Управление нормативно-справочной информацией. Нормативно-справочная информация в составе единой информационной базы (НСИ) Управление нормативно справочной информацией нси процессов снабжения

УДК 004.37.01

А.Х. Жиляев,
Институт информатики и
проблем регионального управления
КБНЦ РАН, н.с., г.Нальчик.

Введение

Создание единого информационного пространства – необходимое условие эффективного управления различными объектами, будь то предприятие, ведомство, регион или государство. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто, перемещение информации на разных уровнях и частях объекта управления поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем. Набирающие силу процессы глобализации мировой экономики, есть – по сути – интеграционные процессы. Такие интеграционные задачи особенно актуальны для России в связи с предстоящим вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации (НСИ). .

НСИ - это условно-постоянная часть всей информации в информационной системе (ИС), в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе работы в ИС. В состав НСИ входят: справочники, словари, линейные и иерархические списки, классификаторы, реестры, кодификаторы, данные из которых используются при формировании текущих документов.

Для обозначения подобной справочной информации в англоязычной литературе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM).. Однако, в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством, еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение “нормативная” отражает тот факт, что проблема создания справочников должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Если сегодня такие термины как, например, АСУ (Автоматизированные Системы Управления) или ИС (Информационные Системы) стали уже привычными, то аббревиатура «СУ НСИ» (Система Управления Нормативно-Справочной Информацией) нередко вызывает недоумение. Даже тот смысл, который лежит за ее расшифровкой, понятен зачастую только специалистам. НСИ – это не просто база данных, а сложно организованная система с множеством перекрестных ссылок между отдельными справочниками и классификаторами. Особенно важен механизм поддержки актуальности справочной информации. Требования к полноте, точности и актуальности информации в системе НСИ гораздо жестче, чем в обычной БД, так как при функционировании любой информационной системы, в том числе АСУ, информационное наполнение прикладных задач зависит от данных НСИ. НСИ является "фундаментом" всей ИС и управление этой системой должно быть централизованным. На рисунке 1. данные НСИ показаны нижним уровнем, "информационным фундаментом" всей структуры ИС.

Рис. 1 Уровни информационной системы

Именно централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволяет поддерживать унификацию данных, полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. Следовательно – иметь эффективно работающую ИС, решающую реальные задачи.

Разработка полноценного программного обеспечения для управления НСИ началась всего несколько лет назад. Ведущие производители программного обеспечения в последнее время уделяют все больше внимания средствам управления НСИ (в англоязычном варианте MDM, Master Data Management – управление основными данными).

Решение задач интеграции трудно представить без централизованного управления НСИ. Проблема управления НСИ возникает даже в таких автоматизированных и информационно обеспеченных структурах как банки или страховые компании. Системы управления НСИ позволяют не только аккумулировать данные из нескольких объединенных банковских систем, например, для формирования отчетности по нескольким учетным системам; но и решать задачи оперативного управления НСИ.

В России отсутствует единый центр формирования НСИ, аналогичной ГОСТам. И, хотя, в последнее время вступили в силу новые законы, связанные с разработкой и обращением электронных технических документов, они еще не оказали заметного влияния на ситуацию.

Роль НСИ в информатизации региона

Важная роль в реализации стратегии развития сферы информационных технологий в нашей стране принадлежит региональной информатизации. В последнее время в субъектах Российской Федерации активизировались работы по использованию информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности регионов. Этому способствовало проведение федеральными органами государственной власти ряда мероприятий и принятие нормативных документов в сфере использования информационных технологий на федеральном, ведомственном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из таких документов, призванным способствовать решению задач по комплексной информатизации региона является постановление Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.

Особая роль НСИ отводится также в программах информатизации отраслей и ведомств. Например, в опубликованном 31 марта 2010г. проекте Концепции Информатизации Здравоохранения особо подчеркивается, что информационные системы в здравоохранении должны проектироваться с учетом стандартов и регламентов и базироваться на единой НСИ. (В состав НСИ, применяемой в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений Российской Федерации входит всего 163 различных классификаторов и справочников)..

На уровне региона – цель реализации инфраструктуры НСИ в автоматизированных системах управления – создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах субъекта РФ, а также формирование базовых учетных реестров, обеспечивающих сбор и хранение предоставляемой информации по основным объектам управления регионом. Система управления НСИ, являясь централизованным хранилищем и единственным поставщиком общей НСИ для всех инфраструктурных и ведомственных информационных систем региона должна обеспечить информационную совместимость локальных информационных систем и приложений «электронного правительства» субъекта.

Очевидно, следующим шагом в развитии сферы информационных технологий в РФ должна стать последующая интеграция ведомственных, региональных и муниципальных ИС на федеральном уровне. Эта задача интеграции государственных ИС настолько сложна, что помимо стандартизации документов (например, на основе XML) и инфраструктуры интеграции в виде программного обеспечения, маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства и в области стандартизации описания данных.

Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK GoverNmeNt Metadata StaNdard), принятый в Великобритании. . Многие страны взяли за основу, так называемое «Дублинское ядро», включающее 15 элементов описания информации:

  • заголовок;
  • автор или создатель;
  • тема и ключевые слова;
  • описание;
  • публикатор;
  • другие контрибуторы;
  • дата;
  • тип ресурса;
  • формат;
  • идентификатор ресурса;
  • источник;
  • язык;
  • связи;
  • область (coverage);
  • управление правами.

Помимо самих элементов в «Дублинском ядре» имеются, так называемые, уточнения элементов, например: «Дата создания», «Дата публикации», «Дата окончания действия» и пр. Страны могут не только использовать это ядро, но и добавлять к нему любые дополнительные элементы, которые они считают необходимыми. Кроме того, первым инструментом при поиске информации, как правило, является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные определяются стандарты на список категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).

Выводы

При знакомстве с законодательством, направленным на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и организацию межведомственного информационного взаимодействия на государственном и муниципальном уровнях, видно:

  • фактическое отсутствие в нормативных правовых актах обязательных для выполнения требований к стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах, необходимых для обеспечения межведомственного обмена информацией;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых чётких требований к справочникам, классификаторам и схемам данных информационных систем, используемых в межведомственном информационном обмене;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых и обязательных для реализации всеми федеральными, региональными и муниципальными органами власти механизмов предоставления информации и оказания государственных услуг в электронном виде. .

На сегодняшний день, как в РФ, так и за рубежом, основная сложность реализации проектов в области оказания электронных услуг на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также, аналогичных межведомственных проектов, в условиях, когда требуются существенные усилия по интеграции данных и приложений, заключается не в применении тех или иных конкретных технологий, а в организации процесса принятия соответствующих стандартов и согласования архитектур информационных технологий различных организаций и ведомств.

Проекты в области оказания электронных услуг на государственном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях, которые осуществляются правительствами разных стран, предусматривают следующие основные типы стандартов:

  • стандарты данных;
  • стандарты межведомственного обмена информацией;
  • стандарты метаданных (и поиска информации);
  • стандарты безопасности.

Нужна единая современная методология ведения НСИ, иначе, по мере увеличения количества данных, система окажется неуправляемой.
Должны быть детально прописаны регламент и методика наполнения справочников и классификаторов, иначе будет чрезвычайно сложно обеспечить качественную и упорядоченную работу экспертов по ведению НСИ. Нужно четкое разграничение сфер компетенции и ответственности пользователей НСИ и экспертов по ее ведению.

Необходима высокоэффективная современная технология и система управления НСИ, решающая задачу многопользовательского доступа к ней с возможностью физического разграничения полномочий, реализующая взаимодействие пользователей с экспертами и обеспечивающая легкое масштабирование системы при наращивании как самой базы НСИ, так и количества обслуживающих экспертов.

Литература:
1. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 г. № Пр-212);
2. Проект постановления Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.
3. "Обзор НСИ", Издание Минэкономразвития, 2010г
4. "Концепция создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года», 2010г.
5. Полотнюк И. "Метаданные как базис интеграции", PC Week/RE (492), 2005г.
6. Ray Wang, Rob Karel. «Trends 2008: Master Data Management» 2008.

Понимая необходимость создания единственного источника достоверной (эталонной) НСИ, правильность которой будет признаваться всеми потребителями НСИ в пределах компании и организаций системы «Транснефть» (ОСТ), руководство компании инициировало проект создания системы АСУ НСИ как один из приоритетных в рамках программы реализации IT-стратегии.

Централизованные справочники - это фундамент, на котором возводится все здание Тиражного комплекса. Поэтому Автоматизированная система управления нормативно-справочной информацией (АСУ НСИ) была одной из первых систем, внедренных в рамках программы реализации IT-стратегии, - рассказывает руководитель проекта, главный технолог департамента информационных технологий ПАО «Транснефть» Сергей Строгов. - АСУ НСИ разрабатывалась в течение двух лет и была запущена в постоянную эксплуатацию в январе 2015 года. В создании системы принимало участие более 150 специалистов компании и подрядные организации.

Предназначение АСУ НСИ - обеспечение всех автоматизированных информационных систем компании и ОСТ эталонной нормативно-справочной информацией. Справочники АСУ НСИ лежат не только в основе информационных систем Тиражного комплекса, но и систем, эксплуатируемых в настоящее время в ОСТ.

В результате создания этой системы разработаны корпоративные регламенты ведения основных справочников, методики нормализации справочников, выполнено начальное наполнение справочников, созданы современные программные средства ведения и актуализации справочников.

Функции поддержания НСИ в актуальном состоянии возложены на отдел ведения НСИ ООО «Транснефть Финанс». Пользователи АСУ НСИ из ОСТ и компании, столкнувшись с нехваткой информации в справочнике, формируют запрос на добавление новых или изменение существующих записей в АСУ НСИ. Эксперты отдела ведения НСИ проверяют данные в запросах на соответствие методикам нормализации и другим документам, регламентирующим качество нормативно-справочной информации. В результате новая запись создается в справочнике или пользователь получает уточняющие вопросы и рекомендации по использованию текущих записей.

