Пять самых красивых садов великобритании. Пять лучших садов англии Сады в англии около домов

Ландшафтный сад XVIII века «Прайор Парк» расположен в городе Бат в потрясающей долине на Ральф Аллен Драйв, откуда открывается прекрасный вид на город. В саду, площадь которого составляет 113 тысяч квадратных метров, находится множество интересных особенностей, включая один из четырех оставшихся в мире мостов Палладио, готический храм, грот миссис Аллен, извилистое озеро.

Созданный местным предпринимателем Ральфом Алленом по дизайну поэта Александра Поупа и садовника-декоратора Капабилити Брауна, сад повлиял на определение ландшафтного стиля, известного в континентальной Европе как «Английский парк». Здесь вы сможете пройти по лесным дорожкам, отдохнуть в каменных беседках, или же посмотреть на город с одного из холмов.

В саду отсутствует парковка, поэтому отправляться туда лучше на общественном транспорте или пешком.

Сад Уизли

Сад Уизли расположен в Великобритании, в Англии, в графстве Суррей южнее Лондона. Он был основан в 1878 году успешным бизнесменом и опытным садоводом Джорджем Фергюсоном Уизли. Тогда его целью было выращивание трудноразводимых и редких видов растений, также он заложил дубовую рощу. В 1903 году, после смерти Уизли, сад был передан в собственность Королевскому садоводческому обществу. Сад улучшался и расширялся, сейчас его площадь огромна и составляет 97 гектаров.

Сад интересен своей коллекцией растений, крупнейшей в мире, в нее входят более 30000 сортов и видов. На его территории размещены классические сады, спроектированные сэром Джеффри Джеллико и Ланнингом Роупером в 1960-е годы, рокарий - каменистый сад с террасами, водоемами, ручьями и дорожками, созданный в 1911 году. На территории сада расположены также миксбордеры с высаженными в них декоративными растениями, Портсмутское поле, на котором проводится экспериментальная работа с растениями, коллекция вересков, включающая в себя более 1000 сортов и видов, произрастает на Поле Говарда. Основным зданием в саду Уизли является Лаборатория, спроектированная в 1914 году, рядом с ней можно видеть прекрасный пруд с коллекцией кувшинок.

В саду Уизли можно также полюбоваться великолепным розарием в стиле XIV-XV веков, оригинальным загородным садом. Здесь есть также билиотека, курсы садоводов, магазин садоводческих книг.

Сад Йоркширского музея

В центре Йорка расположен Сад Йоркширского музея, являющийся значимой достопримечательностью города. Он был создан в 1830 году на месте бывшего аббатства Святой Марии.

На территории музея, охватывающей 10 гектаров земли, содержится целый ряд уникальных представителей флоры и фауны. Коллекция из 4,5 тысяч растений, деревьев и кустарников собиралась как в Великобритании, так и других частях света. Здесь можно покормить белок и полюбоваться семейством павлинов, важно расхаживающих по территории музея. Среди пышной растительности расположено несколько исторических зданий, в том числе руины сооружений римского периода.

На территории сада находится театр под открытым небом, где проходят различные концерты, конкурсы и фестивали. Сад Йоркширского музея является одним из наиболее посещаемых мест в стране - в 2012 году здесь побывало около 1,5 миллиона человек.

Гравийный сад Бет Шатто

Первый в мире сухой гравийный сад Бет Шатто расположен в Великобритании, недалеко от города Колчестера в графстве Эссекс. Особенность гравийного сада, заложенного в 1991 году, состоит в том, что в нем растут только растения, устойчивые к засухе, поэтому сад почти никогда не поливается. Гравийный сад является интереснейшим участком сада Бет Шатто, заложенного в 1960 году.

