Эффект сотой обезьяны и критическая масса интеллекта. В сравнительных исследованиях людей и обезьян ученые систематически недооценивают интеллект обезьян Удивительные умственные способности обезьян

Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] Линн Ричард

6. Величины IQ обезьян, человекообразных обезьян и гоминид до Homo sapiens

Делались попытки оценить интеллект обезьян, человекообразных обезьян и гоминид до Homo sapiens, основываясь на теории Пиаже о развитии интеллекта у детей. Согласно теории Пиаже, дети проходят четыре стадии познавательного развития. Первая из них – сенсомоторная стадия, на которой ребенок узнает о свойствах объектов, места, времени и причинности. Приблизительно в возрасте двух лет дети совершают переход к «дооперационной» стадии, на которой они овладевают языком и абстрактными понятиями, но еще не в состоянии понять логические принципы. Эта стадия длится до возраста примерно шести лет. В западных обществах дети примерно в семь лет переходят к стадии «конкретных операций», когда они могут усвоить логические принципы, но только на конкретном материале. Примерно в возрасте 12 лет дети переходят к четвертой и заключительной стадии «формальных операций», когда они становятся способными мыслить логически в терминах общих принципов, абстрагированных от конкретных примеров.

Каменные инструменты раннего палеолита из Сент-Ашель, Франция

Обзор попыток применения этой теории к интеллекту обезьян, человекообразных обезьян и дочеловеческих гоминидов представлен в монографии Паркера и МакКинни (Parker, McKinney; 1999). Согласно их заключению, обезьяны большинства видов не продвигаются дальше первой стадии Пиаже и остаются, таким образом, на когнитивном уровне примерно двухлетних детей. По шкале человеческого интеллекта их IQ составил бы приблизительно 12 баллов. Человекообразные обезьяны находятся на ранних этапах дооперационной стадии Пиаже и достигают когнитивного уровня среднего европейского 3–4-летнего ребенка. Их IQ составил бы примерно 22 балла. Попытки оценить уровень интеллекта по Пиаже, достигаемый последовательно появлявшимися видами гоминидов, исходя из изготавливаемых ими орудий, предпринимались Винном (Wynn; 1989). Согласно его заключению, Homo habilis, обитавшие в Восточной Африке приблизительно 2,4 миллиона лет назад, изготавливали простые каменные орудия, для чего им надо было находиться на первых этапах дооперационной стадии, примерно на тех же самых, на которых находятся человекообразные обезьяны. Homo erectus, появившиеся приблизительно 1,7 миллионов лет назад и имевшие несколько больший мозг, изготавливали более сложные ашельские каменные орудия, включая двусторонние ручные рубила, что требует мышления в стадии конкретных операций на уровне, достигаемом современными европейскими 7–8-летними детьми.

Из этого можно вывести, что их IQ должен был составлять приблизительно 50 баллов.

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Предметная деятельность обезьян Свое конкретное воплощение взаимодействие зрения и тактильно-кинестетической чувствительности рук находит в чрезвычайно интенсивной и многообразной манипуляционной активности обезьян.Исследования, проведенные рядом советских

Из книги Человек в лабиринте эволюции автора Вишняцкий Леонид Борисович

Происхождение и эволюция человекообразных обезьян Примерно на рубеже олигоцена и миоцена (23 млн лет назад), или чуть раньше (см. рис. 2) происходит разделение дотоле единого ствола узконосых обезьян на две ветви: церкопитекоидов, или собакоподобных (Cercopithecoidea) и гоминоидов,

Из книги Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами автора

Триумфальное шествие Homo sapiens Судя по археологическим и палеоантропологическим находкам, широкое распространение гомо сапиенс за пределы Африки и Ближнего Востока началось не раньше 50–60 тыс. лет назад (рис. 36). Сначала, по всей видимости, были колонизированы южные,

Из книги Геном человека [Энциклопедия, написанная четырьмя буквами] автора Тарантул Вячеслав Залманович

Из книги Антропологический детектив. Боги, люди, обезьяны... [с иллюстрациями] автора Белов Александр Иванович

После обезьян были «Адам» и «Ева» Разгадка вопроса о происхождении человека в конечном итоге оказалась спрятанной в самом геноме человека. Не зря же некоторые ученые называют ДНК «величайшим археологическим ископаемым всех времен». Природой, как бы специально для

Из книги Рефлекс свободы автора Павлов Иван Петрович

ПРО ДИКИХ ОБЕЗЬЯН Учёные со времен Дарвина, рассуждая о появлении человека, традиционно апеллируют к обезьянам. Но здесь начинаются вопросы. Вся костно-мышечная система человека, его чересчур большие и негибкие ноги, слабые руки явно не приспособлены изначально для

Из книги История одной случайности [или Происхождение человека] автора Вишняцкий Леонид Борисович

ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН[ 42 ] Что такое интеллект, разумность - стародавняя, тысячелетняя тема психологии, но до сих пор остающаяся полной для нее неопределенностью. Это я должен заключить по крайней мере из книги Келера об интеллекте человекообразных обезьян,

Из книги Осторожно: TERRA! автора Новиков Юрий Федорович

[СУЩНОСТЬ РАЗУМА У ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН И ОШИБОЧНОЕ ТОЛКОВАНИЕ КЕЛЕРА][ 55 ] Акад. И. П. Павлов. - ...Теперь у меня есть две постоянные темы: с одной стороны, об обезьянах, с другой стороны, о господине Шеррингтоне. Обезьяны связаны с Келером. Может быть, лучше сказать, что, с

Из книги Распространненость жизни и уникальность разума? автора Мосевицкий Марк Исаакович

Из книги Жизнь в глубинах веков автора Трофимов Борис Александрович

Глава 1 Немного истории о том, как Homo sapiens перестал быть тунеядцем «На руку земледельца опирается мир», - говорит французская пословица. Но человек существует на нашей планете много сотен тысячелетий, а земледелие - всего один-два десятка. Что же служило опорой

Из книги Эволюция человека. Книга 1. Обезьяны, кости и гены автора Марков Александр Владимирович

7.2.2. Мультирегиональная гипотеза формирования Homo sapiens Хотя автору представляется предпочтительной представленная выше концепция формирования Homo sapiens в Африке и народообразующего выхода людей современного типа из Африки 80–60 тыс. лет тому назад, необходимо отметить, что

Из книги Рассказ предка [Паломничество к истокам жизни] автора Докинз Клинтон Ричард

ИСТОРИЯ ОБЕЗЬЯН Как мы уже говорили, млекопитающие произошли от зверообразных пресмыкающихся, вероятно, в начале мезозойской эры, около 200 миллионов лет назад. В течение долгого времени, почти всю мезозойскую эру, они мало менялись. В те давние времена преобладали

Из книги Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] автора Бутовская Марина Львовна