Справочник обязан отвечать нескольким параметрам - данные должны быть актуальными, полными и непротиворечивыми, - говорит начальник отдела ведения НСИ Дмитрий Морозов. - Для того чтобы добиться этого, в рамках АСУ НСИ мы решили задачи по разработке и внедрению эффективной методологии ведения справочников и классификаторов. Выстроили систему поддержки данных в актуальном состоянии, обеспечивающую их полноту, контроль целостности и непротиворечивости данных.

Как уже было сказано, данные НСИ изменяются на основании запросов пользователей.

Достаточно сказать, что ежедневно по всем справочникам поступает до пятисот запросов, а в период формирования в ОСТ планов закупки РЭН количество запросов пользователей НСИ (ответственных за планирование РЭН, закупщиков материально-технического обеспечения, тех, кто работает с документами по оперативному учету) увеличивается вдвое, - прокомментировал Дмитрий Морозов .

Система обеспечивает гибкие подходы к интеграции, и это снижает общие издержки на подключение новых систем. АСУ НСИ использует стандартные способы интеграции с Комплексной автоматизированной системой управления производственными активами (КСУА), Корпоративной информационной системой автоматизации финансово-хозяйственной деятельности (КИС ФХД), Системой электронного документооборота (СЭД), Модулем подготовки и хранения спецификаций (МПХС), КИС «Галактика», КИС «Флагман», Системой управления финансово-хозяйственной деятельностью «ИКАР» и другими системами.

В компании определены правила наименований и атрибутов элементов справочников АСУ НСИ, - рассказывает Сергей Строгов . - Сейчас к системе АСУ НСИ подключено 46 ОСТ и более 15 тысяч пользователей. АСУ НСИ - это основной рабочий инструмент для департамента организации и проведения торгов, департамента планирования РЭН, транспорта и надзора за строительным контролем и других структурных подразделений.

АСУ НСИ: состав справочников

Сейчас в системе четыре основных справочника: «Материально-технические ресурсы» (МТР), «Контрагенты», «Объекты», «Виды работ/ услуг». Основной объем работы пришелся на два первых справочника АСУ НСИ: «МТР» и «Контрагенты».

Основу справочника «МТР» составляет базовый классификатор, который включает более двух тысяч классов нижнего уровня. В основу была положена классификация, принятая в компании. Она была существенно детализирована в ходе разработки нового классификатора МТР и методик нормализации каждого класса.

Подход к реализации блока методических задач был типовой для такого рода проектов, - отмечает руководитель проекта от подрядной организации Олег Енин. - Однако в ходе реализации технических задач были предложены и разработаны уникальные для российского рынка решения, основанные на максимальной автоматизации разработанных методик. Прежде всего решение по автоматическому формированию наименований записей МТР по шаблонам, предусмотренным методиками нормализации. Пользователи выбирают значения основных характеристик МТР - наименование формируется автоматически.

Данное решение позволяет практически полностью исключить ошибки, вызванные так называемым человеческим фактором, и, как следствие, упростить процессы формирования запроса на новую запись пользователем АСУ НСИ и последующей обработки запроса экспертами отдела ведения НСИ.

В случае, когда необходимо поменять методики нормализации, например, при замене нормативного документа, снятия того или иного МТР с производства, добавления новых атрибутов в запись, формируется запрос отдельного типа. Данный запрос вначале рассматривают эксперты отдела ведения НСИ, затем кураторы от профильных департаментов ПАО «Транснефть».

Совокупность методического обеспечения и технических решений АСУ НСИ позволяет существенно снизить время обработки запросов в отделе ведения НСИ и обеспечить пользователей бизнес-подразделений нормализованной нормативно-справочной информацией в максимально сжатые сроки.

На данный момент объем справочника «МТР» превышает 1,2 млн. позиций, включая около 1 млн. позиций запасных частей, - оценивает проделанную работу Сергей Строгов . - В справочнике содержится не только номенклатура запчастей, но и ведется учет цен на них. Эта информация доступна всем ОСТ и позволяет более эффективно использовать финансовые средства компании.

Например, группа МТР «Автозапчасти, автошины и аккумуляторы» используется организациями системы «Транснефть» в процессе формирования лотов на закупку услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, специальной и дорожно-строительной техники.

Отдел транспортных средств и специальной техники департамента РЭН, транспорта и надзора за строительным контролем ПАО «Транснефть» ежегодно организует работу по актуализации производителей запасных частей, перечня выпускаемой продукции, наименования и ее стоимости, - приводит пример главный специалист отдела Алексей Крючков . - В период 2016-2017 годов в справочнике АСУ НСИ актуализирована продукция 170 предприятий-производителей. По результатам актуализации номенклатуры и стоимости в справочнике АСУ НСИ организации системы «Транснефть» ежегодно заключают с операторами консигнационных складов дополнительные соглашения на изменение стоимости запчастей.

Справочник МТР интегрирован с 33 информационными системами, которые эксплуатируются в 32 ОСТ.

Справочник «Контрагенты» содержит список всех юридических лиц, с которыми работают сотрудники компании и ОСТ. Исходными данными для справочника послужила информация из Системы Ведения НСИ OOO «Транснефть Финанс». С помощью методики нормализации были определены правила заполнения атрибутов записи контрагента. Справочник сейчас насчитывает более 90 тыс. записей.

