Английские частные сады. Дизайн сада в английском стиле

В англии много красивых мест с нетронутым природным ландшафтом. Большинство из них - это сады и парки, которые являются националным достоянием. Любовь англичан к флоре и фауне известна всем. Здесь мы выбрали для вас самые красивые и популярные у туристов и самих британцев природные уголки.

На первом месте в рейтингах - Королевский ботанический сад Кью-Гарден . Признан самым красивым парком Лондона. Тут находится самая большая коллекция живых растений. Люди приходят в Кью-Гарден, чтобы провести здесь целый день, сфотоаппаратами. В январе в саду можно наблюдать цветение камелий. В Кью - Гарден 3 большие оранжереи: Дом пальм, Дом умеренного климата и Оранжерея принцессы Уэлльской.

Следующий в рейтингах - Риджент Парк , расположенный между Вестминстером и Кемденом. Это один из главных королевских парков Лондона, в старые времена эти емли относились к охотничьим угодьям Генриха 8. Здесь же располагается Лондонский зоопарк и частная резиденция президента США. В парке можно арендовать поля под гольф и регби.
Беджбери Пинетум - одно и красивейших мест, парк располагается в Кенте. Здесь находятся лучшие коллекции хвойных Великобритании. На территории находятся озера и сады.
Саду сэра Гарольда Хиллиера чуть больше полувека, но здесь уже собрлась коллекция растений, насчитывающая 42 тысячи видов. Гордость сада - орех гамамелис, выращиванием которого увлекался сэр Гарольд.

Стоурхед воплотил в себе творческие дерзания художника Генри Хора. Фантазия Хора преобразила один из самых серых и нериметных мест, сделав его парком мирового значения. Здесь очень много павильонов, статуй, бутафорских строений вроде копии Римского пантеона или Храма Солнца.

В Роузмуре вы найдете прекраснейшие розарии, где собрано примерно 2000 видов роз. Сад, окруженный лесами, расположен в Северном Девоне. Начало ему положила владелица сада леди Энн Берри, в 1959 году. Она вывозила из разных стран сорта роз и садила у себя в саду. В определенный момент у нее собралась приличная коллекция. В 1988 году леди Энн подарила свой сад английскому Королевскому зоологическому обществу. Все привезенные ей образцы растений описаны в дневниках.

Гайд-парк с примыкающими к нему кенсингтонскими садами располагается в самом центре Лондона. Его название стало символизировать место, в котором смело можно выражат свои идеи благодаря наличию Speakers" Corner, уголка, где всегда выступают ораторы и проповедники. Главная достопримечательность парка - озеро, в котором, между прочим, разрешено купание.

В Таттон-парке я рекомендую посетить выставку цветов - это крупнейшая выставка в Англии. Сюда приходят, чтобы оценить дизайнерские решения, узнать о последних модных тенденциях, например, как лучше оформит дворик. Тематика композиий вестма разнообразна. Самые частые посетители - владельцы загородных домов.

Королевский ботанический сад Эдинбурга основан еще в 17 веке. Это старейший из садов Англии. Здесь представлена одна из крупнейших коллекций растений из пяти климатических зон. Есть даже азиатский ландшафт. Китайская коллекция занимает 10% сада.

Парк дикой природы имени Джеральда Даррелла - это удивительный уголок, где собраны редкие и вымирающие виды животных. Для них созданы все условия. Здесь есть потрясающая коллекция приматов, земноводных и рептилий.


Похожая информация:

  1. Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это её работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей!

Абергласни — некогда преуспевавшее поместье в уэльском графстве Кармартеншир (Carmarthenshire), пришедшая в упадок в 20-ом столетии. К середине 1990-ых годов усадьба превратилась в «дом с привидениями» с пустыми «глазницами» оконных проемов, с постепенно рассыпающейся каменной кладкой и заросшими сорняками садами. Но когда Абергласни, казалось бы, пришел конец, в дело вмешалось общество Restoration Trust. Команда экспертов определила определила размеры ущерба, нанесенного временем, и решила вернуть поместью былую славу. Особенно специалистов Restoration Trust интересовали сады уэльской усадьбы, разбитые как минимум 500+ лет назад. Древность поместья давала большой простор фантазии исследователям, и удивительные открытия не заставили себя долго ждать.

