Викторина по химии химические вещества. Занимательные вопросы

Викторина по химии для учащихся 9 классов «Путешествие в мир неорганических веществ»

Сценарий данной викторины предназначен для проведения внеклассного мероприятия среди учащихся 9 классов, будет полезен для учителей химии.

Это мероприятие помогает в реализации компетентностного подхода к обучению химии через развитие познавательной активности, повышение интереса к изучаемому предмету, проявление оригинальности и изобретательности, работу в сотрудничестве.

Ведущий: Добрый день, дорогие учителя, учащиеся и наши гостья. Мы рады Вас видеть сегодня на нашей химической викторине «Путешествие в мир неорганических веществ». А сейчас поприветствуем наших участников - 2 команды учащихся 9 классов.

Участники занимают свои места.

Представляются члены жюри.

Слово предоставляется командам, команды знакомят с собой (название команды, девиз).

Первый конкурс «Угадай элемент»

Каждая команда отвечает на вопросы ведущего по очереди, если команда не знает правильного ответа либо отвечает неправильно, то право ответа передается команде сопернику. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает „несущий свет“. Так что „светофор“ — лингвистически то же самое, что и „Люцифер“. О каком элементе идет речь? (Ответ: Фосфор)

2. В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель. (Ответ: Фтор)

3. С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот газ, обладает удушающим действием. О каком газе идет речь? (Ответ: хлор)

4. С греческого этот элемент переводится как радуга, богиня радуги, вестница богов. (Ответ: Иридий)

5. В XV веке в Саксонии среди богатых серебряных руд обнаруживали блестящие, как сталь, белые или серые кристаллы, из которых не удавалось выплавить металл; их примесь к серебряной или медной руде мешала выплавке этих металлов. „Нехорошая“ руда получила у горняков имя горного духа. В 1735 году шведский минералог Георг Бранд сумел выделить из этого минерала не известный ранее металл. Какой это металл? (Ответ: Кобальт)

6. Этот элемент был предсказан Д.И. Менделеевым и открыт в 1875 году французским химиком Полем Эмилем Лекок де Буабодраном (Р.Е. Lecoq de Boisbaudran), который назвал его в честь своей родины. О каком элементе идет речь (Ответ: Галлий)

7. Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России. (Ответ: Рутений)

8. Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает „жёлтое“ и родственно с „Авророй“ — утренней зарёй. (Ответ: Золото)

(Задания для этого конкурса составлены используя статьи И.А.Леенсона «Откуда имя твое»)

Жюри подводит итоги первого конкурса и озвучивает баллы.

Второй конкурс «Сделай Сам»

Каждой команде выдано определенное количество реактивов и оборудования, они должны получить как можно больше новых веществ, используя имеющиеся возможности, доказать прохождение химических реакций. Записывают уравнения реакций и описывают свои наблюдения. Далее показывают свои результаты, жюри оценивает правильность проведенных реакций. Реактивы: магний стружки, алюминий порошок, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, раствор нитрата серебра, раствор фенолфталеина, раствор нитрата свинца (II), спиртовка, спички.

Пока участники команд выполняют задание, ведущие проводят конкурс со зрителями. За каждый правильный ответ зрители получают звездочку. В конце подводятся итоги, кто из зрителей больше набрал звездочек получают подарки.

Вопросы для игры со зрителями

1. Самый распространенный металл на земле? (Алюминий)

2. Чем пахнет после грозы? (Озон)

3. Незаменимый компонентом гемоглобина - пигмента эритроцитов, переносящего кислород о легких к тканям содержит..... (Железо)

4. Какой элемент является активной частью гормонов щитовидной железы? (Йод)

5. Назовите основные источники йода (рыба, морские продукты)

6. Этот элемент входит в состав многих ферментов, оказывает стимулирующее действие процесс полового созревания, образования костей, распада жировой ткани. (Цинк)

7. Этот элемент является фактором активации витамина В12, поэтому этот элемент незаменим для нормального протекания процесса образования крови (Кобальт)

8. Этот элемент является основным ионом внутриклеточной среды. Его концентрация в крови во много раз меньше чем внутри клеток. Этот факт является очень важным для нормального функционирования клеток организма. (Калий)

9. Этот элемент является самым распространенным ионом плазмы - жидкой части крови. На долю этого элемента приходится основная доля в создании осмотического давления плазмы. (Натрий)

10. Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах изготовленных из этого металла или просто в контакте с изделиями, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не "зацветает". О каком металле идет речь? (Серебро)

11. Что помогает обнаруживать детали конструктора «Лего», если их проглатывают дети? (Ответ: В состав пластмассы для деталей конструктора «Лего» входит сульфат бария)

12. Что такое «известковое молоко»? (Гидроксид кальция)

13. Химическое название «ляписа» (нитрат серебра)

14. Каустическая сода - это... (гидроксид натрия)

15. Речной песок, кремнезем, кварц - это... (Оксид кремния (IV))

16. Самый электроотрицательный элемент (Фтор)

17. Кислота, необходимая для пищеварения (Соляная кислота)

18. Как обуглить дерево без огня (С помощью концентрированной серной кислоты)

19. Какая вода становится мутной при дыхании (Известковая)

20. Какой металл входит в состав хлорофилла (Магний)

День знаний был вчера, но... В наших силах - продлить детям этот праздник.

