Презентация на тему размножение и развитие насекомых. Размножение и развитие насекомых презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему

Насекомые раздельнополые, большинство из них с хорошо выраженным половым диморфизмом.

Половые железы парные.

Половые железы самок – яичники. Половые железы самцов - семенники. Яйца богаты желтком и откладываются во внешнюю среду.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие и размножение насекомых Точка, точка, Два крючочка – Это лапки у жука. Два блестящих лепесточка Раздвигаются слегка. Справа – точка, слева – точка, В чёрных крапинках бока. Я подую на жука – Улетай за облака! Словно красный вертолёт, Прямо в небо он уйдёт. Франтишек Грубин

Давайте вспомним

Насекомые раздельнополые, большинство из них с хорошо выраженным половым диморфизмом. Половые железы парные. Половые железы самок – яичники. Половые железы самцов - семенники. Яйца богаты желтком и откладываются во внешнюю среду.

Развитие с полным превращением

Благодаря таким различиям в источниках пищи и местах обитания ослабляется внутривидовая конкуренция, что способствует процветанию насекомых.

Развитие с неполным превращением

Количество производимого одной самкой потомства может быть очень велико: саранча производит в течение жизни от 500 до 900 яиц, царица пчел - до 1,5 млн, царица термитов откладывает до 30 000 яиц в день, т.е. несколько миллионов в год (живет же она 10 лет). Царица термитов и ее свита

У насекомых наблюдается и партеногенез. Так, у общественных перепончатокрылых партеногенетические яйца дают только самцов (трутней), т.е. из неоплодотворенных яиц выходят трутни. У тлей, например, путем партеногенеза образуются самки, причем самка отрождает живую личинку (живорождение).

При создании презентации были использованы следующие интернет - ресурсы https://yandex.ru/images/ http://znanija.com/task/5306231 Спасибо за внимание!


Выделительная

система Органы выделения:

Мальпигиевы сосуды (2-150 сосудов)

- эктодермального происхождения

- одиночно, в пучках

- однослойный эпителий, мышцы

- продукт выделения - мочевая кислота

Ректальные железы - реабсорбция воды

Лабиальные железы (открываются в

Мальпигиевы

основании нижней губы) – остаток

таракана

Жизнь животных, 1969

Органы накопительной экскреции:

Жировое тело (уратные клетки)

Нефроциты

Фагоцитарные органы

Внутреннее строение насекомых

Дыхательная

Трахеи с тенидиями

Типы расположения дыхалец (до 10 пар):

голопнейстический, гемипнейстический,

апнейстический

Воздухоносные пути:

стигма - атриальная полость – трахея – трахейная

сеть – трахеола – концевые веточки трахеолы

Трахейная

Воздушные мешки

таракана

Диффузное - постоянно открытые дыхальца

Активное - расслабление и сжатие брюшка

Дыхательные системы:

Открытые – имеют стигмы

Закрытые (апнейстические)– поступление газов

Трахейная

через трахейные, ректальные, дыхальцевые

жабры, покровы

Жизнь животных, 1969

Трахейные жабры - пластинчатые, кустистые

Функции трахей: проводники воздуха,

Лекция 19. Внешнее и внутреннеений скелет строение насекомых

Внутреннее строение насекомых

Кровеносная

Система незамкнутая

Полость тела – гемоцель

Сердце: камеры, остии с клапанами

Аорта – открывается свободно

Кровоток крыльев: жилки. Кровоток

конечностей. Правило Каруса

добавочные сердца

Жизнь животных, 1969

Пульсирующие ампулы,

мембранозная сократительная

перепонка

Гемолимфа – бесцветная, желтоватая

Состав: гемоглобин, гемоциты, плазма

Нервная система

Система - брюшная нервная цепочка: Центральная:

Головной мозг

Протоцеребрум: зрительные доли, грибовидные тела – ассоциативные центры

Дейтоцеребрум: обонятельные доли - усики

Тритоцеребрум - верхняя губа, начало симпатической системы

Нервная цепочка: ганглии сконцентрированы

по оси тела

Подглоточный ганглий - ротовые конечности

Периферическая: нервы центральной и

симпатической системы, нейроны

Симпатическая - три отдела: стоматогастрический,

Центральная

брюшной, хвостовой

Нейросекреторные клетки

нервная система

система пчелы

насекомых

Железы внутренней секреции: прилежащие

Жизнь животных, 1969

тела, кардиалные тела, проторакальные

Лекция 19. Внешнее и внутреннее строение насекомых

Нервная система и органы чувств

Органы чувств

Основа органов – сенсиллы (одиночные, в органах)

Механорецепторы:

Сенсиллы - трихоидные,

колоколовидные, хордотональные Органы - Джонстонов, тимпанальные

Хеморецепторы:

Волоски

Пластинки

Ямки

Механорецепторная

сенсилла

Тимпональный орган кузнечика: голень передних ног (1) и срез голени (2)

Лекция 19. Внешнее и внутреннее строение насекомых

Нервная система и органы чувств

Органы чувств

Фоторецепторы:

Сложные глаза (oculi)– группа

омматидиев

www.luminance-contrast.com

дневных насекомых –

Терморецепторы на

хоботке комара

аппозиционные

ночных – суперпозиционные. Аккомодация

Простые глаза (1-3 глаз) – иннервация от протоцеребрума

латеральные глазки личинок

насекомых с полным

www.gluca.narod.ru

метаморфозом (стеммы) -

иннервация от зрительных

«Фасеточное» зрение

насекомых

Рецепторы

Лекция 19. Внешнеевлажностивнутреннее строение насекомых

Терморецепторы

Лекция 20. Размножение и развитие насекомых.

Строение половой системы

Биология размножения

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

Происхождение метаморфоза

Модуль 4. Целомические животные: членистоногие, иглокожие, 17

гемихордовые

Строение половой системы

система Раздельнополые

Половой диморфизм

Половые железы – парные Женская система

Яичники: гермарий, яйцевые трубки (овариолы), ножка, каликс

Яйцеводы, влагалище, семяприемник, совокупительная сумка, придаточные железы, яйцеклад

Мужская система

Семенники: гермарий,

фолликулы(трубочки)

Семяпроводы, семяизвергательный

канал, дополнительные железы,

Половые органы таракана

совокупительный орган

ОплодотворениеЛекц я 20внутреннее,. Разм ож ние и развитие насекомых.

сперматофорное

Биология размножения

Фото Е.В.Борисовой ©

Партеногенетическое размножение тлей в течение лета

Биология

размножения

Яйцекладущие, живородящие

размножение обоеполое, партеногенез, чередование поколений (тли)

Педогенез (двукрылые), полиэмбриония (наездники)

Жизненные циклы:

без чередования поколений с обоеполым половым размножением

с чередованием обоеполого и партеногенетического поколений

Индивидуальное развитие:

Яйцо: 2 оболочки (желточная,

хорион), микропиле (одно или

несколько)

Деление ядра, цитоплазмы

Миграция энергид в периплазму

Образование зародышевой

Вид зародыша с брюшной стороны

Закладка зародышевых листов:

Дробление яйца и образование

мезодерма - иммиграция,

зародыша насекомых

www.e-lib.gasu.ru

инвагинация клеток зародышевой

Лекция 20. Размножение и развитие насекомых.

энтодерма - из клеток на концах

мезодермы (из желточных клеток)

Проверочная работа по теме

Вариант 1

1 (1 – 2 балла)

Имеется перечень представителей типа «Членистоногие»: камчатский краб, комар, сенокосец, рак широкопалый, жук майский, паук-серебрянка .

Выпишите: а) насекомых, б) паукообразных.

2 (3 – 4 балла)

Перечислите отделы тела и органы каждого отдела тела у майского жука как представителя класса Насекомые.

3 (5 – 6 баллов)

Каковы строение и функции половой системы пчелы медоносной как представителя класса Насекомые?

