Современные сады и парки англии. Куда приводят мечты

Вернувшись из Великобритании, я очень долгое оставалась под впечатлением, но мне и этого было мало. Подобно муми-папе Туве Янсон, желавшему познать Море, я хотела постигнуть Англию, а вместе с ней и Шотландию и Уэльс. Поэтому по возвращении из отпуска, я еще полтора года читала различную литературу. Со временем я сформировала обширный список книг , который, на мой взгляд, дает хотя бы начальное представление о Великобритании, как острове, его истории (от геологического образования до королей, из жен, дочерей, сыновей) и ее населения.
Но одну книгу я виделила среди прочих. Это книга Кейт Фокс "Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения". Эта книга произвела фурор, в первую очередь, на родине автора. Кейт Фокс, потомственному антропологу, удалось создать смешной и поразительно точный портрет английского общества. Она анализирует причуды, привычки и слабости англичан, но пишет не как антрополог, а как англичанка — с юмором и без помпы, остроумным, выразительным и доступным языком. Далее в этом рассказе я буду использовать именно материалы этой книги, добавляя свои собственные фотографии. Рассказывать можно о многом, о беседах о погоде, об английском чаепитие, о домашних питомцах. Я решила начать с английских садиков.


В Англии обычно перед каждым домиком обычно есть маленький палисад, а за ним — более крупный озелененный участок. В районах, где проживают более богатые люди, палисад, как правило, чуть больше, а дом отстоит чуть дальше вглубь от дороги.

В кварталах, где проживает малообеспеченный люд, палисад символически обозначен полоской земли, хотя перед домом может быть и калитка, а также тропинка, ведущая к крылечку в виде одной-двух ступенек перед входной дверью. По обеим сторонам тропинка обсажена зеленью, чтобы ее можно было признать за «палисад».

Палисад с тропинкой — это и есть символический «крепостной ров с подъемным мостом», которым англичае огораживаются от всего внешнего мира.
На всех таких типичных улицах садовые участки перед домиками и за ними обнесены стеной или огорожены забором. Ограда участка перед домом обычно низкая, чтобы любой мог заглянуть в палисад; ограда участка за домом — высокая, защищающая сад от посторонних глаз. Палисад обычно аккуратнее во всех отношениях — композиционно более ухожен, — чем сад за домом. Но это вовсе не потому, что англичане любят подолгу отдыхать в палисаде. Как раз наоборот: англичане вообще не сидят в палисаде. Там они проводят ровно столько времени, сколько требуется на прополку, полив и уход за растениями, чтобы палисад выглядел «чудесно».

Это одно из важнейших правил в отношении озелененного участка: англичане никогда, никогда не сидят в своих палисадах. Даже если палисад большой и в нем есть место для скамейки, никаких скамеек вы нигде не увидите. Трудно представить, чтобы кто-то из обитателей английского дома сидел в своем палисаде. Мало того, что это немыслимо, но такой человек вызовет удивление, даже если он в течение некоторого времени будет просто стоять без дела — не выдергивая сорняки, не подравнивая живую изгородь. Если вы не сидите на корточках, не сгибаетесь, не наклоняетесь или еще каким-либо образом не изображаете усердный труд, вас заподозрят в особой запрещенной форме безделья — праздношатании. Палисады, даже самые приятные для отдыха, предназначены только для всеобщего обозрения: ими вправе восхищаться и любоваться другие — но не хозяева.

Человек, приводящий в порядок свой палисад, «доступен» для общества. Соседи, которые в другое время и подумать не смеют о том, чтобы постучать к вам в дом, увидев вас за работой на свежем воздухе, могут остановиться для того, чтобы поболтать, с вами (почти всегда начиная разговор с комментария к погоде или одобрительной реплики по поводу вашего сада). Кейт Фокс поделилась, что знает многих людей, которые, желая обсудить с соседом какое-нибудь важное дело или передать ему какое-либо сообщение, будут терпеливо ждать его появления в палисаде — на протяжении нескольких дней, а то и недель, но никогда не осмелятся совершить «вторжение» — позвонить в дверь его дома.