БРЕЙН-РИНГ
Интеллектуальная игра

Игра проводится по теме «Химия и здоровье», что обусловлено стремлением помочь школьникам удовлетворить жажду знаний о себе. На уроке говорится о тех опасностях, которые могут подстерегать в жизни, сообщаются сведения о том, как сохранить здоровье. При подготовке к игре ученики читают научно-популярную литературу, готовят научные сообщения.

Поскольку игра была проведена накануне 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина, в нескольких вопросах использованы цитаты из его произведений. Для каждого тайма вопросы подобраны так, чтобы среди них были и простые, и сложные.

ХОД ИГРЫ

1. На Руси всегда любили и умели пить чай. И доказательством тому эти строки:

«Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник, нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал».

Вопрос . Какой чай и почему более полезен для здоровья – черный, байховый или зеленый?

Ответ . Зеленый, т. к. для его приготовления не применяют ферментативную и термическую обработку, при которой теряются полезные свойства.

2. В нашем лексиконе очень много иностранных слов:

«А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В академический словарь».

Вопрос . Назовите химический термин, обозначающий в переводе с латинского «сильный, здоровый».

Ответ . Валентность – от лат. «valentia».

3. Танцевать любили всегда в том числе и во времена Пушкина!

«...Полна народу зала,
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота».

Вопрос . Если у танцующих в таких условиях людей измерить кислотность крови (рН), то она окажется не нейтральной, а слабокислой. Почему?

Ответ . В крови увеличивается концентрация углекислого газа. Равновесие реакции между углекислым газом и водой сдвигается вправо, в сторону образования гидрокарбонат-иона и иона водорода:

4. «Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?
Взлелеяны в восточной неге,
На северном, печальном снеге
Вы не оставили следов.
Любили мягких вы ковров
Роскошное прикосновенье».

Вопрос . Объясните, что более благоприятно для здоровья – современное ковровое покрытие, линолеум или крашеный пол.

Ответ . Крашеный пол.

5. Известно, что в состав меда входят витамины, ферменты, аминокислоты и более всего глюкоза и фруктоза, при окислении которых образуются углекислый газ и вода. Во времена, когда специальные обеззараживающие средства еще не применялись, для перевязки ран использовался мед.

Вопрос . Почему мед обладает дезинфицирующими свойствами?

Ответ . В результате ферментативной реакции из глюкозы образуется пероксид водорода; возможно образование этанола.

6. Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принятие жиров, растительных масел, яиц?

Ответ . Углеводороды растворяются в жирах, задерживаются в организме, и тем самым дольше оказывается их разрушающее действие.

7. В какой воде – мягкой или жесткой – более токсичны ионы тяжелых металлов?

Ответ . В жесткой воде образуются нерастворимые карбонаты, сульфаты, хлориды тяжелых металлов. Таким образом снижается их токсическое действие. В мягкой воде такие ионы более токсичны.

8. Всем известно, как полезны для здоровья молочные продукты. Какой процесс используют для получения кефира?

Ответ . Брожение – биохимический процесс.

9. Какой процесс используют для получения сливок?

Ответ . Физический процесс – отстаивание.

10. Многие вещества находят самое широкое применение в различных областях жизни. Назовите вещество, которое может спасти человека в случае сердечного заболевания. Оно же может взорваться и мгновенно уничтожить многих людей.

Ответ . Нитроглицерин

11. Во времена ритуальных обрядов в Древнем Египте поклоняющиеся вдыхали испарения белого вещества, латинское его название «salvolative», в переводе – «летучая соль». Позднее летучую соль стали давать нюхать при обмороках. Назовите это вещество. В честь какого древнеегипетского бога оно названо?

Ответ . Аммония хлорид – в честь бога Амона Ра.

12. Все химики по образованию были либо врачами, либо аптекарями. Одним из них был Т.Парацельс, который считал своей главной целью не получение «философского камня», а приготовление лекарств. Парацельса считают основателем иатрохимии (ятрохимии). Что в переводе с греческого обозначает приставка «иатро»?

Ответ . Врач.

13. Современные рекомендации по правильному питанию не отличаются от высказанных более 4 тыс. лет назад в Библии и более 2,5 тыс. лет назад Гиппократом. Один из таких советов гласит: «Не следует жарить пищу, готовьте пищу на пару, варите, запекайте ее». Почему?

Ответ . При жарении образуются конденсированные ароматические углеводороды – канцерогенные вещества, например бензопирен (3,4-бензпирен):

14. Немецкий химик Иоганн Рудольф Глаубер, врач по образованию, занимался разработкой и совершенствованием методов получения различных веществ. Он установил, что открытое им вещество обладает сильным слабительным действием. Глаубер назвал это вещество salmirabile – «удивительная соль» и считал его эликсиром жизни. Как сейчас называют это вещество и минерал, его содержащий?

Ответ . Вещество – глауберова соль, минерал – мирабилит.

15. Объясните, почему врачи назначают больным бром и йод, которые ядовиты. Например, невропатолог: «Вам следует принимать бром». Эндокринолог: «Вам не хватает йода».

Ответ . Речь идет о соединениях этих элементов, например NaBr и KI.

16. Калий содержится внутри живой клетки, а натрий – в межклеточном пространстве. Почему после соленой пищи хочется пить?

