Рассказ о резьбе по дереву. Что такое художественная резьба по дереву

Из истории резьбы по дереву

Дерево- это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории. Лес был когда-то первым прибежищем человек. Его жилищем, его домом. Из дерева человек изготовлял первые орудия труда. Из веток и стволов дерева разводил согревающий его костер, с дерева срывал плоды, ветви дерева служили ему постелью. Невозможно представить жизнь древних людей без леса, без деревьев и всего, что они давали им. От века к веку человечество развивалось, достигало все новых высот познания, вершило социальные и экономические преобразования, создавало новые небывалые раньше материалы, но лес и его дары по-прежнему оставались рядом с человеком. И если сегодня, во второй половине 20 века, в век научно-технической революции, каждый из нас оглядит свое рабочее место, свое жилище, то, несомненно, убедится в том, что дерево играет в нашей жизни важную, порой незаменимую роль. И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни и хозяйственной деятельности дерево потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали сегодня еще больше ценить его неповторимую красоту, как бы связывающую нас с миром природы

История свидетельствует о том, что люди всегда не только ценили доступность дерева как материала для изготовления необходимых в быту вещей. Но и очень рано научились различать пластичность, мягкость дерева, возможность сравнительно легко вырезать из него сложные и выразительные скульптурные формы. Почти каждый из народов, живших на земле, оставил нам неповторимые памятники культуры, созданные из дерева. То, что досталось нам в наследство, убедительно доказывает, что деревянное зодчество, художественное творчество мастеров резьбы по дереву – это целый значительный пласт человеческой культуры. И по сей день украшают нашу планету узорные деревянные сооружения древнего японского города Киото, хранятся в памяти человечества бороздившие океаны деревянные испанские каравеллы и корабли викингов, стоят на Русском Севере редкостной красоты крестьянские дома. Сказочным видениям кажутся сегодня храмы древнего погоста Кижи на Онежском озере, поражают своей таинственностью скульптуры из черного дерева и резные ритуальные маски Африки. В истории нашей страны, в ее хозяйстве, строительстве, во всем быту России дереву всегда принадлежала особая роль. «Дерево во всех его разнообразных бытовых формах - от зыбки и игрушки до гроба и намогильного креста- сопутствовало народной жизни. Трудовая рука крестьянина всегда находилась в связи с деревом: рубила, пилила, строгала, тесала, вырезывала. Дерево играло роль хлеба в хозяйственно-бытовой жизни, и народное прикладное искусство развивалось и процветало, имея дерево своей постоянной и главной материальной основой».

Дерево - весьма прочный материал, и изделие из него служат порой несколькими поколениями. В течение веков могут жить деревянные постройки, мебель, утварь. Однако дерево, к несчастью, боится огня, и множество памятников, созданных из дерева и в мировом, и в нашем отечественном искусстве, не дошло до нас.

Используемая литература .

А.Я.Супрун «Резьба и роспись по дереву»; А.С. Хворостов «Резьба по дереву»; В.Г. Буриков, В.Н. Власов «Домовая резьба».

Выбор и основание проекта.

Почему я выбрал проект, ответ очень прост. В прошлом году нашему замечательному и любимому городу исполнилось 80 лет. Это знаменательная дата для всех нас. В связи с этим я решил изобразить наши Тулунские пейзажи. Так как я живу в поселке, в районе вокзала, я изобразил рядом стоящую церковь и пейзаж улицы.

Выполнив первый проект и поучаствовав в городском конкурсе, я решил не останавливаться на достигнутом. Так случилось, что как раз в это время я побывал на занятии в ИЗО – студии. Увидел и заинтересовался плоской резьбой. Я решил попробовать свои силы в новом направлении. Тема моего первого проекта «Тулунские пейзажи». Эту тему я решил продолжить. В процессе работы мне пришлось просмотреть дополнительную литературу, эскизы, но тем самым я пришел к выводу, что этой техникой можно выполнять различные работы.