4 (7 – 8 баллов)

Сравните строение и функции органов дыхания рака узкопалого и майского жука.

5 (9 – 10 баллов)

Родина колорадского жука – Северная Америка. В естественных условиях он живёт на скалах гор и питается дикими паслёновыми растениями. Попав же в Европу, стал злейшим врагом картофеля. Почему?

_______________________________________________________________

Проверочная работа по теме

«Внешнее и внутренне строение насекомых»

Вариант 2

1 (1 – 2 балла)

Имеется перечень представителей типа «Членистоногие»: кокосовый краб, тарантул, муха комнатная, рак узкопалый, паук-крестовик, жук-короед.

Выпишите: а) насекомых, б) ракообразных.

2 (3 – 4 балла)

Перечислите отделы тела и органы каждого отдела тела у пчелы медоносной как представителя класса Насекомые.

3 (5 – 6 баллов)

Каковы строение и функции кровеносной системы майского жука как представителя класса Насекомые?

4 (7 – 8 баллов)

Сравните строение и функции органов выделения рака широкопалого и пчелы медоносной.

5 (9 – 10 баллов)

Самые массивные насекомые – жук-геркулес длиной до 12 см и палочник – до 26 см. Такой же размер имеют в размахе крыльев некоторые бабочки. Это предельные размеры. Почему же не существует более крупных насекомых, например, с большую собаку?

по использованию мультимедийного продукта

Петреня Игорь Михайлович, учитель химии и биологии государственного учреждения образования «Брагинская средняя школа» г.п. Брагин Гомельской области Республики Беларусь.

Дата создания:

ноябрь 2013.

Программа исполнения:

Power Point 2010.

Вид:

мультимедийная презентация.

Название:

Размножение и развитие насекомых.

Назначение:

наглядное средство обучения для использования учителем на уроке биологии по теме «Размножение и развитие насекомых» в 8 классе учреждений общего среднего образования Республики Беларусь.

Возможно использование в школах России и стран СНГ.

Соответствие УМК:

Л.В.Камлюк, Е.С. Шаоапёнок. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Минск. Народная асвета. 2010

Комплектация:

презентация, текст письменной проверочной работы по теме «Внешнее и внутреннее строение насекомых» для 2 вариантов, настоящие рекомендации.

Пояснение к использованию

Пособие состоит из 21 слайда.

1 слайд титульный.

2 слайд содержит информацию о формах проверки (устно и письменно) уровня усвоения учащимися изученных тем, подготовки домашнего задания и вопросы для устного фронтального опроса.

3 слайд соответствует этапу постановки познавательных задач для учащихся на уроке.

4 слайд поможет учителю актуализировать знания учащихся о строении и функциях системы органов размножения насекомых.

5 слайд поможет учителю сформировать познавательный интерес учащихся к необычным способам размножения насекомых на основе использования ресурсов Интернета.

Структура слайда двуслойна: 1 слой «Живорождение», 2 слой «Партеногенез».

6 слайд направлен на формирование наиболее общих, характерных, особенностей размножения представителей насекомых.

7 слайд поможет учителю формировать у учащихся основные представления о развитии насекомых с полным метаморфозом.

8 слайд: содержание направлено на усвоение схемы последовательного развития насекомого с полным превращением на примере бабочки монарха.

9 слайд поможет учителю формировать у учащихся понимание биологической роли личиночной стадии у насекомых с полным метаморфозом.

10 слайд: информация и фотографии окрашенных препаратов окажут содействие в формировании понимания биологической роли стадии куколки у насекомых с полным метаморфозом.

Слайд двуслоен: 1 слой информационный, 2 слой демонстрационный, способствует формированию представлений о развитии органов куколки.

При переходе от 1 слоя ко 2 использован анимационный приём «Вход. Фигура» по щелчку, длительность 2 секунды.

11 слайд окажет содействие учителю в формировании у учащихся общих представлений о типе развития с неполным метаморфозом и насекомых, развивающихся по этому типу.