У Homo erectus была походка Homo sapiens В 1978–79 гг. на берегу озера Туркана (в прошлом Рудольф) в Кении были найдены следы древних людей возрастом 1,43 млн лет (то есть на 2,2 млн лет моложе открытых Мэри Лики следов австралопитеков в Лаэтоли). В 2009 году там нашли еще три цепочки следов:

Из книги автора

Архаичный Homo sapiens Первую остановку по пути к рандеву № 1 мы сделаем в позапрошлом ледниковом периоде – около 160 тыс. лет назад. Этот пункт я выбрал, чтобы осмотреть окаменелости из деревни Херто-Бури в Афарской котловине в Эфиопии. Люди из Херто интересны тем, что, по

Из книги автора

Кооперация самцов и самок в сообществах у современных африканских человекообразных обезьян и у предков человека Разнообразие типов иерархических структур у современного человека можно рассматривать как результат эволюционного развития социальных структур у ранних

Из книги автора

Инфантицид у обезьян и человека Другим, часто игнорируемым фактором, способствующим развитию дружественных связей между самками, является опасность инфантицида (убийство детенышей своего вида) со стороны самцов (как будет показано ниже, такая адаптация реально

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мир приматов таит в себе множество загадок, которые пытается разгадать человек. Именно млекопитающие вызывают неподдельный интерес у натуралистов, ведь их считают ближайшими родственниками человека. Стоит отметить, что ежегодно ученые открывают до 10 новых видов приматов, поэтому нам еще предстоит узнать много интересного об этих удивительных животных.

Мы в AdMe . ru собрали для вас подборку фактов, открытий и мнений от ученых, приоткрывающих ту тайную завесу, которая ограждает человека от животного мира.

Обезьяны появляются на свет так же, как и человек

Совсем недавно группа японских ученых выяснила, что рождение детенышей у обезьян аналогично человеческому. Младенцы шимпанзе появляются из родового канала развернутыми лицом от матери, а не наоборот. Хотя ранее считали, что такой способ и поза появления на свет были выработаны предками человека в процессе эволюции. Кстати, чаще всего роль акушера выполняет самец.

  • Беременность у обезьян длится 8–9 месяцев.
  • 59 лет - именно столько прожила самка шимпанзе Гамма. Сегодня она считается рекордсменом по продолжительности жизни среди человекообразной обезьяны.

Они социальные животные

Шимпанзе, а также схожие виды животных из класса млекопитающих предпочитают жить в социуме. Их групповое времяпрепровождение напоминает привычную нам жизнь, где старшие присматривают за младшими, кто-то добывает еду, а кто-то занимается воспитанием. Но при этом в их социуме также происходят убийства и насилие над собратьями.

  • Заботу об осиротевших детенышах берут на себя ближайшие родственники или лучшие «подруги» умерших самок.
  • У современных обезьян 32 зуба, как и у человека.

Самолюбование - основное их хобби

Шимпанзе - одни из немногих животных, которые узнают себя в отражении зеркал. И это объясняет тягу остальных собратьев к самолюбованию: большую часть времени приматы проводят за наведением красоты.

  • Шимпанзе и гориллы являются самыми умными животными в мире, вопреки распространенному мнению об умственных способностях дельфинов.
  • Горилла Коко понимает смысл 2 000 слов английского языка. А ее уровень IQ - 95. Эти показатели соответствуют среднестатистическому уровню человеческого интеллекта.

Шимпанзе - ближайший родственник человека

Ежегодно ученые проводят исследования, суть которых - узнать о схожести шимпанзе и человека. Последние результаты выявили, что абсолютное сходство между ДНК испытуемых составляет менее 90 %, хотя согласно ранним исследованиям «идентичность» составляла 95 %.

  • Обезьяны никогда не смогут эволюционировать в человека из-за разрушенной экологической среды обитания этих животных.
  • Обезьяна и человек - единственные животные, которые плохо переносят ультрафиолетовое излучение.

Они знают о комфорте больше, чем вы можете себе представить

Большая часть приматов использует подручные средства, чтобы облегчить жизнь. Так, например, шимпанзе с помощью обычной бумаги или больших листьев, свернутых в тонкие трубочки, чистят свои уши и ногти. Также они создают инструменты для быта - это может быть приспособление для дробления орехов или самостоятельно заточенное копье для охоты.

  • Обезьяны могут болеть СПИДом, но никогда не заболеют ОРВИ.
  • Практически все представители отряда приматов умеют чистить зубы. Этому навыку обучают своих детенышей самки-мамы с самого рождения.

Рождение двойни или тройни - большая редкость

Как и люди, большинство обезьян рождают только одного детеныша. Связано это с тем, что новорожденные в течение нескольких месяцев абсолютно беспомощны, поэтому выжить могут только под пристальным присмотром обоих родителей или социальной группы. Стоит отметить, что детство у этих животных длится 4 года, а самыми хорошими мамами считаются самки горилл.

Дети в возрасте двух с половиной лет справляются с задачами «социального» характера гораздо лучше обезьян, хотя в решении «физических» задач шимпанзе и орангутаны нисколько не уступают им. Это подтверждает «гипотезу культурного интеллекта» (the cultural intelligence hypothesis ), согласно которой выдающиеся интеллектуальные способности, отличающие человека от животных, развились в связи с общественным образом жизни и с требованиями сложной и гибкой социальной организации. По-видимому, умственные способности наших предков в ходе эволюции развивались неравномерно: сначала развились социально-ориентированные навыки, а остальные «подтянулись» позже.

Прогрессивное развитие мозга и умственных способностей у приматов неразрывно связано с общественным образом жизни, с необходимостью предвидеть поступки соплеменников, манипулировать ими, учиться у них, а также оптимально сочетать в своем поведении альтруизм с эгоизмом. Такова точка зрения большинства серьезных антропологов на сегодняшний день. Идея о том, что разум у приматов развился для эффективного поиска фруктов или, скажем, выковыривания пищи из труднодоступных мест («гипотеза экологического интеллекта» ), сейчас имеет мало сторонников. Она не может объяснить, зачем приматам такой большой мозг, если другие животные (скажем, белки) отлично справляются с очень похожими задачами по добыче пропитания, а мозг у них при этом остается маленьким. Напротив, «гипотеза социального интеллекта» подтверждается многими фактами: например, выявлена положительная корреляция между размером мозга у приматов и размером социальной группы (приматы, в отличие от большинства стадных животных, знают всех своих соплеменников «в лицо» и с каждым имеют определенные взаимоотношения — совсем как у людей).

Почему же именно люди стали самыми умными из всех приматов? Согласно одной из наиболее правдоподобных гипотез, дело тут в том, что люди — животные не просто социальные, а «ультрасоциальные». Только люди способны формировать принципиально разные по своей структуре коллективы, различающиеся своими традициями, нормами поведения, способами добычи пропитания, системой внутригрупповых отношений, устройством семьи и т. д. Как бы сложно ни были устроены коллективы обезьян, такой гибкости у них нет и в помине: для каждого вида обычно характерен лишь один способ социальной организации, а культурные различия между группами хотя и встречаются, но не идут ни в какое сравнение с тем, что наблюдается у Homo sapiens .

