Реактивный ранец своими руками. Ракетный ранец


Похоже, не за горами то время, когда реактивный рюкзак будет за спиной у каждого, кто передвижению на автомобили предпочтёт полёты под облаками. Во всяком случае первый успешный полёт на таком рюкзаке, благодаря австралийским конструкторам, уже состоялся.


Вот уже более 100 лет инженеры одержимы идеей создания реактивного ранца . Первые проекты подобного «средства передвижения» стали появляться еще на заре развития авиационного дела. Наиболее значимые попытки были предприняты в 40-е и 60-е годы прошлого столетия. Однако достичь какого-либо существенно успеха так и не удалось. С новой силой за разработку реактивных ранцев взялись в 80-е годы, а затем с началом XXI века. Первый наиболее успешный образец был представлен в Австралии, в 1984 году. Опытный ранец смог продержаться в воздухе чуть больше 30 секунд.


На сегодняшний день над созданием реактивных ранцев работает несколько команд. Одним из наиболее ярких проектов последнего времени стал Martin Jet Pack . Летательный аппарат, впрочем, весьма далеко от того самого футуристического реактивного ранца, который представляет себе большинство людей. С другой стороны, он стал первым «ранцем» способным удерживать человека в воздухе 30 минут.


Наиболее успешной командой инженеров стала группа австралийского изобретателя и бизнесмена Дэвида Мэймана. Мэйман всегда был одержим реактивными ранцами и не просто так, ведь он был одним из тех, кто работал в австралийской научной группе в 80-е годы. И именно рюкзак его команды совершил первый успешный полноценный полет. Сам Мэйман работает в этом направлении уже более 45 лет. Новое детище команды Дэвида Мэймана получило название JB-9.


Первое, что отметил бизнесмен в интервью, что этот «ранец», намекая на то, что подавляющее большинство родственных разработок других команд, ранцами все же не являются. Значительная часть конструкции JB-9 сделана из углеродного волокна и прочих композитных материалов. Рюкзак может осуществлять вертикальный взлет и посадку, управляется двумя манипуляторами, а в небо поднимается при помощи двух двигателей. К рюкзаку пилот пристегивается при помощи специального пояса-стабилизатора и набора ремней.


В воздухе JB-9 может находиться около 10 минут. По словам Мэймана, длительность полета главным образом зависит от веса пилота. Также влияет высота, температура воздуха и ряд других, менее значительных факторов. Бак JB-9 рассчитан на 10 галлонов топлива. В минуту рюкзак «съедает» около одного галлона. Топливом же является керосин – дешевый, простой в производстве и относительно безопасный.

Несомненно, такому рюкзаку позавидовал бы даже Джеймс Бонд. JB-9 с полным основанием можно включить в .

Реактивный ранец (или ракетный ранец ; англ. jet pack, rocket pack, rocket belt и др.) - персональный летательный аппарат , носимый на спине, позволяющий человеку подниматься в воздух посредством реактивной тяги . Тяга создаётся за счёт выбрасываемой двигателем вертикально вниз реактивной струи.

Различают два основных типа реактивных ранцев:

  • ранец с ракетным двигателем (ракетный ранец, rocket pack или rocket belt ).
  • ранец с турбореактивным двигателем (собственно реактивный ранец, jet pack или jet belt );

Ракетные ранцы весьма просты по конструкции, поэтому именно они получили распространение. Классический ракетный ранец конструкции Венделла Мура может быть изготовлен в условиях частной мастерской, хотя для этого требуются хорошая инженерная подготовка и высокий уровень слесарного мастерства. Главный недостаток ракетного ранца - малая продолжительность полёта (до 30 секунд) и большой расход дефицитного топлива - пероксида водорода . Эти обстоятельства ограничивают сферу применения ракетных ранцев весьма эффектными публичными демонстрационными полётами. Полёты на ракетных ранцах всегда захватывают внимание зрителей и имеют большой успех. Например, такой полёт был устроен в ходе торжественного открытия летних Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе , США .