К делу подключились историки и археологи. Одна из первых находок стала настоящей сенсацией. Рабочая команда, пытавшаяся откопать следы формального сада времен поздних Тюдоров или первых Стюартов, поначалу обнаружила обнесенные каменными стенами монастырские постройки прямо у западного фасада усадьбы. Затем были найдены монеты 1288 года. В настоящее время специалисты Restoration Trust приводят Абергласни в тот вид, какой поместье имело в XVII веке. Вы можете прогуляться по дорожке, выложенной из камня по верху монастырских стен, полюбоваться геометрическими формами лужаек средневекового формального сада и представить себе, что совершаете путешествие во времени и вернулись в «старые добрые времена».

Со стороны южного фасада усадьбы реализуется интересный проект: руины средневековой постройки и двора покрыли стеклянным куполом, создав там субтропическую оранжерею. Парник назван Ninfarium, по имени знаменитых итальянских садов Ninfa. Здесь царит настоящее дзэн-буддийское спокойствие, много тени, ухоженные дорожки.

Сады Абергласни, г. Ллангатен (Llangathen), графство Кармартеншир, веб-сайт: www.aberglasney.org

Сады замка Драммонд (Drummond Castle Gardens),Шотландия , графство Пертшир



Длинная дорога, вдоль обочин которой растут тенистые буки, ведет к замку Драммонд. Средневековый замок окружен увенчанными башенками постройками, реставрировавшимися еще в XIX веке. Пройдя через двор, вы попадете на широкую каменную террасу, а перед вашим взором неожиданно откроется очаровательный сад. Симметричный сад замка Драммонд разбит в лучших итальянских ландшафтных традициях, а формой напоминает шотландский флаг с крестом Святого Андрея. Перекрещивающиеся по диагонали линии полос андреевского креста отмечены на местности урнами и статуями античных героев. В геометрическом центре ландшафтной композиции стоит обелиск XVII века в виде солнечных часов. Это удивительный сад по всем параметрам. Крутые ступеньки спускаются к солнечным часам, затем дорожка проходит мимо топиария и цветочных клумб и соединяется с широкой аллеей, углубляющейся в густой лес, продолжая линию дорожки у центрального партера сада, гармонично визуально соединяясь не только с композицией старинного формального сада, но и с ландшафтами прилегающей к саду территории.

Первый лорд Драммонд начал строить замок еще в конце XV века. Есть свидетельства из исторических хроник, что в 1508 году сад уже поставлял вишни королю Джеймсу IV, когда он вместе со своими придворными охотился в этих местах. Песочные часы соорудил придворный мастер-каменщик Чарльза I в 1630 году. В следующем столетии семейству Драммондов было не до выращивания роз — они активно участвовали в восстании якобитов, сторонников короля Якова II. В более спокойные времена, в 1842 году, королева Виктория самолично посадила в саду замка Драммонд два темно-пунцовых лесных бука. Королева очень любила гулять по саду с Альбертом.

В саду замка Драммонд сохранилось ощущение дворцового сада. Дорожки настолько аккуратные, что кажется, будто они сшиты королевскими портными. Здесь приятно погулять, насладиться видом мраморных статуй и опавшей листвы.

Сады замка Драммонд: www.drummondcastlegardens.co.uk

Аббатство Моттисфонт (Mottisfont Abbey)



Перед тем как вы увидите розы аббатства Моттисфон (а на них, кстати, обязательно стоит посмотреть), вам придется перебраться с одного берега реки Тест на другой. Не исключено, что Тест — самая красивая река Англии . Она несет свои кристально чистые воды через живописные луга и покрытые зеленой травой низины. Это место словно создано исключительно для того, чтобы здесь гулять. Или просто сидеть на травке и ловить рыбу.

Затем прогуляйтесь по очаровательным райским садам Моттисфонта, с их прохладными и чистыми родниками, старыми дубами и сладкими каштанами. Достойно внимания и само аббатство, красивый особняк с крыльями эпохи Тюдоров, с георгианскими палисадниками и эксцентричными интерьерами, оформленными английским довоенным художником Рексом Вистлером.

За особняком и рекой находится «сердце» Моттисфонта, розарии, огороженные двумя рядами стен. Они просто очаровательны. Коллекция старинных сортов розовых кустов сада аббатства Моттисфонт — одна из лучших в своем роде во всем мире. Среди шести сотен видов роз вы найдете такие удивительно красивые и экзотические сорта, как Tuscany Superb, Reine de Violette и Ispahan, а также «более английские» сорта: Common Moss Rose, Eglantine и другие. По верху высоких кирпичных стен высажены вьющиеся растения, нуазетовые и вьющиеся розы. Беседка увита плющом, а рядом растут яблони и груши. Розовые кусты растут и между рядами живой изгороди и газонами, а обе стороны пешеходных дорожек украшены лавандой. Здесь есть что посмотреть, особенно весной и летом.

