Совершенствование методики преподавания первой медицинской помощи на уроках обж в среднем школьном возрасте. Новые подходы к преподаванию начальной военной подготовки Методика проведения нетрадиционных уроков по НВП и ОБЖ

Патриотическое воспитание школьников всеми имеющимися средствами одна из основных задач учителя. Физическая и эстетическое развитие, подготовка к защите Отечества - главное на уроках и во внеурочной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на семинаре преподавателей ОБЖ по теме: « Основы военной подготовки на уроках ОБЖ в школе»

Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

А.В. Суворов.

Проблема патриотического воспитания молодежи и привитие основ военной подготовки актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части молодежи отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из юношей воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах молодых людей свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства. Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги.

Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности . Однако предмет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по теме нравственного воспитания практически ничего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в сфере среднего образования, т.е. в школе.

Важнейшими аспектами является психологическая подготовка и получение определенных навыков военной службы : подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности.

Любая система работы учителя складывается из четко и ясно обозначенных целей и задач воспитания и претворения их в действительность. Это помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а, за счет взаимодействия с различными структурами, создавать открытое образовательное пространство.

Обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель преподавания ОБЖ в школе вижу прежде всего в подготовке физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

Выделим четыре основных направления в нашей работе:

  • патриотическое воспитание;
  • военная подготовка;
  • физическое развитие;
  • эстетическое развитие.

Названные направления не могут не вызывать живого интереса учащихся, так как они вооружают их жизненно необходимыми знаниями, очень много дают в нравственном и физическом плане.

Реализация патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города, области. Организуются встречи с ветеранами войн и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.

Военная подготовка – это изучение военного дела (строевая и стрелковая подготовка), военно-спортивные соревнования, экскурсии в воинские части, летняя военно-полевая практика. На занятиях по" Основам военной службы и ОБЖ" учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовке. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально- боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины. Занятия по огневой подготовке дают возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным.

К нашему большому сожалению, в последние годы не проводились пятидневные учебные сборы, которые на мой взгляд, являются одной из самых действенных форм ознакомления учащихся с основами военной службы. Изучение вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техники части осуществляется во время проведения пятидневных учебных сборов в конце десятого года обучения. Тем самым, полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

Физическое развитие направлено на формирование стойкого убеждения, что здоровье человека – это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвященные физической культуре и спорту, организацию спортивных соревнований.

Развитие коммуникативных умений , воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение театра и музеев города Вольска.

В силу своей специфичности военная служба относится к категории наиболее опасных профессий. Она требует от человека социально-психологической готовности к действиям в экстремальной ситуации, характеризуемых риском для жизни и здоровья, дефицитом времени на принятие решения, большими физическими и психологическими нагрузками.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников, слабая система подготовки к службе в армии, недостаточные объёмы спортивной подготовки, отсутствие единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, недостаточное развитие военно - прикладных и технических видов спорта.

Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил .

1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины: - Вахта памяти в День Победы; - установка на стене школы мемориальных досок воинам, погибших в Афганистане.

2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной и локальных войн. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда. Тесное сотрудничество у нас налажено с активно действующей в Вольске общественной организацией «Боевое братство».

3. Празднование памятных дат, участие в различных городских мероприятиях, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

4. Проведение конкурсов строевого смотра, военно-патриотической песни, турниры по стрелковому спорту, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

Военно-спортивные игры .

Движение «Пожарно-прикладной спорт» существует во имя благородной цели. Дети заняты полезным делом, приобщают к нему других школьников, учатся оказывать помощь себе и ближнему, попавшему в беду, знакомятся с работой спасателей, не будь которых, не откуда было бы ждать выручки в ЧС.