Гравийный сад радует взгляд пешеходными дорожками, выложенными светлым гравием, а также огромным ассортиментом засухоустойчивых растений из средиземноморских стран и умеренных зон, обильно цветущих с ранней весны до поздней осени. Здесь можно полюбоваться различными видами кустарников, луковичных и мелколуковичных растений, разнообразными видами декоративного лука, тысячелистниками, полынями, вербенами, баданами, лавандой, колокольчиками, васильками, декоративными злаками: ячменями, ковылями, перистощетинником, полевичкой и многими другими видами растений. Сад оформлен в пейзажном стиле.

Кроме гравийного сада, на территории сада Бет Шатто расположены водный сад с четырьмя прудами и прибрежными и водными растениями, а также лесной сад, где произрастают тенелюбивые и лесные растения. Здесь находится и каменистый сад, где собраны растения, которые подходят для альпийских горок.

Сад Флетчер Мосс

Думаете, куда пойти в Манчестере, чтобы отдохнуть от городской суеты и зарядиться позитивной энергией? Сады Флетчер Мосс – отличный выбор для тех, кто хочет расслабиться и насладиться восхитительной природой. Этот парк был назван в честь Альдермана Флетчера Мосса, который в 1919 году пожертвовал на его строительство кругленькую сумму.

Кроме восхитительных пейзажей, на территории сада расположены теннисные корты, поля для регби и футбола, а также небольшие кафе. Основная часть садов находится за каменной стеной, выложенной Робертом Вудом Вильямсом – известным здешним магнатом. Он пожертвовал свой дом и прилежащие территории, чтобы в 1912 году расширить площадь сада.

В настоящее время это место привлекает завороженные взгляды туристов со всего мира. Вдоволь насладившись природой, вы сможете прогуляться по окрестностям садов и осмотреть местные достопримечательности – Здание городской библиотеки, церквушку Сент-Джеймс, а также различные фонтаны и памятники, выполненные в стиле классического барокко. Побывав в садах Флетчер Мосс, вы получите множество положительных эмоций и сделаете отличные фото.

Сад Найманс

Сад Найманс находится в Великобритании, в Англии, в графстве Западный Сассекс. Сад был заложен в 90-е годы XIX века Людвигом Месселом. После Людвига Мессела большое участие в развитии сада приняли его наследник подполковник Леонард Мессел с женой, а также старший садовник Джеймс Комбер. Площадь сада составляет 12 гектаров.

Сейчас сад в основном сохранил черты, приданные ему несколькими поколениями семьи Мессел. Сад славится своей коллекцией рододендронов, хвойными деревьями, цветущими кустарниками, магнолиями, а также коллекцией гибридных лилий. В 30-40-е годы XX века сад обогатился растениями из Тасмании, Южной Америки, Китая, Тибета, привезенными исследователями-ботаниками Форрестом, Комбером и Уардом.

Вызывают интерес пергола сада, увитая привезенными из Японии цветами Wistaria multijuga, цветочные миксбордеры, созданные еще Людвигом Месселом, итальянский фонтан из мрамора, украшенный топиарными фигурами из тиса. На периферии сада высажено множество кустарников и деревьев, среди них такие редкие виды, как клеродендрум, стиракс, давидия оберточная, эукрифия.

В саду туристы могут посетить исторический дом семьи Мессел, природный и лесной сады, декоративный сад с пышной растительностью, сувенирный магазин, ресторан, садовый центр.

Сад Высокие Вязы

Сад Высокие Вязы находится в Великобритании, в Англии, в графстве Кент, в Бромли. Сад охватывает 250 акров в сочетании со 150 акрами поля для гольфа. Первоначально Сад Высокие Вязы принадлежали семье Лаббок, сэр Джон Лаббок в 1840-х годах построил новый особняк и разработал сад в классическом итальянском стиле, с деревьями, собранными со всего мира.

Особняк до наших дней не сохранился, он был уничтожен пожаром в 1967 году. На территории сада можно видеть нетронутые леса, сады, природные тропы, луга с дикими цветами, площадки для пикника. Здесь расположены пруд, созданный в 1880-х годах, цветники, аллея тисов, дендрарий. В лесах представлено разнообразие диких животных, в том числе редких видов, среди которых можно выделить соню. Здесь также водятся ласки, летучие мыши, лисы, большие пестрые дятлы и другие представители фауны.