В последующих полётах Грэм отрабатывал технику управления ранцем и осваивал более сложные приёмы пилотирования . Он научился летать по кругу и разворачиваться на месте, перелетал через ручьи, автомобили, десятиметровые холмы, летал между деревьями. Всего с апреля по май было совершено 28 полётов. Венделл Мур добивался абсолютно надёжной работы от ранца и уверенного пилотирования от Грэма, чтобы затем не оплошать перед публикой. В ходе испытаний были достигнуты следующие максимальные показатели:

  • продолжительность полёта - 21 секунда;
  • дальность полёта - 120 метров;
  • высота - 10 метров;
  • скорость - 55 км/ч.

Как правило, выходящая реактивная струя прозрачна и в воздухе не видна. Но в холодную погоду водяной пар, составляющий большую часть парогазовой смеси, конденсируется вскоре после выхода из сопл, и тогда пилота окутывает целое облако водяного тумана. Именно по этой причине самые первые «привязные» полёты ранца «Bell Rocket Belt» выполнялись в ангаре - дело было зимой. Также реактивная струя бывает видна, если топливо в газогенераторе разлагается не полностью, что случается, например, при плохой работе катализатора или при загрязнении перекиси водорода примесями.

Современные версии ракетного ранца

В 1995 году конструкция ранца была усовершенствована. Трое инженеров из Техаса, Брэд Баркер, Джо Райт и Ларри Стэнли, пригласив профессионального изобретателя Дуга Малевики (Doug Malewicki ), построили новую версию ракетного ранца, который они назвали «RB 2000 Rocket Belt ». Ранец «RB 2000» в основном повторяет конструкцию Венделла Мура, но сделан из лёгких сплавов (титан , алюминий) и композитных материалов, имеет увеличенный запас топлива и повышенную мощность. В результате максимальная продолжительность полёта увеличена до 30 секунд.

Турбореактивный ранец (Bell Jet Flying Belt)

В 1965 году «Белл Аэросистемс» заключила новый контракт с военным агентством ARPA - на разработку ранца, который по полному праву назывался бы реактивным, - ранца с настоящим турбореактивным двигателем. Проект получил название «Jet Flying Belt», или просто «Jet Belt». Над проектом нового, турбореактивного ранца работали Венделл Мур и Джон Налберт (John K. Hulbert ), специалист по газовым турбинам. Специально для нового ранца компания «Williams Research Corp.» по заказу «Белл» спроектировала и изготовила турбореактивный двигатель WR-19, с силой тяги 195 кгс и весом 31 кг. К 1969 году новый ранец был создан.

7 апреля 1969 года на аэродроме Ниагара Фоллз состоялся первый свободный полет турбореактивного ранца «Jet Belt». Пилот Роберт Куртер (Robert Courter ) пролетел около 100 метров по кругу на высоте 7 метров, достигнув скорости 45 км/ч. Следующие полёты были более продолжительными, до 5 минут. Теоретически новый ранец мог находиться в воздухе до 25 минут и развивать скорость до 135 км/ч. (Не подтверждено)

Несмотря на успешные испытания, армия снова не проявила заинтересованности. Ранец был сложным в обращении и слишком тяжёлым. Приземление пилота с таким грузом на плечах было небезопасным. Кроме того, при повреждении двигателя лопатки турбин могли разлетаться с высокими скоростями, угрожая жизни пилота.

Ранец «Bell Jet Flying Belt» так и остался экспериментальным образцом. 29 мая 1969 года Венделл Мур умер от болезни, и работы по турбореактивному ранцу были свёрнуты. Единственный экземпляр ранца «Белл» продала компании «Williams» вместе с патентами и технической документацией. Этот ранец в настоящее время находится в музее «Williams Research Corp.»

Особенности устройства турбореактивного ранца

Ранец «Jet Belt» имеет двухконтурный турбореактивный двигатель WR-19. Масса двигателя 31 кг, тяга 195 кг, диаметр 30 см. Двигатель установлен вертикально, воздухозаборником вниз (1 ). Входящий воздух сжимается компрессором и разделяется на два потока. Один поток идёт в камеру сгорания. Второй поток проходит между двойными стенками двигателя, затем смешивается с потоком выходящих горячих газов, охлаждая их и защищая пилота от высокой температуры. В верхней части двигателя смешанный поток разделяется и поступает в две трубы, ведущие к реактивным соплам (2 ). Конструкция сопел позволяет отклонять реактивную струю в любую сторону. Топливо (керосин) находится в баках (3 ) по бокам двигателя.