Моттисфонт, пять миль к северу от Ромси, Хэмпшир, www.nationaltrust.org.uk.

Сад замка Алник (Alnwick Garden)



Табличка с надписью «Ядовитый сад» повешена на воротах садов замка Алник (Нортумберленд, Великобритания) отнюдь не случайно. Есть смысл запирать под замок опасных преступников и диких животных... но растения?! Ну, смотря о каких растениях идет речь. На 40 акрах садов Алник, «ботаническому дополнению» замка Алник, собрана коллекция смертельно-опасных цветов и кустарников. Ядовитые растения отделены от посетителей, но все равно посреди этой коллекции «ботанической смерти» следует быть особо осторожным. По крайней мере, сильно не принюхивайтесь... Не зря на воротах висит знак с черепом и костями и табличка с надписью «Эти растения умеют убивать».

В отличие от остальных частей сада замка Алник, в «Ядовитом саду» можно побывать только в составе организованной группы туристов с гидом. Только в этом случае открываются тяжелые ворота из кованого железа, ведущие в сад. На клумбах растет табак и мандрагора, болиголов и кока (из нее делают кокаин), каннабис (марихуана) и мак, из которого изготавливают опиум, героин и морфин. Во время прогулки по саду вы услышите от экскурсовода много интересных исторических фактов, мифов и легенд, связанных с произрастающими здесь растениями.

Сад замка Алник, Денвик-Лейн, Алник, Нортумберленд, www.alnwickgarden.com

Сад Уизли Британского садоводческого общества

Как только войдете через кирпичную арку в сад Уизли (Wisley), сразу почувствуете стойкий цветочный аромат, витающий в воздухе. Ухоженный сад занимает многие и многие акры. 240, если быть точным. Перед вами — спокойная водная гладь оросительного канала и обнесенный высокими стенами сад, потаенные тропинки ведут через «дикие леса» парковой зоны к современной стеклянной постройке, поднимающейся прямо из вод озера. Внутри поддерживается соответствующий микроклимат и растут тропические папоротники, пальмы и ползучие растения. Здесь есть даже «комнатный» водопад.

Но необязательно идти сразу к озеру. Если повернете налево от входа, попадете на дорожку, идущую по огромному лугу, полному цветов всех цветов радуги. Рядом — элегантный сад с розами, рододендроны и магнолии на холме Бэттлстон (Battleston Hill). На обратной стороне холма виднеется Фруктовое поле, на котором произрастает порядка 450 сортов яблонь, слив и груш. Много редких и необычных сортов. Если попадете в сад в самом начале осени, можете съесть спелую грушу, упавшую с дерева, или даже две. Или купить груши в магазине.

Уизли — это не рафинированное очарование и не драма. Это жизнь, страсть и энергия. Королевское садоводческое общество много внимания уделяет исследованиям и обучение, поэтому неудивительно, что во время экскурсии по саду вы сможете многое узнать о произрастающих здесь растениях.

Сад Уизли Британского садоводческого общества, Суррей, www.rhs.org.uk/wisley

Сад Хайгроув (Highgrove Gardens)



Удивительно, что может сделать всего несколько слов. Когда принц Уэльский купил особняк Хайгроув (Highgrove House) у городка Тетбери в графстве Глочестер, на территории усадьбы не было даже захудалой лужайки. Прошло около тридцати лет. На месте пустоши вырос один из лучших садов во всей Великобритании. Говорят, что Чарльз часто разговаривал со своими растениями.

Экскурсии начинаются от особняка Хайгроув, окруженного пахучими глициниями, жимолостью, жасмином, чабрецом. Вас ждет двухмильное путешествие по самым разным садам, начиная от «Сада — солнечных часов» перед самым домом и заканчивая древесным питомником. Один из самых привлекательных по форме и содержанию — Ковровый сад в исламском стиле, победитель цветочного шоу в Челси (Chelsea Flower Show). Цветы подобраны таким образом, что «цветочные рисунки» напоминают орнаменты на персидских коврах.

Хотя, возможно, самые интересные секции - «Луг с полевыми цветами» (Wildflower Meadow) и «Обнесенный стеной огород» (Walled Kitchen Garden). Эти сады создавались с участием ведущих британских экспертов по биологической вариативности, активно занимающихся сохранением флоры и фауны страны. На «Лугу» произрастает свыше тридцати разновидностей полевых цветов Великобритании, включая «бычий глаз», маргаритки, погремок осенний и кукушкин цвет. Здесь же растет часть Национальной коллекции буков, часть исчезающих растений, защищаемых государственной программой сохранения ботанического наследия Великобритании.

