Русский язык. Проверочные работы по русскому языку (диктанты) (4 класс) Прошло теплое лето идет ненастная дождливая осень

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам за I четверть.

2-й класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение применять пройденные правила: правописание имен собственных, слов с сочетаниями жи – ши , ча – ща , чу – щу , чк , чн ; умение переносить слова.

Вариант 1

Наши рощи

Хороши наши рощи. Красивы там берёзы. Сколько в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.

Грамматические задания

1. В словах люди , ходят
пёстрые , слушать .

Вариант 2

Белка

В старой сосне дупло. В дупле живёт рыжая белка. Она часто прыгает по веткам. Насушила белочка грибов. В гнезде большие запасы. Там орехи и шишки. Это корм зверьку на всю зиму.

Грамматические задания

1. В словах белочка , зверьку подчеркнуть буквы мягких согласных.
2. Разделить для переноса слова: рыжая , орехи .

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – выявить умение списывать текст без ошибок.

Вариант 1

Русские луга

Русские луга украшают наш родной край. Пройди по лугу в тёплый день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмеля и пчелы. Важно оберегать красоту лугов и охранять жизнь его обитателей .

Примечание : повторить по слогам подчёркнутые слова.

Вариант 2

Петушок

Ходит по двору петушок. На голове красный гребешок. Под носом красная бородка. Нос у Пети долотом. Хвост у Пети колесом. На хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает.

I. Текст обучающего изложения по вопросам.

Ёжик спит

Дед Иван привёл детей в сад. Он показал им холмик земли под кустом.
Это ёжик вырыл ямку. Он натаскал в неё травы и залез туда.
Теперь ёжик спит. Он проснётся только весной.

Вопросы

1. Что увидели дети в саду?
2. Что они узнали от деда Ивана?
3. Как вы думаете, зачем дед показал детям жилище ёжика?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Куда привёл детей дед Иван? (В сад. )
2. Что он показал им? (Холмик земли под кустом. )
3. Кто это вырыл ямку? (Ёжик. )
4. Что он сделал? (Натаскал травы, залез. )
5. Что теперь делает ёжик? (Спит. )
6. Когда он проснётся? (Только весной. )

II. Составить с данными словами 4–5 предложений о погоде сегодня.

Солнце, ветер, дождь, утром, днём, вечером. Светит, идёт, дует, моросит. Тепло, холодно, сыро.

III. Восстановить деформированный текст

Задание. Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Запишите текст в тетрадь. Подчеркните знакомые орфограммы.

У неё было сломано крыло.
Дома он лечил птицу.
В парке Петя увидел больную ворону.
Весной ворона улетела.
Мальчик принёс ворону домой.

3-й класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания безударных гласных в корне слова, разделительного мягкого знака, звонких и глухих согласных на конце слова.

Вариант 1

Ёлочка

Прошло лето. Всю неделю шли дожди. На краю леса притаилась маленькая ёлочка. Ветки ёлочки были пушистые и нежные. Макушка тянулась к свету. Дождь поил её чистой водой. Деревья бросали свой яркий наряд на неё. Берёза укрыла её золотыми листиками. Расти, ёлочка, и радуй нас!

Грамматические задания

1. В третьем предложении обозначить части речи.
2. Разобрать по составу слова маленькая , ёлочка , золотыми .

Вариант 2

Всё цветёт

На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет. Ветки все в цветах – в жёлтых пушистых шариках. Вся ива похожа на жёлтый шар. Гудят пчёлы. Они берут первый мёд.
К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие замёрзли. У них нет сил махать крылышками. Они остались ночевать на цветах.

Грамматические задания

1. В первом предложении обозначить части речи.
2. Написать два слова с таким же корнем, как в слове захолодало .

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – выявить умение списывать с рукописного текста, находить границы предложения и правильно оформлять предложение.

Репка

В каждой народной сказке есть мечта однажды посадил дед репку она выросла большая почему деду так хотелось вырастить большую репку надо было кормить и себя, и бабку, и внучку русская деревня раньше кормилась капустой и репой большая-пребольшая репка всегда радовала семью.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

На берегу моря

Ночью был шторм. Дул сильный ветер. Весь дом дрожал. Грозно ухали волны.
К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.
В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. Потом он нашёл двух улиток. Они почти высохли.
В этот день дети спасли много морских зверьков.

Слова для справок: подняла, с песка, шевелил, нашёл, улиток, почти.