Ответ . Ионы Na+ гидратируются легче, чем ионы К+, и вода из клетки поступает в межклеточное пространство. Клетка уменьшается в объеме, рефлекторно возникает чувство жажды.

17. Нефть и нефтепродукты могут содержаться в водопроводной воде. Исходя из свойств алканов, предложите простые способы очистки воды от нефтепродуктов.

Ответ . Кипячение и вымораживание.

18. Это вещество, вернее его раствор, используется для консервирования биологических препаратов, а благодаря его парам, содержащимся в древесном дыме, коптят рыбу и колбасы.

Ответ . Формальдегид.

19. Некоторые из модных сейчас пищевых добавок содержат пищевые волокна. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает ощущение сытости, хотя содержит мало калорий.

Ответ . Целлюлоза благодаря множеству гидроксигрупп связывается с водой, набухает и увеличивается в объеме. От этого возникает ощущение сытости.

Ответ . Алкоголь хорошо растворяется в воде и будет накапливаться там, где ее больше всего, – в плоде, в головном мозге.

21. В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему?

Ответ . Нельзя. Оксид свинца растворяется в кислотах и переходит в растворимое состояние, т. е. становится токсичным.

22. Какая упаковка более предпочтительна для жирных продуктов – масла, маргарина и т. п.? Почему?

Ответ . Неотбеленная бумага или полиэтилен для упаковки пищевых продуктов. Нельзя использовать белую бумагу, т. к. она содержит ядовитые диоксины, которые растворяются в жирах.

23. Это вещество русские хирурги Ф.И.Иноземцев и Н.И.Пирогов в 1847 г. успешно использовали наряду с эфиром и хлороформом для сложных операций. Назовите вещество.

Ответ . «Веселящий» газ – N2O.

24. Известно, что белки в основном выполняют пластическую функцию, жиры и углеводы – энергетическую. А какую роль выполняют витамины и минеральные элементы?

Ответ . Регуляторную.

25. Водородный показатель рН – индикатор кислотности среды. Известно, что рН = 5,5 свидетельствует о слабокислой среде, которая должна быть на коже лица. После еды рекомендуют «Орбит» с ксилитом и карбамидом. Для чего в «Орбит» добавляют ксилит и карбамид?

Ответ . Ксилит – для создания сладкого вкуса, карбамид – для нейтрализации ионов водорода. Среда во рту должна быть слабощелочной.

26. Установлено, что снижение содержания в пище селена приводит к раку молочной железы. Селен содержится в больших количествах в продуктах моря, в чесноке, печени, яйцах. Установлено, что увеличение содержания в воздухе диоксида серы снижает поступление в организм селена. Почему?

Ответ . Сера и селен – элементы одного естественного семейства. Сера способна замещать селен в его соединениях.

27. Яркие детские игрушки очень привлекательны. А какой краситель опасен для здоровья детей?

Ответ . Кадмиевый – ярко-желтый.

28. Старик по обочинам дороги косит траву для своей козы. Объясните, почему для козы это вредно.

Ответ . Растительность на расстоянии до 200 м от автодороги отравлена свинцом.

29. В медицине глауберову соль используют как слабительное средство. А почему эту соль принимают при отравлении солями бария и свинца?

Ответ . Получаются нерастворимые сульфаты, которые не участвуют в обмене веществ и выводятся из организма.

30. Морковь, тыква, абрикосы, яйца, печень, масло – какой витамин содержится в этих продуктах?

Ответ . Витамин А.

Т.В.ИМЕДЕЕВА,
учитель химии
(г. Тында, Амурская обл.)


Борисова Мария Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: Краснодарский край Северский район ст.Смоленская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игра- викторина по химии "Счастливый случай" для учащихся 8 классов
Дата публикации: 03.05.2016
Раздел: полное образование

МБОУ СОШ №49

Викторина по химии. 8 класс
Составила М.И.Борисова
Викторина "Счастливый случай".

Оформление:
 Запись темы на доске, эпиграф, портрет Д. И. Менделеева, афоризмы, заранее на больших листах написать вопросы по первому, третьему гейму (чтобы ребята смогли поработать с дополнительной литературой).  Для членов жюри подготовить экраны, где перечислены команды и номера геймов  (их 6), жюри во время урока проставляет баллы (либо плюсики) на экран, который вывешивается на доску.  Для жюри необходимо будет секундомер.
Цели урока:
Развивающие:  развивать познавательный интерес учащихся к предмету, обобщить, закрепить знания о химических элементах, по теме: “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”;  используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса; Обучающие:  продолжить обучение по периодической системе;  расширить словарный запас учащихся; Воспитательные:  воспитывать патриотические чувства и гражданскую гордость за своих соотечественников, самостоятельность, трудолюбие;  способность работать в коллективе;
Эпиграф:

Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума

будут сделаны именно в этой области.
(М. Горький)
Афоризмы:
1
Посев научный взойдет для жатвы народной (Д. Менделеев) Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает. (Д. Менделеев) …И каждый знак ее взлелеяв, Суровым гением своим, Поведал миру Менделеев В природе понятое им… (А. Чивилихин)
Участники:
1. Класс делится на три команды, которые придумывают себе название (желательно название какого-то элемента), выбирают капитана 2. Выбирается один ведущий (может им быть и учитель) 3. Предоставляются члены жюри (старшеклассники)
Условия викторины:
Набрать наибольшее количество баллов. Тот, кто больше всех из участников ответит на поставленные вопросы – поощряется отличной отметкой.
Первый гейм

“Как вы знаете химические элементы?”