Сад за домом, тот, которым нам дозволено любоваться, зачастую неухожен, по крайней мере не безупречно аккуратен, и очень редко являет собой упорядоченную яркую традиционную композицию из роз, алтея, анютиных глазок, шпалер и маленьких калиток, которая в представлении многих и есть типичный английский сад. Возможно, вам покажется, что я кощунствую, но я должна указать, что по-настоящему типичный английский сад — это на самом деле довольно унылая лужайка прямоугольной формы. Один ее край обычно занимает мощеный участок, так называемое патио; на другом стоит ничем не примечательное ни с эстетической, ни с архитектурной точек зрения строение, служащее сараем. С одного боку пролегает тропинка, с другого — разбита клумба с кустиками и цветами, композиционно высаженными весьма бестолково.

Разумеется, существуют вариации на данную тему. Иногда тропинка пролегает вдоль клумбы, иногда, обсаженная цветами с обеих сторон, делит прямоугольную лужайку на две части. Порой в саду можно увидеть одно-два дерева, кустарники, кадки, вьющиеся растения на стенах, а клумбы могут иметь не геометрически правильную, а изогнутую форму. Но основной принцип планировки традиционного английского сада остается неизменным — «высокая ограда, мощеное «патио», зеленая лужайка, тропинка, цветочная клумба, сарай».

Туристам вряд ли когда-либо удастся увидеть обычный, типичный английский сад. Эти сугубо частные уголки спрятаны от уличных прохожих за стенами домов, а от соседей — за высокими заборами, оградами или живой изгородью. Типичный английский сад, даже самый неоригинальный и скучный, — это чудесное местечко, где приятно посидеть в теплый солнечный день, попить чаю, скармливая птицам крошки хлеба и тихо ругая бездельников, погоду, правительство и соседскую кошку. (Правила ведения беседы в саду требуют, чтобы жалобы уравновешивались более оптимистичными замечаниями о том, как хорошо цветут ирисы или водосбор в этом году.)

Мне было известно о классовом неравенстве в Англии. Но книга "Наблюдая за англичанами" полностью раскрыла мои глаза на эту проблему. Оказывается, даже по внешнему виду полисада, можно определить классовую принадлежность его хозяина.
Садоводческие вкусы англичан формируются под влиянием: того, что они видят в садах их друзей, родных и соседей. Англичане с детства учатся оценивать цветы и композиции из цветов. Одни, по их оценке, «прелестны» или «изысканны», другие — «безобразны» или «вульгарны». К тому времени, когда у вас появляется свой собственный сад, вы уже — если вы из социальных верхов — «инстинктивно» воротите нос от вычурных садовых растений (таких, как цинния, шалфей, ноготки и петуния), декоративных каменных горок, пампасной травы, подвесных корзин, бальзамина, хризантем, гладиолусов, гномиков и прудиков с золотыми рыбками. Зато живая изгородь в форме кубов, старомодные розовые кусты, цветочные бордюры, ломонос, золотой дождь, композиции в стиле эпохи Тюдоров и каменные тропинки в стиле эпохи Йорков доставляют вам эстетическое наслаждение.

Таким образом, чтобы определить социальную принадлежность хозяина сада, присмотритесь к общему стилю оформления сада. Не стоит ориентироваться на отдельные виды растений, тем более если вы не в состоянии отличить обычную розу от чайно-гибридной. Если говорить в общем, сады представителей низших сословий выдержаны в более «кричащей» цветовой гамме («colourful» [«красочные»] или «cheerful» [«яркие»], по терминологии их хозяев) и в композиционном плане более упорядочены («neat» [«опрятные»] или «tidy» [«аккуратные»], как выражаются их владельцы), чем сады элиты общества.