На следующий год мы планируем возродить военно-спортивную игру «Зарница». Военно-спортивная игра «Зарница »: - это сильные, смелые, ловкие, умелые. Такие мероприятия помогают формированию у ребят: - моральных и физических качеств; - это приобщение к военной службе; - приобретается умение сохранить жизнь, здоровье (своё собственное и других людей); - пропаганда безопасного образа жизни и личности безопасного типа; - нахождение оптимальных решений по преодолению ЧС; - системное общение со взрослыми на равных компенсирует дефицит общения между поколениями; - вера в себя, в друга, вера в самую большую, самую сильную, самую любимую, самую родную команду, которая называется – Россия.

Связь школьного и военного коллективов.

Экскурсии в музеи ВВУТ и Воздухоплавательного центра. Общение с военнослужащими, проходящими службу по контракту и курсантами, выпускниками 16 школы (вчерашними школьниками), которых ребята знают со школьной скамьи дает хороший результат. Зачастую идет переосмысление своего поведения в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА:

Использование технических средств на интегрированных уроках ОБЖ и физической культуры в общеобразовательной школе.

Работу выполнил:

Фазлеев Марат Манафович,

преподаватель-организатор ОБЖ,

МБОУ «Лекаревская СОШ»

Елабуга, 2013 г.

Введение ……………………………………………………………..2

Цели и задачи подготовки юношей к службе в армии. 3

Технические средства, используемые на интегрированных уроках ОБЖ и физической культуре..……………………………………...4

Заключение………………………………………………………........6

Приложение 1,приложение 2 ……………………………………… 7

Библиографический список………………………………….…..... 10

    Введение.

Наши задачи по подготовке молодёжи к службе в армии и военно-патриотическому воспитанию чётко определены в законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции 1998 года. В своё время во всех школах вопросам подготовки молодёжи к службе в армии и организации военно-патриотического воспитания уделялось большое внимание, что позволило к моменту отмены НВП, в образовательных учреждениях района создать одну из лучших учебно-материальных баз НВП. Но, к сожалению, как и везде, на волне псевдодемократии и дешёвого популизма отдельных политиков и общественных деятелей, институт подготовки молодёжи к службе в армии и военно-патриотического воспитания, в стране был разрушен. Под лозунгом борьбы за демилитаризацию школы, НВП практически была упразднена. Но, как показало время, наше государство ровным счётом ничего от этого не выиграла, а страна потеряла только в первую чеченскую войну погибшими больше, чем за 10 лет афганской войны.

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Выпускники школы, будущие защитники Родины должны быть высокообразованными, физически развитыми молодыми людьми, обладающими высокими моральными принципами. На это нацеливает нас национальная доктрина образования в РФ, утверждённая федеральным законом, которая является основополагающим государственным документом. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Учитывая сложившуюся ситуацию, руководство страны принимает кардинальные меры по улучшению положения дел.
В марте 1998 года была принята новая редакция Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая вводит в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России.
Принято Постановление Правительства РФ№1441 от 31 декабря 1999 года, подписанное В.В.Путиным. Оно носит название «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе».

Школа не должна ставить вопрос: готовить или не готовить молодёжь к военной службе в учреждениях общего и профессионального образования. Совершенно очевидно, что чем короче срок службы, сложнее сама служба, тем лучшую доармейскую подготовленность к ней должен иметь допризывник.

Совершенствование физических качеств, привитие умений и навыков в обращении с оружием, позволит ко времени призыва юноши к службе, дать уверенность, веру в свои силы, свои возможности. Благодаря интегрированным занятиям на уроках ОБЖ и физической культуре внеклассной работе в секциях и кружках с использованием технических средств, учащиеся приобретают умения точной стрельбы, выносливости, дисциплинированности,рост спортивного мастерства. Все эти качества необходимы во время выполнения службы в рядах вооружённых сил. Особенно эффективным и полезным для юношей допризывного возраста считаю изготовление различных приспособлений для повышения качества стрельбы из пневматической винтовки своими руками. Так, например изготовленная учащимися школы мишень, используемая в биатлоне, повысила интерес к занятиям по стрельбе, особенно в сочетании с лыжной гонкой.

Приспособление для обучения правил прицеливания позволяет на начальной стадии обучения стрельбе за короткий срок приобрести прочные навыки прицеливания.