12 слайд окажет содействие в усвоении учащимися этапов развития насекомых с неполным метаморфозом, наличии отличительных черт от изученного типа развития.

13 слайд формирует представление о последовательном развитии стадии личинки у насекомых с неполным метаморфозом на примере саранчи, сходстве в образе жизни и питании личинки и взрослого насекомого и результате – конкуренции. Позволяет увидеть в динамике последнюю линьку личинки на примере цикады. Показывает Интернет как источник интересной и полезной информации.

Слайд двуслоен. 1 слой: развитие личинки саранчи; 2 слой: последняя линька личинки цикады.

При переходе между слоями использован анимационный приём «Вход. Фигура» по щелчку, длительность 2 секунды.

14 слайд содержит общую информацию о вши головной как представителе насекомых, развивающихся без метаморфоза.

15 слайд окажет содействие в формировании понимания жизненного цикла головной вши как представителя насекомых с развитием без метаморфоза.

16 слайд окажет содействие в закреплении знаний и подведении итогов урока.

17 слайд содержит информацию о структуре и формах подготовки домашнего задания.

Для слайдов 18 – 20 применён приём «Скрыть слайд» с целью перехода от слайда 17 к слайду 21.

21 слайд является копией титульного, но имеет дополнительно внизу слева кнопку «Ссылки», являющейся гиперссылкой на слайд 18. Кнопка работает по щелчку.

Благодарю Вас за использование моей разработки. Мне важно услышать Ваши критические замечания, которые Вы можете оставить для меня на странице материала на сайте или направить по адресу ihar . piatrenia @ gmail . com .

С уважением,

Слайд 1

Государственное учреждение образования «Брагинская средняя школа» г.п. Брагин Гомельской области Размножение и развитие насекомых Разработал учитель химии и биологии Петреня Игорь Михайлович

Слайд 2

Проверим домашнее задание Устно 1. Какое царство живых организмом мы изучаем? Назовите несколько признаков царства. 2. Какой тип живых организмов мы изучаем? Назовите несколько признаков типа. 3. Какие классы организмов относятся к изучаемому нами типу? Какие классы мы закончили изучать? Какой класс изучаем сейчас? 4. Перечислите основные признаки изучаемого нами класса организмов. Письменно Выполните, пожалуйста, задания, которые вы получили. 3/21/18 2

Слайд 3

Задачи урока Вспомним известное: размножение и развитие ракообразных и паукообразных; строение половой системы насекомых. Узнаем новое: различные типы развития насекомых. Учимся сравнивать: развитие и размножение насекомых с развитием и размножением ракообразных и паукообразных; разные типы развития насекомых. 3/21/18 3

Слайд 4

Особенности размножения насекомых Вспомним строение и функции половой системы у самца 3/21/18 у самки 4

Слайд 6

Особенности размножения насекомых Характерные признаки класса: раздельнополые животные, оплодотворение внутреннее, характерен половой диморфизм, чаще всего размножаются, откладывая яйца, возможен партеногенез, возможно живорождение. 3/21/18 6

Слайд 7

Развитие с полным превращением, Бабочки, жуки, мухи, или с полным метаморфозом комары развиваются с Бабочка монарх 3/21/18 полным метаморфозом. У взрослого животного по сравнению с личинкой другая форма тела, конечности, ротовой аппарат, иные внутренние органы, есть крылья; у них разный образ жизни. Чтобы это произошло, нужна стадия покоя – куколка – самая загадочная стадия 7 развития.

Слайд 8

Развитие с полным превращением, или с полным метаморфозом Стадии развития: Бабочка монарх 1 2 4 3 3/21/18 1) взрослое насекомое, 2) яйцо (сильно увеличено), 3) личинка, 4) куколка. Бабочка откладывает оплодотворённые яйца на нижнюю поверхность листа, веточку растения. Считается, что яйца насекомых с метаморфозом не содержат много 8 питательных веществ.