Сады представителей высших слоев общества менее упорядочены и ухожены, более естественны; там преобладают блеклые, нежные тона. Добиться такого эффекта, пожалуй, так же непросто, как и наложить «естественный» макияж. Это требует гораздо больших затрат времени и труда, чем создание будто вырезанных из теста клумб безупречно правильной формы с ровненькими рядами цветов, характерных для садов низших сословий. Однако результаты приложенных усилий никогда не бросаются в глаза. Сад похож на очаровательный уголок дикой природы; между растениями не видно или почти не видно земли. Чрезмерная суета из-за одного-двух случайных сорняков и слишком усердный уход за газонами — это, по мнению аристократов и верхушки среднего класса, проявление инстинктов, свойственных низам общества.

Бог с ней, с «пролетарской» щепетильностью заботливых садовников, но если вы в таком саду вдруг заметите явно плебейский элемент оформления, спросите об этом хозяина. Ответ расскажет вам о классовой принадлежности владельца сада гораздо больше, чем сам этот элемент. Автор книги Кейт Фокс выразила мягкое удивление по поводу присутствия гномика в саду представителя верхушки среднего класса («О, гномик», — тактично прокомментировала она). Владелец сада объяснил, что этот гномик — «пародия». Жутко извиняясь за свое невежество, Кейт спросила, как можно определить, что его гномик — «пародия», а не просто гномик — традиционное украшение сада. Хозяин сада высокомерно заявил, что мне стоит только взглянуть на сад и я сразу пойму, что его гномик — это издевательская шутка.

Реакция данного человека на такие вопросы однозначно указывает на то, что он, вероятно, принадлежит к верхушке среднего класса, а не к высшему обществу. "В сущности, когда он подчеркнул, что его гномик — пародия, я автоматически причислила его к более низкому сословию — первоначально я полагала, что он стоит ступенью выше на социальной иерархической лестнице". Настоящий аристократ либо смело признает свое пристрастие к садовым гномикам (и с готовностью обратит ваше внимание на другие элементы подобного стиля в своем якобы неухоженном чудесном саду), либо скажет нечто вроде: «Ах да, мой гномик. Я его очень люблю», — предоставляя мне самой делать выводы. Аристократам все равно, что думает о них любопытный антрополог (да и все остальные тоже). Им незачем доказывать свое превосходство с помощью гномиков-пародий.

Парк Стоу (рис. 23).

Находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое, - 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный архитектором Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает архитектор Бриджмен, а в 1738 г. – У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд – его второй композиционный центр. Объемно пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоемов и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма (их было около 30 – храмы Бахуса, Дружбы, Венеры, грот из камня, грот из раковин и т. д.), стилистически связанными с архитектурой дворца и являющимися композиционными узлами и акцентами парковых картин. Открытые пространства решены в виде обширных лугов с отдельными группами, иногда небольших лужаек или вытянуты в виде лучей (Греческая долина или узкий «Вид ущелья»), особенно интересна главная ось, сужающаяся от дворца к водоему и продолжающаяся на противоположном берегу в створе Большой аллеи.

Одна из главных особенностей парка – слияние с окружающим ландшафтом. Открытые парковые пространства переходят в сельские поля и луга, а виды направлены на архитектурные сооружения, размещенные за пределами парковой территории.

Вода также получает разнообразное решение – в виде светлого открытого зеркала перед дворцом или замкнутого подступающими массивами или лесного ручья и оформляется каскадами, гротами, мостами. Примечателен Палладианский мост в восточной оконечности пруда, послуживший образцом для последующих подражаний.

В ассортименте преобладают листопадные породы: бук, ясень, вяз, дуб, граб. Некоторые композиционные узлы акцентируются хвойными – сосной обыкновенной, кедром ливанским, тисом.

Тонко продуманное и мастерски изложенное соподчинение и единство пространственных частей парка, его композиционных элементов и пейзажных картин выдвигают Стоу в число шедевров паркового искусства.

Сады и парки Франции

Центр композиции – замок с водопадом у искусственного пруда, образованного с помощью плотин на р. Ноннет. Пруд – пейзажный водный партер, заменивший лужайку.