Чтобы эффективно функционировать в сложном и переменчивом социально-культурном окружении, у людей должны были с некоторых пор развиться интеллектуальные способности совершенно определенного плана. Речь идет о способностях к эффективной коммуникации, обучению, а главное — к пониманию не только поступков, но и мыслей и желаний своих соплеменников (такое понимание называют «теорией разума» — «theory of mind »). Очевидно, что способности такого рода должны проявляться уже в раннем детстве, в период активного обучения и социальной адаптации, иначе большой пользы от них не будет.

Вопрос, однако, в том, каким образом появились у людей эти способности. На этот счет предложены две альтернативные гипотезы. Либо они возникли в результате равномерного развития интеллекта в целом («гипотеза общего интеллекта» — «general intelligence hypothesis »), либо это было специфическое, узконаправленное развитие именно социально-культурных способностей, а все прочие (например, способности к абстрактному логическому мышлению, выявлению причинно-следственных связей в физическом мире и т. п.) развились позже, как нечто дополнительное, вторичное («гипотеза культурного интеллекта» — «cultural intelligence hypothesis »).

Речь идет, таким образом, о магистральном направлении эволюции человеческого разума. Становились ли мы «вообще умнее» (больше коры — больше объем памяти — быстрее и эффективнее обучение — выше быстродействие «процессора»; а культурная эволюция по мере необходимости наполняла это «железо» всё более сложным «софтом»), или у нас совершенствовались в первую очередь строго определенные, социально-ориентированные умственные способности, а все остальные — постольку-поскольку.

«Гипотеза общего интеллекта» на первый взгляд кажется более правдоподобной, однако можно привести и доводы в пользу «гипотезы культурного интеллекта». Так, известно, что у многих животных специфические умственные способности действительно развиваются очень локально, как бы «на заказ», так что общий интеллектуальный уровень при этом не повышается или повышается не очень сильно (например, уникальные способности к ориентированию у перелетных птиц).

Антропологи из Германии, Испании и США опубликовали в последнем номере журнала Science результаты замечательного исследования, целью которого было «столкнуть лбами» две гипотезы и получить прямые доводы в пользу той или другой. Авторы рассудили, что если верна «гипотеза культурного интеллекта», то в индивидуальном развитии человека должен быть такой возраст , когда по «физическому» интеллекту мы еще не отличаемся от высших обезьян, а по «культурно-социальному» уже значительно их опережаем. Предположение это блестяще подтвердилось, и соответствующий возраст был найден.

В экспериментах приняли участие представители трех видов приматов: 106 шимпанзе (в возрасте от 3 лет до 21 года), 32 орангутана (3-10 лет) и 105 детишек в возрасте двух с половиной лет плюс-минус два месяца. Всем им был предложен большой набор тестов, куда входили задачи двух категорий: «физические» и «социальные». Число подопытных было достаточно велико, чтобы можно было сделать необходимые поправки на пол, возраст и индивидуальный темперамент (который оценивался при помощи дополнительных тестов).

При разработке тестов ученые исходили из следующих соображений. Способность ориентироваться в физическом мире у приматов развивалась преимущественно в контексте добывания пищи. Для этого приматам нужно решать задачи, связанные: 1) с пространством (чтобы находить пищу), 2) с количествами (чтобы выбирать лучшие из множества возможных источников пищи), 3) с причинами и следствиями (чтобы извлекать пищу из труднодоступных мест, в том числе с использованием орудий). Для адаптации в социальном мире приматы тоже решают задачи трех типов: 1) «коммуникационные» (чтобы влиять на поведение соплеменников), 2) связанные с обучением, 3) связанные с «теорией разума» (чтобы предвидеть чужие поступки).

В соответствии с этим, комплекс тестов, разработанный исследователями, состоял из шести тематических блоков. Подробное описание методики и видеоклипы находятся в открытом доступе в дополнительных материалах к статье. Каждая обезьяна и каждый ребенок проходили весь комплекс тестов; это занимало от 3 до 5 часов.

Дети и шимпанзе одинаково успешно справились с «физическими» задачами; орангутаны лишь немного им уступили (см. рисунок). Орангутаны хуже справлялись с «пространственными» и «причинно-следственными» задачами, тогда как по «количественным» задачам все три вида показали одинаковые результаты. В некоторых тестах (например, связанных с использованием орудий) шимпанзе опередили детей.

В «социальной» сфере дети продемонстрировали полное превосходство над обоими видами обезьян. Шимпанзе и орангутаны показали одинаковые результаты. Любопытно, что по социальным тестам среди детей выявилось несколько «особо тупых», а среди обезьян — несколько «особо гениальных» (кружочки на панели B).

Степень вариабельности (разброс) результатов оказался у всех трех видов одинаковым; в социальной сфере он выше, чем в физической. Впрочем, этот результат авторы считают не очень надежным — здесь могли сказаться специфические особенности заданий, входивших в два тематических блока.

У всех трех видов оба пола показали одинаковую результативность в решении социальных задач. В решении физических задач у людей девочки оказались чуть-чуть способнее мальчиков, а у шимпанзе — наоборот.

Кроме того, дети в ходе тестирования вели себя в целом более робко и проявляли меньше интереса к новым объектам, чем обезьяны. У детей никакой корреляции между темпераментом и результативностью не обнаружилось, а среди обезьян более смелые лучше справлялись с физическими задачами.

Конечно, это нельзя назвать абсолютно строгим доказательством. Можно допустить, что люди отличаются от обезьян не специфическими социально-ориентированными интеллектуальными способностями, а более общим умением разбираться в скрытых от непосредственного наблюдения причинах явлений, в том числе — в мотивации и смысле чужих поступков. Но и в этом случае весьма вероятно, что это умение развилось изначально именно для решения «социальных» задач, и уже потом было приспособлено для всего остального.

Авторы отмечают еще одно слабое место своего исследования. Все тесты проводились людьми, в том числе и тесты социального характера, в которых подопытные должны были правильно интерпретировать поведение экспериментатора. Стоит ли удивляться, что маленькие люди лучше справлялись с этим, чем представители других биологических видов? Авторы, однако, указывают, что некоторые из использованных ими «социальных» тестов ранее ставились в таких модификациях, что подопытные обезьяны должны были понимать смысл поступков своих сородичей, а не людей. И, насколько можно судить по опубликованным результатам, данный фактор не влияет на результативность — иными словами, если обезьяна не сделала правильных выводов из наблюдений за поведением человека, то не сделает их, и наблюдая за сородичем, совершающим те же действия.

На каком этапе эволюции наши предки приобрели новые, не свойственные обезьянам «социально-ориентированные» интеллектуальные способности? Авторы полагают, что это произошло уже после стадии архантропов (Homo erectus ), живших 1-2 млн лет назад. У эректусов, по мнению авторов, этих способностей еще не было, потому что: 1) мозг у них рос очень быстро, скорее по «обезьяньему», чем по «человеческому» сценарию; 2) нет фактов, говорящих о существовании у архантропов значительных социально-культурных различий между группами.