Условия первого гейма:
Капитаны команд выбирают по три вопроса, на обратной стороне которых, указаны баллы, чем сложнее вопрос, тем больше балл, баллы прописываются заранее, на усмотрение учителя, карточки раскладываются на столе, либо выносятся через проектор компьютера.
Вопросы:
1. Какие два простых вещества при обычных условиях находятся в жидком состоянии? (бром, ртуть) 2. Какие два элемента вместе составляют 75% от массы земной коры? (О – 49% и Si -26%) 3. Какой элемент наиболее распространен, и какой менее всего? (N -72% и Ra- 0,000000000000004%) 4. Какие элементы наиболее распространены в Космосе? (водород, гелий) 5. Какой элемент в периодической таблице Д. И. Менделеева алхимики назвали “желчью бога Вулкана” (серу) 6. Сколько химических элементов было известно в середине 18 века и в год открытия периодического закона? (к середине 18 века - 14, а в год открытия – 64) 7. Когда был открыт самый распространенный химический элемент на Земле, и какой? (кислород был открыт в 1776 году) 8. Какой металл назван металлом будущего? (алюминий) 9. В фамилии какого ученого девять букв, из них четыре “е”? Какие научные открытия и идеи он оставил потомкам? (Менделеев, периодический закон) 10. Назвать химический элемент, совпадающий с названием простейшего морского животного? Чем объяснить сходство их названий? (Актиний. Актиния – лучеподобное морское животное. Элемент назван так, за способность испускать лучи) 11. Какой элемент дает более 3 млн. соединений? (углерод) 12. На большом интендантском складе, где хранились солдатские пуговицы, вместо пуговиц обнаружили серую труху. Из какого металла были изготовлены пуговицы? (олово – при низкой температуре оно превращается в рыхлый серый порошок) 13. Какой металл называют автомобильным? 2
(Ванадий - его добавка к обычной стали увеличивает ее упругость и прочность. Если бы не он, то автомобиль, весил бы в 2 раза больше. Расход горючего и покрышек возросли бы в 2 раза) 14. Какой неметалл имеет самую высокую температуру плавления? (углерод – графит 3500) 15. Какой химический элемент изображали в 18 веке в виде воина? (железо) 16. Какие химические элементы получили название в честь выдающихся ученых? (кюрий, менделевий, лоуренсий, курчатовий) 17. Кто ввел химические символы элементов? (Берцелиус) 18. Какой металл в 19 веке ценился дорого? (алюминий, в 1827 году 1 кг его стоил 1200 рублей) 19. Какой металл можно растереть в ступке? (сурьма) 20 Каким металлом, можно писать на листке бумаги? (свинцом) 21. Какой металл является самым легким? (литий)
Второй гейм

Умеешь ты пользоваться великой “шпаргалкой”

Условия второго гейма:
Капитан команды выбирает карточку, на которой записан порядковый номер химического элемента. По секундомеру он дает характеристику химическому элементу по плану: порядковый номер, атомная масса, период, группа, подгруппа, схема строения атома (заряд ядра, число уровней, электронов на них, протонов, нейтронов)
Третий гейм

“Исторический”

Условия третьего гейма:
Кто больше ответит на вопросы этого гейма в течение трех минут.
Вопросы:
1. Какой день считается днем открытия Д. И. Менделеевым периодического закона? (понедельник 17 февраля 1869г) 2. Как сформулировал закон Д. И. Менделеев? (Свойства простых тел, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов) 3. Какова современная формулировка периодического закона? (Свойства простых тел, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов и заряда их ядер) 4. Существование каких 11 химических элементов предвидел Д. И. Менделеев? (галлий, скандий, германий, рений, полоний, протактиний, радий, актиний, технеций, франций, астат) 5. Какие химические элементы, предсказанные Д. И. Менделеевым, были открыты еще при его жизни? (галлий, скандий, германий) 6. Как увеличилась “семья” химических элементов после открытия периодического закона? (за период с1869 года по 1983 год было открыто 45 химических элементов) 7. У каких химических элементов Д. И. Менделеев исправил атомные массы? (у бериллия, лантана, европия, индия, церия, тория, урана) 8. Сколько химических элементов известно в настоящее время? (114) 9. Назовите три пары химических элементов поставленных в таблице Д. И. Менделеева не в порядке возрастания, а в порядке уменьшения атомных масс? (аргон-калий, кобальт-никель, теллур-йод) 10. Какой химический элемент назван в честь России? (рутений от латинского слова “рутений” - Россия) 3
11. Какой из химических элементов применяется в кварцевых термометрах в качестве термометрической жидкости? (галлий – температура плавления 29,8?С, а температура кипения 2070?С) 12. Какой химический элемент, предсказанный Д. И. Менделеевым, был получен из золы каменного и бурого угля, а также из отходов цинкового производства? (германий) 13. Где находится вулкан имени Д. И. Менделеева? (Курильские острова остров Кунашир) 14. Какой химический элемент Ш группы добавляют к золоту, чтобы получился сплав, применяемый в ювелирном и зубопротезном деле? (галлий) 15. Изотопы каких элементов являются атомным топливом в настоящее время? (уран-235, уран-233, уран- 238, уран-239) 16. Какие два химических элемента мы чаще всего употребляем в пищу? (натрий и хлор, водород и кислород)
Четвертый гейм