Этапы и время выполнения работы.

На подготовку данных работ у меня ушло примерно одна неделя.

1 этап : вырезается ДВП (пресованые, склеиные опилки).

2 этап : покрывается на несколько слоев тушью (желательно на три слоя, расстояние между которыми около 15 минут).

3 этап : наносится эскиз карандашом.

4 этап : несколькими видами резцов вырезается рисунок на основе цветотени.(на самых светлых поверхностях срезаем, а на темных оставляем).

5 этап : уже готовую работу лакируем лаком.

Современная резьба по дереву.

Резьба по дереву в наше время - один из самых популярных видов народного декоративного искусство. Ею занимаются профессиональные художники и участники художественной самодеятельности, мастера традиционных народных промыслов и вновь организуемых производств. Смотры художественной самодеятельности и представительные республиканские и всесоюзные выставки показывают, как богата и разнообразна современная рельефная и сквозная пропильная резьба, какое множество разновидностей имеют произведения скульптурной объемной резьбы. Это и резное убранство современного дома, и деревянная пластика – от небольших статуэток и скульптур до мемориальных ансамблей, выполненных как в технике резьбы по дереву, так и в сочетании дерева с другими материалами.

Дерево остается любимым материалом и собственно декоративном искусстве, в оформлении интерьера, изготовления резных ваз, блюд, ковшей, декоративных панно, конфетниц и хлебниц самых разнообразных форм. Современные декоративные изделия из дерева привлекают не только разнообразием форм, назначения, но и богатством отделки изделий. Они очень различны по цвету, но в большинстве случаев передают теплую естественную гамму дерева – от светлого медового до множества оттенков коричневого цвета. Нередко современные художники, сохраняя текстуру дерева и применяя полупрозрачные краски, окрашивают изделия в яркие контрастные тона, придавая им особую остроту декоративного звучания.

В современных изделиях из дерева отчетливо видно весьма разнообразные отношения художников и мастеров к фактуре дерева. Иногда его полируют до зеркального блеска, отделывают современными мастиками и лаками, но прослеживаются и желание сохранить естественную красоту деревянной поверхности, стремление оставить изделие неокрашенным и нелакированным, как говорят «в белье». Учитывая то, что неотделанные изделия быстро теряют товарный вид, художники хотят найти такую отделку, которая бы позволила, сохраняя первоначальный вид изделия, его новизну, оставить ощущение живой природной красоты дерева. Поэтому все чаще при отделе мастера пользуются воском или специальными лаками, не дающими блестящей, ярко бликующей поверхности, оставляющими ее мягкой, бархатистой. В этой технике используются разные по назначению и размерам шкатулки и ларцы, кухонные наборы и другие изделия.

Но не следует думать, что резьба по дереву сегодня – это лишь изготовление камерных, небольших по размеру декоративных вещей. В значительной мере это и монументное искусство, своеобразные памятники, воздвигнутые народами мастерами в местах, почитаемых всем нашем народом, связанных с важнейшими историческими событиями или с жизнью

замечательных людей. Всем известны сегодня декоративные – мемориальные ансамбли, созданные литовскими мастерами резьбы по дереву в Аблинге, на месте сожженной фашистами деревни, и в городе Друскининкай, где деревянными скульптурами украшена «дорога Чюрлениса» - знаменитого литовского художника и музыканта, родившегося и жившего в этих местах.

Немало сделали для украшения общественных интерьеров узбекских городов мастера традиционной резьбы по дереву этой республики. Их изысканные орнаменты композиции современник видит в отделки общественных зданий, потолков, в декоративных решетках.

Мастера декоративного искусства нередко используют дерево в сочетании с другими материалами. Из дерева выполнены блюда, крышки и кружки. Соседство таких материалов, как стекло и дерево, удачно найденными художниками, позволило подчеркнуть декоративные достоинства того и другого.