На территории сада ежегодно проводится ярмарка ремесел. Здесь также можно устроить семейный пикник, отдохнуть в уютном кафе.

Сады Леонардсли

Сады Леонардсли расположены в Англии, недалеко от Лондона, в графстве Западный Сассекс. Сады были созданы в конце XIX века сэром Эдмундом Лоудером, известным коллекционером растений. Сады расположены на склонах поросшей лесом речной долины с суглинистыми почвами. Сейчас сады представляют собой великолепный пейзажный парк.

В парке расположены семь озер, берега которых украшены околоводными растениями, а также декоративными влаголюбивыми и тенелюбивыми растениями, среди которых роджерсии, большие гуннеры, астильбы, хосты, ирисы. В озерах плавают белые и черные лебеди.

Здесь находится большое количество кустарников, среди которых преобладают магнолии и рододендроны. Сэр Эдмунд Лоудер увлекался рододендронами, и, занимаясь гибридизацией, создал немало новых сортов рододендронов. В саду они достигают огромных размеров и отличаются разнообразием цветовых оттенков. Среди них известный сорт под названием Лоудери.

В начале XX столетия в парке был устроен рокарий - каменистый сад. В нем находится большая коллекция азалий, рододендронов, глыбы скальных пород покрыты низкорослыми хвойными растениями.

В парке также можно посетить небольшой зоопарк, где живут кенгуру-валлаби и олени.

Парк "Сады Сиднея"

Парк " Сады Сиднея" является старейшим и одним из самых известных парков города Бат. Пользовался популярностью еще во времена королевских семей в XVIII-XIX веках. В настоящее время внесен в регистр Английского наследия парков и садов и представляет собой высокую историческую ценность.

«Сады Сиднея" расположен в жилом районе, к северо-востоку от города Бата. Проект садов был разработан и приведен в жизнь в 1795 году местным архитектором Чарльзом Хадткортом. В 1839 году часть садов была разрушена из-за строительства Западной железной дороги. В начале XX века решением администрации была проведена реконструкция и прекрасные сады вновь стали достоянием общественности в 1913 году.Еще большую известность парку придает то, что напротив находится дом, в котором жила Джейн Остин, когда прибыла в Бат.

В настоящее время живописные "Сады Сиднея", которые пересекаются каналами Кеннот и Эйвон являются излюбленным местом для прогулок горожан и известной туристической достопримечательностью.

Известный английский философ Фрэнсис Бэкон в эссе "О садах" провозглпсил сад самым чистым из всех человеческих наслаждений. Он считал, что сад очищает дух человека, без него дома и дворцы - только грубое создание человеческих рук. Сад - это рай, где должны расти плодовые деревья, цветы, кустарники - все растения, которым подходит климат Англии. Прекрасны все растения, в саду они должны дополнять друг друга, распространяя при этом самые тонкие ароматы.

В 18 веке соотечественники философа воплотили в жизнь его мысли, создав сады и парки, которые умели "говорить". Сначала английское садоводство развивали протестанские беглецы из Голландии и Франции - гугеноты. Они познакомили англичан с новыми овощами, цветами, новыми приемами в агрокультуре. Но настоящий переворот в устройстве садов совершили английский поэт Александр Поп, садовники Джозеф Аддисон, Ланселот Браун, Генри Рептон, Вильям Кент. Их сады открыли новую эру в садово-парковом искусстве, начав "наступление" на сады эпохи барокко и классицизма, которые имели геометрические формы планировки со строгой симметрией, в которых было много деревьев и мало цветов, присутствовали фонтаны, все что служило для торжественности приемов.

Английский стиль сада основан на законах гармонии и покоя, которые достигаются целенаправленным распределением света и тени. Он предназначен для отдыха и приватной жизни. Основные признаки английского сада - естественность, разнообразие и контрастность. Правильные прямые дорожки в английском саду уступают место неправильным извилистым, поскольку природе не свойственна прямая линия. В садах доминируют змеевидные линии - тропинки, берега озер и речек, стволы деревьев. Появляются крохотные холмики, свободно раскиданные группы деревьев, растущих в природном беспорядке.