“Литературный”

Условия третьего гейма:
Зачитываются стихи-загадки о химических элементах (по пять стихотворений на команду), номер стихотворения выбирает капитан команды. Стихи-загадки: 1. А это что за элемент? В нем изменений нет, Ты измени в нем только ударенье Построишь ты сооруженье. (платина) 2. При Менделееве последним в системе элементов был, Недавно стал он не последним и исключительным прослыл, Он от того стал знаменитым, что в нем цепной распад И оказался вдруг открытым так, как долго в ядрах скрытый склад (уран) 3. Река на Украине есть, Долин ее не перечесть, В ней одного лишь слога нет, Чтоб получился элемент (Радон) 4. Он яркой звездой загорается, Белый и легкий металл, Он в 13 клетке таблицы Почетное место занял (алюминий) 5. Рассеян по земле он повсюду, Немного есть его в морской воде Рассказывать не буду, как обнаружен он везде, Летучий, темный, кристалличный Он мало растворим в воде, Раствор спиртовый столь типичный В аптеке встретится везде (Йод) 6. 4
Тяжелый, жидкий и пахучий, подвижен, сильно ядовит Удушлив и весьма летучий сквозь поры пробки он летит В солях почти везде бесцветен, Есть в Сакском озере в Крыму, Лечебным действием замечен и всем известен потому. (Бром) 7. Белы его соединения, в воде бывает иногда, Не вызывает то сомненья, что это жесткая вода В Финляндии и на Урале цветные карбонаты есть его, А белоснежные в Карраре Таким в дворцах, большая честь. (Кальций) 8. Хранят обычно в керосине И бегает он по воде Отныне знай – в свободном виде В при роде нет его нигде. В солях открыть его возможно, Желтеет пламя от него И получить из соли можно Как Деви, получил его. (Натрий) 9. Он режется ножом, В воде газует, выделяя водород И, исчезая в весе, В растворе щелочь образует, Горит лиловым в кислороде, Находят лишь в соединениях И в нем нуждаются растения. (Калий) 10. В воде обычно он хранится, Свет излучает в темноте, Искать в природе лучше не трудитесь, Свободным нет его нигде, Воспламеняться сам он может, К тому же сильно ядовит, Так отвечай без промедленья, Коль в пятой группе он стоит (Фосфор) 11. Он нужен всем, когда лишь связан, А вяжется с большим трудом, Весь мир живых существ обязан Ему растительным белком. Распространен во всех трех царствах, Освобождается в огне, Есть он и в красках, и в лекарствах, Он нужен в мире и в войне (Азот) 12. В солях бесцветен, безопасен, полезен Безусловно всем Становится весьма опасен, когда свободен, 5
Исовсем тогда он ядовит, окрашен, Может слаться по земле. Удушлив, казался страшен, как первый газ Из отравляющих веществ. (Хлор) 13. Достоин газ тот удивленья, Его применяют сейчас Для резки металлов и сталеваренья, И в доменных разных печах, Ведет его летчик в небесные дали, Подводник с собою берет, Вы верно уже догадались, Что газ этот (Кислород) 14. Он тверд, тяжел и тугоплавок И сталь прекрасную дает, А от небольших его добавок, Ржаветь она перестает Его валентность, нет сомненья, Бывает шесть лишь иногда А у его соединений окраска разная всегда (хром) 15. Бесчисленны его соединения, какие образует он В них происходят изменения, которым имя легион Он в чистом виде – черный, мрачный, не плавкий и едва горит Бывает как кристалл прозрачный, в котором блещет солнца луч. (Углерод) 16. Везде в нашей жизни привычный, Металл тот сопутствует нам, На вид он блестящий и в общем обычный, Активный и мягкий металл, Он в войнах нашел примененье И в сельском хозяйстве, в быту. Металлом войны, преступленья Я этот металл назову. (Железо) 17. Ослепительным пламенем ярким Как звездочка, чудо горит, Металл тот и белый и легкий В двенадцатой клетке стоит Он в сплавах легчайших, нашел примененье Как стойкий и легкий металл, И в деле самолетостроения Он видное место занял. (Магний) 18. Прославлен всеми именами Металл испытанный огнем, Манил к себе людей веками, Алхимик жил мечтой о нем! Но как кумир он свергнут нами, 6
Уж блеск его нас не манит Ведь хорошо мы знаем с вами Не все так ценно, что блестит. (Золото) 19. Заменит букву “й” на “я” Увидишь дивные поля, Узнаешь чудную страну Скажите элемент мне, ну? (Индий) 20. Едва ли знаете свободным тот элемент, Который здесь мы обсуждаем! Однако помните, он весь, скрывается от наших взоров В стекле, песке и хрустале! И без сомненья, вы найдете его повсюду на Земле! (Кремний) 21. Давно известна человеку, Она тягуча и красна, Еще по бронзовому веку Знакома в сплавах всем она, С горячей серной кислотою дает нам синий купорос! (Медь)
Пятый гейм

“Практический”

Условия четвертого гейма:
Учитель показывает опыты (на усмотрение учителя), например: в колбах заранее полученные газообразные вещества, в них опускается горящая лучина; в стаканах находятся - кислота, вода, щелочь добавляются индикаторы; в пробирках находятся - металлы (цинк, медь), к ним приливается раствор соляной кислоты и т. д. Показывается по одному опыту для каждой команды.
Вопрос:
Нужно указать, какие были взяты вещества и из каких химических элементов они состоят?
Шестой гейм