Авторы намерены в дальнейшем применить свой комплекс тестов к 50 другим видам приматов. Это позволит с большой детальностью реконструировать последовательность развития различных интеллектуальных способностей у приматов в ходе их эволюции.

Источник: Esther Herrmann, Josep Call, María Victoria Hernàndez-Lloreda, Brian Hare, Michael Tomasello. Humans Have Evolved Specialized Skills of Social Cognition: The Cultural Intelligence Hypothesis , есть также полный текст // Science . 2007. V. 317. P. 360-366.

Показать комментарии (14)

Свернуть комментарии (14)

    Интеллект - не сумма навыков! Воспитание и образование не формируют интеллект, а упорядочивают его применение. 35-40 тыс. лет назад произошла "интеллектуальная революция", в результате которой появился "хомо сапиенс сапиенс". С тех пор его интеллект не изменился! Интеллект проявляется при исследовании и создании Нового, не имеющего прямых(очевидных) аналогов. Это признак Творчества. Во-первых, должна существовать потребность, а не только необходимость, в поиске новых путей и решений. Во-вторых, надо выделить из общего множества актуальную проблему (круг проблем) и поставить задачу. В-третьих, разработать алгоритм поиска решения и методику реализации этого алгоритма. И вот только после этого начинается процесс сбора и обработки информации. И если вы решаете безаналоговую задачу, а в новых работах почти всегда так и есть, то инвариантность полученного результата - обычное дело. Оценка полученных результатов, включая создание критериев такой оценки, выявление тупиковых направлений (задача может и не иметь решения в вашем варианте её постановки), разветвления проблемы (при этом любое из направлений может быть самоценно, что не всегда очевидно) и т.д. и т.п. Вот для работы с такими неопределёнными множествами и создан Природой наш Интеллект, а не только для сбора информации и обработки сформированных баз данных. Не надо подменять общее частным. Формализовать можно только уже созданные алгоритмы. Кто их создаст? Обезьяна, компьютер? Что сравнивать-то? Если и у обезьяны и у ПК интеллект отсутствует в принципе. При этом ещё не надо забывать об абстрактном и образном мышлении, которые просто не формализуются. Всё наоборот. Не навыки развивают интеллект, а интеллект формирует навыки. Расширяется и усложняется информационная среда, и интеллект человека создаёт новые оптимальные навыки, под новые условия. Непрерывный взаимозависимый процесс, запущенный одномоментно несколько десятков тысяч лет назад. Другими словами, человеческий интеллект сам формирует проблему, и сам же ищет пути её решения. Не приспосабливается к условиям среды, а стремится изменить эти условия. Поэтому обезьяна собирает бананы, ловит добычу, не сумевшую убежать, и ходит на водопой, а человек их выращивает, а воду провел в построенное им жилище и т.д. Упростил себе жизнь, но и одновременно усложнил её принципы, что требует создания новых навыков, включая и социальные. И человек их (навыки) целенаправленно создаёт, а не "обретает" и "закрепляет". Моё мнение и оценка могут и не совпадать с Вашими, что, кстати, тоже результат наличия у нас Интеллекта.

    Ответить

    • : 35-40 тыс. лет назад произошла "интеллектуальная революция", в результате которой появился "хомо сапиенс сапиенс".

      Революция?

      : Интеллект проявляется при исследовании и создании Нового, не имеющего прямых(очевидных) аналогов.

      Давайте рассмотрим какие-нибудь примеры того Нового, что исследует и создаёт человек, и что не имеет очевидных аналогов. И неплохо бы ещё уточнить термин "очевидный".

      : Во-первых, должна существовать потребность, а не только необходимость, в поиске новых путей и решений.

      : Во-вторых, надо выделить из общего множества актуальную проблему (круг проблем) и поставить задачу. В-третьих, разработать алгоритм поиска решения и методику реализации этого алгоритма.

      Человек подходит так к решению любой проблемы? Или именно такой подход является исключительным признаком "интеллекта", исключительным обладателем которого, по-Вашему, является человек?

      Когда Вы учитесь играть в настольный теннис или в гольф, вы разрабатываете алгоритм, под каким углом, в каком направлении и с какой силой ударить по мячику, и потом осуществляете это при помощи своих рук с необходимой по Вашим рассчётам точностью?

      Ещё, попросите блондинку (это условное обобщение) объяснить алгоритмы, которые она использует при принятии решений. Очень часто она не сможет объяснить. Но, во-первых, решения она всё-таки принимает (причём такие, которые позволяют ей выживать), и человеком является, следовательно, интеллектом обладать должна была бы.

      И ещё, а что Вы скажете об Интуиции? Это свойство исключительно человека, или нет? Противоречит ли наличие и использование Интуиции наличию и использованию Интеллекта?

      : Другими словами, человеческий интеллект сам формирует проблему, и сам же ищет пути её решения. Не приспосабливается к условиям среды, а стремится изменить эти условия. Поэтому обезьяна собирает бананы, ловит добычу, не сумевшую убежать, и ходит на водопой, а человек их выращивает, а воду провел в построенное им жилище и т.д.

      : Непрерывный взаимозависимый процесс, запущенный одномоментно несколько десятков тысяч лет назад.

      Ответить

      • Революция?
        Не нравится "революция"? "Спонтанная мутация" - устроит?

        Давайте рассмотрим какие-нибудь примеры того Нового, что исследует и создаёт человек, и что не имеет очевидных аналогов.
        Давайте. Хлеб, и технология его производства.Достаточно?

        А чем потребность отличается от необходимости?
        Икар испытавал потребность летать, или это была для него жизненная необходимость?

        Человек подходит так к решению любой проблемы?
        Да. Если речь идёт о проблеме. Когда я учился играть в настольный теннис, то я запомнил правила и отрабатывал навыки в процессе игры. А вот если бы я создавал эту игру, это был бы продукт моего интеллекта. К чему такой максимализм - "Всегда, или никогда".

        Ещё, попросите блондинку (это условное обобщение) объяснить алгоритмы, которые она использует при принятии решений. Очень часто она не сможет объяснить.
        "Блондинки", это хорошо. Я люблю блондинок! Особенно полненьких. А Вы?

        И ещё, а что Вы скажете об Интуиции?
        Обратитесь к блондинкам. Именно этим они и руководствуются в предыдущем случае. Я включаю интуицию в общий раздел "Образное мышление".

        А муравьи выращивают тлей. И был такой момент, когда они научились это делать. И что?
        И ничего. Муравьи тлей не выращивают, а пасут. Скорее даже, просто постоянно ходят к местам их обитания, как на водопой. Ну, неужели Вы не видите разницы между "животноводством" и кормлением муравьёв?