Управление турбореактивным ранцем похоже на управление ракетного ранца, но пилот уже не может наклонять всю двигательную установку. Маневрирование выполняется только отклонением управляемых сопел. Наклоняя рычаги, пилот отклоняет реактивную струю обоих сопел вперёд, назад или в стороны. Поворотом левой рукоятки пилот поворачивает ранец. Правая рукоятка, как обычно, управляет тягой двигателя.

Запуск реактивного двигателя осуществляется с помощью порохового пиропатрона . На испытаниях для запуска использовали передвижной стартер на специальной тележке. Имеются приборы для контроля работы двигателя и рация для связи и передачи телеметрической информации наземным инженерам.

Сверху на ранце установлен парашют (4 ) (используется стандартный десантный запасной парашют). Он эффективен только при открытии на высоте более 30 метров.

Ракетный ранец в массовой культуре

В 60-х годах ракетный ранец «Bell Rocket Belt» находился на пике популярности. Компания «Белл» устраивала демонстрационные полёты в США и других странах, каждый раз вызывая восторг публики.

  • В 1965 году на экраны вышел новый фильм из серии про Джеймса Бонда , «Шаровая молния» . Бонд (в исполнении Шона Коннери) проникает во французский замок, где укрывается агент таинственной организации «SPECTRE». Бонд ликвидирует противника, затем удирает от охраны на крышу замка и улетает на заранее спрятанном ракетном ранце.
  • В съёмках фильма было задействовано два ранца. Один, бутафорский, можно увидеть на Шоне Коннери в крупноплановых сценах. Второй был самым настоящим ранцем «Bell Rocket Belt» и летал вживую. Им управляли пилоты компании «Белл» - Билл Сьютор и Гордон Йегер (Gordon Yaeger ). Сцены с Шоном Коннери и ранцем пришлось снимать дважды, потому что в первый раз его отсняли с непокрытой головой, а дублировавший его Билл Сьютор наотрез отказался взлетать без защитного шлема. При озвучивании фильма настоящий пронзительный рёв двигателя ранца заменили шипением огнетушителя. Пилотировал ранец всё тот же Билл Сьютор, легендарная личность (всего на его счету свыше 1200 полётов - больше, чем у любого другого пилота по сей день). Билл взлетел из-за трибун, пролетел над рядами зрителей, которые от неожиданности прикрывали головы руками, и приземлился напротив президентской трибуны, где сидел Рональд Рейган. Полет наблюдали 100 000 зрителей на трибунах и около 2,5 миллиардов телезрителей по всему свету.
  • В 2001 году пилот Эрик Скотт заявил, что ему удалось подняться на ранце на высоту 46 метров. Однако подтверждения этому рекорду не последовало.
  • Реактивный ранец присутствовал в игре Duke Nukem 3D . Он был малореалистичен, передвижение на ранце больше напоминало не полёт, а ходьбу в произвольном направлении. Судя по спрайтам, при полёте ноги Дюка Нукема попадают аккурат под реактивную струю.
  • Также реактивный ранец появился в 2004 году в игре GTA: San Andreas . Там он был представлен в виде транспортного средства и назывался «Black Project»
  • В популярной настольной игре Warhammer 40k , а соответствующей и фентезийной вселенной присутствует масса войск обозначаемых как пехотные подразделения с прыжковыми ранцами. Значительная их часть взмывает ввысь используя реактивные ранцы. В игре прослеживается неспособность этих ЛА к полноценному длительному полету - взводы с прыжковыми ранцами отличаются от обычных пеших только тем что могут передвигаться на большее расстояние и «перепрыгивать» преграды.
  • Ракетный ранец широко используется в мультсериале Финес и Ферб секретным агентом Перри-Утконосом и его антагонистом, злоучёным Ханцем Фуфелшмертцем , как транспортное средство и как средство спасения.
  • Также ракетный ранец присутствует в фильме «Земля будущего », где мальчик по имени Фрэнк Уокер создал самодельный ракетный ранец, который он приносит в павильон изобретений.
  • Реактивный ранец присутствовал в компьютерной игре Serious Sam 3: BFE и его дополнении «Жемчужина Нила».
  • Реактивный ранец есть также в игре Battlefield 1942: Secret Weapons of World War II.
  • . Конструкция ранца довольно проста, но секрет пригодного для полётов ранца заключается в двух ключевых узлах: газогенераторе и клапане-регуляторе тяги. Именно их когда-то доводил до ума Венделл Мур в ходе долгих испытаний.