Парк простирается к северу и югу от замка. Он состоит из двух парковых частей, разделенных аллеями. Южная часть характеризуется выделяющимися пейзажными видами, а северная – холмистой территорией с наклоном к низине. Характерный момент южного сектора – водопад, от которого открывается вид на грот. Выше находится озеро, у берегов которого расположены руины и такие парковые элементы как молочные фермы, мельницы и др. здесь находится «Храм мечты» и «Храм философов», построенный на возвышении и оставленный незаконченным, чтобы показать неполноту познаний человека и его несовершенство.

Наиболее интересный элемент парка – «Остров Руссо» среди озера, украшенный гробницей Ж.-Ж. Руссо. Вокруг посажены 16 пирамидальных тополей, завершающие композицию памятника и подчеркивающие вид на остров.

Здесь же, у озера, привлекают внимание открытая полянка с хижиной из тростника, гигантский бук, расположенный на плато, маленький островок с гробницей. В северном секторе интересна река, образуемая ручьями, протекающими около замка. Оно усеяна островами, на одном из которых находится башня Габриэлы. Со стороны башни открывается вид на руины, мельницы, расположенные на территории сектора. Лесной массив из ольхи расчленяет долину. В нем находится грот. Возле этой части парка расположен пустынный участок с кустами, водными устройствами, скалистыми образованьями, характерными соснами, в котором почти не чувствуется рука человека.

June 2nd, 2013

Что мы понимаем традиционно под достопримечательностями? Музеи, соборы, замки, дворцы. Есть достопримечательности природные - горы, острова, водопады. Слово «сад» наш соотечественник вряд ли назовет в этом ряду. «На выходные ездили за двести километров, решили посмотреть один сад» - фраза вызовет легкое недоумение. Сад? А что его смотреть? Купить хотите? (Употребительнее будет слово «парк», хотя и парк как самостоятельная достопримечательность мало котируется - скорее, как приложение к дворцу или усадьбе). А вот для англичан посвятить выходной день осмотру какого-нибудь сада - дело совершенно обычное.


Решили и мы в своей последний (про времени) приезд в Англию предаться этому типично английскому развлечению и посетить один из знаменитых садов острова - сад Сиссингхерст. Как и многие лучшие достопримечательности Великобритании, находится Сиссингхерст далеко от крупных городов. Поэтому пораньше утром мы (я и двое моих спутниц) сели на вокзале Victoria на местный поезд, за час с небольшим доехали до станции Staplehurst, там пересели на автобус до городка Sissinghurst. Городок запомнился нам только тем, что главная улица там называлась просто «Улица», The Street.

От городка до одноименного поместья нужно было пройти полторы мили, всего-то ничего. Правда часть пути нужно было идти по узенькой полоске вплотную рядом с трассой, и справа то и дело проносились автомобили, чуть не задевая тебя за локоть. Зато слева расстилались луга на которых паслись милые овечки. Ягнята испуганно разбегались от нас, а овцы вдумчиво и сосредоточенно разглядывали.

Скоро дорога свернула к усадьбе, идти стало поспокойнее. И вот мы подошли ко входу. Имение последние десятилетия находится в собственности National Trust, общественной организации, которая сохраняет различные исторические достопримечательности. Мы собирались посетить несколько владений NT и поэтому заранее через Интернет заказали Touring Pass - за 52 фунта мы вдвоем могли две недели посещать любое количество мест National Trust. Учитывая, что билет в одно место стоит в среднем 8-10 фунтов на одного, мы надеялись на этом сэкономить. Кстати, с этим Touring Pass была любопытная история… но я отвлекаюсь, расскажу ее отдельно.

Когда-то в Сиссингхерсте был огромный замок с большим количеством разных построек. Вот такой.