Считаю актуальным допризывную подготовку

юношей к службе в армии. Я глубоко убеждён в том, что военно-техническое, спортивное обучение, подготовка граждан к выполнению их конституционного долга - это важнейшее направление воспитания подрастающей молодёжи , будущих защитников Отечества .

2. Технические средства, используемые на интегрированных уроках ОБЖ и физической культуре.

Стрелковая подготовка учащихся основывается на общих положениях методики других видов спортивной стрельбы. Однако на интегрированных уроках она имеет свои специфические особенности, а именно: ведение стрельбы после интенсивного бега на лыжах или кросса в условиях повышенного артериального давления и при высоком эмоциональном возбуждении. Сейчас в обучении стрельбе высокие требования предъявляются к научно-методическому обеспечению тренировочного процесса, фактические данные которого создают предпосылки к управлению подготовкой спортсмена.

Организаторы ОБЖ, работающие с юными стрелками, понимают, что перед ними стоит сложная задача - выработать у юношей навык стабильной результативной стрельбы. Поэтому закладывать основы стрелковой подготовки необходимо еще в начальном периоде обучения. Оттого, как будет заложена база стрелковой подготовки на начальном и последующем этапах обучения,будет общий результат подготовки.

При прицеливании новички обычно допускают грубую ошибку: они стремятся точно подвести мушку под "яблоко" мишени и не следят за выравниванием вершины мушки по отношению к плечикам гребня прицела. Непременным условием правильного прицеливания является такое взаимное расположение прицельных приспособлений, при котором будет выдержана "ровная мушка". При прицеливании всегда следует устанавливать только ровную мушку.

Начинающий в момент прицеливания чаще всего допускает такие ошибки. Вершина мушки расположена выше краев прорези прицела - попадания будут выше. Даже небольшое отклонение мушки в прорези прицела дает значительное перемещение средней точки попадания (СТП), т.е. некоторой центральной точки, вокруг которой на площади рассеивания располагаются пробоины. А если вершина мушки расположена ниже краев прорези прицела, СТП переместится вниз. Если вершина мушки, находясь на уровне краев прорези прицела, расположена ближе к ее правому или левому краю, СТП переместится вправо или влево.

1.Техническое средство для приобретения умений выставлять «ровную мушку» (приложение №1) позволяет в короткий срок научить учащегося правильному прицеливанию. Пневматическая винтовка устанавливается в станок, а приспособление на расстоянии 8-10 метров крепится к упору. Один ученик располагается у винтовки, другой передвигает по команде на прицельном приспособлении мишень. После нажатия на спусковой курок зажигается лампочка с результатом прицеливания. В данной конструкции устройства от 10(max ) до 5(min).После нескольких попыток учащиеся меняются местами, затем приступает к тренажу следующая пара. Учитель в зависимости от результата делает поправки, отмечает неточности в прицеливании, добиваясь прочных знаний и умений в данном упражнении.

2.Техническое средство «биатлон» (приложение №2) используется на интегрированных уроках ОБЖ и физической культуры, во внеурочной деятельности, кружках военно-патриотической направленности. Это изделие вызывает большой интерес у учеников, простое в изготовлении (сделанное самими учащимися), портативное, используемое как в помещении, так и на лыжной трассе, кроссовой дорожке. Стрельба производится с 8-10 метров по 6 мишеням, расположенным на устройстве «биатлон». Мишень имеет размер мишени для пневматической винтовки №8.При попадании в цель, мишень автоматически закрывается, и исчезает на белом фоне устройства. Простота использования, наглядность, безопасность, делает это приспособление очень эффективным средством обучения стрельбе из пневматической винтовки. Фотографии и сборный чертёж устройства «биатлон» прилагаются в приложении №2.


3.Заключение .

