Английские сады в усадьбах. Английский сад ландшафтный дизайн: идеи с фото

Известный английский философ Фрэнсис Бэкон в эссе "О садах" провозглпсил сад самым чистым из всех человеческих наслаждений. Он считал, что сад очищает дух человека, без него дома и дворцы - только грубое создание человеческих рук. Сад - это рай, где должны расти плодовые деревья, цветы, кустарники - все растения, которым подходит климат Англии. Прекрасны все растения, в саду они должны дополнять друг друга, распространяя при этом самые тонкие ароматы.

В 18 веке соотечественники философа воплотили в жизнь его мысли, создав сады и парки, которые умели "говорить". Сначала английское садоводство развивали протестанские беглецы из Голландии и Франции - гугеноты. Они познакомили англичан с новыми овощами, цветами, новыми приемами в агрокультуре. Но настоящий переворот в устройстве садов совершили английский поэт Александр Поп, садовники Джозеф Аддисон, Ланселот Браун, Генри Рептон, Вильям Кент. Их сады открыли новую эру в садово-парковом искусстве, начав "наступление" на сады эпохи барокко и классицизма, которые имели геометрические формы планировки со строгой симметрией, в которых было много деревьев и мало цветов, присутствовали фонтаны, все что служило для торжественности приемов.

Английский стиль сада основан на законах гармонии и покоя, которые достигаются целенаправленным распределением света и тени. Он предназначен для отдыха и приватной жизни. Основные признаки английского сада - естественность, разнообразие и контрастность. Правильные прямые дорожки в английском саду уступают место неправильным извилистым, поскольку природе не свойственна прямая линия. В садах доминируют змеевидные линии - тропинки, берега озер и речек, стволы деревьев. Появляются крохотные холмики, свободно раскиданные группы деревьев, растущих в природном беспорядке.

Англичане упорядочивают природу, сохраняя при этом ощущение натуральности: открытый простор, леса, озера, водопады вместо фонтанов. Ланселот Браун комбинировал привлекательность водной поверхности с лугами, располагая группы деревьев таким образом, чтобы создать эффект светотени. Со временем искусственно насаженные группы деревьев, линии берегов и озер стали казаться настолько естественными, что даже забылось, что созданы они садовником - художником. В целом, разбивая английский сад, учитывали то, как он будет выглядеть не только в разное время года, но и в разное время дня.

Английские сады воплощают в себе два стиля - рококо и романтизм. Первый представлял собой микромир, завершенную картину, был опоясан большими деревьями, как живым забором, образовывавшим верхний ярус и кустарниками, образовывавшими второй ярус. В местах, где открывался красивый вид, это кольцо размыкали. Посреди сада делали так называемый дерновый ковер с маленькими группами необычайно красивых деревьев и кустарников. Среди дерна высаживали цветы, но немного, чтобы картина была не слишком пестрой. Чтобы цветы поражали своей красотой, их особым образом группировали на зеленом фоне дерна, а также относительно деревьев, кустарников и растений с оригинальной листвой. До сих пор в Англии и Шотландии используют такой способ высадки на газонах луковичных цветов (главным образом, бледно-желтых нарциссов): луковицы выбрасывают из мешка или ведра и там, где они упали, закапывают в землю. Газон тщательно подстригают, чтобы трава не заглушала цветов.

Большое внимание уделяют подбору красок: красное должно быть рядом с зеленым, желтое с фиолетовым, а синее с оранжевым. Цветочные клумбы делают круглой, овальной или звездообразной формы. Самые популярные цветы в английском саду - это розы, нарциссы, примулы, астры, садовые лилии. Возле воды - рододендроны, в водоемах кувшинки. Вклад англичан в мировое садоводство - это газоны и бордюры из однолетних травянистых растений. Трава на газонах всегда низко скошена. Природный газон состоит из смеси разных трав, в основном, злаковых. В английских садах огромные газоны окружают дома сплошным зеленым ковром. Английский газон, хотя и является образцом, идеально-ровный, насыщенно- зеленый, но он довольно трудоемкий и сложный в уходе, и требует установки хорошей системы полива. Английский бордюр - это полоса зеленых насаждений по обеим сторонам дорожек, площадок. Поскольку сад в стиле рококо был микромиром, этот микромир англичане стремились сделать пасторальным, с удобными уголками для уединения. Так появились эрмитажи. Устроенные в тени, в лесистом месте, они всегда были определенной неожиданностью для тех, кто прогуливался по дорожкам сада. Эрмитажи строили в виде "китайских" домиков с крышей из камыша, в арабском стиле с арабскими надписями. Александр Поп изобрел новый тип садового строения - грот, построенный в виде классической ротонды. Такое разнообразие форм на небольшом пространстве вызывало у человека улыбку, настраивало на кокетство, галантность.