План

1. Что произошло ночью?
2. Куда утром отправились Наташа и Серёжа?
3. Кого спасла Наташа?
4. Кого спас Серёжа?

II. Свободный диктант.

Бобры

На берег вылез большой бобр. Хвост толстый и плоский, как лопата. Передние лапы короче задних.
Он осмотрел молоденькую осинку, обхватил передними лапами ствол, начал грызть. Работал бобр быстро. Дерево рухнуло.
Бобр обгрыз ветки, потащил их к воде. Он двигался быстро, ловко. Скоро бобр появился опять и направился к дереву.
На берегу возвышались холмики. Ветки деревьев бобры облепили грязью. Это были жилища бобров.

III. Продолжить рассказ по данному началу.

В цирке

В воскресенье мы всем классом пошли в цирк. Там было много детворы. Цирк сверкал огнями. Вот звонок позвал всех на места. На арену вышел... .

4-й класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Вариант 1

Осень

Прошло тёплое лето. Идёт ненастная, дождливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первыми поднимают тревогу ласточки. Они чувствуют приближение холодной осени. Ранний отлёт этих птиц предсказывает раннюю зиму.
За ними потянутся стаи журавлей, уток, гусей. С громким криком улетают в тёплые страны наши летние гости. Счастливого вам пути!

Грамматические задания

1. В предпоследнем предложении подчеркнуть главные члены.

2. Указать падежи всех существительных шестого предложения. (Ранний... . )

Вариант 2

В лес пришла осень. Редко теперь удаётся ежу съесть вкусный обед. Скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. Через высокие кочки, через лесные поляны идёт ёж.
В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает он в нору сухие листочки, мягкий лесной мох.Скоро придёт зима. Накроет его нору тяжёлый снежный сугроб. Под глубоким сугробом хорошо ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж.

Грамматические задания

1. В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения. Указать, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.

2. Выписать из текста два любых имени прилагательных, имеющих такой же состав, как в слове вкусный . (Ответ: например, лесные , осенние , снежный , …)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Задания

1. Прочитайте. Выпишите описание внешности Насти, а затем Митраши.

2. Опишите внешность своего друга (подруги). Составьте 3–4 предложения.

Настя и Митраша

В одном селе осиротели двое детей. Их мать умерла, отец погиб во время Отечественной войны. Дети были очень милые.
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было только десять лет с хвостиком. Он был коренастенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Текст обучающего изложения.

Оленёнок

Однажды пограничники шли из наряда на заставу. Светало. Вдруг под густыми ветками огромного дерева что-то мелькнуло. Пограничники осторожно подошли к дереву и увидели маленького оленёнка. Он смотрел на людей доверчиво и с любопытством. Следов оленихи не обнаружили. С ней, видимо, что-нибудь случилось. Пограничники взяли оленёнка с собой.
На заставе прежде всего решили покормить его. Малыш ничего не брал в рот. Один пограничник предложил купить соску, и оленёнок жадно начал сосать молоко. Всеобщий любимец быстро рос и набирал силу. Он охотно ел печенье и конфеты, которые ему давали пограничники.
Оленёнок подрос, стал часто обижать домашних животных. Его отдали в питомник. Пограничники часто навещали его.

Примерный план

1. Пограничники нашли в лесу оленёнка.
2. Пограничники ухаживали за оленёнком.
3. Оленёнка отдали в питомник.

Справка : застава – воинское подразделение, несущее охранение; питомник – место разведения животных.

II. Сочинение-описание «Моё любимое дерево».

Опишите своё любимое дерево таким, каким его можно увидеть издалека, с большого расстояния.

План

1. На кого оно похоже? (На танцующую девушку? На сгорбленного старика? На какого-нибудь зверя лесного? На кого? )
2. Какой у дерева наряд? (На что похожа его крона? А ветви на что похожи? На руки? На чёрные молнии? На рукава зелёного платья? На что? )
3. Что сейчас делает твоё дерево? (Наклонилось, чтобы дотронуться до травы? Застыло в танце? Откинулось назад? Тянется к небу? )

Опиши своё любимое дерево так, чтобы каждому захотелось его увидеть.

III. С данными прилагательными составить и записать словосочетания с подходящим по смыслу именем существительным.Выделить родовые окончания имён прилагательных.

Дата проведения:

Контрольная работа «Состав слова»

Диктант.

Кот Степан умывался на крыльце. Рыжий пёс Фунтик потянулся мокрым носом к Степану. Кот ударил Фунтика по уху.