Англичане упорядочивают природу, сохраняя при этом ощущение натуральности: открытый простор, леса, озера, водопады вместо фонтанов. Ланселот Браун комбинировал привлекательность водной поверхности с лугами, располагая группы деревьев таким образом, чтобы создать эффект светотени. Со временем искусственно насаженные группы деревьев, линии берегов и озер стали казаться настолько естественными, что даже забылось, что созданы они садовником - художником. В целом, разбивая английский сад, учитывали то, как он будет выглядеть не только в разное время года, но и в разное время дня.

Английские сады воплощают в себе два стиля - рококо и романтизм. Первый представлял собой микромир, завершенную картину, был опоясан большими деревьями, как живым забором, образовывавшим верхний ярус и кустарниками, образовывавшими второй ярус. В местах, где открывался красивый вид, это кольцо размыкали. Посреди сада делали так называемый дерновый ковер с маленькими группами необычайно красивых деревьев и кустарников. Среди дерна высаживали цветы, но немного, чтобы картина была не слишком пестрой. Чтобы цветы поражали своей красотой, их особым образом группировали на зеленом фоне дерна, а также относительно деревьев, кустарников и растений с оригинальной листвой. До сих пор в Англии и Шотландии используют такой способ высадки на газонах луковичных цветов (главным образом, бледно-желтых нарциссов): луковицы выбрасывают из мешка или ведра и там, где они упали, закапывают в землю. Газон тщательно подстригают, чтобы трава не заглушала цветов.

Большое внимание уделяют подбору красок: красное должно быть рядом с зеленым, желтое с фиолетовым, а синее с оранжевым. Цветочные клумбы делают круглой, овальной или звездообразной формы. Самые популярные цветы в английском саду - это розы, нарциссы, примулы, астры, садовые лилии. Возле воды - рододендроны, в водоемах кувшинки. Вклад англичан в мировое садоводство - это газоны и бордюры из однолетних травянистых растений. Трава на газонах всегда низко скошена. Природный газон состоит из смеси разных трав, в основном, злаковых. В английских садах огромные газоны окружают дома сплошным зеленым ковром. Английский газон, хотя и является образцом, идеально-ровный, насыщенно- зеленый, но он довольно трудоемкий и сложный в уходе, и требует установки хорошей системы полива. Английский бордюр - это полоса зеленых насаждений по обеим сторонам дорожек, площадок. Поскольку сад в стиле рококо был микромиром, этот микромир англичане стремились сделать пасторальным, с удобными уголками для уединения. Так появились эрмитажи. Устроенные в тени, в лесистом месте, они всегда были определенной неожиданностью для тех, кто прогуливался по дорожкам сада. Эрмитажи строили в виде "китайских" домиков с крышей из камыша, в арабском стиле с арабскими надписями. Александр Поп изобрел новый тип садового строения - грот, построенный в виде классической ротонды. Такое разнообразие форм на небольшом пространстве вызывало у человека улыбку, настраивало на кокетство, галантность.

В о многом благодаря гениальному ландшафтному архитектору Ланселоту Брауну самые знаменитые парки Великобритании стали такими, какими мы их привыкли видеть. В честь этой даты во многих созданных Брауном парках (на территории Великобритании их около 200), пройдут торжественные мероприятия.

Здесь, вблизи города Стратфорд-апон-Эйвон, расположены величественное поместье в григорианском стиле, национальная художественная галерея и парк авторства «умелого Брауна». И именно здесь в будущем году развернутся основные торжества в честь 300-летия со Дня Рождения Ланселота Брауна.

Выставка в Комптон-Верни продлится в течение всего года и предоставит гостям возможность прогуляться по созданному Брауном парку.