АСУ НСИ решает задачу хранения актуальной информации и, самое главное, обеспечивает согласованность собственных справочников с общероссийскими и отраслевыми классификаторами и справочниками, такими как классификатор адресов КЛАДР, справочник банков «БИК ЦБ РФ», классификаторы стран мира, валют, единиц измерения, ОКАТО, ОКВЭД, - добавляет Дмитрий Морозов.

Таким образом, получается, что компания «Транснефть», государство и отраслевые предприятия говорят на одном понятном для всех языке.

Справочник «Контрагенты» интегрирован с 15 информационными системами, которые эксплуатируются в 14 ОСТ - с некоторыми организована интеграция с получением ответа-подтверждения о приемке записей, другие с помощью сервиса извлечения самостоятельно запрашивают информацию о контрагентах из АСУ НСИ по расписанию.

Справочник «Объекты» определен в Перспективной программе и обновляется ежеквартально на основании корректировок Программы. Он включает:

  • объекты Плана капитальных вложений ОСТ по Инвестиционной программе;
  • объекты Плана капитальных вложений по Программе технического перевооружения и реконструкции;
  • объекты Программы капитального ремонта;
  • объекты прочих капитальных вложений;
  • объекты Программы ликвидации.

Основной целью создания справочника являлась реализация функций тиражирования эталонных данных в информационные системы ОСТ. Изначально данные загружались из файлов MS Excel, направленных в отдел ведения НСИ. Сейчас настраивается интеграция с Корпоративной информационной системой управления программами (КИС УП) как поставщиком эталонных данных для дальнейшего тиражирования в информационные системы.

Справочник «Виды работ/ услуг» планируется использовать в Тиражном комплексе, в частности в Автоматизированной системе управления закупочной деятельностью (АСУ Закупки).

Это задел на будущее, - комментирует Сергей Строгов . - В нем отражается группировка работ и услуг. В его основу легли перечни работ и услуг, которые определены регламентами компании «Транснефть». Фактически - это «слепок» наших регламентов.

АСУ НСИ: развитие

АСУ НСИ - это «живая» и непрерывно совершенствующаяся система. С момента ввода в постоянную эксплуатацию выполнено более 400 изменений базового классификатора, специалистами службы технической поддержки реализовано порядка 750 улучшений, подключено 17 новых информационных систем.

Компанией инициирован проект по развитию функциональности АСУ НСИ, добавлению новых справочников. Так, в рамках проекта запланирована реализация автоматического сопоставления позиций справочника «МТР» с элементами реестра основных видов продукции (ОВП), который содержит перечень предприятий-производителей, прошедших инспекции комиссией ПАО «Транснефть», что позволит более эффективно ис- пользовать функциональность автоматического лотирования в АСУ Закупки. Добавляется справочник тарифных участков. Более полно и подробно будет вестись справочник ОСТ, включая структурные подразделения дочерних организаций. Запланирована интеграция с разрабатываемой Системой дистанционного обслуживания поставщиков (СДОП), что позволит подключить к АСУ НСИ внешних подрядчиков, а именно проектные институты.

Планируется развивать справочник МТР в части его централизованного применения. Задача, которую предстоит решить в ближайшее время, — создать единую базу неиспользованных МТР. Данные будут поступать от всех ОСТ в систему АСУ Закупки, которая будет помогать в подборе вариантов их использования.

В силу различных причин в ходе производственно-хозяйственной деятельности в ОСТ МТР остаются неиспользованными, и не все они могут быть использованы в производстве на этом же предприятии, - рассказывает заместитель начальника отдела планирования и реализации планов РЭН ПАО «Транснефть» Алексей Украинцев . - Такие МТР выявляются структурными подразделениями ОСТ, подлежат включению в сводный перечень невостребованных МТР, и перед нами стоит задача вовлечь их в производство. С целью унификации данного процесса в августе 2016 года был обновлен соответствующий отраслевой регламент. Регулярно проводимые компанией контрольные проверки ОСТ также направлены на то, чтобы информация о неиспользованных МТР «поднималась» на уровень компании и была общедоступна всем заинтересованным пользователям. В настоящее время в целях вовлечения собственных неиспользованных МТР специалисты отделов материально-технического снабжения и отделов комплектации ОСТ проделывают большую работу. Однако, учитывая растущий объем информации, поиск вариантов применения МТР внутри компании целесообразней осуществлять с помощью информационной системы.

Безусловно, реализация такой задачи невозможна без эффективного обмена информацией о неиспользованных МТР и применения централизованного справочника и единой кодировки номенклатуры МТР. Поэтому интеграция учетных систем ОСТ с АСУ НСИ является в том числе первоочередным этапом создания механизма объективного и быстрого подбора возможных путей вовлечения невостребованных в ОСТ МТР.

Создание АСУ НСИ является одним из успешных проектов, реализованных в компании и сформировавших долгосрочную информационную поддержку существующих и перспективных информационных систем, - резюмирует заместитель директора департамента информационных технологий ПАО «Транснефть» Дмитрий Лебедев. - АСУ НСИ - это базовый элемент Тиражного комплекса, задачи которого - обеспечить использование единых корректных и актуальных справочных данных. В АСУ НСИ описываются и классифицируются данные, необходимые для выполнения бизнес-процессов, регламентируется деятельность компании.