Война была объявлена, и жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Он любил гонять в саду воробьёв, точить когти о скамью. Теперь он ходил по высокому забору. Однажды кот съел плотицу вместе с рыболовным крючком и остался жив. Но никогда ему не приходилось страдать из-за кривоногой собаки.

(64 слова) (По К. Паустовскому)

С л о в а д л я с п р а в о к: никогда, не приходилось.

Задание: Выпишите сложные слова и разберите по составу.

Контрольное списывание

Рябина.

Я очень люблю это ветвистое д..рево. Люблю его перистые зелёные листочки, которые шелестят при лё..ком ветре. Есть что-то весёлое, радос..ное, русское в этом деревце. Оно всегда и всем улыбается.

Поз..ней весной оделись в зелёную листву л..са, запели звонкоголосые соловьи. Зацвела и рябина. Летом на ней краснеют гроздья жёстких ягод. Но вот прижмут первые осенние заморо..ки, и ягоды станут сла..кими.

(60 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Задание: Разберите по составу слово заморозки.

Дата проведения:

Контрольная работа за I четверть

Диктант.

Дуб.

Дуб - удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

Грамматическое задание:

1. Подчеркните имена существительные в предложении «Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле».

2. Разберите слова «дубовой», «листочки» по составу.

Контрольное списывание

Волга.

На опушке м..лодого л..са есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вя..ких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту р..дной реки в удивительных ска..ках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым к..вром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сла..кий запах разливается в мя..ком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Мес..ные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрес..ностями, занимаются рыбной ловлей, купаются. (82 слова)

Грамматическое задание:

1.Разобрать слова по составу: цветочки, подземный.

2.Подобрать однокоренные слова к слову «удивительных».

Дата проведения:

Контрольная работа «Имя прилагательное»

Отлёт птиц.

Прошло тёплое лето. Идёт ненастная, дождливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первые поднимают тревогу ласточки. Они чувствуют близость холодной осени. Ранний отлёт этих птичек предвещает раннюю зиму. Потом за ними летят стаи журавлей, уток, гусей и других перелётных птиц. С громким криком то косяком, то цепочкой улетают в тёплые страны наши летние гости. Счастливого вам пути, наши дорогие друзья! Ранней весной возвращайтесь в наши леса, поля, сады и рощи. (74 слова)

Контрольное списывание

Отлёт птиц.

Прошло тёплое лето. Идёт ненас..ная, д..ждливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первые поднимают тревогу ласточки. Они чу..ствуют близость х..лодной осени. Ранний отлёт этих птичек предвещает ран..юю зиму. Потом за ними летят стаи журавлей, уток, гусей и других пер..лётных птиц. С громким криком то косяком, то цепочкой улетают в тёплые страны наши летние гости. Счастливого вам пути, наши дорогие друзья! Ранней весной возвращайтесь в наши леса, поля, сады и рощи. (74 слова)

Дата проведения:

Контрольная работа «Личные местоимения»

Диктант.

Утро.

Утро.

Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело. Какой он хорошенький, красивенький, полный! Щёчки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает. Няня ждёт его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не даётся, шалит, болтает ногами. Няня ловит его, и оба хохочут.

Наконец, удалось ей поднять его на ноги. Она умывает его, причёсывает головку и ведёт к матери. (70 слов)

Дата проведения:

Контрольная работа за I полугодие

Диктант.

К человеку-другу.

Молодой лось пришёл из леса в деревню. Он позволил близко подходить к себе людям, брал пищу из рук. Что заставило дикое животное покинуть свой мир и пойти к человеку?

На правой стороне у лося была рана. Он сам не мог залечить и решил обратиться за помощью к человеку. Прикасаться к ране лось не позволял никому. Если кто трогал лося поблизости от раны, он мычал, как бы говоря: «Люди добрые, помогите мне справиться с недугом». (74 слова)

Контрольное списывание.

К человеку-другу.

Молодой л..сь пришёл из л..са в деревню. Он позволил бли..ко подходить к себе людям, брал пищу из рук. Что заставило дикое животное покинуть свой мир и пойти к ч..ловеку?

На правой стороне у л..ся была рана. Он сам не мог залечить и решил обратиться за помощ..ю к человеку. Прикасаться к ране л..сь не позволял никому. Если кто трогал л..ся поблизости от раны, он мычал, как бы говоря: «Люди добрые, п..могите мне справиться с н..дугом». (74 слова)

Дата проведения:

Контрольная работа «Глагол»

Диктант

Лиса.