Бленхаймский дворец считается одним из самых величественных во всей стране и одним из лучших образцов архитектуры в стиле барокко. Он расположен в центре графства Оксфордшир и ведёт свою историю с 18 века. Дворец также известен тем, что именно здесь родился Сэр Уинстон Черчилль.

Сады вокруг Бленхайма считаются одними из лучших творений Ланселота Брауна, который полностью изменил внешний вид этого зелёного массива.

С 13 февраля по 2 мая 2016 года в залах дворца разместится выставка, посвящённая работе Брауна.

В 1755-1779 годах девятый граф Эксетер нанял «умелого Брауна» для того, чтобы переустроить парк вокруг резиденции по последней моде. Решено было убрать чёткие линии дорожек и прямые ряды деревьев, вместо них создали озеро и высадили небольшие группы деревьев по периметру парка.

В марте 2016 года в Бёрли-хаус будет работать выставка, демонстрирующая вклад, который Браун внёс в обустройство окружающих резиденцию земель, а гостям парк предстанет в своём первозданном виде.

Создание парка, которое проходило в 18 веке, стоило огромных для того времени денег - 40 000 фунтов стерлингов.

Поместье Чатсуорт, где разворачиваются события последней экранизации романа «Гордость и предубеждение», окружено парком площадью более 400 гектар, который раскинулся на берегах реки Деруэнт.

В течение 2016 году на территории парка можно будет увидеть, какую огромную работу по его переустройству проделал Браун. Тем, кто хочет увидеть парк именно таким, каким его видел великий ландшафтный архитектор, стоит прогуляться вдоль главной аллеи и посмотреть на запад, в направлении деревни Эденсор, где особенно чётко прослеживается влияние Брауна.

Пейзажи парка Стоу одни из самых запоминающихся среди работ Ланселота Брауна.

Именно здесь прошло бракосочетание этого великого человека, и здесь он прожил большую часть жизни.

Парк Стоу расположен в окружении садов, 28 церквей и множества живописных пешеходных дорожек.

Вернувшись из Великобритании, я очень долгое оставалась под впечатлением, но мне и этого было мало. Подобно муми-папе Туве Янсон, желавшему познать Море, я хотела постигнуть Англию, а вместе с ней и Шотландию и Уэльс. Поэтому по возвращении из отпуска, я еще полтора года читала различную литературу. Со временем я сформировала обширный список книг , который, на мой взгляд, дает хотя бы начальное представление о Великобритании, как острове, его истории (от геологического образования до королей, из жен, дочерей, сыновей) и ее населения.
Но одну книгу я виделила среди прочих. Это книга Кейт Фокс "Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения". Эта книга произвела фурор, в первую очередь, на родине автора. Кейт Фокс, потомственному антропологу, удалось создать смешной и поразительно точный портрет английского общества. Она анализирует причуды, привычки и слабости англичан, но пишет не как антрополог, а как англичанка — с юмором и без помпы, остроумным, выразительным и доступным языком. Далее в этом рассказе я буду использовать именно материалы этой книги, добавляя свои собственные фотографии. Рассказывать можно о многом, о беседах о погоде, об английском чаепитие, о домашних питомцах. Я решила начать с английских садиков.


В Англии обычно перед каждым домиком обычно есть маленький палисад, а за ним — более крупный озелененный участок. В районах, где проживают более богатые люди, палисад, как правило, чуть больше, а дом отстоит чуть дальше вглубь от дороги.

В кварталах, где проживает малообеспеченный люд, палисад символически обозначен полоской земли, хотя перед домом может быть и калитка, а также тропинка, ведущая к крылечку в виде одной-двух ступенек перед входной дверью. По обеим сторонам тропинка обсажена зеленью, чтобы ее можно было признать за «палисад».