        Вам не кажется, что гипотеза "одномоментного" наделения человека чем-то исключительным по отношению к другим биологическим видам, которой Вы придерживаетесь, просто высосана из пальца?
        Оглянитесь вокруг, и Вы легко увидите результаты такой исключительности. А пальцы я не сосу и Вам не советую.

        Ответить

        • : Давайте рассмотрим какие-нибудь примеры того Нового, что исследует и создаёт человек, и что не имеет очевидных аналогов. Давайте. Хлеб, и технология его производства.Достаточно?

          Нет:-). То, что мы видим вокруг (выращивание и изготовление хлеба, животноводство и т. д.) это результат продолжительного эволюционного развития _человечества_ (не человека). Это всё не появилось единомоментно, а разрабатывалось и изобреталось постепенно, маленькими шажками, от простого к сложному.

          : А чем потребность отличается от необходимости? Икар испытавал потребность летать, или это была для него жизненная необходимость?

          Икар не летал к Солнцу на крыльях, сделанных из перьев, склеенных воском, и чем дальше от поверхности Земли (в пределах, в которых человек способен дышать), тем температура ниже, а не выше:-). Но это не суть важно, Вы указали, что люди _хотели_ этого, и, насколько я понимаю, настаиваете на иррациональности такого желания. Я не вижу в этом ничего иррационального. Люди прекрасно видели на примере птиц, что полёт позволяет, во-первых, легче перемещаться, во-вторых, легче обнаруживать объекты на земле (добычу, опасности, и т. д.), и в-третих, скрываться от хищников. Для людей вполне естественно было испытывать потребность в полёте, учитывая удобства, которые он предоставляет. Кстати, люди в конце концов в первых двух пунктах преуспели именно этим способом: полёт на данный момент является самым эффективным способом перемещения на большие расстояния, и используется для обозревания земной поверхности, а с хищниками они разобрались другими способами.

          Желания человека были вполне естественными и не отличались от желаний животных других видов. Просто у человека (или человечества) развились лучшие _возможности_ для реализации своих желаний, такие как больший мозг и более совершенные средства общения.

          Да, они дали в какой-то мере взрывообразный рост количества и сложности найденных методов удовлетворения желаний. Ну и что? Разве не всё развитие живого на нашей планете идёт с нарастающей скоростью?

          Мне работа показалась чрезвычайно интересной. На фоне огромного прогресса, достигнутого в последнее время в познании генетических и морфологических аспектов происхождения Homo sapiens, происхождение интеллекта (а это безусловно то, что присуще человеку или по крайней мере развито у него в несравненно большей степени, чем у остальных высших приматов) остается загадкой. Критиковать подобные исследования очень легко, а вот выдвинуть гипотезу и предложить систему ее проверки, придумать answerable questions (т.е. вопросы, на которые МОЖНО получить ответы) очень сложно. Здесь я увидел реальный шажок в постановке конкретных задач для исследователей, пытающихся понять специфику человеческого интеллекта в сравнении с тем, что есть у других человекообразных обезьян. То, что были и есть тупицы и гении (как среди "сапиенсов", так и других высших приматов), как раз естественно и понятно. Но хочется все же думать, что Homo sapeins выжил в труднейших условиях и распространился по всем континентам благодаря гениям, а не тупицам. Короче, работа очень хорошая и прекрасно, что она есть в открытом доступе.

          Более реально другое объяснение. Дети живут в более сложной социальной среде чем обезьяны. Им приходится понимать более сложные мотивы и поступки людей, в отличие от обезьян. Естественно, что социальный интеллект будет у них выше.

          Такой вариант объяснения легко проверить экспериментально. Нужно рассортировать детей по сложности социальной среды, в которой они воспитываются. Скажем, если в семье только два родителя и ребенок, при этом социальные контакты ребенка ограничены, то его социальный интеллект в среднем должен быть ниже, чем у ребенка в большой семье и широким кругом общения. При этом, конечно, нужно учитывать то, что психологи называют экстраверсией.

          Ответить

          Написать комментарий

Наиболее изученный из всех видов животных. Исходя из новейших исследований, их генетическая база совпадает с человеческой на 98,7%. Шимпанзе настолько генетически близки к человеку, одно время предлагалось относить шимпанзе к роду Люди ..

Хотя шимпанзе не могут говорить из-за строения голосового аппарата, они способны общаться руками языке глухонемых людей (на языке жестов). Они способны употреблять слова в переносном смысле, могут создавать новые понятия, комбинируя известные слова, например: «зажигалка» — «бутылка-спичка», обладают чувством юмора. Первую шимпанзе научили говорить на языке жестов в 1967 году, а к 1972 году уже с десяток шимпанзе были обучены языку жестов. Также были придуманы другие языки для общения с шимпанзе, такие как язык символов и язык лексиграмм. Самцы Канзи удалось научить понимать на слух около 3000 английских слов и активно употреблять более 500 слов с помощью клавиатуры с лексиграмм. Описан случай, когда обученная языку знаков самка бонобо сама научила ему своего детеныша.

В природе шимпанзе способны использовать орудия труда. Они используют палки для ловли муравьев и термитов, сбора меда и охота на млекопитающих, камни для метания и разбивания орехов, фруктов, овощей и семян и листьев для ловли муравьев и термитов, сбора воды и чистки. Они способны изготавливать орудия труда (очищают палки от листьев, обостряют палки и камни). Также они могут использовать 2 орудия труда одновременно (палку и листья для ее чистки, камень для разбивания и камень подставка). Кроме орудий труда, шимпанзе строят гнезда, которые могут быть расположены в группах.

Самосознание

Все шимпанзеи карликовые шимпанзепроходять зеркальный тест, доказывающий наличие самосознания.

Язык

Язык жестов

В 1967 году было начато первый эксперимент с целью научить говорить молодую самку шимпанзе по кличке Вошо на английском языке глухонемых — амслену.

Уошо показывали какой-нибудь предмет или действие, а затем составляли ее пальцы в соответствующий жест. Уже зная восемь знаков, Уошо начала их комбинировать. Еще в начале обучения она продемонстрировала понимание знаков: она узнавали изображение на картинке не хуже самого предмета, отличала маленькое изображение взрослого человека от изображения ребенка и т. П. Через пять лет она знала уже 160 слов. Уошо активно использовала знаки для общения с людьми и достижения своих целей. Хотя люди не спешили признать в лице Уошо умение владеть языком примата, сама обезьяна, ничуть не сомневаясь, причисляла себя к человеческому роду, а других шимпанзе называла «черными тварями».

До 1972 года в Оклахомском институте изучения приматов уже с десяток шимпанзе умели общаться на языке жестов.

Эксперименты показали, что шимпанзе и бонобо обладают символическим мышлением и легко пользуются принципом обобщения, применяя знакомые жесты в новых ситуациях. Шимпанзе способны употреблять слова в переносном смысле, обладают метафорами. Они могут создавать новые понятия, комбинируя известные слова, например: «зажигалка» — «бутылка-спичка». Они обладают также чувством юмора.