Парк Стоу (рис. 23).

Находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое, - 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный архитектором Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает архитектор Бриджмен, а в 1738 г. – У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд – его второй композиционный центр. Объемно пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоемов и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма (их было около 30 – храмы Бахуса, Дружбы, Венеры, грот из камня, грот из раковин и т. д.), стилистически связанными с архитектурой дворца и являющимися композиционными узлами и акцентами парковых картин. Открытые пространства решены в виде обширных лугов с отдельными группами, иногда небольших лужаек или вытянуты в виде лучей (Греческая долина или узкий «Вид ущелья»), особенно интересна главная ось, сужающаяся от дворца к водоему и продолжающаяся на противоположном берегу в створе Большой аллеи.

Одна из главных особенностей парка – слияние с окружающим ландшафтом. Открытые парковые пространства переходят в сельские поля и луга, а виды направлены на архитектурные сооружения, размещенные за пределами парковой территории.

Вода также получает разнообразное решение – в виде светлого открытого зеркала перед дворцом или замкнутого подступающими массивами или лесного ручья и оформляется каскадами, гротами, мостами. Примечателен Палладианский мост в восточной оконечности пруда, послуживший образцом для последующих подражаний.

В ассортименте преобладают листопадные породы: бук, ясень, вяз, дуб, граб. Некоторые композиционные узлы акцентируются хвойными – сосной обыкновенной, кедром ливанским, тисом.

Тонко продуманное и мастерски изложенное соподчинение и единство пространственных частей парка, его композиционных элементов и пейзажных картин выдвигают Стоу в число шедевров паркового искусства.

Сады и парки Франции

Центр композиции – замок с водопадом у искусственного пруда, образованного с помощью плотин на р. Ноннет. Пруд – пейзажный водный партер, заменивший лужайку.

Парк простирается к северу и югу от замка. Он состоит из двух парковых частей, разделенных аллеями. Южная часть характеризуется выделяющимися пейзажными видами, а северная – холмистой территорией с наклоном к низине. Характерный момент южного сектора – водопад, от которого открывается вид на грот. Выше находится озеро, у берегов которого расположены руины и такие парковые элементы как молочные фермы, мельницы и др. здесь находится «Храм мечты» и «Храм философов», построенный на возвышении и оставленный незаконченным, чтобы показать неполноту познаний человека и его несовершенство.

Наиболее интересный элемент парка – «Остров Руссо» среди озера, украшенный гробницей Ж.-Ж. Руссо. Вокруг посажены 16 пирамидальных тополей, завершающие композицию памятника и подчеркивающие вид на остров.

Здесь же, у озера, привлекают внимание открытая полянка с хижиной из тростника, гигантский бук, расположенный на плато, маленький островок с гробницей. В северном секторе интересна река, образуемая ручьями, протекающими около замка. Оно усеяна островами, на одном из которых находится башня Габриэлы. Со стороны башни открывается вид на руины, мельницы, расположенные на территории сектора. Лесной массив из ольхи расчленяет долину. В нем находится грот. Возле этой части парка расположен пустынный участок с кустами, водными устройствами, скалистыми образованьями, характерными соснами, в котором почти не чувствуется рука человека.

На свете много прекрасных садов, но законодателями в мире ландшафтного дизайна по праву считаются англичане.

Роскошные сады появились в Англии еще в 18 веке.

Исторические стили английского сада:

Августианский стиль (неоклассика): 1730 г.