Кристина Гутовец

Отрасль: Энергетика и ЖКХ

Поскольку Росатом объединяет множество предприятий и организаций, создание общеотраслевых справочников является необходимым условием для централизации и обеспечения прозрачности закупочной деятельности и отношений с поставщиками, а также для организации совместной работы ИТ-систем предприятий отрасли. Именно поэтому проект по созданию единой отраслевой системы нормативно-справочной информации (ЕОС НСИ) был включен в «Программу трансформации финансово-экономического блока и информационных технологий» Госкорпорации. Система ЕОС НСИ охватит организации блоков «инжиниринг и строительство атомных станций», «эксплуатация атомных станций», «жизненный цикл ядерного топлива». По итогам открытого конкурса к реализации проекта была привлечена компания IBS, в качестве платформы выбрано специализированное решение SAP.

К настоящему моменту завершен пилотный проект по созданию ЕОС НСИ. В его рамках создан ряд справочников: «Контрагенты» (дебиторы/кредиторы, юридические лица, резиденты/нерезиденты), «Материально-технические ресурсы» (МТР), «Элементы промышленных объектов», «Единый план счетов», набор общероссийских справочников и классификаторов. Наиболее востребованными стали справочники «Контрагенты» (в настоящий момент содержит около 70 тыс. записей), «МТР» (около 150 тыс. записей) и «Единый план счетов». Уже в ходе пилотного проекта к ЕОС НСИ по справочнику «Контрагенты» были подключены 215 предприятий, по справочнику «МТР» - 35 предприятий. Всего в системе работает более 4 тыс. пользователей, их доступ обеспечен с помощью портального сервиса.

Сейчас ведутся работы по тиражированию системы. Ожидается, что к 2012 году общее число пользователей ЕОС НСИ достигнет порядка 10 тыс. человек. Таким образом, данный проект в области организации нормативно-справочной информации на платформе SAP станет одним из самых масштабных в мире и крупнейшим в Европе. Результаты проекта и возможности ЕОС НСИ будут использованы в целом ряде других ИТ-проектов Госкорпорации «Росатом». Среди них - создание единой отраслевой системы закупок, единой отраслевой системы интеграции корпоративных приложений, единой отраслевой системы документооборота, системы управления имущественными активами, внедрение системы единого расчетного центра и др.

«Централизация процессов ведения нормативно-справочной информации и использование соответствующей информационной системы, во-первых, повысит качество и достоверность информации, предоставляемой ИТ-системами. Во-вторых, позволит снизить затраты и временя для формирования консолидированной отчетности. В-третьих, минимизирует риски из-за неполноты или некорректности данных для платежей. Также это позволит оптимизировать и обеспечить прозрачность процессов закупок и работы с поставщиками, сократить время планирования закупок и снабжения МТР, оптимизировать процесс ведения НСИ за счет организации единой среды управления », – отметил руководитель направления по программе НСИ ЗАО «Гринатом» Кирилл Суковых .

В 21 веке мы вступили в такой период развития, когда представить жизнь без электронно-вычислительных машин и программного обеспечения к ним совершенно невозможно, которые помогают нам в повседневной жизни, увеличивают производительность отдельно взятого специалиста, ускоряют течение времени.

В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня.

В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня. Любое юридическое действо сопровождается соответствующей документацией. Поэтому в государственном документообороте таких документов еще больше, ведь эта сфера достаточно масштабная.

Любую справочно-информационную базу можно объединить в одно обобщающее название - нормативно-справочная информация . Безусловно, система требует наличия таких сотрудников, которые бы работали с ней. Специально для этого в фирме создается отдел, работа которого целиком посвящена тому, что работники ведут управление НСИ. Ведение нормативно-справочной информации - довольно ответственное дело, требующее обязательного внимания и высокого профессионализма.

Нормативно-справочная информация - это комплекс всех информационных вопросов и ответов на них, которые появляются в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Такая система состоит из огромного количества информации, которая передает всю необходимую информацию из различных областей человеческой жизни.

Хорошим примером для понимания НСИ являются специальные справочные информационные базы, представляющие собой перечень нормативных правовых законодательных актов, указов и законов. Такой работой должен заниматься специальный отдел.

Как правило, такой справочник нужен каждому специалисту и учреждению, которые напрямую и в обычные дни сталкиваются с проблемным вопросом получения какого-либо законодательного акта. Абсолютно все законодательные акты хранятся именно в справочниках, их довольно много и часто бывает, что найти необходимый проблематично. А наличие справочников НСИ (кроме того, их классификаторов) в большей мере упрощают дело. Взять, к примеру, самый обычный справочник болезней, в котором любой человек по конкретным симптомам может приблизительно получить наименование своей болезни, а также методы и способы ее лечения. Также НСИ активно применяется в целях решения различных задач, имеющих узкую специализацию и предназначенные для специалистов узкого профиля. Другими словами, любая организация должна иметь при себе специальный отдел НСИ, который, в свою очередь, будет заниматься такими делами, как - ведение информации, управление информации и т.д.

