos

Особенности планировки английского сада:

Дом расположен в глубине участка или скрыт за деревьями.

Скульптуры должны хорошо просматриваться.

Беседки размещаются на пересечении дорожек.

Весь сад не виден сразу.

Декоративные и плодовые деревья высаживаются по периметру газона.

thinkstockphotos

Яркие цветы высаживаются только вблизи дома, на остальной территории предпочтительнее неброские.

Газон должен быть заметен из всех «видовых» точек участка.

Бережное отношение к старым деревьям, они включаются в планировку.

Цветовое решение:

Основной цвет сада − зеленый, причем как можно больше его оттенков. Используйте растения с серебристой, салатной, светло-зеленой и темно-зеленой листвой.

Растения английского стиля:

Деревья: лещина, лиственница, каштан, береза, дуб, рябина.

Кустарники: сирень, чубушник, дерен, бересклет.

Многолетники и цветы: роджерсия, папоротники, хосты, обыкновенный ревень, бадан, водосбор, розы, дельфиниум, наперстянка, флоксы, лук гигантский и обыкновенная полынь, рогоз, незабудки, купальница, калужница, сибирские ирисы, осоки и тростники.

Аксессуары стиля:

Скамьи: деревянные, кованые или каменные.

Расположение скамеек под деревьями, на подиумах, на подпорных стенках.

Небольшие и невысокие подиумы из камня или плитки «под камень».

Предметы старины.

thinkstockphotos

«Европейские» изделия ручной работы.

Вкрапления керамической плитки – для украшения дорожек.

Истинные любители садового искусства давно знают, что наилучшими садоводами в мире считаются англичане. Сад в английском стиле – это истинная красота природы, гармоничная смесь изыска и натуральности. Посещение английского сада дарит чувство свободы и непринужденности.

Сад в английском стиле: история, садовый декор, примеры

Английские сады по праву названы самыми красивыми в Европе, традиции и взгляды англичан направлены на безграничную любовь к растительному миру, а климат страны, изобилующий дождями, благоприятствует буйному росту травянистых растений. Да и сама природа с бесконечными лугами, реками и холмистым ландшафтом располагает к созданию невероятно красивых шедевров садового искусства.

Английские сады: история возникновения

Первые шаги в развитии садоводства Англии сделали христианские монахи, еще в 1066–1500 годах. Тогда сады обустраивались для выращивания овощей, фруктов и лекарственных трав, были и цветы, однако, основной функцией сада было обеспечение хозяина пищей. Народ был окончательно сформирован как нация, города заселены были негусто, жилые дома утопали в живописных фруктовых, овощных садах и фермах.

В век выдающегося ученого Какстона (XV век, 1422-1491 гг.) напечатавшего на своем станке около 100 книг, устоялась форма английского языка, объединяющая в себе несколько различных диалектов. Печатный станок повлиял как множитель знаний на развитие науки и культуры. Развивалось и распространялось образование.

Первая книга по садоводству под авторством Джона Гарднера была написана и выпущена в 1450 году, в ней описывалось более 80 видов цветочных и овощных культур. В садах выращивали всего несколько видов цветов, это были ландыш, роза, ирис и мальва.

Активное развитие ландшафтного дизайна

В период правления короля Генриха восьмого (1509–1557) ландшафтному дизайну стали уделять особое внимание, тогда в декоративном искусстве ценилась симметрия. Ближе к середине XVI века сад обзавелся цветочными грядками, групповыми посадками, террасами, фигурно стриженными кустарниками и аллеями с плетеными сводами. Таким образом, появился сад эпохи Тюдоров.

По саду вели симметрично расположенные дорожки, а вечнозеленые стриженые кустарники служили оградой. Зеленые насаждения сада украшали скульптурами из металла, в основном это были фигуры греческих богинь, нимф или животных.

Период правления королевы Елизаветы (1558-1603)

Немало новых для Англии растений было завезено из других стран, этому способствовали бурно развивающиеся торговые отношения Англии с внешним миром. В садоводстве тоже не обошлось без изменений, появился цветочный сад, разделенный на зоны квадратной и треугольной формы с широкими тропами.

Во времена правления королевы в садах активно выращивали различные ароматные травы – розмарин, чабрец и лаванду, из последней даже делали живые изгороди, обрезая ее. Еще разводили лилии и левкои. Прогулки по саду сопровождало пение птиц, клетки развешивали на ветвях деревьев, а украшением сада были фонтаны, фигуры в форме зверей и солнечные часы. Фигурная стрижка растений достигла пика популярности. Различная форма придавалась тису, можжевельнику и розмарину.