Хайгроув-Хаус, графство Глостершир, www.highgrovegardens.com

Ботанический сад Дейвик (Dawyck Botanic Garden)



Знаменитый ботанический сад Эдинбурга обласкан внимание британской королевской семьи и прессы. Но всего в 45-ти минутах езды к югу от него находится мало кому известный древесный питомник, возможно, самый лучший в мире. Дейвик — шедевр садоводческого искусства и креатива на шести акрах завораживающего ботанического леса.

Секрет этого места заключается в подборе образцов растений из климатически сходных уголков земного шара. Одно из лучших времен года для посещения ботанического сада Дейвика — весна, когда все цветет. На склоне холма растут огромные 300-летние красные деревья, рядом журчит ручей. Прекрасно вписывается в атмосферу этого удивительного места старинная часовня, каменный «горбатый» мостик и дом Дейвиков — то, что осталось от тех времен, когда ботанический сад был просто-напросто частью усадьбы Дейвик. Здесь можно сделать отличные снимки, а живописные ландшафты навсегда останутся в вашей памяти.

Ботанический сад Дейвик, www.rbge.org.uk/the-gardens/dawyck

Сад замка Сиссингхёрст (Sissinghurst), Сиссингхёрст, графство Кент, Англия



Знаменитый Белый сад замка Сиссингхёрст одинаково красив как с дальнего расстояния, так и вблизи. Им можно восхищаться с разных сторон: с тенистой арки, например, или с потрепанных временем стен, окружающих «Дом священника» (Priest s House). Здесь свежестью и красотой веет от каждого белоснежного ириса, каждого люпина и тянущейся к солнцу маргаритки.

Сад разделен на множество зон с разнообразной растительностью. Ботанический сад появился благодаря поэтессе Вите Сэквиль-Уэст и ее мужу Гарольду Николсону, дипломату и политику. Когда в 1930 году они прибыли в Сиссингхёрст, здесь была пустошь. Но Вита, которой замок достался по наследству, решила все изменить. К созданию сада Вита и Гарольд относились по-разному. Гарольду нравились правильные геометрические формы и кирпичные стены, тисы и аккуратно подстриженные живые изгороди. Вита же, напротив, была более романтична. Ей доставляло удовольствие даже в сад привносить элемент загадки и тайны. В 1938 году они открыли ботанический сад, входной билет стоил всего один шиллинг. Романтично выглядящая Елизаветинская башня, возвышающаяся над поместьем, была сначала смотровой площадкой. Из верхних окон вы сможете увидеть, насколько действительно великолепны сады Сиссингхёрста, с их орхидеями и овощными грядками.

Сад замка Сиссингхёрст, графство Кент, www.nationaltrust.org.uk

Вернувшись из Великобритании, я очень долгое оставалась под впечатлением, но мне и этого было мало. Подобно муми-папе Туве Янсон, желавшему познать Море, я хотела постигнуть Англию, а вместе с ней и Шотландию и Уэльс. Поэтому по возвращении из отпуска, я еще полтора года читала различную литературу. Со временем я сформировала обширный список книг , который, на мой взгляд, дает хотя бы начальное представление о Великобритании, как острове, его истории (от геологического образования до королей, из жен, дочерей, сыновей) и ее населения.
Но одну книгу я виделила среди прочих. Это книга Кейт Фокс "Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения". Эта книга произвела фурор, в первую очередь, на родине автора. Кейт Фокс, потомственному антропологу, удалось создать смешной и поразительно точный портрет английского общества. Она анализирует причуды, привычки и слабости англичан, но пишет не как антрополог, а как англичанка — с юмором и без помпы, остроумным, выразительным и доступным языком. Далее в этом рассказе я буду использовать именно материалы этой книги, добавляя свои собственные фотографии. Рассказывать можно о многом, о беседах о погоде, об английском чаепитие, о домашних питомцах. Я решила начать с английских садиков.


В Англии обычно перед каждым домиком обычно есть маленький палисад, а за ним — более крупный озелененный участок. В районах, где проживают более богатые люди, палисад, как правило, чуть больше, а дом отстоит чуть дальше вглубь от дороги.

