Гласная после шипящих в окончаниях. «Написание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урахчинская основная общеобразовательная школа»

Рыбно-Слободского муниципального района

Республики Татарстан

«Написание О и Е после шипящих

в окончаниях и суффиксах

существительных и прилагательных»

(урок русского языка в 4 классе)

Подготовила и провела

учитель начальных классов Чугунова Любовь Николаевна

2016 год

Тема: Написание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

Цель: формирование правописания о, е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

Задачи: - выявить степень усвоения учащимися знаний о частях речи (существительные, прилагательные), морфем слова;

Создавать условия для развития навыков правильного написания букв О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных у младших школьников.

Развивать связную речь, творческое мышление, умение сопоставлять, анализировать и обобщать.

Тип урока : урок изучения нового материала.

УУД: предметные : применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные : освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

Метапредметные

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, карточки, таблицы).

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Планируемые результаты : обучающийся научится объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

Основные понятия: написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание

Ресурсы : Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник 1 ч.;

Байкова Т.А. Русский язык. 4класс: Тетрадь для самостоятельных работ №1; карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, таблицы с выводами и алгоритмом работы над написанием О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, план урока, презентация.

Формы работы : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Ход урока:

I . Организационный момент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Начнем урок русского языка.

Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради, проверьте свою посадку, запишите число 12 декабря, классная работа.

Исследование языкового материала .

У: ребята. Обратите внимание на доску. На доске написаны словосочетания. Почему после шипящих поставлены разные гласные в следующих словах?

В дремуч е м лесу вышитый платоч е к

сторож е вой катер пушистый снеж о к

в больш о м доме теплым луч о м

еж о вые рукавицы огромной чаш е й

Вы можете воспользоваться подсказкой. (разобрать слова по составу)

Учитель: Запишите в тетрадь слова с орфограммами после шипящих, выделите морфему. (Гриша работает на листочке)

В какой морфеме встречаются орфограммы правописания гласных после шипящих? Одинаково ли они пишутся?

Предполагаемый ответ : гласные суффиксе, окончании и пишутся по-разному.

У: о чем будем говорить на уроке?

ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА

Правописание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

(Тему урока на доску)

ПОСТАНОВКА целей урока учениками с помощью приёма домысливания

(продолжить предложения) :

1. Познакомимся ………..

2. Закрепим правописание …………

3. Проверим свои ………….

II . Актуализация знаний учащихся о правописании О и Е после шипящих в суффиксах существительных

У: Сейчас мы проведём ФИНК - РАЙТ – РАУНД РОБИН

Ваша задача подумать. Вставить нужные буквы на листочках. Потом по очереди зачитать свой ответ с листочка. (работаем в группах)

Д: вставляют нужные буквы

У: Ребята , возникли трудности при написании слов.

Д: да

У: какие трудности?

Д: написание букв о-е после шипящих

Что же получается? Проблемная ситуация

Д: Возникает проблема: какую букву надо написать после шипящих в суффиксе О или Ё.

У: как же решить проблему? Посмотрим в какой части слова находится данная орфограмма?

Для этого необходимо узнать, от основы какого слова образованы данные слова.

Д: Слово бочок образовано от основы слова бок при помощи суффикса -ок. Значит эта орфограмма находится в суффиксе.

Запись в тетради столбиком слов: бок-, баран-, т.д.

Чтение плаката Летучей Мыши на с 135

В СУФФИКСАХ существительных под ударением пишется О, без ударения - Е, если эти существительные образованы от других существительных:

мужич о к – (от мужик);/

скворчонок – (скворец);/

овражек – (от овраг);/

У: Расставляем ударения в словах на листочках. Проверяем, правильно ли вставили пропущенные буквы после шипящих, используя правило. Записываем данные слова. Какое чередование видим? (к/ч, н/ш, т.д.)

III . Упражнения на закрепления написания О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных

    Упражнение 103, с 103

У: Прочитайте стихотворные строки.

Д: Нарезал горький луч(ё\о)к старич(ё\о)к

Поужинал им и залёг боч (ё\о)к.

У: Выпиши слова с суффиксом -ок- столбиком. Рядом с каждым из этих слов запиши слова, от основы которых они образованы. Покажи видимое на письме чередование согласных [к ] \ [ ч ].