    Распространение ранцев сдерживается и дефицитом концентрированной перекиси водорода, которая уже не производится крупными химическими компаниями. Ракетчики-любители строят собственные установки по её производству методом электролиза .

    За сорок с лишним лет со дня первого полёта Гарольда Грэма лишь одиннадцать человек [ ] (включая его самого) летали на ранце в свободном полёте (без страховочной привязи). Самым известным из них, как уже упоминалось, является Билл Сьютор, который когда-то жил по соседству с Венделлом Муром и попросил возможности полетать на ранце, который Мур привёз домой в багажнике. За полвека со времени изобретения, к 2008 году, время полёта удалось увеличить в 4 раза .

    Jetlev - реактивный ранец, работающий на воде . Он позиционируется не как транспортное средство, а как снаряд для активного отдыха. В нём нет раскалённых реактивных струй, и подняться на нём можно не более чем на 15 метров и только вблизи поверхности воды.

    Компания Jet PI из Денвера построила ранец на основе старой модели, разработанной компанией Bell Systems в 1960-х гг. Однако новый вариант стал более легким и быстрым, позволяющим человеку летать со скоростью 124 км/ч на высоте до 76 м. Кроме того, он не имеет рамы и крыльев и не использует воду, как в одном из популярных джет-паков. Чтобы обучиться полету на реактивном ранце потребуется около 100 часов, однако на рынке пока его увидеть нельзя. Максимальное расстояние, которое способен пролететь человек на таком устройства, составляет 760 м. Максимальный вес пилота - 82 кг. Джет-пак использует в качестве топлива пероксид водорода. Устройство вмещает до 24 л топлива . Одной из особенностей летательного аппарата, сконструированного Ивом Росси, является полное отсутствие механизации крыла. Управление осуществляется за счёт смещения центра масс, однако в отличие от дельтаплана, где пилот может перемещаться под плоскостью крыла, в летательном аппарате Ива Росси крыло жёстко закреплено на спине, и пилот управляет полётом, лишь двигая руками, ногами и головой. При этом манёвренность достаточна для выполнения фигур пилотажа различной сложности .

    У крылатого ранца Ива Росси есть конкурент - «Грифон» . Это персональный летательный аппарат, представляющий собой крыло с реактивным двигателем немецкой компании SPELCO GbR. Устройство сделано на базе небольшого беспилотного самолета-разведчика, который SPELCO поставляет ВВС Германии. Крыло, сделанное из легкого карбонового волокна, имеет в ширину примерно два метра. «Грифон» развивает скорость свыше 200 км/ч и может нести до 50 кг полезной нагрузки (не считая веса самого пилота). Управляемые рули позволяют маневрировать в воздухе .

    Желание человека летать, словно птица, готовы реализовать специалисты компании Martin Aircraft. Несмотря на обещание руководства фирмы выпустить на рынок сертифицированную и технически превосходящую продемонстрированный прототип версию гигантского «летающего ранца» — модель P12 Martin Jetpack — ещё к концу прошлого года, серийный запуск было решено отложить. Тем не менее, уже в 2016 году, если верить обещаниям руководства Martin Aircraft, все желающие стать обладателями одноместного транспортного средства, которое попадает в категорию сверхлёгкой авиации первого класса, смогут сделать это «всего» за $200 тыс.