Периоды правления Якова первого (1603- 1625) и Карла первого (1625-1649)

Любовь к цветочным садам для англичан стала характерной чертой. Голландские беженцы, осевшие в Англии, привезли с собой новые растения, это были тюльпаны, настурции, чернушка дамасская, тюльпанное дерево, лунник, красный клен и т. д.

В этот период активно развивалась наука ботаника, изучались нюансы разведения деревьев и защиты природы от дыма и других вредоносных факторов. Биология тоже начала прогрессировать с появлением микроскопа. Положено начало изучению клеточной структуры растений и открылась тайна их размножения. Появились первые гибридные растения.

Ближе к концу XVII века англичане заинтересовались выращиванием экзотических растений, например, апельсинов, так появились оранжереи, которые в наше время занимают значительную часть площадей в окрестностях Лондона.

В XVII– XVIII веках Андре Ленотр, архитектор и создатель известнейших садов во многих странах, привнес идею высаживания цветов, деревьев и кустарников в геометрическом порядке, сад делился на огромные пышные и помпезные комнаты под открытым небом. Но английские садоводы посчитали такую идею не самой удачной, ведь сады казались однообразными и искусственными. Англичане постепенно придавали садам более свободную планировку.

На смену не прижившимся идеям Ленотра пришли новые направления, заявленные ландшафтными дизайнерами следующего поколения Ланселотом Брауном, Хэмфри Рептоном и Уильямом Кентом. Теперь определяющим элементом сада стала растительность, прямые линии посадок, симметричные водоемы больше не считались уместными в садовом искусстве, а прямые тропинки сменили извилистые.

Английский ландшафтный дизайн является истинно английским искусством, в нем нет идей садоводства других стран, они попросту не прижились, его создатели выражали свои личные взгляды на красоту природы. Проектировка садовых участков имела немалые масштабы, сажались газоны, строились дамбы на реках, обустраивались озера, велась посадка лесов, учитывался закон гармонии – сочетание различных деревьев по виду и габаритам, например, листопадное дерево сажалось рядом с вечнозеленым.

Бордюр и газон из однолетних травянистых растений – элемент ландшафтного дизайна, придуманный английскими садоводами.

Семена и луковицы, привезенных в Англию растений доставлялись в питомники, первый из которых принадлежал Джорджу Лондону, хозяином второго питомника был Филипп Миллер. Позже при королевском садоводческом обществе в 1818 году основали экспериментальный сад, где растения выращивались на продажу.

Промышленная революция Англии (начало XIX века)

Это событие не могло не повлиять на искусство садового дизайна, так как влияние аристократов – землевладельцев перешла к промышленникам, купцам, а также банкирам. Викторианский период стал свидетелем появления среднего класса как основания современного английского общества. Частные парковые зоны и огромные сады лендлордам стали не по карману на смену им пришел небольшой сад.

Далее, садовое искусство Англии развивалось так же стремительно, как и ранее, производился экспорт и импорт растений, появлялись новые идеи, решения. В наши дни существуют четко сформированные особенности присущие английскому саду или парку. Стоит отметить, что благодаря природе Англии сады в основном выполняются в пейзажном стиле.

Исторические стили садов Англии

  • Неоклассика (Августианский стиль) 1730 г. Классический пейзаж с водой, травой, лесом и классической архитектурой.
  • Извилистый ландшафт (стиль «Серпантин») 1750 г. Во всем присутствовали изогнутые линии, появилась лужайка возле дома. Еще этот стиль называют Броуновским, в честь его создателя Ланселота Брауна.
  • Живописный стиль 1790 г. Живописные парки с совершенно новыми, экзотическими растениями, например, рододендронами и камелиями.
  • Пейзажный стиль (ландшафтный) 1794 г. Наиболее приближенный к естественной природе с передним планом, основной частью сада и фоном.
  • Электрика (смешанный стиль) 1810 г. В сады начали добавлять элементы садов других стран.
  • Садовый стиль 1829 г. Нетипичные для местности растения стали на пике популярности, распространялась мода на клумбы и цветники округлой формы.
  • Стиль прикладного искусства (художественный) 1890 г. Появились четкие границы между огороженной областью с геометрических форм цветниками возле жилья и диким садом. К выбору растений, стройматериалов, подаче форм и цвета стали относиться с особой чуткостью, все должно было быть лучшим и идеально сочетаться.

Из более поздних стоит отметить абстрактный стиль и постмодерн.

Особенности создания английского сада

Английский сад в пейзажном стиле радует взор гармоничными композициями растений, слух журчанием воды и пением птиц и обоняние свежестью трав и ароматами цветов.