“Химический кроссворд”
В то время пока жюри подсчитывает баллы, выбирает самого активного участника, командам предлагается разгадать химический кроссворд, который нужно заполнить на скорость. Кроссворд: Перед вами записаны знаки химических элементов, расположите их названия в клетках так, чтобы в вертикальном столбце можно было прочесть фамилию создателя периодической системы. Xe; Ir; V; Bi; Sb; Se; Si; Ni; Cs; 7

Вывод:
Пусть зимний день с метелями. Не навевает грусть – Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. Зачем ее я выучил? Могу сказать зачем. В ней стройность и величие Любимейших поэм. Без многословья книжного. В ней смысла торжество. И элемента лишнего. В ней нет ни одного. В ней пробужденье дерева. И вешних льдинок хруст. Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. (А. Чивилихин)
Учитель:
Спасибо, порадовали нас. Вот что, значит, учить и понимать химию! Первоначальные знания, полученные вами, помогут и в дальнейшем также успешно справляться с заданиями любой сложности. Учитель называет команду-победительницу, и “счастливчики” этой викторины получают все отметку “отлично”, выделяется самый эрудированный участник этой викторины и тоже оценивается отметкой “отлично” 8

Лицейское внеклассное мероприятие«ПАРАДНАУК»

Цель : п овысить интерес учащихся к изучаемым предметам.

Форма проведения: игра по типу телевизионной игры «Что? Где? Когда?»

Вопросы по химии

  1. Какие металлы наиболее распространены в земной коре? (2 балла)
  2. Сплав железа с углеродом, содержащийболее 2% углерода, примеси кремния, марганца, фосфора и серы(1 балл)
  3. Названия каких элементов схоже с названием планет?(1 балл)
  4. Какой элемент можно назвать элементом жизни и смерти и почему?(2 балла)
  5. Тяжёлый металл в жидком состоянии.(1 балл)
  6. Элемент, названный по имени героя древнегреческой мифологии.(1 балл)
  7. Как можно на некоторое время предохранить молоко от прокисания при температуре летнего дня?(3 балла)
  8. Какая кислота содержится в желудочном соке животных? Какова её роль? (1 балл)
  9. Какая кислота рождается во время грозы?(1 балл)
  10. Какой кислотой медики пользуются для дезинфекции, кожевенники для дубления кожи, химики для приготовления стёкол?(2 балла)
  11. Какая кислота самая ядовитая?(2 балла)
  12. Какая кислота в чистом виде напоминает студень, а какая кристаллики льда?(2 балла)
  13. Много ли солёных солей?(1 балл)
  14. Какими солями вы пользуетесь по утру, ещё не успев сесть за завтрак?(2 балла)
  15. Какая кислота содержит элемент, который является основой всего живого?(1 балл)
  16. Какую планету называют “красной” и почему?(1 балл)
  17. Что представляют собойполярные шапки Марса? Какой их химический состав?(3 балла)
  18. Какой газ в избытке находится на Венере, а на Земле он применяется для получения фруктовых вод?(2 балла)
  19. Почему в космосе в отличие от Земли можно прочно сварить любые металлы?(3 балла)
  20. Какие слова М. В. Ломоносова являются крылатыми?(2 балла)
  21. Кто является основоположником стекольной промышленности в России и открыл атмосферу на Венере?(2 балла)
  22. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?(1 балл)
  23. Какой металл самый лёгкий и какой самый тяжёлый?(2 балла)
  24. Какое золото “ дешевле” серебра?(3 балла)
  25. Разработка залежей какого минерала послужила для основания города в Оренбургской области? Назовите этот город?(2 балла)
  26. Химическое вещество, называемое в технике каустической содой.3 балла
  27. Дайте ещё два названия раствору аммиака.(2 балла)
  28. “Вещество неисчерпаемых возможностей”. В середине 20 века в некоторых странах оно служило единицей ценности и играло роль денег. (3 балла)
  29. Как опытным путём различить питьевую и стиральную соду?(2 балла)
  30. Какой выдающийся русский химик являлся и гениальным композитором?(2 балла)
  31. Название какого элемента в переводе на русский язык означает безжизненный?(1 балл)
  32. Как вывести чернильное пятно на платье?(3 балла)
  33. Как опытным путём различить калийную селитру и поташ?(3 балла)
  34. Как называются атомы одного химического элемента, имеющее одинаковое число протонов, но разное число нейтронов в ядре?(1 балл)
  35. Какой газ выделяется при действии соляной кислоты на сульфид натрия? Какой запах он имеет?(2 балл)
  36. Какие оксиды имеет углерод? Какой из них солеобразующий?(1 балл)
  37. Почему простых веществ больше, чем химических элементов?(2 балла)
  38. Химический элемент, в котором 8 протонов и 8 электронов, имеет две аллотропные модификации (назовите их).(1 балл)
  39. Газ, который применяли в качестве химического оружия во время первой мировой войны.(1 балл)
  40. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? Какое вещество при гашении получается? Какое молоко не пьют?(2 балла)
  41. Учитель гимназии - автор сказки “Конёк-горбунок”, ученик - великий русский химик. Назовите их имена.(2 балла)
  42. Биологические катализаторы.(2 балла)
  43. Каким химическим элементом богата морская капуста, а недостаток его в организме человека приводит к заболеванию щитовидной железы?(1 балл)
  44. Металл, обладающий бактерицидными свойствами.(1 балл)
  45. Галоген, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему.(2 балла)
  46. Дайте названия элементам 1А, 2А, 7А и 8А групп(1 балл)
  47. Процессы отдачи и присоединения электронов. (1 балл)
  48. Напишите формулы пероксида водорода, фторида кислорода, гидрида натрия.(1 балл)
  49. Это средство было изобретено, как дорогое упаковочное, например, для ценных подарков цветов, ювелирных изделий. В наши дни, сохранив свои функции, это стало, чуть ли не главным мусором планеты.(3 балла)
  50. Недавно во Флориде построен первый дом из алюминия. Алюминий был получен при переработке вторичного сырья. Всего на сооружение дома потребовалось более полмиллиарда единиц этого вторичного сырья. Что это за сырьё?(3 балла)