Палисад с тропинкой — это и есть символический «крепостной ров с подъемным мостом», которым англичае огораживаются от всего внешнего мира.
На всех таких типичных улицах садовые участки перед домиками и за ними обнесены стеной или огорожены забором. Ограда участка перед домом обычно низкая, чтобы любой мог заглянуть в палисад; ограда участка за домом — высокая, защищающая сад от посторонних глаз. Палисад обычно аккуратнее во всех отношениях — композиционно более ухожен, — чем сад за домом. Но это вовсе не потому, что англичане любят подолгу отдыхать в палисаде. Как раз наоборот: англичане вообще не сидят в палисаде. Там они проводят ровно столько времени, сколько требуется на прополку, полив и уход за растениями, чтобы палисад выглядел «чудесно».

Это одно из важнейших правил в отношении озелененного участка: англичане никогда, никогда не сидят в своих палисадах. Даже если палисад большой и в нем есть место для скамейки, никаких скамеек вы нигде не увидите. Трудно представить, чтобы кто-то из обитателей английского дома сидел в своем палисаде. Мало того, что это немыслимо, но такой человек вызовет удивление, даже если он в течение некоторого времени будет просто стоять без дела — не выдергивая сорняки, не подравнивая живую изгородь. Если вы не сидите на корточках, не сгибаетесь, не наклоняетесь или еще каким-либо образом не изображаете усердный труд, вас заподозрят в особой запрещенной форме безделья — праздношатании. Палисады, даже самые приятные для отдыха, предназначены только для всеобщего обозрения: ими вправе восхищаться и любоваться другие — но не хозяева.

Человек, приводящий в порядок свой палисад, «доступен» для общества. Соседи, которые в другое время и подумать не смеют о том, чтобы постучать к вам в дом, увидев вас за работой на свежем воздухе, могут остановиться для того, чтобы поболтать, с вами (почти всегда начиная разговор с комментария к погоде или одобрительной реплики по поводу вашего сада). Кейт Фокс поделилась, что знает многих людей, которые, желая обсудить с соседом какое-нибудь важное дело или передать ему какое-либо сообщение, будут терпеливо ждать его появления в палисаде — на протяжении нескольких дней, а то и недель, но никогда не осмелятся совершить «вторжение» — позвонить в дверь его дома.

Сад за домом, тот, которым нам дозволено любоваться, зачастую неухожен, по крайней мере не безупречно аккуратен, и очень редко являет собой упорядоченную яркую традиционную композицию из роз, алтея, анютиных глазок, шпалер и маленьких калиток, которая в представлении многих и есть типичный английский сад. Возможно, вам покажется, что я кощунствую, но я должна указать, что по-настоящему типичный английский сад — это на самом деле довольно унылая лужайка прямоугольной формы. Один ее край обычно занимает мощеный участок, так называемое патио; на другом стоит ничем не примечательное ни с эстетической, ни с архитектурной точек зрения строение, служащее сараем. С одного боку пролегает тропинка, с другого — разбита клумба с кустиками и цветами, композиционно высаженными весьма бестолково.

Разумеется, существуют вариации на данную тему. Иногда тропинка пролегает вдоль клумбы, иногда, обсаженная цветами с обеих сторон, делит прямоугольную лужайку на две части. Порой в саду можно увидеть одно-два дерева, кустарники, кадки, вьющиеся растения на стенах, а клумбы могут иметь не геометрически правильную, а изогнутую форму. Но основной принцип планировки традиционного английского сада остается неизменным — «высокая ограда, мощеное «патио», зеленая лужайка, тропинка, цветочная клумба, сарай».

Туристам вряд ли когда-либо удастся увидеть обычный, типичный английский сад. Эти сугубо частные уголки спрятаны от уличных прохожих за стенами домов, а от соседей — за высокими заборами, оградами или живой изгородью. Типичный английский сад, даже самый неоригинальный и скучный, — это чудесное местечко, где приятно посидеть в теплый солнечный день, попить чаю, скармливая птицам крошки хлеба и тихо ругая бездельников, погоду, правительство и соседскую кошку. (Правила ведения беседы в саду требуют, чтобы жалобы уравновешивались более оптимистичными замечаниями о том, как хорошо цветут ирисы или водосбор в этом году.)