Д: лу ч ок – лу к

стари ч ок- стари к

бо ч ок – бо к

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Наклонились вправо, влево

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

IV . МИКС ПЭА ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН)

У: Что такое существительное?

Д: Имя существительное это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется под ударением?

Д: в суффиксах существительного под ударением пишется О.

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется в безударном положении?

Д: В безударном положении в суффиксах существительного пишется буква Е

У: Что такое имя прилагательное?

Д: Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?

У: А какие буквы пишутся в суффиксах прилагательных после шипящих?

V . Формирование знаний учащихся правописания О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных

Правило летучей мыши стр.136.

У пражнение 105, с 137

А) У: Прочитайте задание про себя. Стол №… Участник №… , скажите, что нужно делать.

Д: От основ существительных нужно образовать прилагательные с помощью суффикса -ов- или -ев- и записать их. В получившихся словах нужно поставить ударение и выделить суффикс.

(взаимопроверка)

У: У вас на столах есть карточки со словами. У меня тоже есть карточки со словами. Я поднимаю карточку, а вы составляете словосочетание, выбрав из списка подходящие по смыслу существительные и поставив их в нужную форму.

1 группа слова прилагательные: ключ…, камыш…, морж…, ёж… .

2 группа слова существительные: вода, заросли, ус, семейка.

У: Составьте два предложения, в которых будут использованы все четыре словосочетания.

Д: например: Ежовая семейка пошла за ключевой водой. Вдруг из камышовых зарослей появился моржовый ус.

VI . Формирование знаний учащихся правописания О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных

Правило летучей мыши, стр.137

Выполнение упражнения 106, стр.137

VII . Итог урока Рефлексия. ( Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Наш урок подошёл к концу.

Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием.

Возьмите тот смайлик, который скажет о вашем настроении на уроке.

    Какую цель мы перед собой сегодня ставили в начале урока?

    Приложение

    В дремуч е м лесу вышитый платоч е к

    сторож е вой катер пушистый снеж о к

    в больш о м доме теплым луч о м

    еж о вые рукавицы огромной чаш е й

    Боч..к, бараш..к, снеж..к, барсуч..нок, веноч..к, платоч..ек, пастуш..к.

    ключ…

    камыш…

    морж…

    ёж…

    вода

    заросли

    ус

    семейка

  1. о , в соответствии с произношением:

    а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, кишмишом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вирáжем – в фотографии, пейзáжем, престúжем, типáжем, тоннáжем, хронометрáжем; плáчем; апáшем, плю́шем; óвощем; дáчей, нóшей, пúщей );

    б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужóго, большóго (ср. безударные окончания: ры́жего, хорóшего );

    в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок ), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок ), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка );

    г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый ), -он (с беглым о : смешон );

    д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо .

  2. После шипящих п о д у д а р е н и е м пишется е(ё) , хотя произносится о :

    а) в окончаниях глаголов, например: лжёт, течёт ;

    б) в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать ;

    в) в суффиксе -ёвк- отглагольных существительных, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка – от прилагательного ножовый );

    г) в суффиксе -ёр- существительных, например: стажёр, ретушёр ;

    д) в суффиксе -ённ-(-ён-) страдательных причастий, например: сражённый, орошённый, прекращённый; сражён, орошён, прекращён; в суффиксе -ён- отглагольных прилагательных, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость ;

    е) в предложном падеже местоимения что : о чём, на чём; в словах причём , нипочём .

§ 36. Гласные после ц

  1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о , без ударения – е . Например: концóм – пáльцем, купцóв – торгóвцев, пальтецó – плáтьице, берцóвый – сúтцевый, окольцóвывать – окольцевáть .
  2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в отличие от написания в корнях,

Предмет: русский язык

Класс: 5 кл.

Тема урока: Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных

Тип урока : ОНЗ

Основные цели урока:

1) сформировать умение строить правила на примере правила написания О – Е после шипящих и Ц;

2) сформировать умение применять правило написание О – Е после шипящих и Ц;

2) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Универсальные учебные действия :

Регулятивные :

Высказывать предположения на основе наблюдений;

Формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;

Соотносить цели и результаты своей деятельности;

Определять степень успешности работы.