В состав НСИ обычно входят следующие информационно-аналитические компоненты:

  • справочники
  • классификаторы, например, такие как ОКДП, ОКАТУ и т.д
  • различные словари

Все эти данные в целом представляют собой мощный инструмент, способный решать многосложные и многоуровневые задачи.

Особенности и достоинства НСИ

Совокупность нормативно-справочной информации - это довольно мощный инструмент для хранения и качественной систематизации информации, входящей в ее компоненты.

Важным достоинством системы НСИ является возможность создания отчетов любой сложности, что способствует удовлетворению любых, даже самых сложных требований пользователя.

В заключение можно добавить, что системы НСИ - это мощный инструмент работы, которые просто необходимы в любых трудовых процессах каждого предприятия, а также в процессах работы федеральных и муниципальных органах самоуправления.

H4 class="g-subhead">Определение нормативно-справочной информации (НСИ)

Нормативно-справочная информация предприятия представляет собой структурированную определенным образом условно-постоянную информацию, предназначенную в целях формирования и описания бизнес объектов и бизнес-процессов компании.

Чаще всего, нормативно-справочная корпоративная информация состоит из справочников, нормативных документов, словарей, классификаторов и других разновидностей понятий, призванных сформировать объединенное корпоративное пространство информации.

Основу НСИ организации составляют три основные группы:

  • Информационная составляющая. Сюда относятся классификаторы, справочники и нормативные документы.
  • Программно-техническое обеспечение. Сюда входит комплекс программных, а также технических средств, которые предназначены для сбора, хранения и редактирования информации. Также они предназначены для обеспечения доступа к данным.
  • Организационное обеспечение. Сюда относится система регламентов и организационная структура для ведения, контроля и сопровождения процедур анализа и преобразования данных.

Системы, использующиеся для поддержки справочной информации, в настоящее время, пользуются высоким спросом у заказчиков и проектных интеграторов. Российские крупные компании стараются не столько приобрести такие системы, сколько принять активное участие в разработке своих программных решений данного вопроса. Быть может, приобретение подобной системы покажется Вам довольно дорогой, но поверьте, что она того стоит.

НСИ в организациях и фирмах

Компании, которые первоначально обратили внимание на высокую значимость систем по поддержке нормативно-справочной информации и вложившие свои средства в их разработку, уже сегодня получают неплохую прибыль.

Существует несколько основных причин, по которым руководители крупных компаний стараются пользоваться системами нормативно-справочной информации в своих организациях:

  • Необходимость интеграции информационных систем, что, в свою очередь, позволит заметно снизить затраты организации на самые различные процессы ведения НСИ;
  • Возможность использовать единую систему кодов справочной информации - это позволит автоматизировать генерирование корпоративной отчетности;
  • Возможность заметно повысить уровень достоверности и качества нормативно-справочной информации с помощью устранения возможности дублирования данных;
  • Уменьшение затрат на получение и обработку нормативно-справочной информации без потери качества этой информации.
1. Историческое наследие

«Историческое наследие автоматизации в крупных компаниях и холдингах в подавляющем большинстве случаев плачевно: отдельные системы и «системки» работают на разных программных платформах и используют разные локальные справочники, никак не связанные между собой, что препятствует информационному обмену и консолидации данных. Многие специалисты склонны в этой ситуации употреблять такие метафоры, как «лоскутная автоматизация» и «информационный зоопарк». Ключевым решением проблемы является создание Единой системы ведения нормативно-справочной информации, стандартизирующей и унифицирующей все информационные потоки внутри компании». (Из статьи президента НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» Д. Е. Гулько «Система нормативно-справочной информации: типовые ошибки и заблуждения» , опубликованной в журнале «Газовая промышленность» №6 в июне 2004 г.)

Эксперты НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» по результатам анализа информационных систем, используемых в крупных компаниях и государственных структурах, пришли к следующим выводам:

  • большинство используемых прикладных систем построены на разных программно-аппаратных платформах;
  • прикладные системы не интегрированы между собой, в них используются нестандартизованные и отличающиеся по структуре и составу справочники;
  • отсутствует централизованная система поддержки доступа пользователей к нормативно-справочной информации;
  • в существующих справочниках недостаточно полно описываются объекты учета, не унифицированы их наименования, не стандартизована система кодирования;
  • при структуризации больших информационных массивов не используются классификаторы, облегчающие поиск требуемой информации.
2. Существующие проблемы

Выделим некоторые основные проблемы ведения НСИ, значительно увеличивающие материальные и трудовые затраты многих компаний и государственных структур на выполнение важных бизнес-процессов:

  • консолидации заявок для централизованных закупок и составление сводных заявок;
  • формирования и исполнения бюджета в части материально-технического обеспечения;
  • размещения и контроля исполнения заказов, контроля складских остатков;
  • учета и контроля движения материальных потоков по всей логистической цепочке;
  • формирования и оперативного предоставления статистической и аналитической информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений.
3. Решения

В качестве решения указанных проблем ИНТЕРТЕХ предлагает создание Единой системы ведения НСИ, увязывающей в общекорпоративное информационное пространство всю нормативно-справочную информацию подразделений, дочерних предприятий и партнеров компании.