Но во время Семилетней войны в XVIII веке в замке содержали три тысячи пленных французских моряков, и они так изгваздали усадьбу, что после войны большую часть строений решили просто снести, оставили лишь башню и пару хозяйственных зданий. Вот один из пленных рассказывает туристкам, это все было.

Проходим через ворота в здании, где раньше размещались конюшни, а при последних владельцах - библиотека.

Конечно, мы хотели сразу же идти смотреть знаменитый сад, но тут с неба полилось. Собственно, и до этого периодически что-то такое капало, но мы старались не обращать внимания, а тут прямо ливануло. Поэтому решили начать с осмотра библиотеки. Предлагаю пройти с нами.

Интерьер библиотеки был создан при последней хозяйке Сиссингхерста - Вите Сэквилл-Уэст. Родилась Вита в другом знаменитом английском поместье - Ноул (Knole), о котором я уже писал. Вита принадлежала к баронскому роду, восходившему к Вильгельму-Завоевателю. В отличие от скромного Сиссингхерста, Ноул - это огромный дворец, под стать королевскому, окруженный громадным парком, где свободно расхаживают олени. Порой по утрам маленькая Вита находила смущенное животное в каминном зале, куда олени моги свободно забредать из парка. Вот на этом портрете Вита накануне своего восемнадцатилетия. Когда портрет был закончен, и художник деликатно намекнул на гонорар, мать Виты спросила - «А возможность написать такую модель уже не была для вас достаточной наградой?» (и сегодня такое, кстати, можно услышать).

В юном возрасте Вита влюбилась в начинающего дипломата Харольда Николсона и вышла за него замуж. Все начиналось традиционно: встречи на чаепитиях, обручение, галерея со свадебными подарками ото всех сильных мира сего, свадебное путешествие в Италию и Грецию, новое дипломатическое назначение, беременность.

Однако скоро выяснилось, что натура у Виты очень страстная, причем страсть влечет ее не к мужчинам, а к женщинам. Начинается череда романов, которые пару десятилетий служили темой для светских пересудов.

Самым ярким был первый роман - с Вайолет Трефусис, влюбленные даже сбежали вместе в Париж, где Вита проживала в мужской одежде. Усилиями родственников беглянок вернули. Следующий виток личных отношений сблизил Виту со знаменитой писательницей Вирджинией Вулф. Считается, что в романе Вулф «Орландо» Вита стала прототипом заглавного героя.

Но своим современникам Вита была известна не только - возможно, и не столько - сексуальными похождениями. Вы удивитесь, но до Второй мировой войны слава Виты Сэквилл-Вест как писательницы была больше, чем у ее возлюбленной Вирджинии Вулф. Ей принадлежит более 40 книг, среди которых проза и поэзия, путевые заметки и биографии. За свои стихи она дважды (единственная из лауреатов) получала английскую Литературную премию Готорндена.

Думаете, богемная жизнь поставила крест на ее браке с Харольдом? Ничуть не бывало. У них родилось двое сыновей, что, впрочем, само по себе еще ни о чем не говорит. Гораздо важнее, что они были вместе до конца жизни. И это не был «лавандовый брак», отвечающий лишь светским приличиям.

Их переписка в разные периоды жизни позволяет увидеть, как трогательно они друг к другу относились, как искреннее любили друг друга, старались поддерживать и угадывать желания. Кстати, у самого Харольда тоже были гомосексуальные романы, что, однако, не упрощало, а усложняло общую картину их жизни. Есть четырехсерийный фильм, посвященный их взаимоотношения, который так и называется - «Картина брака» («Picture of a marriage»), есть в русском дубляже. Вот в этой библиотеке супруги проводили значительную часть времени.

Огромной трагедией для Виты стало то, что она потеряла Ноул. Хотя она была единственной дочерью своих родителей, поместье должно было наследоваться по мужской линии и отошло к двоюродному брату. Это была не просто потеря недвижимости, это была потеря целого мира, в котором она росла и который любила. Тем не менее она находит силы на то, чтобы обосноваться в купленном ими с мужем Сисснгхерсте и создать в нем один из лучших садов Англии.