Познавательные:

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;

Группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование урока : проектор, интерактивная доска, ноутбук, раздаточный материал: 1) карточка с заданием для пробного действия; 2) таблица для задания на первичное закрепление во внешней речи; 3) карточка самостоятельной работы; 4) карточка с заданием на этапе включения в систему знаний; 5) цветные карточки.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I . Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм

Личностные:

уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1.Подводящий диалог

2.Морфемный разбор слов

Презентация Слайд 3:

ш..лковый, ч..рточка.

3. Задание на пробное действие (слайд 4):

Н а слайде представлены слова):

Шёпот дружок врачом

Н а слайде 5 представлены слова:

Дружок врачом овражек солнцем

4.Запись темы урока в тетрадь

Задает вопросы,

предлагает выполнить морфемный разбор, объяснить орфограмму.

− Сегодня новая тема, вы сами откроете еще одно новое знание. С чего мы обычно начинаем нашу работу?

Верно. С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.

Ребята, вспомните, что такое орфография?

− Как называется буква, написание которой вы должны определить по какому-либо правилу?

− Что такое морфема?

− Назовите виды морфем.

В каких морфемах могут встречаться орфограммы?

Выполните морфемный разбор слов, вставив пропущенную орфограмму. Графически обозначьте орфограмму.

На какую орфограмму пропущены буквы? Что вы повторили?

Прочитайте слова.

– Что общего у этих слов?

– А какие различия заметили?

Можно ли применить известное вам правило написания букв ё , о после шипящих? Почему?

– Сформулируйте тему урока.

Посмотрите на следующий слайд

–Уточните тему урока. Прочитайте название темы в учебнике

§ 99, стр 76 и сравните со своей формулировкой

Запишите тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы записывают слова

С повторения

Орфография – система правил правописания слов.

Орфограмма.

Это часть слова.

Приставка, корень, суффикс, окончание.

Во всех перечисленных морфемах.

Выделяют морфемы, определяют орфограмму, вспоминают правило правописание о-ё после шипящих в корне слова.

Существительные, есть шипящие, гласный под ударением.

Разные буквы после букв шипящих – ё и о .

Не в корне, а в суффиксе и окончании.

Слово с гласной е после шипящего и слово солнце, где вместо шипящего стоит буква ц

«Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных».

Предметные:

анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия.

Регулятивные:

находить и исправлять ошибки, оценивать. Коммуникативные:

осуществлять самопроверку и взаимопроверку.

Регулятивные:

высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока

III. Выявление места и причины затруднения.

Что ещё нового предстоит узнать? Какова же цель вашей деятельности?

− Да, нам необходим план действий. Шаги плана уже есть, но они перепутались. Восстановите последовательность ваших действий.

В каких случаях пишется о , а в каких е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных.)

Составим план действий

Предметные и регулятивные:

искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Вывешивает на доску шаги в перепутанном порядке:

Предлагают свои версии

Предметные и регулятивные:

искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по выбранным основаниям.

Коммуникативные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V .Физкультминутка .

Вместе с детьми выполняет упражнения

Вместе с учителем выполняют упражнения

VI . Реализация построенного проекта.

Работа по слайдам 6-8

Прочитайте слова на слайде.

Укажите опознавательный признак орфограммы

- Назовите орфограмму букву –гласного в этих словах.

Предположите какое условие выбора букв о или е в словах каждого столбика будет главным?

−Сформулируйте правило.

Сравните свой вывод с текстом правила в учебнике на стр 76

−Теперь постройте алгоритм определения гласной после шипящих.

Читают слова на слайде, отвечают на вопросы.

Шипящие и ц.

Буквы о-е

Если в словах ударение падает на сомнительную гласную, то пишется О, если на другую букву – пишется Е.

В суффиксах и окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения е.

Читают правило в учебнике

Учащиеся предлагают свой вариант, согласованный вариант эталона фиксируется на доске

1. Найти шипящий(ц) перед гласным в слове.

2. Определить морфему с сомнительной гласной.

3. Определить часть речи

4. Поставить ударение.