Английский сад как искусство на всех стадиях развития вдохновлял поэтов и художников, он был и остается образцом наиболее удачного ландшафтного дизайна. Все, кому хоть раз посчастливилось побывать в английском саду, желают воссоздать что-то подобное на своем участке, однако, это не так просто, как может показаться, на первый взгляд.

Создание сада в пейзажном стиле задание не из простых, ведь все насаждения (коих немало), непременно должны гармонировать, дополнять друг друга, посадку каждого растения нужно тщательно обдумывать. Все потому, что истинный английский сад должен пробуждать чувства романтизма, изящества и в то же время необходимо сохранить натуральность, придать таинственности и подчеркнуть богатство мира растений.

Господство естественной природной красоты

Пейзажный стиль акцентирует красоту естественной природы. Кусты и деревья в саду располагаются свободными группами, дорожки идут по очертаниям рельефа, а вода придает пейзажу жизнь течением рек и степенностью водной глади прудов.

В английских садах, за исключением исторических архитектурных наследий, вы не встретите цветников идеальных геометрических форм с ровными и аккуратными посадками цветов. Чаще всего встречаются миксбордеры , где задний план обозначен деревьями и кустарниками, контрастирующими по окрасу листвы, а передний создают цветы, ну а обрамлением служит газон, который сужается или расширяется, чтобы показать всё великолепие композиции поближе или отдалить и дать нам возможность увидеть только игру красок.

Для дальних миксбордеров подбираются цветы с фактурной листвой и крупными, пышными соцветиями, для близких необходимы миниатюрные сорта цветов. Например, манжетки, к которым англичане питают особые чувства.

Ландшафт, продиктованный самой природой, менять не нужно, главной задачей садовника является подчеркивание природы, и рукотворное дополнение, исключающее искусственность.

Английский мини сад — украшение небольших частных садов у дома

Владельцы частных садов, которыми славится Англия, проявляют фантазию и смекалку, украшая свое жилище. Помимо групповых посадок деревьев, кустарников и клумб они украшают и сам дом, увивая его различными лианами как зелеными, так и цветущими. Особенно шикарно побеги лиан смотрятся на старых кирпичных домах, зачастую хозяева сада нарочно отказываются от штукатурки здания в пользу его изысканного вида.

Вход в жилище обязательно украшен кашпо и горшками, с растущими в них небольшими декоративными деревьями, цветами, лавандой, луковичными растениями или традиционными для английского сада пряными травами. Оконные рамы украшают подвесными контейнерами с петуньями, пеларгониями или фуксиями различных цветов.

Границами сада редко служат заборы, чаще можно встретить узорные решетки или живые изгороди. Если двор и отделяют каменные ограждения, то они невысокие, так же как и дом увиты лианами.

Как ни странно, за неимением высоких глухих заборов, именно англичанам принадлежит выражение – «Мой дом, моя крепость».

Чисто английский выбор

Любой народ славен своими пристрастиями, цветы не исключение, выбор англичан – розы, нарциссы и примулы. В XIX веке нарциссы в Англии продавались по неимоверно высоким ценам, карманы продавцов пополнялись огромными состояниями. Красная роза на протяжении многих веков является символом Англии, а посадить примулы считается долгом каждого англичанина.

Элементы сада в пейзажном стиле

  • Газон. Чаще всего он имеет неправильную форму. Кстати, в отличие от привычных для нас газонов, по которым нельзя ходить, в Англии по ним можно гулять. Владельцам маленьких садов большой газон недоступен, что не мешает сделать его маленьким и аккуратным.
  • Стриженые изгороди и фигуры. Живые изгороди придают некую камерность ландшафтному дизайну, а фигуры, конечно, всегда выступают в роли акцента.
  • Растения в контейнерах. Контейнерные культуры всегда расширяют границы сада, делают его живописным.
  • Кованые изделия. Детали мебели или сама мебель, фонари, ограды, а также скульптуры в стиле модерн, ампир или барокко.
  • Розарий. Красная роза – символ Англии, и стоит отдать ей дань, однако, совсем необязательно использовать только сорта красного цвета, в розарии есть место любым розам. Вход в розарий можно подчеркнуть аркой или беседкой, увитой плетистыми розами .
  • Природный камень. В саду им могут быть вымощены дорожки, оформлены небольшие водоемы, или сухие изгороди, не закрепленные раствором.

  • Состаренные элементы. Не нужно их убирать или реставрировать, ведь они придают саду ностальгические мотивы, дают понять, что сад имеет свою историю. Искусственно придать старину можно с помощью создания руин, мха или лишайников на стенах, однако, выглядеть они должны максимально натурально.
  • Дорожки. Ровные дорожки стоит выкладывать в том случае, если этого требует ландшафт, например, по линии дома, в местах для прогулок и отдыха лучше чтобы они были извилистыми, неровности скрывать не следует.