Конечно, такую личность, как Вита, проще представить с бокалом шампанского у рояля, чем с какой-нибудь тяпкой и в резиновых сапогах. Но это Англия, друзья мои. Садоводство здесь - одно из самых возвышенных занятий. И на дошедших до на фотографиях видно, что Вита не только отдавала указания (конечно, у нее был садовник и помощники), но и сама своими руками, день за днем создавала этот сад.


Кажется, дождь перестал литься, так что можно пойти и посмотреть его. Ярко-красные растения обвивают здание библиотеки, роняют лепестки на садовые лейки. Если бы на моем месте был англичанин, он бы каждый цветочек назвал по имени, но я, увы, не могу отличить рододендроны от магнолий, поэтому буду и дальше писать «голубые цветочки» и «белые растеньица».

Концепция Сиссинхерста заключается в том, что сад делится на множество «комнат», каждая из которых имеет свое название и свою особую атмосферу. Выйдя из библиотеки, ты попадаешь в Top Courtyard - как пишут комментаторы, «первое блюдо на пиршестве Сиссингхерста». Это аккуратный и тихий садик в английском стиле.


Слева от него, пройдя через арку в стене, можно найти сад Delos, названный в честь греческого острова. Растения там подобраны так, чтобы создать ощущение уголка Средиземноморья.

Белый сад (White Garden) был последним, созданным Витой и Харольдом. В углу сада стоит навес, опирающийся на колонны, которые раньше принадлежали старому елизаветинскому дому.

Не знаю, как перевести Cottage Garden - «Сельский сад», «Сад у хижины»: Впрочем, его яркие цвета плохо ассоциируются с образом бедного деревенского жилища. Один из английских критиков писал, что это «в такой же степени сельский сад, в какой Мария-Антуанетта была дояркой».

Весенний Сад (Spring Garden) был в большей степени творением Харольда, чем Виты. Хотя она и подтрунивала на этой прямолинейной аллеей, сравнивая ее с Платформой №5 Паддингтона, она любила этот уголок. Как-то Харольд был вынужден уехать на неделю в Лондон, как раз когда из бутонов появлялись цветы, и Вита писала ему: «Как бы я хотела, чтобы ты был здесь! Сегодня я ходила про Весеннему Саду, где стали раскрываться все твои маленькие цветочки, и я снова поняла, как я люблю тебя, Харольд!» (она употребила уменьшительную форму - Hadji).

Nuttery (Орешник, Ореховый сад) образуют параллельные ряды кентского фундука.


Один из самых понравившихся нам садов - Moat Walk. Его доминанта - это старинная елизаветинская стена, которую Вита и Харольд расчистили от груды мусора. В Сиссингхерсте не очень много парковой скульптуры, но там, где она стоит, она всегда добавляет необходимый лаконичный акцент - как вот здесь стоящая на стене ваза.


Опять начинает накрапывать дождик, и мы решаем укрыть в башне. Внутри - голос Виты из динамиков и ее имя на окошке.

В оконных проемах выставлена посуда цветного стекла.

На свете много прекрасных садов, но законодателями в мире ландшафтного дизайна по праву считаются англичане.

Роскошные сады появились в Англии еще в 18 веке.

Исторические стили английского сада:

Августианский стиль (неоклассика): 1730 г.

Первые ландшафтные сады Англии были вдохновлены образом римского пейзажа времен императора Августа и задумывались как классический пейзаж с лесом, водой, травой и классической архитектурой. Одним из первых профессиональных проектировщиков, создавших английский неоклассический сад, был Уильям Кент (William Kent).

Стиль «Серпантин» (извилистый ландшафт): 1750 г.