4. Применить правило.

Предметные:

преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные:

свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII .Первичное закрепление учебного материала.

Применение полученных знаний на практике.

Заполнение таблицы данными примерами, работа по таблице на интерактивной доске, парная работа

− Что теперь надо сделать?

У каждого из вас на столе таблица. Закрепить умение применять правило написания О – Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных вам поможет следующее задание: распределите слова, находящиеся у вас на партах, в колонки таблицы.

− В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?

− Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?

Надо научиться применять построенное правило.

Выполняют задание, часть слов проговаривают во внешней речи при заполнении таблицы на интерактивной доске, часть слов выполняют в парах.

Оценивают работу

Предметные и регулятивные:

строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу.

VIII .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

− Как проверить, усвоили вы новое правило или нет?

– У вас на партах лежат карточки с заданием

Вставьте пропущенные буквы.

− У кого возникли затруднения при выполнении работы?

− В каком месте возникло затруднение?

− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

− У кого задание не вызвало затруднений?

− Вы все молодцы!

Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.

Выполняют работу, вставляют пропущенные буквы, после выполнения сопоставляют с эталоном самопроверки

Предметные: самостоятельно решать учебные задачи.

IX .Включение в систему знаний и повторение

Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему?

Первое задание (слайд 9) : Определите значения слов, подберите синонимы. Эти слова-синонимы должны содержать в себе изучаемую орфограмму. Объясните ее графически.

Проверьте себя по образцу

Второе задание – выборочный диктант. Я вам продиктую предложения, а вы на слух определите слова с изучаемой орфограммой и выпишите их в соответствующие колонки

Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.

Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.

Самопроверка по образцу

Предметные:

анализировать, строить рассуждения, делать выводы.

Предметные:

владеть приёмами выборочного аудирования.

VIII .Рефлексия учебной деятельности

Что нового вы узнали на уроке?

− Что необходимо сделать, прежде

чем мы закончим урок?

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чем у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

– У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

Узнали правописание букв О/Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных.

Подвести итог нашей работы.

Узнать правило правописания букв о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных

Регулятивные:

соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

IX .Домашнее задание

Параграф 99, выучить правило, упр.557

Записывают задание.

Приложения к уроку:

Карточки № 1.

Гласная

Морфема

суффикс

окончание

суффикс

окончание

Образец для проверки

Гласная

О (под ударением)

Е (без ударения)

Морфема

суффикс

окончание

суффикс

окончание

Подушечка

Ландышем

Чертежом

Человечек

Старшему

Карточка № 2

Самостоятельная работа

Камыш..м

книж..нка

пейзаж..м

девч..нка

со страж..ей

с гусениц..й

руч..нка

пальтец..

с полотенц..м

прыж..к

Предложения для выборочного диктанта:

1) Лошади бежали рысцой.

2) Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей.

3) Плывет кораблик-солнышко, кругом лучи кольцом.

4) Грузовик остановился у покрытой плющом дачи.

5) Ласточка свила гнездо под крышей.

6) Над рощей пронеслась туча.

7) Подобрали ребята двух птенцов.

8) Мы любовались громадами снежных дворцов.

Образец для самопроверки:

Фразы для рефлексии:

Я знаю правописание г ласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных .

− Я знаю, в каких случаях пишется О, в каких – Е после шипящих и Ц.

− В самостоятельной работе у меня все получилось.

− Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

− Я доволен своей работой на уроке

В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквами ж, ш, ч, щ, звуки [ж] и [ш] произносятся твёрдо, а звуки [ч’] и [щ’] - мягко.

Ср.: жил [жы́л], шёл [шо́л] - лучом [луч’о́м], Щорс [Щ’о́рс].

Разнообразие написаний гласных после шипящих объясняется историческими причинами.

1.12.1. Гласные И, Ы, А, Я, У, Ю после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся гласные ы, я, ю , а пишутся и, а, у :

жи л, ши на, чи ж, щи пать, жа ть, ша г, ча с, ща вель, жу рчит, шу ршит, чу до, щу пальца.

Исключения: брошю ра, жю ри, парашю т (и производные от них: парашю тный, брошю ровать и т.д.), а также некоторые иноязычные имена собственные, например: Жю ль, Сент-Жю ст, Чю рлёнис, Мкртчя н, Лонжю мо, Шя уляй и др.