Слайд 9

Развитие с полным превращением, Этот тип развития – приспособление, позволяющее или с полным метаморфозом Личинка проволочники 3/21/18 выживать в различных, часто неблагоприятных условиях жизни. Оплодотворённое яйцо не имеет большого запаса питательных веществ. Поэтому и нужна стадия прожорливой личинки – стадия накопления питательных веществ для дальнейших преобразований. Различия в питании – отсутствие внутривидовой конкуренции – способствует расселению насекомых. 9 На фото: личинки жуков-

Слайд 10

Развитие с полным превращением, Стадия куколки – это фантастически интересная, или с полным метаморфозом необычная, часто Куколка загадочная и не видимая человеку стадия развития насекомых. Это стадия относительной неподвижности. У куколки имеются зачаточные крылья, согнутые в коленях ноги, антенны, хотя все эти органы неподвижны. Личиночные глаза заменяются на фасеточные. Куколки не способны питаться, так как ротовой аппарат неподвижен. Они не способны передвигаться, так как мышцы у них в состоянии формирования. Внутри куколки перестройка почти всех систем органов, иногда очень Слева внутренние, асложный справа – процесс! Это сильная. Это –чрезвычайно внешние органы питательным веществам, возможно благодаря 10 3/21/18

Разнообразие насекомых

Класс Насекомые - самый многочисленный в царстве Животные. Насекомых на нашей планете великое множество. Сегодня известно около 40 000 видов позвоночных животных и около 250 000 животных беспозвоночных, не включая насекомых. Что же касается последних, то их более 1 миллиона .


  • 1. С неполным превращением:
  • Яйцо – личинка – взрослое насекомое.
  • 2.С полным превращением:
  • Яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое.

Развитие с неполным превращением

Личинки кузнечиков, которые появились из яиц, похожи на своих родителей и формой тела, и образом жизни. Отличаются они от взрослых только размерами, отсутствием крыльев и несформированностью половой системы. Подрастая, личинки несколько раз линяют, у них вырастают крылья, и со временем они становятся способными к размножению.


  • Отряд Тараканы
  • Отряд Клопы
  • Отряд Прямокрылые
  • Отряд Вши
  • Отряд Стрекозы

Отряд Прямокрылые

Жесткие передние крылья в сложенном состоянии защищают тонкие задние крылья от повреждений

Задние ноги – рычажного типа, благодаря этому Прямокрылые хорошо прыгают.




Отряд Стрекозы

Представители этого отряда исключительно хищные животные. У стрекоз очень подвижная голова с крупными глазами и грызущими ротовыми органами. Тело удлинено, имеется две пары сетчатых крыльев.

Личинки стрекоз живут в воде и дышат с помощью трахейных жабр. Нижняя губа личинок удлинена, она может выбрасываться вперёд и захватывать добычу.


Стрекозы одни из наиболее совершенных летунов среди насекомых. Их полет высокоманевренный: они способны зависать в воздухе и развивать скорость до ста километров в час.

Эти насекомые великолепные охотники. Благодаря своей быстроте и ловкости они легко могут ловить других насекомых на лету. Крупные стрекозы могут даже спускаться к самой воде, чтобы схватить маленькую лягушку или рыбку.


Отряд Клопы

Водяной скорпион

Водомерка

Клоп-солдатик

Среди клопов есть водные и наземные формы, растительноядные и кровососы. Все они имеют колюще-сосущий ротовой аппарат, плотные передние крылья и мягкие перепончатые задние. На груди есть железы, выделяющие неприятно пахнущее вещество.

Постельный клоп

Отряд Тараканы

Отряд Вши

Развитие с полным превращением.

При развитии с полным превращением из яйца вылупляется личинка, совсем не похожая на взрослое насекомое. Такие личинки не имеют сложных глаз, у них отсутствуют конечности, ротовые органы другого строения. Личинки обитают обычно в другой среде и питаются другой пищей, в отличие от взрослых.