Чуть настанет вечер, голодная лиса спешит на охоту. Вот крадётся она по лесу. Идёт тихо, словно по воздуху ступает пушистыми лапками. То останавливается, то сквозь густую листву пробирается. Не зашуршит, не заденет, а и заденет мягкой своей шубкой – не услышишь.

И всё прислушивается, воздух обнюхивает. Попадёт жук, мышка, лягушка, прихлопнет лапкой – и готовы. Не пропустит яичек в гнезде, перехитрит осторожную птицу. Зайчика или белку сцапает и несёт деткам или разорвёт и жадно съест сама.

Контрольное списывание.

Лиса.

Чуть настанет вечер, голодн..я лиса спешит на охоту. Вот крадётся она по лесу. Идёт тихо, словно по воздуху ступает пушистыми лапками. То останавливается, то сквозь густую листву пробирается. Не зашуршит, не заденет, а и заденет мя..кой своей шубкой – не услышишь.

И всё прислушивается, воздух обнюхивает. Попадёт жук, мышка, лягушка, прихлопнет лапкой – и готовы. Не пропустит яичек в гнезде, перехитрит ост..рожную птицу. Зайчика или белку сцапает и несёт деткам или разорвёт и жадно с..ест сама. (75 слов)

Дата проведения:

Контрольная работа «Глагол»

Диктант


Контрольное списывание.

Солнце - самая близкая и единственная в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близ­ко от нас. Другие звезды располагаются далеко и кажутся песчинками, ма­ленькими точечками. Люди с давних пор пытались сосчитать звезды, что­бы лучше ориентироваться на небе. Они разделили условно весь небо­склон на районы, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появи­лись созвездия, которым ученые дали разные названия. Однажды вечером выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если бы вы поискали на небе Полярную звезду, вы ее легко нашли бы. Если вы посмотрите на небо в темноте, то вы увидите разные звезды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от ее тем­пературы. Если звезда горячая, то ее цвет белый, серебряный или голу­бой. Самые холодные звезды красного цвета.

Дата проведения:

Контрольная работа «Наречие»

Диктант.

Рассказ лётчика

Был тёплый летний день. Ярко светило солнце. По небу медленно плыли облака. Самолёт оторвался т земли и начал быстро подниматься. Поднявшись на три километра, мы долетели до облаков. Самолёт вошёл в облако. Нас окружил туман. Стало темно, будто наступила ночь. Минут пять мы были в облаке. Но вот самолёт поднялся выше облаков, солнце опять засияло над нами на синем небе. Мы взглянули вниз. Облака казались нам сверху волнистым снежным полем. Через разрывы облаков можно было видеть поля, леса, дороги, селения.

Контрольное списывание.

Рассказ лётчика

Был тёплый летний день. Ярко светило сол..це. По небу медленно плыли..блака. Сам..лёт оторвался т земли и начал быстро подниматься. Поднявшись на три километра, мы долетели до..блаков. Сам..лёт вошёл в облако. Нас окружил туман. Стало темно, будто наступила ночь. Минут пять мы были в облаке. Но вот самолёт поднялся выше облаков, солн..е опять засияло над нами на синем н..бе. Мы взглянули вниз. ..блака казались нам сверху волнистым снежным полем. Через разрывы..блаков можно было видеть п..ля, л..са, д..роги, с..ления.

Дата проведения:

Контрольная работа за III четверть

Диктант

Встреча солнца.

Долго тянется тёмная полярная ночь. Но и ей приходит конец в начале февраля.

За несколько дней до появления солнца зимовщики оживляются, становятся веселее.

Вот на южной части далёкого горизонта начинает показываться алая заря. Она освещает нежным розовым светом вечные снега, скалистые берега. Но солнце пока ещё не появляется. Встречать солнце полярники отправляются в горы. Радостно забьётся сердце полярника, когда блеснёт первый луч солнца. Молодёжь поёт, танцует в этот счастливый день. Теперь день будет быстро увеличиваться. (76 слов)

Контрольное списывание

Встреча солнца.

Долго тянется тёмная п..лярная ночь. Но и ей приходит конец в начале ф..враля.

За несколько дней до появления солнца з..мовщики оживляются, становятся веселее.