Если выпускники будут владеть основными навыками военной службы, полученными в школе, то для них служба в армии будет проще, а командирам не надо будет начинать с азов обучение бойцов. Следовательно, армия России будет эффективно организовать подготовку военнослужащих. Выпускники должны иметь практические навыки – в стрельбе, нести внутреннюю службу, выполнять строевые приёмы, жить в полевых условиях, участвовать в тактических учениях. Проводя подготовительную работу с допризывниками, в педагогическом коллективе школы, в беседах с родителями, подчёркиваю и убеждаю, что к военной службе необходимо готовиться и отменить её нельзя. И в обозримом будущем службу будут нести не столько по контракту, сколько по призыву, поэтому и надо решать вопрос, как обеспечить подготовленность наших ребят к военной службе.

Учащиеся интересуются военной службой. Ученики нашей школы с честью служат в армии, выбирают профессии военных и сотрудников МВД.

Считаю, что работа школы, по подготовке к службе в армии требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы – нравственно и физически подготовленный, надёжный будущий защитник Родины!

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1.Васнев В.А., Чинённый С.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 2002.2.Латчук В.Н., Лукьянова В.Р., Миронов С.К.. ОБЖ: Дидактические материалы. !0-11 кл.- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001 – 160 с.3.Вестник военной информации. – Агентство «Военинформ» Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство «Новости». – 2005 - №1-12.Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2004. - №5.4.Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ.ред. генерал-полковника В.Ф.Кулакова. – М.:Совершенство, 1998.5.Военный энциклопедический словарь.- М.: Военное издательство, 2003.6.Методы стрелковой подготовки.- М.: Военное издательство, 2007г.

Приложение № 1

Приспособление «ровная мушка»

Приложение № 2

Приспособление для обучения стрельбе «Биатлон»

Стрельба из положения лёжа в спортивном зале

Стрельба из положения «с колена»

Стрельба из положения «стоя» на занятиях по биатлону на интегрированных уроках ОБЖ и физической культуры.

Мельницкий Владимир Сергеевич
Учебное заведение: КГКП "Электротехнический колледж"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-09 Методика проведения нетрадиционных уроков по НВП и ОБЖ Мельницкий Владимир Сергеевич КГКП "Электротехнический колледж" Одной из важнейших задач в работе преподавателя, который строит свою деятельность в соответствии с требованиями развивающего обучения является повышение эффективности методов преподавания и интенсификации процесса обучения. Решению этой задачи способствует широкое использование в обучении нетрадиционных уроков, а также совершенствование методики их применения в учебно-воспитательном процессе. Нетрадиционных форм проведения уроков создано уже много, но на мой взгляд наиболее подходящими для предметов НВП и ОБЖ являются следующие нетрадиционные уроки: видео-урок, урок-суд, урок-соревнование, урок-игра.

Методика проведения нетрадиционных уроков по НВП и ОБЖ

Основная часть

Больше всего на занятиях по НВП и ОБЖ я использую видео-уроки, или частичное использование видеофрагментов почти на каждом уроке.

Важнейшими педагогическими особенностями использования видео в обучении, являются следующие:

1 Демонстрация изучаемых объектов и явлений в динамике – наиболее ценная особенность.

2 Показ быстро развивающихся процессов, не доступных для непосредственного наблюдения (полет пуль, снарядов) и медленно протекающих явлений, требующих продолжительного времени для наблюдения.

3 Показ микропроцессов и микрообъектов, не доступных с помощью микроскопов и телескопов (процесс синтеза ядер Дейтерия и Трития в водородной бомбе, микроорганизмы в биологическом оружии.)

4 Изучение невидимых явлений: Оно ярко и увлекательно показывает скрытые, глубинные процессы, протекающие как в неживой природе, так и в живых организмах.

5.Выделение при показе основного, типичного для данного объекта и явления, а также мгновенное изменение объекта рассмотрения, позволяющее сравнивать, сопоставлять различные явления и процессы, происходящие в разных местах и при различных условиях.

6.Показ модельного изображения процессов (с помощью мультипликации).

7.Демонстрация конструктивных особенностей сложных машин и механизмов (боевой техники и вооружения), а также процессов происходящих внутри их.

8.Наиболее яркое, правдивое, эмоциональное отражение жизни, показ взаимодействия теории с практикой на конкретных документальных примерах.