    Одна из первых вариаций «летающего ранца» серии Martin Jetpack

    Финальная модификация 180-кг устройства способна перемещать в воздушном пространстве пилота со средней скоростью 56 км/ч, а её максимальный скоростной порог составляет около 74 км/ч. Тягу канальным вентиляторам обеспечивает двигатель объёмом два литра с мощностью 200 л. с. и крутящим моментом, равным 245 Н·м, который теоретически позволит установке и пилоту подниматься на высоту до 1520 м.

    Максимальная длительность полёта P12 Martin Jetpack составляет около 30 минут, а в качестве топлива используется смесь газа с бензином. Бак на 45 л и относительно небольшой для подобного рода конструкции расход горючего позволит преодолеть при помощи «летающего ранца» дистанцию примерно в 30 км.

    Не стоит переживать, если во время испытаний лётных качеств P12 Martin Jetpack на большой высоте вы не совладаете с управлением или столкнётесь с критическими неполадками оборудования. Для аварийного спуска разработчики предусмотрели парашютную систему и прочный каркас, который призван защитить пилота при приземлении. Правда, для обеспечения максимальной безопасности производитель рекомендует не лихачить и придерживаться высоты в шесть раз меньшей, чем указанные в паспорте к изделию 915 м (высота 1,5 км, о которой говорилось выше, была установлена во время предварительных испытаний аппарата).

    Кроме того, Martin Aircraft готова организовать для потенциальных покупателей специальные тренировочные курсы, на которых будущие покорители неба смогут постичь азы управления «ранцем» и надёжно чувствовать себя в воздухе.

    И хотя компания ещё не вывела в продажу P12 Martin Jetpack, поэтому может лишь прогнозировать спрос на своё изобретение и не способна гарантировать ему коммерческий успех, уже сейчас инженеры Martin Aircraft занялись следующим и более сложным проектом — созданием двухместного аналога P12 Martin Jetpack.

    Почти 12 миллионов просмотров собрал видеоролик полета над Дубаем на реактивном джетпаке Ив Росси. Швейцарский летчик и экстремал покорил мир своим изобретением и смог развить скорость до 193 км/ч. Отправляйтесь в Подмосковье и испытайте драйв, адреналин и восторг от полета!





    Полет на реактивном ранце в Москве и Подмосковье по цене от 2 500 р. до 8 000 р.

    Купить Заказать в 1 клик

    Как устроен джет пак?

    Jet Pack или реактивный ранец - это летательный аппарат, который надевается как рюкзак. Водные струи бьют из сопел за спиной участника, что и отрывает человека от воды. Рычаги для управления скоростью, направлением и высотой расположены по бокам под руками, обеспечивая мобильность. Полет на реактивном ранце проходит в положении сидя, что значительно облегчает процесс управления. Требуется меньше балансировки и ловкости.

    В 60-х годах прошлого века ракетный ранец был на пике популярности.
    Так, в новом фильме про Джеймса Бонда - «Шаровая молния», герой улетел с крыши замка от охраны на ранце.

    Безопасно ли летать?

    Полет на реактивно ранце проходит на системе Jetpack Zapata Racing. Помимо “сидячего” положения во время полета, сидение обладает положительной плавучестью, что держит на плаву во время падения или остановки на воде. Ранец оснащен пятиточечным страховочным ремнем и разрядником зажима, который управляется нажатием пальца.
    Эффектности полету добавляет прозрачный дизайн сопельной системы. Так что во время полета вы сможете видеть мощный поток воды, который позволит летать.

    Подготовка к полету:

    Управлять летающим реактивным ранцем в Москве интуитивно понятно, но без инструктажа и подготовки на суше не обойтись. Инструктор познакомит с устройством и его управлением, техникой безопасности на воде и ответит на все вопросы, которые возникнут.
    После - надевайте гидрокостюм, шлем и спасательный жилет. На лодке вас доставят на воду и после начнется освоение реактивного ранца.
    Доступно такое развлечение только совершеннолетним лицам, вес которых от 50 до 100 кг.