Вот на южной части далёкого горизонта начинает показываться алая з..ря. Она освещает нежным розовым св..том вечные снега, скалистые б..рега. Но сол..це пока ещё не появляется. Встречать сол..це п..лярники отправляются в горы. Радостно забьётся сер..це п..лярника, когда блеснёт первый луч солнца. Молодёж.. поёт, танцует в этот счас..ливый день. Теперь день будет быстро увеличиваться. (76 слов)

Дата проведения:

Контрольная работа «Части речи»

Диктант.

У каждого народа свои былины, сказки, пословицы и поговорки.

В каждом краю своя природа и быт. И народ думает и говорит о том, что ему близко.

В сказках и загадках народов Севера мы встретим образы снега, оленя, рыбы. Народы Кавказа рассказывают о горах, ущельях, водопадах. В русских загадках мы не встретим тигра, льва и зебру. Зато там есть и волк, и медведь, и заяц.

Устное народное творчество – это история, и география, и биология, рассказанные народом. (79 слов)

Контрольное списывание.

У каждого народа свои былины, ска..ки, п..словицы и п..говорки.

В каждом краю своя природа и быт. И наро.. думает и говорит о том, что ему близко.

В ска..ках и зага..ках народов Севера мы встретим образы сн..га, ..леня, рыбы. Народы Кавказа рассказывают о г..рах, ущельях, вод..падах. В русских зага..ках мы не встретим тигра, льва и зебру. Зато там есть и волк, и медведь, и заяц.

Ус..ное народное творчество – это история, и география, и биология, рассказанные народом. (79 слов)

Дата проведения:

Контрольная работа «Предложение»

Диктант.

Лесной пожар.

Контрольное списывание.

Диктант.

Лесной пожар.

Путники ехали лесом. Вдруг запахло гарью Послышался треск. Зашумело в вершинах елей. То стада белок спасались от огня. Лошади помчались, повозка запрыгала по неровной дороге. Пахнуло смолистым дымом, и по узкой полосе над дорогой понеслись горящие хвоенные ветви. Вой урагана превратился в раскат грома. Деревья падали, слышался вой волков и рёв медведей. Вот дорогу перерезало стадо лосей, быстрей вихря пронеслись лесные птицы. Багровыми волнами заклубился дым. Вдруг блеснула змейка, и мигом загорелись все верхушки елей.

Дата проведения:

Итоговая контрольная работа.

Диктант.

Одуванчики.

У больших дорог, у лесных тропинок всё лето цветут одуванчики. Они похожи на маленькие солнышки с зелёными лучами. Семена одуванчика быстро созревают и делаются пушистыми шариками. Дунешь на шарик, и поплывут в воздухе лёгкие пушинки. Вот поэтому народ и назвал этот цветок одуванчиком.

Ранним утром одуванчики просыпаются, радостно улыбаются и раскрывают свои золотые лепестки.

Вечером одуванчики закрывают лепестки и всю летнюю короткую ночь крепко спят. В солнечный летний день лесная полянка с цветущими на ней одуванчиками кажется золотой. (79 слов)

Грамматическое задание: Во втором абзаце найти однородные члены предложения, определить части речи, выделить главные члены.

Контрольное списывание.

Одуванчики.

У больших доро.., у лесных тр..пинок всё лето цветут..дуванчики. Они похожи на маленькие солнышки с з..лёными лучами. С..мена..дуванчика быстро созревают и делаются пушистыми шариками. Дунешь на шарик, и поплывут в воздухе лё..кие пушинки. Вот поэтому наро.. и назвал этот цветок..дуванчиком.

Ран..им утром..дуванчики просыпаются, радостно улыбаются и раскрывают свои з..лотые лепестки.

Вечером..дуванчики закрывают л..пестки и всю летнюю короткую ночь крепко спят. В солнечный летний день л..сная полянка с цветущими на ней..дуванчиками кажется з..лотой. (79 слов)

1. Диктант № 1 по разделу «Простое предложение с однородными членами»

Ягодные адреса

Ты пришёл в лес за ягодами? Кто подскажет тебе их адреса? Адрес земляники у лесных пней спрашивай. Земляника растёт по лесным опушкам, пригоркам и вырубкам.

Адрес черники узнай у лохматых елей. Черника – ягода елового бора, сосновых лесов. Бруснику встретишь в сосновом бору.

Малина обильно заселяет лесные опушки, вырубки, овраги. Адрес клюквы – болото, хозяйничает там зелёный мох. Зрелая клюква похожа не на ягоды, а на красные бусинки.