Мне было известно о классовом неравенстве в Англии. Но книга "Наблюдая за англичанами" полностью раскрыла мои глаза на эту проблему. Оказывается, даже по внешнему виду полисада, можно определить классовую принадлежность его хозяина.
Садоводческие вкусы англичан формируются под влиянием: того, что они видят в садах их друзей, родных и соседей. Англичане с детства учатся оценивать цветы и композиции из цветов. Одни, по их оценке, «прелестны» или «изысканны», другие — «безобразны» или «вульгарны». К тому времени, когда у вас появляется свой собственный сад, вы уже — если вы из социальных верхов — «инстинктивно» воротите нос от вычурных садовых растений (таких, как цинния, шалфей, ноготки и петуния), декоративных каменных горок, пампасной травы, подвесных корзин, бальзамина, хризантем, гладиолусов, гномиков и прудиков с золотыми рыбками. Зато живая изгородь в форме кубов, старомодные розовые кусты, цветочные бордюры, ломонос, золотой дождь, композиции в стиле эпохи Тюдоров и каменные тропинки в стиле эпохи Йорков доставляют вам эстетическое наслаждение.

Таким образом, чтобы определить социальную принадлежность хозяина сада, присмотритесь к общему стилю оформления сада. Не стоит ориентироваться на отдельные виды растений, тем более если вы не в состоянии отличить обычную розу от чайно-гибридной. Если говорить в общем, сады представителей низших сословий выдержаны в более «кричащей» цветовой гамме («colourful» [«красочные»] или «cheerful» [«яркие»], по терминологии их хозяев) и в композиционном плане более упорядочены («neat» [«опрятные»] или «tidy» [«аккуратные»], как выражаются их владельцы), чем сады элиты общества.

Сады представителей высших слоев общества менее упорядочены и ухожены, более естественны; там преобладают блеклые, нежные тона. Добиться такого эффекта, пожалуй, так же непросто, как и наложить «естественный» макияж. Это требует гораздо больших затрат времени и труда, чем создание будто вырезанных из теста клумб безупречно правильной формы с ровненькими рядами цветов, характерных для садов низших сословий. Однако результаты приложенных усилий никогда не бросаются в глаза. Сад похож на очаровательный уголок дикой природы; между растениями не видно или почти не видно земли. Чрезмерная суета из-за одного-двух случайных сорняков и слишком усердный уход за газонами — это, по мнению аристократов и верхушки среднего класса, проявление инстинктов, свойственных низам общества.

Бог с ней, с «пролетарской» щепетильностью заботливых садовников, но если вы в таком саду вдруг заметите явно плебейский элемент оформления, спросите об этом хозяина. Ответ расскажет вам о классовой принадлежности владельца сада гораздо больше, чем сам этот элемент. Автор книги Кейт Фокс выразила мягкое удивление по поводу присутствия гномика в саду представителя верхушки среднего класса («О, гномик», — тактично прокомментировала она). Владелец сада объяснил, что этот гномик — «пародия». Жутко извиняясь за свое невежество, Кейт спросила, как можно определить, что его гномик — «пародия», а не просто гномик — традиционное украшение сада. Хозяин сада высокомерно заявил, что мне стоит только взглянуть на сад и я сразу пойму, что его гномик — это издевательская шутка.

Реакция данного человека на такие вопросы однозначно указывает на то, что он, вероятно, принадлежит к верхушке среднего класса, а не к высшему обществу. "В сущности, когда он подчеркнул, что его гномик — пародия, я автоматически причислила его к более низкому сословию — первоначально я полагала, что он стоит ступенью выше на социальной иерархической лестнице". Настоящий аристократ либо смело признает свое пристрастие к садовым гномикам (и с готовностью обратит ваше внимание на другие элементы подобного стиля в своем якобы неухоженном чудесном саду), либо скажет нечто вроде: «Ах да, мой гномик. Я его очень люблю», — предоставляя мне самой делать выводы. Аристократам все равно, что думает о них любопытный антрополог (да и все остальные тоже). Им незачем доказывать свое превосходство с помощью гномиков-пародий.