    На заметку:

    Срок действия сертификата 8 месяцев. Обязательно нужно учитывать сезонность оказания услуг и условия их проведения (например, благоприятные погодные условия, график проведения, и т.д.), что согласовывается с организаторами при записи.
    Доставка подарочных сертификатов на катание на реактивном ранце бесплатна в пределах МКАД на следующий день после заказа. .

    Полет на реактивном ранце в Подмосковье

    1. Вейк-клуб (Пироговское водохранилище)

      Клуб находится на территории базы отдыха «Троицкое» в акватории Клязьминского и Пироговского водохранилищ. Клуб находится в 7 км от МКАД по Дмитровскому шоссе. Кроме парения над водой в живописных местах, каждого клиента ждет оборудованный пляж, кафе и гостиница.

    2. Серебряный бор

      Заповедный остров-парк в 20 минутах от центра столицы привлекает расположением. Живописная природа, множество пляжей и кафе позволяет отдохнуть в полной мере. А катания на флайборде и реактивном ранце привнесут в ваш отдых глоток свежести и адреналина.

    Заказать полет


    4. Устройство и принцип действия ракетного ранца
    5. Турбореактивный ранец
    6. Ракетный ранец в массовой культуре
    7. Ракетный ранец в наше время

    Ракетный ранец «Bell Rocket Belt». Патент США № 3243144, 1966 г.

    Все существующие ракетные ранцы основаны на конструкции ранца «Bell Rocket Belt», разработанной в 1960-1969 годах Венделлом Муром. Ранец Мура конструктивно состоит из двух основных частей:

    • Жёсткий стеклопластиковый корсет, закреплённый на теле пилота системой ремней. Корсет имеет сзади металлическую трубчатую раму, на которой установлены три баллона: два с жидкой перекисью водорода и один со сжатым азотом. Когда пилот находится на земле, корсет распределяет вес ранца на спину и поясницу пилота.
    • Ракетный двигатель, подвижно установленный на шаровом шарнире в верхней части корсета. Сам ракетный двигатель состоит из газогенератора и двух жёстко соединённых с ним труб, которые заканчиваются реактивными соплами с управляемыми наконечниками. Двигатель жёстко соединён с двумя рычагами, которые проходят под руками пилота. Этими рычагами пилот наклоняет двигатель вперёд или назад, а также в стороны. На правом рычаге установлена поворотная рукоятка управления тягой, связанная тросиком с клапаном-регулятором подачи топлива в двигатель. На левом рычаге установлена рулевая рукоятка, которая гибкими тягами связана с управляемыми наконечниками реактивных сопел.

    Перекись водорода

    Действие ракетного двигателя основано на реакции разложения перекиси водорода. Используется перекись водорода 90-процентной концентрации. Перекись водорода в чистом виде относительно устойчива, но при контакте с катализатором стремительно разлагается на воду и кислород, менее чем за 1/10 миллисекунды увеличиваясь в объёме в 5000 раз.

    2H 2 O 2 → 2H 2 O + O 2

    Реакция протекает экзотермически, то есть с выделением большого количества теплоты. Образующаяся при этом парогазовая смесь имеет температуру 740 °C.

    Принцип действия ракетного двигателя

    Принцип действия двигателя ракетного ранца

    На рисунке обозначены баллоны с перекисью водорода и баллон со сжатым азотом. Пилот поворачивает рукоятку управления тягой двигателя, и клапан-регулятор открывается. Сжатый азот вытесняет жидкую перекись водорода, которая по трубкам поступает в газогенератор. Там она вступает в контакт с катализатором и разлагается. Образовавшаяся парогазовая смесь высокого давления и температуры поступает в две трубы, выходящие из газогенератора. Затем горячие газы поступают в реактивные сопла, где сначала ускоряются, а затем расширяются, приобретая сверхзвуковую скорость и создавая реактивную тягу. Вся конструкция проста и надёжна, ракетный двигатель не имеет ни одной движущейся части.

    Пилотирование ранца

    Ранец имеет два рычага, жёстко связанных с двигательной установкой. Нажимая на эти рычаги, пилот заставляет сопла отклониться назад, и ранец летит вперёд. Соответственно, поднятие рычагов заставляет ранец двигаться назад. Можно наклонять двигательную установку и в стороны, чтобы лететь боком.