Земляника поспевает в июне, черника, малина зреют в июле, а брусника в августе. Куст черники может жить 300 лет. Не вырывай с корнем кустики!

(По Н. Надеждиной)

2. Диктант № 2 по разделу « Сложное предложение с союзами и, а, но»

Отлёт птиц.

Прошло тёплое лето. Идёт ненастная, дождливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первые поднимают тревогу ласточки. Они чувствуют близость холодной осени. Ранний отлёт этих птичек предвещает раннюю зиму. Потом за ними летят стаи журавлей, уток, гусей и других перелётных птиц. С громким криком то косяком, то цепочкой улетают в тёплые страны наши дорогие друзья! Весной возвращайтесь в наши леса, а мы будем вас ждать!

Грамматическое задание:

1. Синтаксический разбор второго предложения

2. Морфемный разбор слов: отлёт, птичек

3. Фонетический разбор слов: утро (путь)

3. Диктант № 3 по разделу «Синтаксис и пунктуация »

Краски осени

Хорошо поработала осень, разукрасила всё вокруг. Под каждым деревом лежат жёлтые, багровые, бурые листья. Солнце не греет, но светит очень ярко. В его лучах разноцветными алмазами блестят дождевые капли на траве. Какая красота в лесу!


Небо чистое и очень синее. По небу медленно плывут белые облака. Воздух свеж и прозрачен.

На краю леса в золотом уборе стоят берёзы и клёны. Издалека виден яркий куст дикой смородины. Он оделся не в жёлтый, а в красный наряд. До чего же хороши краски ранней осени!

(По Г. Гуляевой)

4. Диктант № 4 по разделу «Три склонения имён существительных. Правописание ь после шипящих на конце существительных»

На рыбалке

Солнце уже садилось. Мы с дядей тронулись в путь. Дорога к реке шла через рожь. Всё в пути меня занимает. Вот пробежала мышь. Где – то слышится плач птицы. Так поёт сыч.

Вечер. Близится ночь. Кругом стоит полная тишь. Только не унимается дергач да камыш ведёт тихую беседу с рекой.

Начинаем удить. Сразу же попадается ёрш. Смотрю, а у дяди бьётся на леске огромный лещ. Про мелочь и говорить не приходится. Она попадается каждую минуту. Незаметно приходит полночь. Мы уходим в шалаш и там проводим остаток ночи.

(По С. Сладкову)

5 . Диктант № 5 по теме «Имя существительное»

Зимовка рыб

Наступила зима. Спят в своих норках ежи. Уснул до весны медведь в берлоге. Толстой корой покрыл мороз пруды, реки, озёра. Под водой тишина. Рыбы стоят на дне большими стаями. Их головы повёрнуты в одну сторону.

Место для зимовки рыбы находят осенью. Сом плавает летом в глубоких местах, ищет подходящую ямку. Он любит лежать в таких ямках. Днём он дремлет. Ночью выходит на охоту. Схватит маленькую рыбку, рака, лягушку. Зимой засыпает сом в своём убежище. Жизнь в подводном царстве затаилась до весны.

6. Диктант № 6 по теме «Имя прилагательное»

Идёт весна

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни, только лёгкий морозец всё никак не соберётся побежать вслед за зимой. Ещё пытается он оп утрам напугать весну. В лесу пролегли от деревьев длинные весенние тени, а около стволов подымает уже из – под снега робкие стрелы зелёная трава.

Всё дышит весной. Вот скоро выбросят первые серёжки деревья. Прилетят грачи. Поплывут по реке первые льдины. А пока ещё лесной народ оставляет на снегу свои автографы .

Но не долгий бег зимы. Скоро весенние ручьи наполнят голубой лес весенним журчаньем.

7. Диктант № 7 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Весной

С земли ещё не сошёл снег, а уже просится весна, земля холодна. Грязь со снегом хлюпает под ногами. Но как кругом всё весело, ласково! Воздух ясен и прозрачен. Солнце светит ярко. И лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Река надувается и темнеет. Она уже проснулась и скоро заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики. Хорошо так же гонять голубей под самую высь, привязывать на деревьях скворечники.

Всё хорошо в это счастливое время года!

(По А. Чехову)

8. Диктант № 8 по теме «Глагол»

Беловежская пуща

На десятки километров тянется пуща. Густые леса сменяются полями, болотами, лугами. В пуще встретишь различные виды зверей и птиц. И среди них знаменитый беловежский зубр.