  • Статуи. К более ранним скульптурам животных, нимф и греческих богинь добавились садовые гномы.
  • Неожиданности и сюрпризы. Сады создаются таким образом, чтобы посетитель смог наслаждаться новыми видами, открывающимися за поворотами тропинок. Можно создавать сад, с большим количеством уютных уголков, разделенных изгородями, это придаст ему романтизма и зрительно увеличит пространство.
  • Мост. Чаще всего это миниатюрные копии уже существующих архитектурных произведений.
  • Парковые строения. Обелиски и башни, такие строения в Англии называют чудачествами. Сюда же можно отнести деревянные перголы, беседки, калитки и изгороди.

  • Водоем. Журчащие реки, придают саду движение, а степенные пруды спокойствия и загадочности, отражая в водной глади композиции из деревьев и кустарников. Нередко небольшие реки перекрывали дамбами, для создания прудов. В небольших садах, или там, где отсутствует природный водоем, можно соорудить искусственный.
  • Рукотворные гроты. Имеют немалые размеры и неимоверно точно, искусно имитируют природные сталактиты.
  • Хижины и пещеры. Довольно интересная задумка, ведь раньше, в этом месте обитал специально нанятый человек, он изображал философа – отшельника.
  • Композиции деревьев и кустарников. Схема их посадки напоминает игральную карту десятку пик.

  • Изгороди. Стены, скрывающие сад, сохранились только в культурных наследиях, современные сады имеют открытый вид, отделяются невысокими заборами или живыми изгородями.
  • Скамейки. Чаще всего это деревянные и неокрашенные лавочки. Устанавливать их можно там, где пожелает хозяин сада, довольно удачное место – у пруда.
  • Лианы. Традиционное дополнение к пейзажу, они украшают дома, беседки, изгороди, лавочки, скульптуры и даже небольшие искусственные водоемы.
  • Маскирующие растения. Их задача скрыть неровности ландшафта, для этой цели подходят декоративные травы , ирисы, маки, флоксы, шалфей и многие другие.


Сады Англии

Любителям путешествий, новых эмоций и впечатлений, заглянув в Англию, обязательно нужно посетить сады и парки, являющиеся культурным наследием страны. Именно в этих местах можно прочувствовать атмосферу ушедших веков. Рассмотрим несколько из них.

Сад Сисингхерст (Sissinghurst, Kent, Англия)

Поместье с непростой историей, начинающейся еще в XVI веке. После появления королевы Елизаветы в поместье, оно несколько раз перестраивалось, а в середине XVIII века в нем была обустроена тюрьма, где обитали французские военнопленные. Позже здание стало пристанищем для бедняков, а в тридцатые годы прошлого века оно в обветшалом виде было приобретено Сэром Гарольдом Николсоном, который спроектировал современную схему зонирования сада, а его жена превратила сад в шедевр, используя методы декоративно-художественного садоводства.

Так, поместье Сисингхерст получило новую жизнь в 1930 году, когда специально для создания сада его приобрела семья Гарольда и Виты Николсонов. Проектировка садового участка предусматривала множество отдельных комнат – садов с сюрпризами. По саду можно гулять бесконечно, и за каждым поворотом удивляться все новым и новым видам. Гарольд спроектировал сад в классическом стиле со строгой симметрией, а Вита наполнила его романтикой.

Сад Уизли (Wisley, Surrey, Англия)

Сад, занимающий немалую площадь – 97 га был построен в 1878 году Джорджем Уилсоном, самые первые посадки частично сохранились до нашего времени, их называют диким садом. Позже, в 1903 году, сад перешел во владение Королевского садоводческого общества, это место стало экспериментальным для научных садоводческих опытов. Уизли необычайно красив в любое время года, и обладает богатой коллекцией растений.

Одним из самых ярких элементов сада является миксбордер размером 130 метров в длину, состоящий из двух частей, обсаженный стриженым грабом.

В Уизли проводятся курсы садоводов и ландшафтных дизайнеров, а также имеется большой магазин литературы по садоводству. Сад Уизли состоит из нескольких садов различных стилей и экспериментальных полей, и считается школой ландшафтного дизайна.

Сад Хелигэн. Забытый сад (Pentewan, St. Austell, Англия)

Сад, основанный еще в XVIII веке, был потерян после Первой мировой войны, а в середине 1990 года снова найден. Заросший и заброшенный сад выглядел настолько завораживающе, что сразу же нашлись желающие возродить забытую красоту, этим занялся садовый архитектор Тим Смит. Существует книга о том, как возрождался сад.