В кварталах, где проживает малообеспеченный люд, палисад символически обозначен полоской земли, хотя перед домом может быть и калитка, а также тропинка, ведущая к крылечку в виде одной-двух ступенек перед входной дверью. По обеим сторонам тропинка обсажена зеленью, чтобы ее можно было признать за «палисад».

Палисад с тропинкой — это и есть символический «крепостной ров с подъемным мостом», которым англичае огораживаются от всего внешнего мира.
На всех таких типичных улицах садовые участки перед домиками и за ними обнесены стеной или огорожены забором. Ограда участка перед домом обычно низкая, чтобы любой мог заглянуть в палисад; ограда участка за домом — высокая, защищающая сад от посторонних глаз. Палисад обычно аккуратнее во всех отношениях — композиционно более ухожен, — чем сад за домом. Но это вовсе не потому, что англичане любят подолгу отдыхать в палисаде. Как раз наоборот: англичане вообще не сидят в палисаде. Там они проводят ровно столько времени, сколько требуется на прополку, полив и уход за растениями, чтобы палисад выглядел «чудесно».

Это одно из важнейших правил в отношении озелененного участка: англичане никогда, никогда не сидят в своих палисадах. Даже если палисад большой и в нем есть место для скамейки, никаких скамеек вы нигде не увидите. Трудно представить, чтобы кто-то из обитателей английского дома сидел в своем палисаде. Мало того, что это немыслимо, но такой человек вызовет удивление, даже если он в течение некоторого времени будет просто стоять без дела — не выдергивая сорняки, не подравнивая живую изгородь. Если вы не сидите на корточках, не сгибаетесь, не наклоняетесь или еще каким-либо образом не изображаете усердный труд, вас заподозрят в особой запрещенной форме безделья — праздношатании. Палисады, даже самые приятные для отдыха, предназначены только для всеобщего обозрения: ими вправе восхищаться и любоваться другие — но не хозяева.

Человек, приводящий в порядок свой палисад, «доступен» для общества. Соседи, которые в другое время и подумать не смеют о том, чтобы постучать к вам в дом, увидев вас за работой на свежем воздухе, могут остановиться для того, чтобы поболтать, с вами (почти всегда начиная разговор с комментария к погоде или одобрительной реплики по поводу вашего сада). Кейт Фокс поделилась, что знает многих людей, которые, желая обсудить с соседом какое-нибудь важное дело или передать ему какое-либо сообщение, будут терпеливо ждать его появления в палисаде — на протяжении нескольких дней, а то и недель, но никогда не осмелятся совершить «вторжение» — позвонить в дверь его дома.

Сад за домом, тот, которым нам дозволено любоваться, зачастую неухожен, по крайней мере не безупречно аккуратен, и очень редко являет собой упорядоченную яркую традиционную композицию из роз, алтея, анютиных глазок, шпалер и маленьких калиток, которая в представлении многих и есть типичный английский сад. Возможно, вам покажется, что я кощунствую, но я должна указать, что по-настоящему типичный английский сад — это на самом деле довольно унылая лужайка прямоугольной формы. Один ее край обычно занимает мощеный участок, так называемое патио; на другом стоит ничем не примечательное ни с эстетической, ни с архитектурной точек зрения строение, служащее сараем. С одного боку пролегает тропинка, с другого — разбита клумба с кустиками и цветами, композиционно высаженными весьма бестолково.

Разумеется, существуют вариации на данную тему. Иногда тропинка пролегает вдоль клумбы, иногда, обсаженная цветами с обеих сторон, делит прямоугольную лужайку на две части. Порой в саду можно увидеть одно-два дерева, кустарники, кадки, вьющиеся растения на стенах, а клумбы могут иметь не геометрически правильную, а изогнутую форму. Но основной принцип планировки традиционного английского сада остается неизменным — «высокая ограда, мощеное «патио», зеленая лужайка, тропинка, цветочная клумба, сарай».

Туристам вряд ли когда-либо удастся увидеть обычный, типичный английский сад. Эти сугубо частные уголки спрятаны от уличных прохожих за стенами домов, а от соседей — за высокими заборами, оградами или живой изгородью. Типичный английский сад, даже самый неоригинальный и скучный, — это чудесное местечко, где приятно посидеть в теплый солнечный день, попить чаю, скармливая птицам крошки хлеба и тихо ругая бездельников, погоду, правительство и соседскую кошку. (Правила ведения беседы в саду требуют, чтобы жалобы уравновешивались более оптимистичными замечаниями о том, как хорошо цветут ирисы или водосбор в этом году.)