Первые ландшафтные сады Англии были вдохновлены образом римского пейзажа времен императора Августа и задумывались как классический пейзаж с лесом, водой, травой и классической архитектурой. Одним из первых профессиональных проектировщиков, создавших английский неоклассический сад, был Уильям Кент (William Kent).

Стиль «Серпантин» (извилистый ландшафт): 1750 г.

В середине восемнадцатого столетия Ланселот Браун (Lancelot Brown) развил оригинальный стиль, представлявшего собой более абстрактную версию августианского стиля. При создании садов и парков c извилистой линией ландшафта меньше внимания уделялось зданиям и архитектурным сооружениям сада и больше использовались изогнутые, извилистые линии в расположении посадок и водоемов. Классическими особенностями этого стиля были лужайка у дома, извилистые береговые очертания озера и опоясывающими территорию посадками деревьев. Этот стиль также можно было назвать «броуновским» стилем.

Живописный стиль: 1790 г.

Во второй половине девятнадцатого столетия многие землевладельцы сформировали живописные парки с экзотическими растениями (особенной популярностью пользовались рододендроны и камелии).

Ландшафтный (пейзажный) стиль: 1794 г.

Пейзажный стиль, впервые был описан в первом издании «English Garden Design» Тома Тернера со следующей формулировкой: «составленный, подобно естественному природному пейзажу с передним планом, основной частью и фоном».

Смешанный стиль (эклектика): 1810 г.

В 19 веке начала развиваться мода на введение в английские парки элементов американских, китайских, итальянских и других садов. В современном ландшафтном дизайне подобная эклектика наблюдается в создании смешанных садов, представляющих собой галерею малых садов разных стилей и направлений.

Садовый стиль: 1829 г.

На смену увлеченности «диким» садам пришла любовь к экзотическим растениям, привезенным на Британские острова со всех частей света. Английский дизайнер Ладон (Loudon) стал энтузиастом нового стиля и широко пропагандировал круглые клумбы и цветники, в выгодном свете демонстрирующие все прелести удивительных растений и диковинных цветов. После смерти Ладона эта идея воплотилась в создании большого количества садов лесистой местности со специфическим использованием рододендронов, азалий, камелий и магнолий.

Художественный стиль (стиль прикладного искусства): 1890 г.

Сады в художественном стиле имели четкую границу между огороженной областью с четкими геометрическими цветниками около жилья и натуралистическим «диким садом». Неповторимость таких садов также подчеркивалась выбором хороших растений, использованием прекрасных строительных материалов и применением традиционных ремесел. Проектировщики черпали вдохновение из всех форм искусства, особенно это касалось вопросов подачи и сочетания форм и цвета.

Абстрактный стиль: 1930 г.

Проектировщики сада двадцатого столетия были вдохновлены формами и образцами абстрактного искусства. Абстрактный стиль сформировался под влиянием ландшафтного искусства Северной Америки и континентальной Европы.

Стиль «Постмодерн»: 1972 г.

Немногие британские проектировщики, увлеченные идеями постмодерна, в основном черпают вдохновение в работах коллег из других стран (в частности, Франции). Особый интерес проявляется к геометрии конструктивизма и первичным геометрическим формам.

Представляем вашему вниманию 1 часть подборки самых красивых садов Англии.

1. Сад Йоркширского музея

В центре Йорка расположен Сад Йоркширского музея, являющийся значимой достопримечательностью города. Он был создан в 1830 году на месте бывшего аббатства Святой Марии.

На территории музея, охватывающей 10 гектаров земли, содержится целый ряд уникальных представителей флоры и фауны. Коллекция из 4,5 тысяч растений, деревьев и кустарников собиралась как в Великобритании, так и других частях света. В парке можно покормить белок и полюбоваться павлинами. Среди пышной растительности расположено несколько исторических зданий, в том числе руины сооружений римского периода.

На территории сада находится театр под открытым небом, где проходят различные концерты, конкурсы и фестивали.

Выставка Джауме Пленса в Йоркширском парке скульптур. Композиция «Сердце дерева».