В пуще много видов деревьев. Идёшь солнечным сосновым бором. Воздух пахнет сосновой и еловой хвоей. Вдруг среди мрачных елей мелькает белая берёзка. А вот круглая поляна. От солнца, цветов и бабочек поляна кажется яркой и весёлой.

В роще растут старые дубы. Есть гигантские сосновые ели, берёзы и клёны. Ходишь среди них и любуешься этими великанами . Сердце наполняется гордостью за родную природу.

(По Н. Деленковскому)

9. Итоговый контрольный диктант за 4 кл

Лесные санитары

Муравьёв называют лесными санитарами. Они поедают вредных гусениц. Их город называют муравейником. Жители одного муравейника за день съедают тысячи гусениц.

Муравьи тащат в муравейники стебельки, сухие палочки, веточки. В хорошую погоду они работают без отдыха до позднего вечера.

Муравьи рыхлят землю. От этого корни деревьев получают больше воздуха и влаги.

Ночью в ненастные дни муравьи прячутся в муравейник. Они закрывают все ходы и выходы.

Нельзя разрушать муравейник. От этого погибнет вся муравьиная семья. Тогда в лесу появится много вредных гусениц. Ребята, берегите муравейники!

(Из журнала «Юный натуралист»)

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Вариант 1

Прошло тёплое лето. Идёт ненастная, дождливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первыми поднимают тревогу ласточки. Они чувствуют приближение холодной осени. Ранний отлёт этих птиц предсказывает раннюю зиму.
За ними потянутся стаи журавлей, уток, гусей. С громким криком улетают в тёплые страны наши летние гости. Счастливого вам пути!

Грамматические задания

1. В предпоследнем предложении подчеркнуть главные члены.

2. Указать падежи всех существительных шестого предложения. (Ранний... .)

Вариант 2

В лес пришла осень. Редко теперь удаётся ежу съесть вкусный обед. Скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. Через высокие кочки, через лесные поляны идёт ёж.
В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает он в нору сухие листочки, мягкий лесной мох.Скоро придёт зима. Накроет его нору тяжёлый снежный сугроб. Под глубоким сугробом хорошо ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж.

Грамматические задания

1. В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения. Указать, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.

2. Выписать из текста два любых имени прилагательных, имеющих такой же состав, как в словевкусный. (Ответ: например, лесные, осенние, снежный, …)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Задания

1. Прочитайте. Выпишите описание внешности Насти, а затем Митраши.

2. Опишите внешность своего друга (подруги). Составьте 3–4 предложения.

Настя и Митраша

В одном селе осиротели двое детей. Их мать умерла, отец погиб во время Отечественной войны. Дети были очень милые.
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было только десять лет с хвостиком. Он был коренастенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Текст обучающего изложения.

Оленёнок

Однажды пограничники шли из наряда на заставу. Светало. Вдруг под густыми ветками огромного дерева что-то мелькнуло. Пограничники осторожно подошли к дереву и увидели маленького оленёнка. Он смотрел на людей доверчиво и с любопытством. Следов оленихи не обнаружили. С ней, видимо, что-нибудь случилось. Пограничники взяли оленёнка с собой.
На заставе прежде всего решили покормить его. Малыш ничего не брал в рот. Один пограничник предложил купить соску, и оленёнок жадно начал сосать молоко. Всеобщий любимец быстро рос и набирал силу. Он охотно ел печенье и конфеты, которые ему давали пограничники.
Оленёнок подрос, стал часто обижать домашних животных. Его отдали в питомник. Пограничники часто навещали его.

Примерный план

1. Пограничники нашли в лесу оленёнка.
2. Пограничники ухаживали за оленёнком.
3. Оленёнка отдали в питомник.

Справка: застава – воинское подразделение, несущее охранение; питомник – место разведения животных.

II. Сочинение-описание «Моё любимое дерево».

Опишите своё любимое дерево таким, каким его можно увидеть издалека, с большого расстояния.

1. На кого оно похоже? (На танцующую девушку? На сгорбленного старика? На какого-нибудь зверя лесного? На кого?)
2. Какой у дерева наряд? (На что похожа его крона? А ветви на что похожи? На руки? На чёрные молнии? На рукава зелёного платья? На что?)
3. Что сейчас делает твоё дерево? (Наклонилось, чтобы дотронуться до травы? Застыло в танце? Откинулось назад? Тянется к небу?)