Ботанический сад Хелигэн состоит из нескольких локаций, тут есть Виноградники, Винный двор, Альпийский овраг, Хрустальный грот, Сад за стеной, Музей садоводства, Итальянский сад и одна из наиболее примечательных его частей – Джунгли. Основные достопримечательности это две растительные скульптуры Дева Грязи и Голова Гиганта.

На территории Англии можно посетить еще множество всемирно известных садов, или получивших известность лишь в узких кругах. Практически на каждом шагу можно встретить частные придомовые сады. Одни из них удивляют обширностью территорий, а некоторые уютом и удивительной способностью англичан создать невероятную красоту даже на маленьком участке. В любом случае знакомство с садами в английском стиле оставит наиярчайшие впечатления, и вдохновит вас создать что-то подобное у себя на участке.

Известный английский философ Фрэнсис Бэкон в эссе "О садах" провозглпсил сад самым чистым из всех человеческих наслаждений. Он считал, что сад очищает дух человека, без него дома и дворцы - только грубое создание человеческих рук. Сад - это рай, где должны расти плодовые деревья, цветы, кустарники - все растения, которым подходит климат Англии. Прекрасны все растения, в саду они должны дополнять друг друга, распространяя при этом самые тонкие ароматы.

В 18 веке соотечественники философа воплотили в жизнь его мысли, создав сады и парки, которые умели "говорить". Сначала английское садоводство развивали протестанские беглецы из Голландии и Франции - гугеноты. Они познакомили англичан с новыми овощами, цветами, новыми приемами в агрокультуре. Но настоящий переворот в устройстве садов совершили английский поэт Александр Поп, садовники Джозеф Аддисон, Ланселот Браун, Генри Рептон, Вильям Кент. Их сады открыли новую эру в садово-парковом искусстве, начав "наступление" на сады эпохи барокко и классицизма, которые имели геометрические формы планировки со строгой симметрией, в которых было много деревьев и мало цветов, присутствовали фонтаны, все что служило для торжественности приемов.

Английский стиль сада основан на законах гармонии и покоя, которые достигаются целенаправленным распределением света и тени. Он предназначен для отдыха и приватной жизни. Основные признаки английского сада - естественность, разнообразие и контрастность. Правильные прямые дорожки в английском саду уступают место неправильным извилистым, поскольку природе не свойственна прямая линия. В садах доминируют змеевидные линии - тропинки, берега озер и речек, стволы деревьев. Появляются крохотные холмики, свободно раскиданные группы деревьев, растущих в природном беспорядке.

Англичане упорядочивают природу, сохраняя при этом ощущение натуральности: открытый простор, леса, озера, водопады вместо фонтанов. Ланселот Браун комбинировал привлекательность водной поверхности с лугами, располагая группы деревьев таким образом, чтобы создать эффект светотени. Со временем искусственно насаженные группы деревьев, линии берегов и озер стали казаться настолько естественными, что даже забылось, что созданы они садовником - художником. В целом, разбивая английский сад, учитывали то, как он будет выглядеть не только в разное время года, но и в разное время дня.

Английские сады воплощают в себе два стиля - рококо и романтизм. Первый представлял собой микромир, завершенную картину, был опоясан большими деревьями, как живым забором, образовывавшим верхний ярус и кустарниками, образовывавшими второй ярус. В местах, где открывался красивый вид, это кольцо размыкали. Посреди сада делали так называемый дерновый ковер с маленькими группами необычайно красивых деревьев и кустарников. Среди дерна высаживали цветы, но немного, чтобы картина была не слишком пестрой. Чтобы цветы поражали своей красотой, их особым образом группировали на зеленом фоне дерна, а также относительно деревьев, кустарников и растений с оригинальной листвой. До сих пор в Англии и Шотландии используют такой способ высадки на газонах луковичных цветов (главным образом, бледно-желтых нарциссов): луковицы выбрасывают из мешка или ведра и там, где они упали, закапывают в землю. Газон тщательно подстригают, чтобы трава не заглушала цветов.