Приведенные примеры говорят о том, что дерево как материал для скульптуры и декоративного искусства имеет очень большие художественные возможности, позволяет раскрыть самые различные творческие индивидуальности. Но в современной художественной обработке дерева, в резьбе живет традиция коллективного творчества, идущая из глубины истории и сегодня остающаяся современной.

Вывод.

1. В ходе работы я пришел к выводу, что это направление можно выполнять различными способами.

2. Обработка древесины – это очень интересно и полезно для общего развития.

3. Мои работы можно реализовать, подарить и просто украсить свою комнату.

4. Чтобы выполнять работы, нужно набрать определенного опыта.

5. В ходе выполнения мною творческого проекта, меня очень заинтересовало это направление, и я решил продолжать в том же духе и создать свою индивидуальную выставку .

Содержание творческого проекта.

1. Выбор и основания проекта.

1.Выжигание по дереву .

1.Историчекая справка.

2.Конструкция изделия.

3.Требование предъявляемые к изделию.

4.Технология изготовления изделия и декоративное оформление.

5.Приемы выжигания.

6.Техника выжигания.

7.Эскизы.

8.Конструкция электровыжигателя.

9.Литература.

2.Резьба по дереву.

1.Из истории резьбы по дереву.

2.Современная резьба по дереву.

3.Этапы выполнения проекта.

4.Определение влажности древесины.

5.Сушка древесины.

6.Инструменты и приспособление для резьбы.

7.Дополнительные принадлежности.

8.Основные приемы и правила резьбы.

9.Контурная резьба.

10.Подготовка к отделки.

11.Крашение и тонирование.

12.Строение и основные свойства древесины.

13. Эскизы работ.

14.Инструменты (резаки).

15. Используемая литература.

1.Технологический расчет.

С глубокой древности люди с благодарностью и уважением относились к дереву.

Вполне закономерно, что резьба по дереву широко распространена в нашей стране, как декоративное искусство. Россия -это огромная страна бескрайних лесов с вековыми дубравами, сосновыми борами и светлыми березовыми рощами. Дерево не имеет себе равных по широте применения.

Русские мастера с помощью топора ножа и других вспомогательных инструментов делали все необходимое для жизни: жилища, мосты, ветряки, крепостные стены, церкви, орудия труда, корабли, сани, телеги, посуда, мебель, детские игрушки и многое другое.

Кроме того, дерево было куда послушнее камня. С помощью нехитрых инструментов люди строили себе дома, делали орудия охоты и пахоты. А еще они быстро научились использовать дерево как основу для создания прекрасных вещей.

Огромная роль, которую сыграло дерево в истории развития человечество, заставила людей боготворить этот дар природы. Во многих культурах в течение тысячелетий существовало поклонение дереву, ему приписывали роль русла, по которому текут силы земли и неба. Дерево обожествляли, поскольку оно верно хранило на своей поверхности просьбы и мольбы к богам, облик людей, растений и зверей.



Деревянные изделия были «родными» – теплыми, надежными, удобными, красивыми.

В разных музеях по всему миру хранятся памятники искусству резьбы по дереву.

Самый древний из них – Шигирский идол – найден в России, неподалеку от Екатеринбурга. Ученые полагают, что его создали в VIII тысячелетии до нашей эры, этот идол старше египетских пирамид. Но дело не только в древности – на поверхности идола отчетливо видны письмена, которые, по мнению исследователей, рассказывают о том, каким видели мир наши далекие предки.

Традиционные предметы быта в России, вырезанные из дерева, выразительной формы, затем покрывались богатейшим резным орнаментом или же художественной росписью, которая символизировала окружающий мир мастера. Растения, животные, сцены труда и отдыха- такая роспись указывала на основные мотивы деревянной резьбы в России.

В XIX века образовалось направление в резном народном творчестве так называемая домовая резьба. Дельцы повсеместно на Руси стали украшать крестьянские дома ажурной резьбой с красивым коньком на крыше, такие дома напоминали сказочные избушки.