Опиши своё любимое дерево так, чтобы каждому захотелось его увидеть.

III. С данными прилагательными составить и записать словосочетания с подходящим по смыслу именем существительным.Выделить родовые окончания имён прилагательных.

Праздный, праздничный
почётный, почтительный
понятный, понятливый
стекольный, стеклянный
запасной, запасливый
памятный, памятливый

Занятие, платье
гражданин,
поведение
малыш,
объяснение
ваза, завод
колесо, зверёк
человек, подарок

Контрольный диктант
за I четверть 2012-2013 учебный год.
Чудесная пора осени.
Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.
Я выхожу из дома, беру вёсла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собирал, словно.

Грамматические задания:
I вариант: третье предложение разобрать.
II вариант: десятое предложение разобрать.

2.Разобрать слова по составу: осенние, зеркальной, чудесная.

ДИКТАНТ Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения. Вариант 1 Осень
Прошло тёплое лето. Идёт ненастная, дождливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первыми поднимают тревогу ласточки. Они чувствуют приближение холодной осени. Ранний отлёт этих птиц предсказывает раннюю зиму. За ними потянутся стаи журавлей, уток, гусей. С громким криком улетают в тёплые страны наши летние гости. Счастливого вам пути! Грамматические задания 1. В предпоследнем предложении подчеркнуть главные члены. 2. Указать падежи всех существительных шестого предложения. (Ранний... .)
Вариант 2 Ёж В лес пришла осень. Редко теперь удаётся ежу съесть вкусный обед. Скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. Через высокие кочки, через лесные поляны идёт ёж. В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает он в нору сухие листочки, мягкий лесной мох.Скоро придёт зима. Накроет его нору тяжёлый снежный сугроб. Под глубоким сугробом хорошо ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж. Грамматические задания 1. В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения. Указать, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое. 2. Выписать из текста два любых имени прилагательных, имеющих такой же состав, как в словевкусный. (Ответ: например, лесные, осенние, снежный,) КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы. Задания 1. Прочитайте. Выпишите описание внености Насти, а затем Митраши. 2. Опишите внешность своего друга (подруги). Составьте 3–4 предложения. Настя и Митраша В одном селе осиротели двое детей. Их мать умерла, отец погиб во время Отечественной войны. Дети были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было только десять лет с хвостиком. Он был коренастенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ I. Текст обучающего изложения.
Оленёнок Однажды пограничники шли из наряда на заставу. Светало. Вдруг под густыми ветками огромного дерева что-то мелькнуло. Пограничники осторожно подошли к дереву и увидели маленького оленёнка. Он смотрел на людей доверчиво и с любопытством. Следов оленихи не обнаружили. С ней, видимо, что-нибудь случилось. Пограничники взяли оленёнка с собой. На заставе прежде всего решили покормить его. Малыш ничего не брал в рот. Один пограничник предложил купить соску, и оленёнок жадно начал сосать молоко. Всеобщий любимец быстро рос и набирал силу. Он охотно ел печенье и конфеты, которые ему давали пограничники. Оленёнок подрос, стал часто обижать домашних животных. Его отдали в питомник. Пограничники часто навещали его. Примерный план 1. Пограничники нашли в лесу оленёнка. 2. Пограничники ухаживали за оленёнком. 3. Оленёнка отдали в питомник. Справка: застава – воинское подразделение, несущее охранение; питомник – место разведения животных. II. Сочинение-описание «Моё любимое дерево». Опишите своё любимое дерево таким, каким его можно увидеть издалека, с большого расстояния. План 1. На кого оно похоже? (На танцующую девушку? На сгорбленного старика? На какого-нибудь зверя лесного? На кого?) 2. Какой у дерева наряд? (На что похожа его крона? А ветви на что похожи? На руки? На чёрные молнии? На рукава зелёного платья? На что?) 3. Что сейчас делает твоё дерево? (Наклонилось, чтобы дотронуться до травы? Застыло в танце? Откинулось назад? Тянется к небу?) Опиши своё любимое дерево так, чтобы каждому захотелось его увидеть. III. С данными прилагательными составить и записать словосочетания с подходящим по смыслу именем существительным. Выделить родовые окончания имён прилагательных. праздный, праздничный почётный, почтительный понятный, понятливый стекольный, стеклянный запасной, запасливый памятный, памятливый занятие, платье гражданин, поведение малыш, объяснение ваза, завод колесо, зверёк человек, подарок