1.12.2. Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

Пишется Е (Ё ) Пишется О
А) В корнях слов под ударением
1. Можно подобрать однокоренное слово с е , например: шё рстка - ше рсть, чё рт - че рти, шё пот - ше пчет; жё лтый - же лтеть . 1. Нельзя подобрать однокоренное слово с е , например: крыжо вник, трущо ба, шо рох, шо ры, шо рник, шо ркать, чо каться, чо порный, чо хом; Шо лохов, Що рс, Печо ра, Печо рин, Ижо ра .
2. При изменении слова или в однокоренных словах есть беглость гласных (например: шо в - шв а, обжо ра - жр ать, жо м - жм у, жм ых ).
3. Во многих заимствованных словах (причем как в ударных, так и в безударных слогах), например: шо к, шо мпол, шо рты, артишо к, капюшо н, крюшо н, шо у, шо колад, Шо тландия, шо ссе, шо фёр, шо винист, боржо м, джо нка, пижо н, мажо р, мажо рдом, креп-жо ржет, жо нглёр, анчо ус и др.
Б) Слова, образованные от глагола жечь
Глаголы и отглагольные прилагательные, причастия, например: ожё г руку, поджё г крышу, сожжё нный, жжё нный . Существительные, например: ожо г руки, поджо г дома, изжо га .
В) В окончаниях и суффиксах
1. В безударном положении в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: с пейза́же м, с да́че й, ры́же го (котёнка), хоро́ше го (друга). 1. Под ударением в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: под лучо́ м, со свечо́ й, большо́ го (успеха), с чужо́ го (плеча).
2. В безударном положении в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: до́че нька, горо́ше к, плече во́й, плю́ше вый . 2. Под ударением в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: казачо́ к, девчо́ нка, чащо́ ба, моржо́ вый, грошо́ вый .
3. Без ударения на конце наречий, например: неуклю́же , бога́че . 3. Под ударением на конце наречий, например: свежо́ , общо́ .
4. Без ударения в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: гре́ше н - грешна, стра́ше н - страшна . 4. Под ударением в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: княжо́ н - княжн а, смешо́ н - смешн а .
5. Под ударением в суффиксе существительных -ёр , например: дирижёр , стажёр .
6. Под ударением в окончаниях глаголов, например: печёт , жжёт .
7. Под ударением в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: разжёвыва ть, выкорчёвыва ть .
8. Под ударением в отглагольных существительных с сочетанием суффиксов -ёвк-а , например: корчёвк а (от корчевать), ночёвк а (от ночевать ).
9. Под ударением в суффиксе страдательных причастий -ённ- (-ён- ), а также в производных от них существительных, например: копчён ый - копчён ости, тушён ый - тушён ка, сгущённ ый - сгущён ка.
10. В предложном падеже местоимения что : о чём , а также в словах нипочём, причём, ни при чём .

Обратите внимание!

1) Слово ше роховатый не воспринимается как однокоренное со словом шо рох .

2) Слово трещо тка , хотя и образовано от глагола, но не имеется сочетания суффиксов -ёвк-а , поэтому пишется с гласным о .

3) В наречии ещё нет суффикса, поэтому на конце пишется ё .

4) В фамилиях и географических названиях под ударением после шипящих в суффиксах может писаться как -ов , так и -ёв (зависит от традиции).

Ср.: Лихачёв, Пугачёв, Сычёвка, но: Ромашов, Балашов, Межовск.

1. Написание е или о после ц в окончаниях и суффиксах определяется ударением: под ударением пишется о, без ударения - е: деревцо - деревце, крыльцо - рыльце, творцом - сердцем, хитрецой - дверцей, окольцованный - окольцевать, танцор - вытанцовывать - танцевать и др.

2. После ц в окончаниях пишется ы в соответствии с произношением: границы, знаменосцы, птицы, куцый, куцым, куцые, а также в словах на цын: сестрицын.

Примечание: В написании фамилий четких разграничений нет: Голицын, Спицын, Станицын, но: Вицин.