2. Сад Левенс Холл

Этот сад расположен в сердце Камбрии и считается самым старым садом в мире. Сады были основаны в конце 17 века, а само имение в 13 веке. Дизайнером сада был француз Гийом Бомон (Guillame Beaumont).

В знаменитом саду при усадьбе Левенс Холл вся растительность представляет собой какую-то фигуру или форму. Здесь растут львы, шахматные фигуры, павлины, геометрические композиции из тиса, вдохновляя садовников всего мира на создание своих, домашних шедевров.

Органичным будет выбор этого стиля, если у вас участок в лесу или на опушке леса, или это влажный низинный участок, есть крупные лесные деревья, а также, если участок преимущественно теневой. Форма участка может быть любой, но самый лучший вариант – если какие-то из границ сада будут «неправильными». Лучший размер участка для этого стиля – 10 соток и более.

thinkstockphotos

Дом на участке этого стиля не должен бросаться в глаза, его стены хорошо бы использовать для вертикального озеленения. Прекрасно подойдет для этого девичий виноград. Основа английского сада – это газон, либо несколько лужаек, соединенных между собой. Газоны так популярны, что из них «делают» даже дорожки. Естественно, для таких дорожек нужно посеять травосмесь, наиболее стойкую к вытаптыванию.

thinkstockphotos

По периметру газона обычно высаживаются декоративные деревья и кустарники, но могут быть и плодовые. Традиционный элемент – пруд пейзажного вида, особенно красиво смотрится заросший. Лучше всего рядом с ним будет смотреться плакучая ива. Ну а дополнительно водоем лучше украсить многолетниками, растущими у береговой линии: рогозом, незабудками, купальницей или калужницей. Совершенной стилизацию сделают сибирские ирисы, осоки и тростники.

thinkstockphotos

Самые подходящие для английского сада деревья – с плакучей и пирамидальной кроной. Цветов в английском саду немного. Основной принцип – яркие цветы высаживаются только вблизи дома, а на остальной территории предпочтительнее неброские, причем в основном это многолетники, внешним видом напоминающие «природные» растения. Однако английский сад немыслим без роз – здесь будет вполне уместна целая их коллекция, в том числе и почвопокровные, и плетистые, а подходящими компаньонами для них будут дельфиниум и наперстянка.

В этом стиле много мощений. Для некоторых из них, для более полной стилизации и украшения, можно использовать керамическую плитку «ручной работы», которую вы распишете сами красками для керамики. Поместите ее в некоторых местах среди кирпичной или каменной кладки. Если вы хотите украсить так интенсивно используемую дорожку, нужно использовать плитку для пола.

thinkstockphotos

Особенности планировки английского сада:

Дом расположен в глубине участка или скрыт за деревьями.

Скульптуры должны хорошо просматриваться.

Беседки размещаются на пересечении дорожек.

Весь сад не виден сразу.

Декоративные и плодовые деревья высаживаются по периметру газона.

thinkstockphotos

Яркие цветы высаживаются только вблизи дома, на остальной территории предпочтительнее неброские.

Газон должен быть заметен из всех «видовых» точек участка.

Бережное отношение к старым деревьям, они включаются в планировку.

Цветовое решение:

Основной цвет сада − зеленый, причем как можно больше его оттенков. Используйте растения с серебристой, салатной, светло-зеленой и темно-зеленой листвой.

Растения английского стиля:

Деревья: лещина, лиственница, каштан, береза, дуб, рябина.

Кустарники: сирень, чубушник, дерен, бересклет.

Многолетники и цветы: роджерсия, папоротники, хосты, обыкновенный ревень, бадан, водосбор, розы, дельфиниум, наперстянка, флоксы, лук гигантский и обыкновенная полынь, рогоз, незабудки, купальница, калужница, сибирские ирисы, осоки и тростники.

Аксессуары стиля:

Скамьи: деревянные, кованые или каменные.

Расположение скамеек под деревьями, на подиумах, на подпорных стенках.

Небольшие и невысокие подиумы из камня или плитки «под камень».

Предметы старины.

thinkstockphotos

«Европейские» изделия ручной работы.

Вкрапления керамической плитки – для украшения дорожек.