Резьба у каждого умельца своя ничем не похожая на соседнюю. Геометрические кружева, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок берегинь, волшебные птицы и звери- все это ставило резной декор на уровень мировой архитектуры.

Прошло много лет, человечество изобрело огромное количество новых строительных материалов, инструментов и предметов обихода, но дерево по прежнему остается любимым материалом.


В настоящее время все чаще можно встретить строительство дом из дерева это деревянные дома из цельного и клеенного бруса, бревна, срубы из ручной рубки, оцилиндрованного бревна, и множество типов каркасного строительства, правда некоторые из них являются на половину деревянными.

Деревянные дома, в которых сохранена естественная красота дерева, несут в себе положительный эмоциональный заряд.

Но не только дома и бани, но и поделки, которыми мы украшаем свое жилище, мы с радостью носим деревянные украшения.

И это возможно потому, что и сегодня искусство резьбы по дереву живо.

Народные промыслы.Резьба по дереву: история зарождения и развитие История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту - практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий. Со времени появления человека разумного, в ум и сердце людей заложено стремление к прекрасному. Это стремление вылилось в поразительное умение людей сделать из природного материала настоящее произведение искусства. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили. Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Из дерева вырезали также обереги – маленькие фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага. Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается Шигирский идол. Это деревянная скульптура, сделанная из лиственницы, которую специалисты относят ко времени мезолита, то есть к VIII тысячелетию до нашей эры. Предмет был найден на территории нашей страны, недалеко от Екатеринбурга, в ходе раскопок на восточном склоне Среднего Урала. Интересно, что туловище идола покрыто со всех сторон геометрической орнаментальной резьбой, а на более широких частях его вырезано что-то подобное лицу (личине). Изучив изображения, ученые выделили персонажи, которые связаны с небесным (верхним) и подземным (нижним) мирами, видимо воплощающими мир животных и мир растений, женское и мужское начало. Постепенно, с развитием человечества, резьба по дереву утратила свой мистический и обрядовый смысл и стала способом декоративного украшения предметов быта. Появлялись новые приемы в резьбе, техника ее обогащалась использованием новых инструментов. Начиная с XVI века, стали создаваться крупные мастерские резных дел и артели. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Искусные народные мастера-резчики украшали самобытной резьбой царские дворцы, соборы и храмы, дома и усадьбы богатых и знатных людей. Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Мастера использовали не только саму древесину, но также и бересту, тонкие корни сосны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева. Например, капо-корень, который представлял из себя наросты на стволе и корнях березы, имел неправильное строение, затейливое сплетение волокон и очень высокую плотность. Эти свойства делают кап или капо-корень, похожим на карельскую березу, из которой изготавливали изящные декоративные предметы: изысканную мебель, табакерки, ларцы. Народные резчики делали из капо-корня, не поддающегося влаге, отличную посуду. Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой. Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок-берегинь, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один рад с шедеврами мировой архитектуры. В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов. На смену трехгранновыемчатой, контурной и геометрической резьбе пришли глухая рельефная, прорезная и скульптурная. Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронтонов домов, наличников, торцевых досок, помогая сохранить древесину от гниения. Прорезная или ажурная резьба, которая очень похожа на кружево, использовалась для оформления входов над дверями, наличников, карниза крыльца, причелин, полотенец, перил лестниц. Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.

Резьба по дереву является очень древним и очень распространенным видом работы с деревом. Художественная резьба по дереву делается мастерами, как правило, вручную с различными ножами, топорами, резцами, стамесками и другими режущими инструментами.

История художественной резьбы по дереву ведет свою корни с самых древних первобытных эпох. Она использовалась почти в каждой народности абсолютно в разных континентах нашей планеты. Результатом этого вида работ стало постоянная модернизация орудий труда с помощью которых производились резные работы по дереву.