Большое внимание уделяют подбору красок: красное должно быть рядом с зеленым, желтое с фиолетовым, а синее с оранжевым. Цветочные клумбы делают круглой, овальной или звездообразной формы. Самые популярные цветы в английском саду - это розы, нарциссы, примулы, астры, садовые лилии. Возле воды - рододендроны, в водоемах кувшинки. Вклад англичан в мировое садоводство - это газоны и бордюры из однолетних травянистых растений. Трава на газонах всегда низко скошена. Природный газон состоит из смеси разных трав, в основном, злаковых. В английских садах огромные газоны окружают дома сплошным зеленым ковром. Английский газон, хотя и является образцом, идеально-ровный, насыщенно- зеленый, но он довольно трудоемкий и сложный в уходе, и требует установки хорошей системы полива. Английский бордюр - это полоса зеленых насаждений по обеим сторонам дорожек, площадок. Поскольку сад в стиле рококо был микромиром, этот микромир англичане стремились сделать пасторальным, с удобными уголками для уединения. Так появились эрмитажи. Устроенные в тени, в лесистом месте, они всегда были определенной неожиданностью для тех, кто прогуливался по дорожкам сада. Эрмитажи строили в виде "китайских" домиков с крышей из камыша, в арабском стиле с арабскими надписями. Александр Поп изобрел новый тип садового строения - грот, построенный в виде классической ротонды. Такое разнообразие форм на небольшом пространстве вызывало у человека улыбку, настраивало на кокетство, галантность.

Парк Стоу (рис. 23).

Находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое, - 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный архитектором Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает архитектор Бриджмен, а в 1738 г. – У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд – его второй композиционный центр. Объемно пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоемов и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма (их было около 30 – храмы Бахуса, Дружбы, Венеры, грот из камня, грот из раковин и т. д.), стилистически связанными с архитектурой дворца и являющимися композиционными узлами и акцентами парковых картин. Открытые пространства решены в виде обширных лугов с отдельными группами, иногда небольших лужаек или вытянуты в виде лучей (Греческая долина или узкий «Вид ущелья»), особенно интересна главная ось, сужающаяся от дворца к водоему и продолжающаяся на противоположном берегу в створе Большой аллеи.

Одна из главных особенностей парка – слияние с окружающим ландшафтом. Открытые парковые пространства переходят в сельские поля и луга, а виды направлены на архитектурные сооружения, размещенные за пределами парковой территории.

Вода также получает разнообразное решение – в виде светлого открытого зеркала перед дворцом или замкнутого подступающими массивами или лесного ручья и оформляется каскадами, гротами, мостами. Примечателен Палладианский мост в восточной оконечности пруда, послуживший образцом для последующих подражаний.

В ассортименте преобладают листопадные породы: бук, ясень, вяз, дуб, граб. Некоторые композиционные узлы акцентируются хвойными – сосной обыкновенной, кедром ливанским, тисом.

Тонко продуманное и мастерски изложенное соподчинение и единство пространственных частей парка, его композиционных элементов и пейзажных картин выдвигают Стоу в число шедевров паркового искусства.

Сады и парки Франции

Центр композиции – замок с водопадом у искусственного пруда, образованного с помощью плотин на р. Ноннет. Пруд – пейзажный водный партер, заменивший лужайку.

Парк простирается к северу и югу от замка. Он состоит из двух парковых частей, разделенных аллеями. Южная часть характеризуется выделяющимися пейзажными видами, а северная – холмистой территорией с наклоном к низине. Характерный момент южного сектора – водопад, от которого открывается вид на грот. Выше находится озеро, у берегов которого расположены руины и такие парковые элементы как молочные фермы, мельницы и др. здесь находится «Храм мечты» и «Храм философов», построенный на возвышении и оставленный незаконченным, чтобы показать неполноту познаний человека и его несовершенство.

Наиболее интересный элемент парка – «Остров Руссо» среди озера, украшенный гробницей Ж.-Ж. Руссо. Вокруг посажены 16 пирамидальных тополей, завершающие композицию памятника и подчеркивающие вид на остров.

Здесь же, у озера, привлекают внимание открытая полянка с хижиной из тростника, гигантский бук, расположенный на плато, маленький островок с гробницей. В северном секторе интересна река, образуемая ручьями, протекающими около замка. Оно усеяна островами, на одном из которых находится башня Габриэлы. Со стороны башни открывается вид на руины, мельницы, расположенные на территории сектора. Лесной массив из ольхи расчленяет долину. В нем находится грот. Возле этой части парка расположен пустынный участок с кустами, водными устройствами, скалистыми образованьями, характерными соснами, в котором почти не чувствуется рука человека.

Вернувшись из Великобритании, я очень долгое оставалась под впечатлением, но мне и этого было мало. Подобно муми-папе Туве Янсон, желавшему познать Море, я хотела постигнуть Англию, а вместе с ней и Шотландию и Уэльс. Поэтому по возвращении из отпуска, я еще полтора года читала различную литературу. Со временем я сформировала обширный список книг , который, на мой взгляд, дает хотя бы начальное представление о Великобритании, как острове, его истории (от геологического образования до королей, из жен, дочерей, сыновей) и ее населения.
Но одну книгу я виделила среди прочих. Это книга Кейт Фокс "Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения". Эта книга произвела фурор, в первую очередь, на родине автора. Кейт Фокс, потомственному антропологу, удалось создать смешной и поразительно точный портрет английского общества. Она анализирует причуды, привычки и слабости англичан, но пишет не как антрополог, а как англичанка — с юмором и без помпы, остроумным, выразительным и доступным языком. Далее в этом рассказе я буду использовать именно материалы этой книги, добавляя свои собственные фотографии. Рассказывать можно о многом, о беседах о погоде, об английском чаепитие, о домашних питомцах. Я решила начать с английских садиков.