Описан случай, когда обученная языку знаков самка бонобо сама научила своего детеныша вместо человека-экспериментатора.

Язык символов

Дэвид Премак для обучения семилетней шимпанзе с именем Сара изобрел символы, обозначавшие то или иное понятие. Она довольно быстро усвоила, что голубой треугольник является символом яблоки, а красный квадратик — банана, затем символы имен Премака, трех его ассистентов, и своего. Еще через некоторое время словарь Сары пополнился обозначением многих окружавших ее предметов, основных цветов спектра и всех возможных их комбинаций настолько успешно, что вскоре «рабочий словарь» Сары насчитывал 120 слов.

Затем Сара поняла значение предлога «на», обозначением которого служила особая фигурка, это был первый и очень важный шаг для того, чтобы перейти к следующему этапу — составлению предложений. Первыми предложениями, которые шимпанзе стала читать, были сочетание трех символов, означающих один предмет другом предмете. Задолго до этого Сара хорошо усвоила, цвет получается при наложении друг на друга различных цветов спектра. Так, с поразительной точностью она выбирала символ, обозначающий синий цвет, если он накладывал друг на друга фигурки, обозначающие зеленый и желтый и т.д.

Однажды Премак решил выяснить, насколько она поняла правильный порядок слов в предложении и составил несколько комбинаций символов, которые не имели никакого смысла. Очень неожиданно для него Сара сама стала его учить. Когда Сара несколько раз правильно выполнила задание, она отодвинула от доски своего учителя и сама стала составлять предложения, но незаконченные. Она предлагала Премаку на выбор несколько символов, с помощью которых он мог их закончить. Так, она писала на магнитной доске: яблоко на … и предлагала на выбор несколько символов, обозначали предметы, цвета, понятия. Сначала Премак не понимал, что от него хочет Сара. Однако очень скоро он убедился, что его действия абсолютно последовательны. Сара терпеливо отвергала предложения вроде «яблоко на синем». Ее устраивал только такой вариант предложения, который имеет какой-то смысл, например «банан на блюде», «яблоко на банане» и т. Д.

Но труднее всего было впереди, когда от обозначений конкретных предметов перешли к усвоению общих понятий. Когда он научил Сару ассоциировать красный цвет с яблоком, а зеленый с грейпфрутом, они перешли к текстам, с помощью которых он исследовал понимание и осознание ею значение слова цвет. Сара правильно называла цвета совершенно незнакомых ей объектов. Например, ассоциируя красный цвет как принадлежность яблоки, шимпанзе безошибочно узнавала его в окраске вишни, которую она до этого не видела. Во время одного из опытов Сари дали яблоко и попросили отобрать символы цвета и формы, характеризующие этот плод. Она с готовностью сделала это. Затем вместо яблока ей дали его символ — голубой треугольник и предложили сделать то же самое. Абсолютно без колебаний Сара написала для этого абсолютно не имеет ничего общего с яблоком предмета те же символы круглого и красного, как и в том случае, когда перед ней лежало настоящее яблоко. Ученый считает это доказательством того, что шимпанзе думает о символе, скажем, яблоки не как о физическом объекте (в данном случае голубой пластмассовый треугольник), а как о предмете, который он символизирует.

Язык лексиграмм

Группа ученых создала электронное устройство и программу синтаксического и смыслового анализа знакового языка. Знаковый язык «Йеркской» состоял из небольших геометрических фигур, которые назвали лексиграмм, каждая из которых соотносится с определенным словом.

На стене помещения, в котором находится обезьяна, имеется клавиатура с нанесенными на клавиши лексиграмм. Если нажать такую ​​кнопку, лексиграмм, изображенная на ней, проецируется на экран, расположенный непосредственно над клавиатурой. Последовательность лексиграмм компьютер считает фразой, если она начинается определенным сигналом и заканчивается точкой. Чтобы подать исходный сигнал, обезьяна дергает рукой за штангу, укрепленную над клавиатурой, и начинает «разговор». Компьютер считает фразу правильной, когда последовательность лексиграмм точно соответствует правилам, зафиксированным в заданной программы грамматике. Сомнительных случаев здесь нет: фраза или абсолютно правильная, или неправильная. Правила построения фраз в «Йеркской» языком однозначные, жесткие и не допускают отклонений, потому что пока стоит задача проверки только грамматических способностей шимпанзе Ланы, а не ее воображения.

Когда Лана нажимает на клавишу, лексиграмм, изображенная на ней, проецируется на экран, расположенный непосредственно над клавиатурой. Нажатие другой клавиши — рядом появляется новое изображение. И так далее, до тех пор, пока не получится линейная запись фразы. Затем компьютер выносит решение. Если фраза правильная — звенит колокольчик, если нет — лексиграмм исчезают с экрана, а Лане нужно начинать сначала.

Этот «механизм стирания» Лана обнаружила и освоила очень быстро. Допустив опечатку, она даже не пытается доказать фразу до конца, а сразу ставит точку. Компьютер, оценивая, естественно, входные данные как ложные, сразу гасит проекторы и готовит систему к новому «разговора» — так что зря Лана на клавиши не нажимает.

Лана в любое время может заказать поесть или попить, но только при условии, что фраза будет сформулирована правильно. Скажем, она набирает на клавиатуре фразу: «Пожалуйста, машина, дай мне кусочек банана», автомат подает лакомство в углубление в стене, откуда Лана его забирает. Точно так же обезьяна может попросить кусочек яблока, изюм и т. Д. Лана составляет себе абсолютно рациональное меню, хотя очень любит шоколадные конфеты. Теперь люди кормят ее только тогда, когда машина отключена на техосмотр.

Лана просит не только пить или есть. Например, она может написать: «Пожалуйста, машина, открой окно». Тогда по сигналу компьютера поднимается штора, которая закрывает окно в комнате шимпанзе, и Лана течение 30 секунд может смотреть на улицу. Если ей хочется посмотреть подольше, то она должна через каждые полминуты повторять свое сообщение.

Лана заказывает и кино — по его просьбе проектор в течение тех же 30 секунд показывает шимпанзе видовой фильм о жизни шимпанзе в джунглях. Чтобы просмотреть фильм, Лане нужно 28 раз отпечатать приказ на клавиатуре. Точно так же она просит показать ей диапозитивы или дать прослушать одну из двух имеющихся в распоряжении магнитофонных лент.

На некоторые простые вопросы о музыке и диапозитивах она умеет отвечать. Лана отвечает соответствующей лексиграмм, если ей показывают один из двадцати известных ей предметов и спрашивают: «Что есть имя этого?»