Мне было известно о классовом неравенстве в Англии. Но книга "Наблюдая за англичанами" полностью раскрыла мои глаза на эту проблему. Оказывается, даже по внешнему виду полисада, можно определить классовую принадлежность его хозяина.
Садоводческие вкусы англичан формируются под влиянием: того, что они видят в садах их друзей, родных и соседей. Англичане с детства учатся оценивать цветы и композиции из цветов. Одни, по их оценке, «прелестны» или «изысканны», другие — «безобразны» или «вульгарны». К тому времени, когда у вас появляется свой собственный сад, вы уже — если вы из социальных верхов — «инстинктивно» воротите нос от вычурных садовых растений (таких, как цинния, шалфей, ноготки и петуния), декоративных каменных горок, пампасной травы, подвесных корзин, бальзамина, хризантем, гладиолусов, гномиков и прудиков с золотыми рыбками. Зато живая изгородь в форме кубов, старомодные розовые кусты, цветочные бордюры, ломонос, золотой дождь, композиции в стиле эпохи Тюдоров и каменные тропинки в стиле эпохи Йорков доставляют вам эстетическое наслаждение.

Таким образом, чтобы определить социальную принадлежность хозяина сада, присмотритесь к общему стилю оформления сада. Не стоит ориентироваться на отдельные виды растений, тем более если вы не в состоянии отличить обычную розу от чайно-гибридной. Если говорить в общем, сады представителей низших сословий выдержаны в более «кричащей» цветовой гамме («colourful» [«красочные»] или «cheerful» [«яркие»], по терминологии их хозяев) и в композиционном плане более упорядочены («neat» [«опрятные»] или «tidy» [«аккуратные»], как выражаются их владельцы), чем сады элиты общества.

Сады представителей высших слоев общества менее упорядочены и ухожены, более естественны; там преобладают блеклые, нежные тона. Добиться такого эффекта, пожалуй, так же непросто, как и наложить «естественный» макияж. Это требует гораздо больших затрат времени и труда, чем создание будто вырезанных из теста клумб безупречно правильной формы с ровненькими рядами цветов, характерных для садов низших сословий. Однако результаты приложенных усилий никогда не бросаются в глаза. Сад похож на очаровательный уголок дикой природы; между растениями не видно или почти не видно земли. Чрезмерная суета из-за одного-двух случайных сорняков и слишком усердный уход за газонами — это, по мнению аристократов и верхушки среднего класса, проявление инстинктов, свойственных низам общества.

Бог с ней, с «пролетарской» щепетильностью заботливых садовников, но если вы в таком саду вдруг заметите явно плебейский элемент оформления, спросите об этом хозяина. Ответ расскажет вам о классовой принадлежности владельца сада гораздо больше, чем сам этот элемент. Автор книги Кейт Фокс выразила мягкое удивление по поводу присутствия гномика в саду представителя верхушки среднего класса («О, гномик», — тактично прокомментировала она). Владелец сада объяснил, что этот гномик — «пародия». Жутко извиняясь за свое невежество, Кейт спросила, как можно определить, что его гномик — «пародия», а не просто гномик — традиционное украшение сада. Хозяин сада высокомерно заявил, что мне стоит только взглянуть на сад и я сразу пойму, что его гномик — это издевательская шутка.

Реакция данного человека на такие вопросы однозначно указывает на то, что он, вероятно, принадлежит к верхушке среднего класса, а не к высшему обществу. "В сущности, когда он подчеркнул, что его гномик — пародия, я автоматически причислила его к более низкому сословию — первоначально я полагала, что он стоит ступенью выше на социальной иерархической лестнице". Настоящий аристократ либо смело признает свое пристрастие к садовым гномикам (и с готовностью обратит ваше внимание на другие элементы подобного стиля в своем якобы неухоженном чудесном саду), либо скажет нечто вроде: «Ах да, мой гномик. Я его очень люблю», — предоставляя мне самой делать выводы. Аристократам все равно, что думает о них любопытный антрополог (да и все остальные тоже). Им незачем доказывать свое превосходство с помощью гномиков-пародий.

June 2nd, 2013

Что мы понимаем традиционно под достопримечательностями? Музеи, соборы, замки, дворцы. Есть достопримечательности природные - горы, острова, водопады. Слово «сад» наш соотечественник вряд ли назовет в этом ряду. «На выходные ездили за двести километров, решили посмотреть один сад» - фраза вызовет легкое недоумение. Сад? А что его смотреть? Купить хотите? (Употребительнее будет слово «парк», хотя и парк как самостоятельная достопримечательность мало котируется - скорее, как приложение к дворцу или усадьбе). А вот для англичан посвятить выходной день осмотру какого-нибудь сада - дело совершенно обычное.