Ответы

1. Алюминий и железо

2. Сталь

3. Уран, плутоний, нептуний.

4. Азот. Элементом жизни его называют потому, что он входит в состав белка - носителя жизни на земле, элементом смерти называют потому, что он входит в состав многих взрывчатых веществ (аммонал, тринитротолуол и другие).

5. Ртуть.

6. Тантал.

7. Сосуд с молоком нужно поставить в таз с водой и накрыть салфеткой так, чтобы её края находились в воде. Вода, поднимаясь по салфетке, будет испаряться. Испарение - процесс эндотермический, поэтому молоко в сосуде будет охлаждаться.

8. Соляная кислота, которая расщепляет белки на более простые соединения.

9. Азотная.

10. Борной.

11. Синильная.

12. Кремневая, уксусная.

13. Одна, поваренная соль.

14. Карбонат кальция в зубной пасте.

15. Угольная.

16. Марс, потому что его поверхность покрыта частицами, содержащие оксид железа.

17. Это замёрзший углекислый газ в смеси со льдом и снегом.

18. Углекислый газ.

19. У металлов отсутствует оксидная пленка.

20. “Широко простирает химия свои руки в дела человеческие”

21. М.В.Ломоносов, разработал рецепт цветных стёкол.

22. Жидкая ртуть.

23. Самый лёгкий - литий. Самый тяжёлый - осмий.

24. “Сусальное золото”. По химическому составу - это двусерное олово. По внешнему виду это вещество жёлтого цвета.

25. Медный колчедан. Город Медногорск.

26. Едкий натр - гидроксид натрия.

27. Нашатырный спирт, гидроксид аммония.

28. Соль поваренная.

29. Питьевая сода, при нагревании разлагается с выделением углекислого газа, в отличии от стиральной соды.

30. А.П.Бородин

31. Азот

32. Чернила выводят горячим раствором щавелевой кислоты. д ля белых тканей можно применить хлорную воду.

33. С помощью соляной кислоты, там, где поташ, выделяетсяуглекислый газ.

34. Изотопы.

35. Сероводород, он имеет запах тухлых яиц.

36. Закись углерода - угарный газ CO , двуокись углерода - углекислый газ CO 2 (солеобразующий оксид)

37. Обусловлено явлением аллотропии.

38. Кислород

39. Хлор

40. Оксид кальция - негашёная известь. Гидроксид кальция - гашёная известь. Известковое молоко

41. П.П.Ершов - учитель. Д.И.Менделеев - его ученик

42. Ферменты

43. Йод.

44. Серебро

45. Бром

46. 1А группа - щелочные металлы, 2А - щелочноземельные, 7А - галогены, 8А - инертные газы.

47. Окисление и восстановление

48. H 2 O , OF 2 ,NaH

49. Целлофан

50. Алюминиевые банки из-под пива и лимонада.

Химическая викторина «Угадайка»

Цель: Развитие умственных способностей учащихся, их эмоциональной сферы, создание неформальных условий для обмена информацией.

Правила игры: игра проводится по аналогии с телевизионной «Угадай мелодию».

1 й тур «Угадай элемент».

    Химический элемент, название которого в переводе означает «зловонный». (Бром.)

    Главная часть земной коры состоит из минералов на основе кислородных соединений этого элемента. (Кремний.)

    Элемент, составляющий основу органической жизни на Земле. (Углерод.)

    Элемент, получивший свое название от латинского названия острова Кипр. (Медь.)

    Элемент, названный в честь сына Геи (Земли) и Урана (Неба), который вырос могучим и грозным. (Титан.)

    Элемент, получивший свое название от слова «светоносец». Карл Шееле разработал способ получения этого вещества из костей. (Фосфор.)

    Этот элемент назван от слова «лучистый». Все его соединения светятся за счет собственного излучения. (Радий.)

    Этот элемент назван в честь части света. (Европий.)

    Элемент, в своем названии содержащий названия двух млекопитающих. (Мышьяк.)

    Недостаток этого элемента приводит к кариесу зубов. (Фтор.)

    Элемент, который называют элементом жизни и мысли. (Фосфор.)

    Элемент, названный в честь одной из европейских стран. (Франций.)

    Элемент, название которого в переводе с греческого означает «безжизненный». (Азот.)