От чего зависит выбор инструментов для резьбы

Выбор этих самых орудий труда зависит от возможных разновидностей породы древесины, от тонкости и точности необходимой обработки, а также ряда других не менее тонких элементов работы над материалом. Здесь можно проследить целую историю, как поколения из века в век совершенствовались и осваивали новые технологии, переходя от каменных резцов к металлическим инструментам и так далее. Существует несколько видов резьбы: геометрическая, контурная, плоскорельефная, ажурная и объемная резьбы.

Все известные традиционные ремесла современности своей ведущей отраслью являют именно художественную резьбу по дереву. Она одна из основных частей народного искусства ведь именно в этой области смогли реализовать свои таланты многие современные мастера и художники. Если у вас есть подобный талант, то художественная резьба по дереву вам отлично подойдет, только вот осваивать такое искусство нужно довольно длительный период. Сейчас создаются специальные курсы на которых обучают резьбе по дереву, ведь в этой разновидности искусства важны именно человеческие руки и умение держать инструменты. Работать с разными режущими инструментами работа опасная и сложная, но мастера нашей компании с удовольствием изготовят для вас особенные эксклюзивные подарки и сувениры из дерева.

Художественная резьба по дереву очень трудоемкий и сложный процесс, поэтому цены на подобную продукцию соответствующие. Но если у вас очень тонкий эстетический вкус, то именно такие подарки станут незаменимыми для вас и ваших родных. Здесь кроется очень много разных художественных моментов, которые по своей сути безграничны и можно проявить массу самых различных творческих изысков.

История резьбы по дереву насчитывает многие тысячи лет. Со времен появления деревянного зодчества, являющегося одним из древнейших способов строительства жилья, ведет отсчет и история возникновения резьбы по дереву. Извечное стремление человека к красоте и украшательству своих жилищ и предметов быта вылилось в удивительное умение сделать любой кусочек дерева уникальным произведением искусства. Резьбой по дереву украшались дверные и оконные наличники, деревянные ложки и другая посуда, музыкальные инструменты и еще многие и многие предметы. Методом резьбы по дереву мастера могли изготовить достаточно надежный и очень хитроумный деревянный замок. Некоторые из таких поделок дошли до наших дней, их можно увидеть в краеведческих и исторических музеях.

История развития резьбы по дереву неразрывно связана с историей развития культуры и мировоззрения общества, именно поэтому в каждой стране резьба по дереву совершенно разная, существуют разные техники и стили. Наиболее древний вид резьбы – геометрическая резьба – использовался с незапамятных времен не только для украшения домашней утвари, но и для составления магических оберегов и охранительных заклинаний, поскольку каждый элемент резьбы символизировал явления, предметы или стихии, от которых человек хотел уберечься или к которым, наоборот, прибегал за помощью. Из дерева вырезали обереги – охранительные символы, которые должны были приносить удачу и защищать от бед. Такие обереги покрывались особой резьбой и на долгие годы становились хранителями дома.

В более поздний период украшение дома и предметов домашнего обихода резьбой по дереву утратило мистический смысл и стало чисто декоративным. В ХVI-XVIII столетиях резьба по дереву стала промыслом общегосударственного масштаба, создавались крупные резчицкие мастерские и артели, многие мастера резьбы по дереву украшали своим искусством дворцовые ансамбли Санкт-Петербурга и Москвы. Однако уже в XIX веке резное мастерство было основательно подзабыто, поскольку развитие резчицкого промысла перестало поддерживаться государством.

Но история резьбы по дереву на этом не закончилась – в наше время древнее мастерство возрождается, появляются целые школы и коллективы декоративно-прикладного творчества. Резьба по дереву становится популярным видом народного искусства и приобретает все большее число почитателей.

Оставьте комментарий , тем самым Вы поможете сделать эту страницу и сайт лучше !
Мы будем очень благодарны Вам!

Please enable JavaScript to view the