Решили и мы в своей последний (про времени) приезд в Англию предаться этому типично английскому развлечению и посетить один из знаменитых садов острова - сад Сиссингхерст. Как и многие лучшие достопримечательности Великобритании, находится Сиссингхерст далеко от крупных городов. Поэтому пораньше утром мы (я и двое моих спутниц) сели на вокзале Victoria на местный поезд, за час с небольшим доехали до станции Staplehurst, там пересели на автобус до городка Sissinghurst. Городок запомнился нам только тем, что главная улица там называлась просто «Улица», The Street.

От городка до одноименного поместья нужно было пройти полторы мили, всего-то ничего. Правда часть пути нужно было идти по узенькой полоске вплотную рядом с трассой, и справа то и дело проносились автомобили, чуть не задевая тебя за локоть. Зато слева расстилались луга на которых паслись милые овечки. Ягнята испуганно разбегались от нас, а овцы вдумчиво и сосредоточенно разглядывали.

Скоро дорога свернула к усадьбе, идти стало поспокойнее. И вот мы подошли ко входу. Имение последние десятилетия находится в собственности National Trust, общественной организации, которая сохраняет различные исторические достопримечательности. Мы собирались посетить несколько владений NT и поэтому заранее через Интернет заказали Touring Pass - за 52 фунта мы вдвоем могли две недели посещать любое количество мест National Trust. Учитывая, что билет в одно место стоит в среднем 8-10 фунтов на одного, мы надеялись на этом сэкономить. Кстати, с этим Touring Pass была любопытная история… но я отвлекаюсь, расскажу ее отдельно.

Когда-то в Сиссингхерсте был огромный замок с большим количеством разных построек. Вот такой.

Но во время Семилетней войны в XVIII веке в замке содержали три тысячи пленных французских моряков, и они так изгваздали усадьбу, что после войны большую часть строений решили просто снести, оставили лишь башню и пару хозяйственных зданий. Вот один из пленных рассказывает туристкам, это все было.

Проходим через ворота в здании, где раньше размещались конюшни, а при последних владельцах - библиотека.

Конечно, мы хотели сразу же идти смотреть знаменитый сад, но тут с неба полилось. Собственно, и до этого периодически что-то такое капало, но мы старались не обращать внимания, а тут прямо ливануло. Поэтому решили начать с осмотра библиотеки. Предлагаю пройти с нами.

Интерьер библиотеки был создан при последней хозяйке Сиссингхерста - Вите Сэквилл-Уэст. Родилась Вита в другом знаменитом английском поместье - Ноул (Knole), о котором я уже писал. Вита принадлежала к баронскому роду, восходившему к Вильгельму-Завоевателю. В отличие от скромного Сиссингхерста, Ноул - это огромный дворец, под стать королевскому, окруженный громадным парком, где свободно расхаживают олени. Порой по утрам маленькая Вита находила смущенное животное в каминном зале, куда олени моги свободно забредать из парка. Вот на этом портрете Вита накануне своего восемнадцатилетия. Когда портрет был закончен, и художник деликатно намекнул на гонорар, мать Виты спросила - «А возможность написать такую модель уже не была для вас достаточной наградой?» (и сегодня такое, кстати, можно услышать).

В юном возрасте Вита влюбилась в начинающего дипломата Харольда Николсона и вышла за него замуж. Все начиналось традиционно: встречи на чаепитиях, обручение, галерея со свадебными подарками ото всех сильных мира сего, свадебное путешествие в Италию и Грецию, новое дипломатическое назначение, беременность.

Однако скоро выяснилось, что натура у Виты очень страстная, причем страсть влечет ее не к мужчинам, а к женщинам. Начинается череда романов, которые пару десятилетий служили темой для светских пересудов.

Самым ярким был первый роман - с Вайолет Трефусис, влюбленные даже сбежали вместе в Париж, где Вита проживала в мужской одежде. Усилиями родственников беглянок вернули. Следующий виток личных отношений сблизил Виту со знаменитой писательницей Вирджинией Вулф. Считается, что в романе Вулф «Орландо» Вита стала прототипом заглавного героя.

Но своим современникам Вита была известна не только - возможно, и не столько - сексуальными похождениями. Вы удивитесь, но до Второй мировой войны слава Виты Сэквилл-Вест как писательницы была больше, чем у ее возлюбленной Вирджинии Вулф. Ей принадлежит более 40 книг, среди которых проза и поэзия, путевые заметки и биографии. За свои стихи она дважды (единственная из лауреатов) получала английскую Литературную премию Готорндена.