В середине восемнадцатого столетия Ланселот Браун (Lancelot Brown) развил оригинальный стиль, представлявшего собой более абстрактную версию августианского стиля. При создании садов и парков c извилистой линией ландшафта меньше внимания уделялось зданиям и архитектурным сооружениям сада и больше использовались изогнутые, извилистые линии в расположении посадок и водоемов. Классическими особенностями этого стиля были лужайка у дома, извилистые береговые очертания озера и опоясывающими территорию посадками деревьев. Этот стиль также можно было назвать «броуновским» стилем.

Живописный стиль: 1790 г.

Во второй половине девятнадцатого столетия многие землевладельцы сформировали живописные парки с экзотическими растениями (особенной популярностью пользовались рододендроны и камелии).

Ландшафтный (пейзажный) стиль: 1794 г.

Пейзажный стиль, впервые был описан в первом издании «English Garden Design» Тома Тернера со следующей формулировкой: «составленный, подобно естественному природному пейзажу с передним планом, основной частью и фоном».

Смешанный стиль (эклектика): 1810 г.

В 19 веке начала развиваться мода на введение в английские парки элементов американских, китайских, итальянских и других садов. В современном ландшафтном дизайне подобная эклектика наблюдается в создании смешанных садов, представляющих собой галерею малых садов разных стилей и направлений.

Садовый стиль: 1829 г.

На смену увлеченности «диким» садам пришла любовь к экзотическим растениям, привезенным на Британские острова со всех частей света. Английский дизайнер Ладон (Loudon) стал энтузиастом нового стиля и широко пропагандировал круглые клумбы и цветники, в выгодном свете демонстрирующие все прелести удивительных растений и диковинных цветов. После смерти Ладона эта идея воплотилась в создании большого количества садов лесистой местности со специфическим использованием рододендронов, азалий, камелий и магнолий.

Художественный стиль (стиль прикладного искусства): 1890 г.

Сады в художественном стиле имели четкую границу между огороженной областью с четкими геометрическими цветниками около жилья и натуралистическим «диким садом». Неповторимость таких садов также подчеркивалась выбором хороших растений, использованием прекрасных строительных материалов и применением традиционных ремесел. Проектировщики черпали вдохновение из всех форм искусства, особенно это касалось вопросов подачи и сочетания форм и цвета.

Абстрактный стиль: 1930 г.

Проектировщики сада двадцатого столетия были вдохновлены формами и образцами абстрактного искусства. Абстрактный стиль сформировался под влиянием ландшафтного искусства Северной Америки и континентальной Европы.

Стиль «Постмодерн»: 1972 г.

Немногие британские проектировщики, увлеченные идеями постмодерна, в основном черпают вдохновение в работах коллег из других стран (в частности, Франции). Особый интерес проявляется к геометрии конструктивизма и первичным геометрическим формам.

Представляем вашему вниманию 1 часть подборки самых красивых садов Англии.

1. Сад Йоркширского музея

В центре Йорка расположен Сад Йоркширского музея, являющийся значимой достопримечательностью города. Он был создан в 1830 году на месте бывшего аббатства Святой Марии.

На территории музея, охватывающей 10 гектаров земли, содержится целый ряд уникальных представителей флоры и фауны. Коллекция из 4,5 тысяч растений, деревьев и кустарников собиралась как в Великобритании, так и других частях света. В парке можно покормить белок и полюбоваться павлинами. Среди пышной растительности расположено несколько исторических зданий, в том числе руины сооружений римского периода.

На территории сада находится театр под открытым небом, где проходят различные концерты, конкурсы и фестивали.

Выставка Джауме Пленса в Йоркширском парке скульптур. Композиция «Сердце дерева».

2. Сад Левенс Холл

Этот сад расположен в сердце Камбрии и считается самым старым садом в мире. Сады были основаны в конце 17 века, а само имение в 13 веке. Дизайнером сада был француз Гийом Бомон (Guillame Beaumont).

В знаменитом саду при усадьбе Левенс Холл вся растительность представляет собой какую-то фигуру или форму. Здесь растут львы, шахматные фигуры, павлины, геометрические композиции из тиса, вдохновляя садовников всего мира на создание своих, домашних шедевров.