В Англии обычно перед каждым домиком обычно есть маленький палисад, а за ним — более крупный озелененный участок. В районах, где проживают более богатые люди, палисад, как правило, чуть больше, а дом отстоит чуть дальше вглубь от дороги.

В кварталах, где проживает малообеспеченный люд, палисад символически обозначен полоской земли, хотя перед домом может быть и калитка, а также тропинка, ведущая к крылечку в виде одной-двух ступенек перед входной дверью. По обеим сторонам тропинка обсажена зеленью, чтобы ее можно было признать за «палисад».

Палисад с тропинкой — это и есть символический «крепостной ров с подъемным мостом», которым англичае огораживаются от всего внешнего мира.
На всех таких типичных улицах садовые участки перед домиками и за ними обнесены стеной или огорожены забором. Ограда участка перед домом обычно низкая, чтобы любой мог заглянуть в палисад; ограда участка за домом — высокая, защищающая сад от посторонних глаз. Палисад обычно аккуратнее во всех отношениях — композиционно более ухожен, — чем сад за домом. Но это вовсе не потому, что англичане любят подолгу отдыхать в палисаде. Как раз наоборот: англичане вообще не сидят в палисаде. Там они проводят ровно столько времени, сколько требуется на прополку, полив и уход за растениями, чтобы палисад выглядел «чудесно».

Это одно из важнейших правил в отношении озелененного участка: англичане никогда, никогда не сидят в своих палисадах. Даже если палисад большой и в нем есть место для скамейки, никаких скамеек вы нигде не увидите. Трудно представить, чтобы кто-то из обитателей английского дома сидел в своем палисаде. Мало того, что это немыслимо, но такой человек вызовет удивление, даже если он в течение некоторого времени будет просто стоять без дела — не выдергивая сорняки, не подравнивая живую изгородь. Если вы не сидите на корточках, не сгибаетесь, не наклоняетесь или еще каким-либо образом не изображаете усердный труд, вас заподозрят в особой запрещенной форме безделья — праздношатании. Палисады, даже самые приятные для отдыха, предназначены только для всеобщего обозрения: ими вправе восхищаться и любоваться другие — но не хозяева.

Человек, приводящий в порядок свой палисад, «доступен» для общества. Соседи, которые в другое время и подумать не смеют о том, чтобы постучать к вам в дом, увидев вас за работой на свежем воздухе, могут остановиться для того, чтобы поболтать, с вами (почти всегда начиная разговор с комментария к погоде или одобрительной реплики по поводу вашего сада). Кейт Фокс поделилась, что знает многих людей, которые, желая обсудить с соседом какое-нибудь важное дело или передать ему какое-либо сообщение, будут терпеливо ждать его появления в палисаде — на протяжении нескольких дней, а то и недель, но никогда не осмелятся совершить «вторжение» — позвонить в дверь его дома.

Сад за домом, тот, которым нам дозволено любоваться, зачастую неухожен, по крайней мере не безупречно аккуратен, и очень редко являет собой упорядоченную яркую традиционную композицию из роз, алтея, анютиных глазок, шпалер и маленьких калиток, которая в представлении многих и есть типичный английский сад. Возможно, вам покажется, что я кощунствую, но я должна указать, что по-настоящему типичный английский сад — это на самом деле довольно унылая лужайка прямоугольной формы. Один ее край обычно занимает мощеный участок, так называемое патио; на другом стоит ничем не примечательное ни с эстетической, ни с архитектурной точек зрения строение, служащее сараем. С одного боку пролегает тропинка, с другого — разбита клумба с кустиками и цветами, композиционно высаженными весьма бестолково.

Разумеется, существуют вариации на данную тему. Иногда тропинка пролегает вдоль клумбы, иногда, обсаженная цветами с обеих сторон, делит прямоугольную лужайку на две части. Порой в саду можно увидеть одно-два дерева, кустарники, кадки, вьющиеся растения на стенах, а клумбы могут иметь не геометрически правильную, а изогнутую форму. Но основной принцип планировки традиционного английского сада остается неизменным — «высокая ограда, мощеное «патио», зеленая лужайка, тропинка, цветочная клумба, сарай».