    Элемент, принимающий активное участие в построении костного скелета, поддерживающий нормальную сердечную деятельность, обуславливающий свертываемость крови. (Кальций.)

    Элемент, названный в честь героя греческой мифологии, который испытывал муки жажды, стоя по горло в воде. (Тантал.)

    Элемент, названный в честь шведского ученого, изобретателя, промышленника, который завещал около 33 млн. шведских крон на создание Фонда международных премий за работы в области физики, химии, медицины. (Нобелий.)

2 й тур «Угадай вещество».

    Алхимик Бранд в поисках филисофского камня получил это вещество, светящееся в темноте. (Белый фосфор.)

    Это вещество в твердом агрегатном состоянии называют «сухим льдом». (Углекислый газ.)

    Этот галоген при обычных условиях является жидкостью. (Бром.)

    Вещества, растворы которых проводят электрический ток. (Электролиты.)

    Ядовитая кислота, которая содержится в растениях, в табачном дыме. (Синильная.)

    Соль, которая содержится в воде морей и океанов, является пищевым продуктом, консервирующим средством, добывается из природных залежей и рапы соляных озер. (Хлорид натрия.)

    Темно-фиолетовые кристаллы этого вещества хорошо растворимы в воде. Используется как антисептик. (Перманганат калия.)

    Это вещество называют гашеной известью, пушонкой, известковой водой. (Гидроксид кальция.)

    Это строительный материал открыли жители местечка, расположенного у подножия вулкана Везувий. (Цемент.)

    Самое твердое из известных веществ. (Алмаз.)

    Как называются сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот? (Жиры.)

    Название газа с запахом тухлых яиц. (Сероводород.)

    Бесцветный газ с резким запахом, применяемый при производстве азотной кислоты и удобрений. (Аммиак.)

    Вещество (второе по твердости после алмаза), используемое как абразивный материал. (Корунд.)

    Каким препаратом можно вывести больного из бессознательного состояния? (Нашатырным спиртом.)

    Вещества, которые используются для подкормки растений. (Удобрения.)

3 й тур «Угадай процесс».

    Название реакции между кислотой и основанием. (Реакция нейтрализации.)

2. Процесс увеличения скорости химической реакции. (Катализ.)

3. Название реакции альдегидов с аммиачным раствором оксида серебра. (Реакция «серебряного зеркала».)

4. Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды. (Коррозия.)

5. Процесс образования кислорода в атмосфере. (Фотосинтез.)

6. Процесс восстановления металлов из их руд при помощи алюминия. (Алюминотермия.)

7. Некоторый металл на морозе «заболевает»: его серебристо-белые слитки сначала становятся тускло-серыми, а затеи рассыпаются в серый порошок. Назовите металл. Как называется это явление? (Олово. Оловянная чума.)

8. Название процесса, которому подвергается мыло при стирке. (Гидролиз.)

9. Вещества, изменяющие свою окраску при попадании в растворы кислот или щелочей. (Индикаторы.)

10. Какое вещество «гасят» водой, хотя оно и не горит? (Негашеную известь, СаО.)

4 й тур «Финальный».

(Участвуют два победителя предыдущих туров. Выигрывает тот, кто обходится меньшим числом подсказок.)

    Русский ученый.

    Академик Петербургской Академии Наук.

    Создал первую химическую лабораторию.

    Его именем назван Московский университет.

(Михаил Васильевич Ломоносов. )

    Это металл.

    Он входит в состав типографской краски.

    Его оксид используют как добавку при производстве хрустального стекла.

    Главные потребители этого металла – аккумуляторная и кабельная промышленность.

    Его используют для защиты от рентгеновского излучения.

(Свинец. )

    Это один из главных металлов электротехники.

    В числе немногих встречается на Земле в самородном виде.

    Из сплава на основе этого металла издавна изготавливали колокола и статуи.

    Из этого же сплава отлиты царь-пушка и царь-колокол Московского Кремля.

    Соли этого металла ядовиты. Их растворами протравливают семена в сельском хозяйстве.

(Медь. )

    Это газ.

    Он ядовит.

    Он стал причиной гибели экипажа океанского парусника «Мальборо» в 1890 году. Корабль не получил никаких повреждений, но, потеряв управление, блуждал в океане.

    Образуется при сгорании угля в недостатке кислорода.

    Встречается в составе вулканических и выхлопных газов.

( Угарный газ – СО. )

    Это серебристо-белый металл, способный намагничиваться.

    Этот металл известен человеку с древнейших времен, его широко применяют в технике, быту.

    В древности этот металл некоторые народы ценили больше, чем золото.

    Атомы этого металла входят в состав гемоглобина.

    Его покровитель – бог войны Марс, а страшный враг – ржавчина.

( Железо. )

5 й тур «суперфинал».

(За одну минуту победитель должен ответить на все вопросы суперфинала.)

    Газ, поддерживающий горение. (Кислород.)

    Процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды. (Фотосинтез.)

    Процесс присоединения электронов. (Восстановление.)

    Металл, который входит в состав хлорофилла. (Магний.)

    Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово.)

    Какой химический элемент накапливается в клетках мухоморов? (Ванадий.)

    «Слезы дерева» из Бразилии. (Каучук.)

    Как называется профессия человека, который кует железо. (Кузнец.)

    Какой металл убивает бактерии? (Серебро.)

    В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для малышей. (Алюминий.)