Новые лексиграмм Лана заучивает удивление быстро. Как правило, достаточно показать ей лексиграмм и соответствующий предмет один-два раза и повторить «урок» на следующий день. В настоящее время Лана твердо знает 55-60 лексиграмм. Это много. Кроме грамматики Лана учили и синтаксиса. Перед ней стояла двоякая задача. Первая: она должна была правильно дополнить начатую фразу. Например, ученые печатали: «Пожалуйста, машина, дай …», а Лана должна была правильно закончить фразу. На выбор ей предлагалось как правильных лексиграмм «орех», «вода», «кусочек банана» и т. П., а неправильных — «фильм», «диапозитив», «музыка», «окно» и т. П. Вторая задача состояла в том, чтобы стереть неправильно начатую машиной фразу, вместо того, чтобы ее как-нибудь закончить. В обоих экспериментах реакция Ланы была правильной в 89% случаев. Результат, надо сказать, весьма обнадеживающий.

Но даже без «синтаксиса», оглядываясь на первый год обучения Ланы, можно сделать вывод, что результаты исследований очень убедительны. Развитие шимпанзе шло гораздо быстрее запрограммированного, и ряд «приятных неожиданностей» говорит о еще не раскрытых способностях Ланы.

Когда главный воспитатель Ланы Тимоти Хилл зашел утром в помещение для экспериментов, чтобы заполнить автоматы едой и питьем, и, совершенно машинально отломав кусочек банана, положил его себе в рот. Лана прекрасно видела все это и возмутилась: она встала дыбом шерсть, она приняла угрожающую позу. Затем, увидев, что таким образом все равно ничего не добьется, она подбежала к клавишам и нажала на лексиграмм «Нет!».

В эксперименте, проведенном Фондом исследования больших человекообразных обезьян (США), знаменитого самца Канзи удалось научить понимать на слух около 3000 английских слов и активно употреблять более 500 слов с помощью клавиатуры с лексиграмм (геометрическими знаками).

В природе

Карликовые шимпанзе постоянно, даже за едой, общаются между собой с помощью системы звуков, которую пока не удалось расшифровать.

Социальная структура

Шимпанзе живут в сложно устроенных мужских и женских социальных группах, которые называют общинами. Внутри общины статус индивида и его влиятельность диктуют определенную социальную иерархию. Иерархию шимпанзе можно назвать плоской, так как несколько индивидов могут быть достаточно влиятельными, чтобы вместе доминировать над другими членами, которые занимают более низкое положение. Доминирующего самца обычно называют альфа-самцом. Альфа-самец имеет высшее социальное положение, он управляет группой и поддерживает порядок во время споров. В обществе шимпанзе доминирующий самец не всегда самый большой и сильный, а, скорее всего, он самый умелый манипулятор и политик, способный контролировать происходящее внутри группы. Чтобы добиться доминирующего положения самцы шимпанзе обычно обзаводятся соратниками, которые при необходимости окажут им поддержку в борьбе за власть. Альфа-самец, как правило, показывается на публике в напыщенный виде, он вздыбливают на теле шерсть, чтобы визуально увеличить свой размер и добавить себе как можно больше устрашающий и властный вид. Такое поведение, по всей видимости, является принципиальным для статуса альфа-самца, так как оно помогает ему поддерживать свой авторитет и запугивать других членов общины, которые пытаются захватить власть. Шимпанзе, занимающие подчиненное положение, чтобы выразить уважение, делают уважительные жесты с помощью языка тела или протягивают руки, во время Ухань. Самки шимпанзе выражают свое уважение альфа-самца, представляя ему на обозрение свои зады.

У самок шимпанзе в пределах своей группы тоже есть иерархия, которая контролируется индивидом женского пола. В некоторых женских общинах статус высокопоставленного матери может переходить к дочери по наследству. Самки также создают союзы сторонников, чтобы доминировать над самками, занимающие более низкое положение. Но в отличие от самцов, основная цель доминирование которых заключается в получении привилегий при спаривании и иногда в возможности жестокого обращения с подчиненными, самки хотят доминировать для того, чтобы получить доступ к ресурсам, например к пище. Так высокопоставленные самки обычно первыми получают доступ к ресурсам. В целом же, оба пола хотят получить более высоком статусе, чтобы улучшить свое социальное положение внутри группы.

Часто случается, что решение о выборе альфа-самца остается за самками. Чтобы получить альфа-статус в обществе, самцу шимпанзе необходимо завоевать признание у самок. Самки хотят быть уверены, что их группа будет находиться в местах, где есть достаточно пищи. В некоторых случаях группа доминирующих самок может сместить альфа-самца, если он им неугоден, и подготовить ему на замену другого самца, в котором они видят более подходящего лидера для их группы..

У шимпанзе нередко оказывается высокая агрессивность. В опубликованных в сентябре 2014 результатах исследования было показано, что в борьбе за лучшую территорию, пищу и ресурсы, а также для того чтобы избавиться от конкурентов, особи способны убивать друг друга. Убийцы всегда действуют в составе группы (от пяти до тридцати двух обезьян на одной жертве) и часто убивают самцов и детенышей из других групп, при этом обычно не трогают самок. В ходе убийства они чаще отрывают гениталии жертве или разрывают горло. Наибольшее количество убийств зафиксировано в популяциях, проживающих вдали от людей. В то же время, ученые показали, что эти приматы способны скорбеть по умершим родственникам, а также не родственным им членам популяции.

Орудия труда шимпанзе

Все описанные ниже орудия труда использовались и строились шимпанзе без вмешательства людей, так как шимпанзе в квартирах, лабораториях и с помощью дрессировки шимпанзе могут использовать любые орудия труда, как и люди. Использование и изготовление орудий труда достаточно разнообразно и включает в себя охоты (на беспозвоночных и млекопитающих), добыча меда, переработку пищевых продуктов (орехов, фруктов, овощей и семян), сбора воды, оружие и укрытия.

Ловля муравьев и термитов

Предыстория

В 1960 году Джейн Гудолл наблюдала как шимпанзе тыкал травинку в термитник, а потом поднимал ее в рот. Когда он ушел, Гудолл подошла к насыпи и повторила использования орудия труда, так как она не была уверена, что шимпанзе это делают. Она обнаружила, что термиты немного залезают на травинку. Шимпанзе использовал травинку как орудия труда для ловли термитов.

Изготовление орудий труда

Изготовление орудий труда гораздо реже, чем простое использование орудий труда показывает высокие когнитивные способности. Вскоре после своего первого открытия применения инструментов, Гудолл наблюдала других шимпанзе по поднятием веток с листьями, очисткой ветвей от листьев и стеблей чтобы ловить насекомых. Это изменение листовых ветвей является одним из основных открытий в использовании орудий труда шимпанзе. До этого ученые считали, что только люди изготавливают и используют инструменты, и эта способность, что отделяет человека от других животных.

Оба вида шимпанзе были замечены в использовании «губок» из листьев и мха, чтобы всасывать воду и используют их в качестве ухода за инструментами.

Шимпанзе наблюдались даже при использовании двух изготовленных орудий труда одновременно, палка, чтобы копаться в гнезде муравьев и «щетка», изготовленная зубами из стеблей травы, чтобы собирать муравьев.