Туристам вряд ли когда-либо удастся увидеть обычный, типичный английский сад. Эти сугубо частные уголки спрятаны от уличных прохожих за стенами домов, а от соседей — за высокими заборами, оградами или живой изгородью. Типичный английский сад, даже самый неоригинальный и скучный, — это чудесное местечко, где приятно посидеть в теплый солнечный день, попить чаю, скармливая птицам крошки хлеба и тихо ругая бездельников, погоду, правительство и соседскую кошку. (Правила ведения беседы в саду требуют, чтобы жалобы уравновешивались более оптимистичными замечаниями о том, как хорошо цветут ирисы или водосбор в этом году.)

Мне было известно о классовом неравенстве в Англии. Но книга "Наблюдая за англичанами" полностью раскрыла мои глаза на эту проблему. Оказывается, даже по внешнему виду полисада, можно определить классовую принадлежность его хозяина.
Садоводческие вкусы англичан формируются под влиянием: того, что они видят в садах их друзей, родных и соседей. Англичане с детства учатся оценивать цветы и композиции из цветов. Одни, по их оценке, «прелестны» или «изысканны», другие — «безобразны» или «вульгарны». К тому времени, когда у вас появляется свой собственный сад, вы уже — если вы из социальных верхов — «инстинктивно» воротите нос от вычурных садовых растений (таких, как цинния, шалфей, ноготки и петуния), декоративных каменных горок, пампасной травы, подвесных корзин, бальзамина, хризантем, гладиолусов, гномиков и прудиков с золотыми рыбками. Зато живая изгородь в форме кубов, старомодные розовые кусты, цветочные бордюры, ломонос, золотой дождь, композиции в стиле эпохи Тюдоров и каменные тропинки в стиле эпохи Йорков доставляют вам эстетическое наслаждение.

Таким образом, чтобы определить социальную принадлежность хозяина сада, присмотритесь к общему стилю оформления сада. Не стоит ориентироваться на отдельные виды растений, тем более если вы не в состоянии отличить обычную розу от чайно-гибридной. Если говорить в общем, сады представителей низших сословий выдержаны в более «кричащей» цветовой гамме («colourful» [«красочные»] или «cheerful» [«яркие»], по терминологии их хозяев) и в композиционном плане более упорядочены («neat» [«опрятные»] или «tidy» [«аккуратные»], как выражаются их владельцы), чем сады элиты общества.

Сады представителей высших слоев общества менее упорядочены и ухожены, более естественны; там преобладают блеклые, нежные тона. Добиться такого эффекта, пожалуй, так же непросто, как и наложить «естественный» макияж. Это требует гораздо больших затрат времени и труда, чем создание будто вырезанных из теста клумб безупречно правильной формы с ровненькими рядами цветов, характерных для садов низших сословий. Однако результаты приложенных усилий никогда не бросаются в глаза. Сад похож на очаровательный уголок дикой природы; между растениями не видно или почти не видно земли. Чрезмерная суета из-за одного-двух случайных сорняков и слишком усердный уход за газонами — это, по мнению аристократов и верхушки среднего класса, проявление инстинктов, свойственных низам общества.

Бог с ней, с «пролетарской» щепетильностью заботливых садовников, но если вы в таком саду вдруг заметите явно плебейский элемент оформления, спросите об этом хозяина. Ответ расскажет вам о классовой принадлежности владельца сада гораздо больше, чем сам этот элемент. Автор книги Кейт Фокс выразила мягкое удивление по поводу присутствия гномика в саду представителя верхушки среднего класса («О, гномик», — тактично прокомментировала она). Владелец сада объяснил, что этот гномик — «пародия». Жутко извиняясь за свое невежество, Кейт спросила, как можно определить, что его гномик — «пародия», а не просто гномик — традиционное украшение сада. Хозяин сада высокомерно заявил, что мне стоит только взглянуть на сад и я сразу пойму, что его гномик — это издевательская шутка.

Реакция данного человека на такие вопросы однозначно указывает на то, что он, вероятно, принадлежит к верхушке среднего класса, а не к высшему обществу. "В сущности, когда он подчеркнул, что его гномик — пародия, я автоматически причислила его к более низкому сословию — первоначально я полагала, что он стоит ступенью выше на социальной иерархической лестнице". Настоящий аристократ либо смело признает свое пристрастие к садовым гномикам (и с готовностью обратит ваше внимание на другие элементы подобного стиля в своем якобы неухоженном чудесном саду), либо скажет нечто вроде: «Ах да, мой гномик. Я его очень люблю», — предоставляя мне самой делать выводы. Аристократам все равно, что думает о них любопытный антрополог (да и все остальные тоже). Им незачем доказывать свое превосходство с помощью гномиков-пародий.