Упражнение 11. Образуйте имена существительные:

1. с суффиксом -ок- или -ек-: крюк, борщ, мужик, луг, боровик, овраг, сапог, рог;

2. с суффиксом -опок- или -ёнок-: ёж, бочка, мышь, лягушка, волк, гусь, грач, стриж;

3. с суффиксом -онк- и -еньк-: рука, нога, душа, собака.

Чем объясняется разное написание суффиксов?

Упражнение 12. Образуйте от данных существительных имена прилагательные с суффиксом -ов-, -ев-.

Алыча, баржа, вещь, грош, ерш, каланча, камыш, клещ, ключ, кулич, кумач, межа, плечо, спаржа, сторож, свеча.

Упражнение 13. Напишите имена существительные, данные в упражнении 12, в форме творительного падежа единственного числа.

Упражнение 14. Перепишите, расставляя ударения и вставляя пропущенные буквы. Устно объясните написание каждого слова.

1. Бараш...к - судач...к; борщ...к - горош...к; воротнич...к - звоноч...к; горш...к - пельмеш...к; запаш...к - камеш...к; колыш...к - кореш...к; подсолнуш...к - порош...к; простач...к - замоч...к; хлебуш...к - хомяч...к.

2. Бельч...нок, волч...нок, грач...нок, мальч...нка, мыш...нок, казач...нок.

3. Глянц...вая (бумага); вытанц...вывать (казачка); танц...вать (парами); (группа) комсомольц...в; лисиц...на (нора); (дело) с конц...м.

Упражнение 15. Подберите по 2-3 прилагательных с ударным о и безударным е в суффиксах. Составьте с ними предложения.

Упражнение 16. Составьте с приводимыми словами словосочетания, запишите их по образцу.

Образец: сморчок, волчонок, горячо, смешон, холщовый.

Алычовый, борщовый, душонка, дымочек, жеребеночек, зародышевый, пушок, неуклюже, звоночек, чесучовый, девчонка, ландышевый, малышок, общо, пастушонок, малышовый, кармашек, простачок, грошовый, гребешок, цыпленочек.

Упражнение 17. Вставьте пропущенные буквы и распределите слова в две колонки:, выбор гласных зависит 1) от чередования и 2) от ударения.

Ж...луди, ч...рствый, ш...пот, каланч...й, кирпич...м, неудач...й, ореш...к, лавч...нка, ковш...м, беч...вка, пощ...чина, прич...ска, рубаш...нка, саранч...й, горяч..., жгуч..., свеж..., зеркальц...м, юнц...м, ж...лтый, румянц...м, реш...тка, ж...сткий, уж...м, ремеш...к, финиш...м, реч...нька, реч...нка.

Упражнение 18. Объясните написание о или е после шипящих в следующих словах.

Вечёрка, жонглировать, смешон, исключён, нужен, крыжовник, обжёгший, пижон, схвачен, прожорливый, шорник, обучен, чащоба, мажор, кошёлка, отмечен, поражён, шоковый, чечётка, нежен, шофёрский, вымощен, боржоми, счёты, сморщен, расщёлкать, смущён, расчёсанный, шоколад.

Упражнение 19. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните значение слов.

Ц...ркуль, панц...рь, рец...див, ц...кнуть, ц...анистый, ц...вилизац...я, ц...клоп, ц...рюльник, ц...стерна, ц...почка, ц...трус, ц...ферблат, ц...тата, инц...дент, энциклопедия.

Упражнение 20 (повторительное). Перепишите, вставляя пропущенные буквы и группируя слова по правилам их написания.

Взбеш...нный, душ...нка, (купаться) голыш...м, смеш...н, бич...вать, больш...го, ещ..., пораж...н, кипуч..., ноч...вка, мякиш...м, смущ...нный, взбеш...н, уничтож...н, калач...м, распаш...нка, бесстыж...го, (остаться) неуч...м, суш...ный, старш...го, размеж...вка, плач...м, раскорч...вать, уничтож...нный, меньш...го.

Упражнение 21. Вставляя недостающие орфограммы, выпишите слова в три колонки: гласные е - о после шипящих 1) в корне; 2) в суффиксе; 3) в окончании.