Думаете, богемная жизнь поставила крест на ее браке с Харольдом? Ничуть не бывало. У них родилось двое сыновей, что, впрочем, само по себе еще ни о чем не говорит. Гораздо важнее, что они были вместе до конца жизни. И это не был «лавандовый брак», отвечающий лишь светским приличиям.

Их переписка в разные периоды жизни позволяет увидеть, как трогательно они друг к другу относились, как искреннее любили друг друга, старались поддерживать и угадывать желания. Кстати, у самого Харольда тоже были гомосексуальные романы, что, однако, не упрощало, а усложняло общую картину их жизни. Есть четырехсерийный фильм, посвященный их взаимоотношения, который так и называется - «Картина брака» («Picture of a marriage»), есть в русском дубляже. Вот в этой библиотеке супруги проводили значительную часть времени.

Огромной трагедией для Виты стало то, что она потеряла Ноул. Хотя она была единственной дочерью своих родителей, поместье должно было наследоваться по мужской линии и отошло к двоюродному брату. Это была не просто потеря недвижимости, это была потеря целого мира, в котором она росла и который любила. Тем не менее она находит силы на то, чтобы обосноваться в купленном ими с мужем Сисснгхерсте и создать в нем один из лучших садов Англии.

Конечно, такую личность, как Вита, проще представить с бокалом шампанского у рояля, чем с какой-нибудь тяпкой и в резиновых сапогах. Но это Англия, друзья мои. Садоводство здесь - одно из самых возвышенных занятий. И на дошедших до на фотографиях видно, что Вита не только отдавала указания (конечно, у нее был садовник и помощники), но и сама своими руками, день за днем создавала этот сад.


Кажется, дождь перестал литься, так что можно пойти и посмотреть его. Ярко-красные растения обвивают здание библиотеки, роняют лепестки на садовые лейки. Если бы на моем месте был англичанин, он бы каждый цветочек назвал по имени, но я, увы, не могу отличить рододендроны от магнолий, поэтому буду и дальше писать «голубые цветочки» и «белые растеньица».

Концепция Сиссинхерста заключается в том, что сад делится на множество «комнат», каждая из которых имеет свое название и свою особую атмосферу. Выйдя из библиотеки, ты попадаешь в Top Courtyard - как пишут комментаторы, «первое блюдо на пиршестве Сиссингхерста». Это аккуратный и тихий садик в английском стиле.


Слева от него, пройдя через арку в стене, можно найти сад Delos, названный в честь греческого острова. Растения там подобраны так, чтобы создать ощущение уголка Средиземноморья.

Белый сад (White Garden) был последним, созданным Витой и Харольдом. В углу сада стоит навес, опирающийся на колонны, которые раньше принадлежали старому елизаветинскому дому.

Не знаю, как перевести Cottage Garden - «Сельский сад», «Сад у хижины»: Впрочем, его яркие цвета плохо ассоциируются с образом бедного деревенского жилища. Один из английских критиков писал, что это «в такой же степени сельский сад, в какой Мария-Антуанетта была дояркой».

Весенний Сад (Spring Garden) был в большей степени творением Харольда, чем Виты. Хотя она и подтрунивала на этой прямолинейной аллеей, сравнивая ее с Платформой №5 Паддингтона, она любила этот уголок. Как-то Харольд был вынужден уехать на неделю в Лондон, как раз когда из бутонов появлялись цветы, и Вита писала ему: «Как бы я хотела, чтобы ты был здесь! Сегодня я ходила про Весеннему Саду, где стали раскрываться все твои маленькие цветочки, и я снова поняла, как я люблю тебя, Харольд!» (она употребила уменьшительную форму - Hadji).

Nuttery (Орешник, Ореховый сад) образуют параллельные ряды кентского фундука.


Один из самых понравившихся нам садов - Moat Walk. Его доминанта - это старинная елизаветинская стена, которую Вита и Харольд расчистили от груды мусора. В Сиссингхерсте не очень много парковой скульптуры, но там, где она стоит, она всегда добавляет необходимый лаконичный акцент - как вот здесь стоящая на стене ваза.


Опять начинает накрапывать дождик, и мы решаем укрыть в башне. Внутри - голос Виты из динамиков и ее имя на окошке.

В оконных проемах выставлена посуда цветного стекла.