Переработка пищевых продуктов (каменные орудия труда)

Шимпанзе разбивают орехи камнями.

После раскалывания орехов камнями, частям зерна может быть слишком трудно добраться с зубами или ногтями и некоторые шимпанзе используют палочки, чтобы убрать эти остатки, а орехи сильно стучат молотком, как делают и другие шимпанзе. По редкое сочетание использования двух различных инструментов.

Молотки для открытия орехов могут быть из дерева или камня.

Изготовление орудий труда

Шимпанзе в горах Гвинеи используют каменные и деревянные ножи, а также каменные наковальни, изрубают и уменьшают фрукты деревьев Treculia на мелкие порции. Это плоды, которые могут быть размером с волейбольный мяч весят до 8,5 кг, твердые и волокнистые. Но, несмотря на отсутствие твердой внешней оболочки, они слишком велики для шимпанзе, чтобы откусывать их целыми. Вместо этого, шимпанзе используют целый ряд инструментов для нарезания их на более мелкие куски. Это первый счет использования технологий орудий труда шимпанзе, для того чтобы сломать большие продовольственные товары в маленькие кусочки, а не просто извлечь их из других недоступных источников, таких как орехи баобабов.

Кроме того, впервые дикие шимпанзе были замечены за использованием двух различных типов ударных технологий, то есть подвижные колуны и неподвижные наковальни, для достижения одной цели. Соседние шимпанзе в близлежащем районе Seringbara не обрабатываются пищу таким образом, что указывает, какие инструменты используются среди обезьян только в этой культуре.

Охота

Исследования в 2007 году показали, что обычные шимпанзе обостряют палки для использования в качестве оружия при охоте на млекопитающих. Это считается первым свидетельством планомерного использования оружия другими видами животных, кроме людей. Исследователи документировали 22 случая, когда дикие шимпанзе в саванне в Сенегале изготавливали «копья» из палочек и охотились на сенегальских галаго. В каждом случае шимпанзе меняют ветви путем разрыва одного или двух концов и часто используют свои зубы, чтобы обострить палки. Орудия труда, в среднем, около 60 см в длину и 1,1 см в диаметре. Затем шимпанзе тыкали копьем в углубление в стволах деревьев, где спят детеныши сенегальских галаго. Был один случай, в котором шимпанзе успешно вытащил сенегальского галаго инструментом. Орудия труда называются «копья», тем не менее, они отличаются от копья в том смысле, что они тыкают в стволы деревьев и ветки, а не бросают. Было высказано предположение, слово «тыкают» является преувеличением, что делает шимпанзе кажется слишком умными, как древние люди, а термин «дубинка» является более точным. Самки и молодые шимпанзе были замечены за этим чаще, чем взрослые самцы.

Охота на пчел

Некоторые шимпанзе используют инструменты чтобы охотиться на крупных пчел, которые вьют ульи в мертвых ветвях на земле или на деревьях. Чтобы добраться до личинки и меда, шимпанзе сначала тестируют на наличие пчел прощупыванием палкой входа гнезда. Если присутствуют, взрослые пчелы блокируют вход жалами, готовы ужалить. Шимпанзе затем отключает их палочкой, затем выбрасывает их оттуда и быстро ест их. После этого шимпанзе открывает улей зубами, чтобы добыть личинок и мед.

Мед четырех видов пчел поедается шимпанзе. Группы шимпанзе ловят пчел палками для меда после того, как пытались сделать то, что они могут с их руками. Как правило, они извлекают своими руками соты из ульев спокойных медоносных пчел и убегают от пчел, чтобы спокойно съесть свой улов. В отличие от этого ульи, которые уже были разрушены из-за падения дерева или из-за вмешательства других хищников, очищаются от оставшегося меда орудиями труда.

Орудия труда из листьев

Когда шимпанзе не могут получить воду, которая сформировалась в дуплах внутри высоких деревьев, они разжевывают горсти листьев и погружают эти «губки» в воду, чтобы впитать ее.

Оба вида шимпанзе также наблюдались в изготовлении «губки» из листьев и мха, которая высасывает воду и используется в качестве инструментов ухода.

Некоторые примеры использования орудий труда дикими карликовых шимпанзе включают использование листьев в качестве прикрытия для дождя.

Бросание

В марте 2009 года сообщалось, что самец шимпанзе в зоопарке Furuvik (Швеция) на имя Сантино, бросался камнями в посетителей зоопарка. Утром, до открытия зоопарка, будучи в спокойном состоянии, он складировал сотни камней в том месте, где будут посетители. Несколько часов спустя, изображая «взволнованность» перед посетителями, шимпанзе бросался в них камнями. Кроме того, шимпанзе научился откалывать куски бетона из своего вольера для изготовления снарядов.

Здания шимпанзе

шимпанзе и бонобо строят гнезда на деревьях, завязывая вместе ветви одного или нескольких деревьев. Особенно часто матери, прячут туда младенцев. Гнезда состоят из матраса, что опирается на прочный фундамент и выстроена выше из веток и мягких листьев. Гнезда строят на деревья, которые имеют диаметр не менее 5 метров и могут быть расположены на высоте от 3 до 45 метров. Гнезда строят днем, а также ночью. Гнезда могут быть расположены в группах.

Запоминание

11-летний шимпанзе родился в университете Киото в 2000 году, а после он воспитывался и учился в Институте исследования приматов (Primate Research Institute) в рамках «Проекта Ай», который посвящен изучению интеллекта шимпанзе. Его конкретная способность заключается в том, что он обучен запомнить на экране местоположения ряда цифр за короткое время и потом точно воспроизвести эту последовательность. Уже в пять лет Аюму удивлял своей профессора своими способностями решать интеллектуальные задачи. Шимпанзе Аюму запоминает последовательность чисел на экране менее чем за полсекунды. Этот показатель оказался намного выше, чем у студентов университета, которые пытались выполнить эту операцию. Аюму стал героем телевизионных каналов BBC и Discovery Channel в серии передач «умные животные». В 2008 году он был показан на британском канале Channel Five в передаче «Выдающиеся животные», а когда ему было 7 лет, он соревновался с победителем Англии по запоминанию, Беном Приморье и в серии тестов опередил его.

Манипулирование

Шимпанзе с именем Наташа выучила несколько трюков, например, она хлопает в ладоши для привлечения к себе внимания окружающих, которые дают ей различные угощения. Кроме того, обезьяна ради собственного развлечения сначала привлекает к себе жестами посетителей заповедника, а затем, когда они подойдут достаточно близко, начинает активно поливать их водой.

Наташа по уровню социальной активности на порядок превосходит своих родственников, отметила участвовала в проекте биолог Джилл Прутца. Участвовала в проекте биолог Джилл Прутца отметила что ученые и раньше знали об индивидуальных различиях приматов, но не думали, что они могут быть настолько масштабными.