1. Ож...гся на молоке - и на воду дует. 2. Шутил волк с жеребц...ом, да зубы в горсти унес. 3. Щ...голь ходит живот поджав. 4. Плач...м горю не поможешь. 5. Много есть - не велика честь: обж...рой назовут. 6. Хорош...го не купишь деш...во. 7. Хорош садовник, хорош и крыж...вник. 8. Не сердись- печ...онка лопнет. 9. Своя сторона по ш...рстке гладит, чужая - насупротив. 10. Кто деревц... посадит, тот человеку друг. 11. На хороший цветок и пч...лка летит. 12. Бережливый - что стыдливый: чуж...го не возьмет. 13. Хорош... жить в поч...те, да ответ велик. 14. Мысль с сердц...м, а речь с перц...м. 15. Лучше смолоду быть умным, чем под старость мудрец...м. 16. И на ш...ссе бывают ухабы. 17. С умелым бойц...м победа, дружит. 18. Не чванься отц...м, хвались сыном-молодц...м. 19. Лиц...м хорош, да душ...и непригож. 20. Не заслонить солнца рукавиц...и, не убить молодца небылиц...и. 21. Невелик сверч...к, да громко поет. 22. Есть сердц..., да закрыто дверц...й. 23. Русский ни с меч...м, ни с калач...м не шутит. 24. С вином поводишься, нагиш...м находишься. 25. Попался зверек, коль на рыльц... пуш...к.

(Пословицы и поговорки)

Упражнение 22. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов.

Старим...к, откоч...вывать, регуш...р, корч...вка, освеж...нный, чесуч...вый, со стаж...м, цариц...и, гарц...вать, танц...вщица, алыч...вый, внуш...нный, еж...нок, заверш...нный, заколь-ц...ванный, камеш...к, кварц...вый, каланч...вый, пальц...вый, распаш...нка, внуч...к, лавч...нка, молодц...ватый, моч...ный, свинц...вый, тысч...нка, отц...вский, отреш...нность, подворотнич...к, лисиц...н, светлолиц...и, груж...ный, заворож...нный.

Упражнение 23. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Отворив дверь, он [Чичиков] очутился в свету и был пораж...н представшим беспорядком (Г.). 2. Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, все было прочно, неуклюж... в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома (Г.). 3. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельниц... да на корабли (Г.). 4. Упругие глянц...витые листья молодых дубков свежи, как будто их только что обм...кнули в зеленый воск (Леск.). 5. Из чащ...бы на опушку выскочил полинялый заяц, но, сделав прыж...к, тотчас решил пойти на попятную и бросился наутек (Леск.). 6. Толстая бугристая кора, напоминающая ш...ррховатый бок выветренной скалы, местами обвалилась, обн...жив изъеденное к...роедами тело сосны (Тенд.). 7. Только на самой верхушке клоч...к ж...лтой старческой хвои (Тенд.). 8. Миновав дремучие зар...ели, мы перешли вброд реч...нку, на берегу которой заметили следы углеж...га (Фурм.). 9. Вскоре мы увидели домишко с крышей из оц...нкованного железа (Фурм.). 10. Робко... мы постучали в дверь, обитую ц...новкой (Фурм.). 11. Осиновые кусты впереме...ку с одинокими деревьями, брошенными там и сям, кажутся словно золоч...ными. 12. Небо покрыто легкими облаками, подернутыми багряным румянц...м. 13. Тихим ш...потом провожает тебя листва, и падающие звезды чертят небо огненными полосками (Бун.). 14. Вышел из избушки немолодой, но крепкий человек в холщ...вой рубахе, не торопясь пошел к разос...ланной едва ли не на всю длину отмели беч...вке с крепко-накрепко навязанными на ней крюч...чками и стал подтачивать их, протирая каждый промасленной тряпкой (Сер.). 15. Уже совсем стемнело, в ущелье стало холодно, когда, покинув позиц...ю, батал...оны отправились в путь (Эрт.). 16. А в развалинах жили ящериц... (Грош.). 17. Шутил волк с жеребц...м, да зубы в горсти унес (Посл.). 18. Плач...м горю не поможешь (Пог.). 19. Не жди от природы милости, сам садом...к р...сти, сам и выр...сти (Посл.).