Для реализации этого решения необходимо:

Разработать и принять стандарты и регламенты ведения НСИ:

  • Стандарт Компании «Состав и структура Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования».
  • Регламент использования подразделениями и дочерними предприятиями Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования.
  • Регламент ведения и сопровождения Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования.
  • Регламент обеспечения доступа пользователей компании к ресурсам Единой системы ведения НСИ и их технической поддержки.

Использовать методику онтологической классификации и кодирования, разработанную специалистами ИНТЕРТЕХ.

Методика позволяет стандартизировать действия специалистов-экспертов при осуществлении ими операций по классификации и кодированию групп (классов) объектов учета, определению свойств (признаков) классов и их значений, построению навигационных иерархий.

Методика включает описание типовых запросов пользователей, разбитых на группы по степени неопределенности и неточности формулировок и рекомендации по действиям специалистов (экспертов) службы поддержки.

Внедрить автоматизированную систему, обеспечивающую:

  • поддержку принятой технологии классификации и кодирования информации;
  • доступ пользователей к ресурсам Единой системы ведения и управления НСИ – прямой, через web-интерфейс или через существующие прикладные системы;
  • работу служб сопровождения Единой системы ведения и управления НСИ, систем классификации и кодирования в соответствии с разработанным регламентом.

4. Этапы работ

Ниже приведены основные этапы работ по созданию Единой системы ведения и управления НСИ.

5. Суть подхода

Предлагаемый подход в своей основе опирается на принципы эволюционности, адаптивности, преемственности, стандартизации и унификации, учета человеческого фактора.

Эволюционность развития системы предполагает пошаговый переход к современным принципам ведения и сопровождения корпоративной НСИ. Общая схема такого подхода выглядит следующим образом: старое -> старое + новое -> новое, когда на промежуточных этапах допускается параллельное существование старой и новой систем.

Адаптивность системы к специфике и ландшафтам существующих прикладных систем (включая системы ERP-класса), к используемым различным системам классификации и кодирования, предполагает способность системы интегрироваться с внешними системами.

Преемственность позволяет сохранить все лучшее и ценное, что наработано годами и десятилетиями. Это касается использования потенциала специалистов НСИ, не нарушения функционирования действующих прикладных систем, возможностей миграции и преобразования накопленных информационных массивов.

Стандартизация и унификация регламентов и методики использования и сопровождения корпоративной НСИ, систем классификации и кодирования, что позволяет обеспечивать постоянную актуальность и доступность НСИ в масштабах всей компании.

Учет человеческого фактора подразумевает возможность работы в системе различных категорий пользователей, с разными навыками и «степенью продвинутости» в области информационных технологий, эргономичность дизайна и «дружественность» системных интерфейсов.

6. Программное обеспечение

Ontologiс 4.6 широко используется многими крупнейшими российскими компаниями в качестве платформы для MDM-решений. На данной платформе разработаны и внедрены системы управления НСИ (MDM) в таких компаниях, как ТНК-BP, Татнефть, СИБУР, ИНТЕГРА, Норникель, Трансмашхолдинг, Транснефть, ГОЗНАК, Полюс-Золото, НОВАТЭК и др.

С учетом опыта таких внедрений, компания «ИНТЕРТЕХ» поставляет готовое типовое решение для системы управления НСИ .

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

6.1. Архитектура решения

Состав компонентов решения:

  • сервер приложений;
  • сервер базы данных;
  • интеграционный модуль;
  • клиентские приложения (АРМ-ы).

Используемое для сервера приложений программное обеспечение:

  • IIS 7.5 или выше;
  • .NET Framework 4.5

Используемое для сервера базы данных программное обеспечение:

  • Microsoft Windows Server 2008 R2 Standard или Microsoft Windows Server 2012 R2 Standard;
  • Microsoft SQL Server 2012 Standard или Microsoft SQL Server 2014 Standard;
  • .NET Framework 4.5.

Используемое на АРМ-ах пользователей, экспертов, администраторов ПО:

  • Операционная система: Microsoft Windows 7/8/10, 32 или 64-bit;
  • .NET Framework 4.5;
  • Microsoft Excel 2007/2010/2013/2016;
  • Internet Explorer 11.

6.2. Функциональность системы

Функции поиска данных:

  • поиск по атрибутам записи справочника (наименования и пр.);
  • поиск по текстовым полям с использованием словоформ;
  • таксономический поиск по свойствам/характеристикам;
  • поиск по иерархиям классификаторов/рубрикам навигаторов.

Функции экспорта и печати информации о записях справочника:

  • экспорт данных во внешние файлы в форматах.xls, .txt, .mdb, .xml;
  • печать найденных позиций справочника.

Функции пользователя по актуализации справочника:

  • формирование/редактирование запроса на добавление/изменение позиции справочника;
  • отправка запроса на добавление/изменение позиции в Службу НСИ;
  • мониторинг состояния обработки запроса.