  • Отряд Бабочки(Чешуекрылые)
  • Отряд Двукрылые
  • Отряд Перепончатокрылые
  • Отряд Жуки(Жесткокрылые)

Отряд Жесткокрылые или Жуки

У всех жуков грызущий ротовой аппарат, твёрдые надкрылья, прикрывающие тонкие прозрачные крылья задней пары и брюшко.


Растительноядные жуки питаются листьями и древесиной.

Дровосек-усач и усач еловый


Жуки – вредители культурных растений

Личинки и взрослые колорадские жуки питаются листьями картофеля, из-за этого клубни не могут получить необходимого развития, и весь урожай погибает.

Долгоносики или слоники повреждают сельскохозяйственные культуры и лесные породы. Их насчитывается около 45 тысяч видов.


Жуки - хищники

Эти жуки уничтожают вредителей растений: тлей, гусениц и других насекомых.

Жужелицы

Красотел пахучий

Божья коровка


Жуки сапротрофы питаются растительными и животными остатками, тем самым выполняют роль санитаров .

Мертвоед

Могильщик

Навозник

Скарабей


Эти жуки – обитатели водоёмов.

Гладыш

Вертячки

Жук-плавунец


  • Жук-геркулес вместе со своими роговыми выростами достигает длины 17,5 см.Обитает он на Малых Антильских Островах.
  • Жук-голиаф превышает длину 10см. Обитает он в Африке.



Строение бабочки

БАБОЧКА

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

А. Фет

В этом стихотворении поэт допустил биологическую ошибку. Какую?




На теменной части головы у бабочек находится пара усиков(антенн). Они бывают булавовидные, нитевидные, перистые, щетинковидные и другие. Без усиков бабочка жить не сможет. Ими воспринимаются сигналы из окружающей среды: запахи, колебания воздуха и др.

Основной едой бабочек является цветочный нектар, поэтому у них сосущий ротовой аппарат.



Домашнее насекомое

Тутовый шелкопряд стал приносить людям пользу около 7000 лет назад. Из коконов этой бабочки получают шелковое волокно, из которого производят ткань. Тутовый шелкопряд полностью одомашнен, и в природе его уже не встретишь.


Разнообразие бабочек

1. Дневной павлиний глаз.

2. Желтушка.

3. Аполлон.

4. Подалирий.

5.Мнемозина.

6.Зорька



Отряд Перепончатокрылые

Этот отряд объединяет разнообразных насекомых: пчел, шмелей, муравьев, наездников, ос и других. Представители этого отряда имеют ротовые органы грызущего или грызуще-лижущего типа и две пары перепончатых крыльев. У самок ос, пчел и шмелей есть жало – яйцеклад, втянутый в брюшко.

Шмели


Разнообразие перепончатокрылых

Наездник

Муравьи


Медоносная пчела

Пчела производит мед – исключительно полезный продукт питания. Мед – это нектар цветков, измененный в зобе рабочих пчел под действием ферментов. Кроме этого пчелы вырабатывают воск для постройки сот. Человек применяет воск в парфюмерии, медицине, для приготовления красок и лаков.




Отряд блохи

Этот отряд объединяет бескрылых кровососущих насекомых. Их тело сплющено с боков, глаза развиты слабо. Они имеют колюще-сосущие ротовые органы и прыгательные ноги. Блохи сосут кровь человека и животных и являются переносчиками опасных заболеваний.


Отряд Двукрылые

Личинки и куколки комаров живут в пресных водоемах и служат пищей для рыб. Взрослые особи питаются нектаром и являются опылителями цветов, а вот самки сосут кровь человека и животных. Кровососущие комары могут переносить возбудителей различных опасных заболеваний: малярии, желтой лихорадки и других.



Слепни и оводы

Слепни – кровососущие насекомые длиной 2-3 см. самка за один раз поглощает столько крови, сколько выпивает 70 комаров или 4000 мошек.

Овод – насекомое длиной около 2 см, его тело покрыто густыми волосками. Взрослые особи не имеют ротовых органов и пищу не принимают. А вот их личинки развиваются в коже животных, принося последним большие страдания .


  • Определите к какому отряду относятся эти насекомые.