    Управление с помощью рычагов — довольно грубое, для более тонкого управления пилот использует рукоятку на левом рычаге. Эта рукоятка управляет наконечниками реактивных сопел. Наконечники подпружинены и могут с помощью гибких тяг отклоняться вперёд или назад. Наклоняя рукоятку вперёд или назад, пилот отклоняет синхронно наконечники обоих сопел, чтобы лететь прямолинейно. Если пилоту нужно выполнить поворот, он поворачивает рукоятку, при этом сопла отклоняются в противоположных направлениях, одно вперёд, другое назад, разворачивая пилота и ранец вокруг оси. Сочетанием различных движений рукоятки и рычагов пилот может лететь в любую сторону, даже боком, выполнять повороты, вращение на месте и т. п.

    Управлять полётом ранца можно и по-другому — изменяя положение центра тяжести тела. Например, если согнуть ноги и поднять их к животу, центр тяжести сместится вперёд, ранец наклонится и тоже полетит вперёд. Такое управление ранцем, при помощи собственного тела, считается неверным и характерно для новичков. Опытнейший пилот Билл Сьютор утверждает, что во время полёта необходимо держать ноги вместе и прямо, а управлять полётом следует с помощью рычагов и рукояток ранца. Только так можно научиться грамотно пилотировать ранец и уверенно выполнять сложные маневры в воздухе.

    два рычага, жёстко связанных с двигательной установкой. Нажимая на эти рычаги, пилот заставляет сопла отклониться

    На правом рычаге установлена поворотная «рукоятка газа». В неподвижном состоянии она полностью закрывает регулятор подачи топлива в двигатель. Поворачивая рукоятку против часовой стрелки, пилот увеличивает тягу двигателя. Во время заправки ранца сжатым азотом рукоятка фиксируется в запертом положении предохранительной чекой.

    На этой же рукоятке расположен таймер. Поскольку ранец имеет запас топлива лишь на 21 секунду полёта, пилоту необходимо знать, что у него заканчивается топливо, чтобы не оказаться с пустыми баками на высоте в 10 метров. Перед полётом таймер взводится на 21 секунду. Когда пилот поворачивает рукоятку для взлёта, таймер начинает отсчёт и подаёт ежесекундные сигналы на зуммер в шлеме пилота. Через пятнадцать секунд сигнал становится непрерывным, сообщая пилоту, что пора идти на посадку.

    Особенности полётов на ракетном ранце

    Пилот ранца облачён в защитный комбинезон из термостойкого материала, поскольку и реактивная струя, и трубы двигателя имеют очень высокую температуру. На голову в обязательном порядке надевается защитный шлем.

    При работе ракетного двигателя сверхзвуковая реактивная струя издаёт оглушительно громкий звук, больше напоминающий пронзительный визг, чем рёв реактивного двигателя.

    Как правило, выходящая реактивная струя прозрачна и в воздухе не видна. Но в холодную погоду водяной пар, составляющий большую часть парогазовой смеси, конденсируется вскоре после выхода из сопл, и тогда пилота окутывает целое облако водяного тумана. Именно по этой причине самые первые «привязные» полёты ранца «Bell Rocket Belt» выполнялись в ангаре — дело было зимой. Также реактивная струя бывает видна, если топливо в газогенераторе разлагается не полностью, что случается, например, при плохой работе катализатора или при загрязнении перекиси водорода примесями.

    Современные версии ранца

    В 1995 году конструкция ранца была усовершенствована. Трое инженеров из Техаса, Брэд Баркер, Джо Райт и Ларри Стэнли, пригласив профессионального изобретателя Дуга Малевики, построили новую версию ракетного ранца, который они назвали «RB 2000 Rocket Belt». Ранец «RB 2000» в основном повторяет конструкцию Венделла Мура, но сделан из лёгких сплавов и композитных материалов, имеет увеличенный запас топлива и повышенную мощность. В результате максимальная продолжительность полёта увеличена до 30 секунд.