Функции эксперта по ведению НСИ:

  • обработка запроса на добавление/изменение позиции;
  • ведение библиотеки классов (создание/корректировка иерархий);
  • создание/изменение позиций в справочнике;
  • добавление к позиции справочника документов;
  • формирование отчетов, связанных с обработкой пользовательских запросов и актуализацией справочников;

Функции администрирования системы:

  • настройки классификаторов и справочников и связей между созданными таблицами;
  • редактирование структуры справочника (добавление/удаление/изменение формата полей в записи справочника);
  • экспорт-импорт данных;
  • добавление и редактирование функциональных ролей пользователей;
  • регистрация пользователей, назначение функциональных ролей и активация пользователей;
  • архивирование данных и восстановление данных из архива;
  • аудит действий пользователей;
  • настройка и мониторинг работы модулей и компонентов системы (вкл. интеграцию с прикладными системами).

6.3. Информационное наполнение

Решение поставляется с преднастроенной структурой справочников и классификаторов и загруженным демо-контентом. В состав входят:

МАТЕРИАЛЫ (МТР):

  • Классификатор с иерархиями и таксономическими наборами свойств;
  • Справочник со следующими атрибутами: наименование материала, марка, технические характеристики, ссылки на стандарт, на класс Ontologic, на группу материалов и др.;
  • Вспомогательные справочники (группы МТР, единицы измерения и др.).

КОНТРАГЕНТЫ:

  • Справочник контрагентов со следующими атрибутами: наименования контрагента, ИНН, КПП, адреса, контактная информация и др.;
  • Справочник банков.
  • Справочник расчетных счетов контрагентов.
  • Вспомогательные справочники (организационно-правовых форм, адресов и др.).

КАСТОМНЫЕ СПРАВОЧНИКИ И КЛАССИФИКАТОРЫ:

При помощи развитых гибких средств настройки и администрирования, платформа Ontologiс 4.6 позволяет создавать кастомные справочники и классификаторы заданной структуры, в том числе справочники и классификаторы документов, объектов учета и т.д. Также возможна гибкая донастройка существующих структур справочников и классификаторов.

6.4. Возможности интеграции

Средства интеграции решения на платформе ONTOLOGIC 4.6 позволяют настраивать различные сценарии репликации обновлений данных из ЕС НСИ в прикладные системы заказчика с использованием интеграционных шин (SAP PI/XI, IBM WebSphere, и др.) или файлового обмена.


7. Ожидаемые результаты от внедрения системы
  • Централизованное хранилище нормативно-справочной информации, функционирующее в рамках единого информационного пространства Компании, и включающее всю номенклатуру материально-технических ресурсов и других объектов учета, находящихся в распоряжении Компании.
  • Централизация функций ведения нормативно-справочной информации на основе разработанных корпоративных стандартов классификации и кодирования.
  • Единый регламент и технологическая среда доступа пользователей к НСИ, ведение и управление НСИ экспертами (классификатор и справочник) и техническая поддержка системы администраторами.
  • Встроенные в систему программные средства, поддерживающие необходимый уровень безопасности данных и постоянную их актуализацию, исключающие хранение дублированной, ошибочной или устаревшей информации.
  • Интеграция классификаторов и справочников НСИ в действующие управленческие, бухгалтерские и другие системы, позволяющая упорядочить и сократить расходы на процессы ведения нормативно-справочной информации.
  • Оперативное предоставление руководству компании информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений.
8. Почему «Интертех»

ИНТЕРТЕХ является разработчиком и владельцем уникальной методологии и технологии построения классификаторов корпоративного уровня, программного обеспечения «ОК» и наполненных баз данных, что позволяет комплексно «под ключ» решить все описанные выше проблемы.

ИНТЕРТЕХ является профильной компанией , единственной в России занимающейся проблемой классификации и унификации описаний промышленной продукции, товаров, работ и услуг, на высоком научно-техническом уровне, с использованием современных эффективных технологий и методов онтологической классификации. ИНТЕРТЕХ имеет государственную аккредитацию в качестве научной организации.

ИНТЕРТЕХ имеет реальные внедрения своих решений по построению Единых систем ведения НСИ, классификации и кодирования (онтологического классификатор).

ИНТЕРТЕХ ведет полный цикл проектных работ – от консалтинга, включающего обследование и анализ существующих информационных систем, потоков и процессов, выработку рекомендаций по реинжинирингу, разработку нормативно-регламентной и методологической базы, до разработки и внедрения «под ключ» готовых систем.

ИНТЕРТЕХ внедрил в свой производственный процесс и использует систему менеджмента качества в полном соответствии с требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

ИНТЕРТЕХ ведет активное взаимодействие и координацию работ в области классификации с Госстандартом РФ, Минэкономразвития РФ, Минэнерго РФ, Минпромнауки РФ, ТПП РФ.

ИНТЕРТЕХ имеет все необходимые лицензии (ФАПСИ и Гостехкомиссии при Президенте РФ) на право работы с системами защиты информации на территории РФ.

Разработанные ИНТЕРТЕХ системы и решения прошли экспертизу и имеют положительные отзывы ряда министерств и ведомств, в том числе Госстандарта РФ, Минпромнауки РФ, Высшей школы экономики, ТПП РФ, РСПП, Российской Академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ и т.д.