Практическое применение видео на уроках НВП и ОБЖ.

На примере одного из видео- уроков по курсу огневой подготовки рассмотрим, как используется видео в процессе обучения. Этот урок являлся вводным уроком по курсу огневой подготовки и должен был дать учащимся общие представления об основах и правилах стрельбы. Тема урока: Явление выстрела. Траектория полета пули и ее элементы. Цели урока. Дать учащимся представление о процессах, происходящих при выстреле, помочь им освоить приемы и правила стрельбы, понять траекторию полета пули ее элементы, способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине.

Как правило, при объявлении темы курса и темы урока учащиеся всех групп задают один и тот же вопрос: когда и из чего они будут стрелять? На что я им отвечаю, что прежде чем стрелять из оружия, нужно хорошо изучить теорию огневой подготовки и обращаю внимание на важность темы

нашего урока. Затем я задаю учащимся вопрос: « Кто из вас считает, что он уже умеет хорошо стрелять?» Как правило, большинство юношей считают, что они стреляют очень хорошо и если им дадут боевое оружие, то они

поразят все мишени. В ходе опроса выясняется, что стреляли они в основном в тире из пневматической винтовки и с дистанции не более 5 метров. Тогда я объясняю им разницу стрельбы из боевого и спортивного оружия. Привожу пример, что в спорте максимальная дистанция стрельбы составляет 100 метров, а в армии ближней дистанцией стрельбы считается до 200 метров, средней до 600 метров – дальней до 1000 метров, на этих дистанциях пуля под воздействием различных причин сильно отклоняется в различные стороны и вероятность попадания резко уменьшается. В качестве примера я привожу такие данные : расход патронов на 1 пораженную цель в 1МВ (Первой Мировой Войне) составлял 50 тыс. патронов, во 2МВ (Второй Мировой Войне) –200 тыс. патронов, во вьетнамской войне –400 тыс. патронов. Эти цифры как правило вызывают у учащихся недоверие, но показ наглядных пособий с этими данными заставляет их задуматься, почему такой большой расход боеприпасов, они просят меня объяснить, чем это вызвало и я используя этот интерес, перехожу к рассмотрению таких понятий, как явление выстрела (даю под запись траекторию пули и ее элементы). Затем рассказываю, как вносить поправки в стрельбу учитывая атмосферное давление пользуясь таблицей, привожу примеры из военной истории, как влажность воздуха влияла на стрельбу снайперов, особенно при ведении огня через водные преграды (реки, озера, болота). Даю учащимся решить несколько практических задач по определению траектории полета пули при стрельбе через реку Иртыш в различное время года и суток, на различные дистанции. Учащиеся решают задачи, пользуясь таблицами в наглядных пособиях и плакатами по огневой подготовке. Убедившись, что они уже достаточно уверенно пользуются

таблицами и решают практические задачи по баллистике выстрела, с целью лучшего усвоения и запоминания учебного материала показываю учебно-методический фильм: «Искусство снайпера», видео сюжет из телепередачи:

«Служу Отчизне» о соревнованиях снайперов антитеррора, видео сюжет из телепередачи: «Дела армейские» об одном из снайперов Капчагайской десантно-штурмовой бригады. В этих видеоматериалах изучаемые на уроке вопросы по огневой подготовке показаны очень наглядно и методически правильно, что с одной стороны ведет к повышению интереса учащихся к изучению теории огневой подготовки, а с другой стороны к лучшему усвоению этого непростого учебного материала.

Используя возникший у учащихся после просмотра видео материалов интерес, я организую обсуждение просмотренных видеофильмов, обращая внимание на наиболее важные на мой взгляд моменты, стремлюсь лучше закрепить в памяти учащихся просмотренный ими материал, а также распространить их интерес на последующие занятия, вовлечь их в занятия по стрелковому спорту.

В конце занятия я делаю небольшой показ литературы и видеокассет, которые использовал при подготовке к данному занятию. Это учебник А.Потапова «Искусство снайпера», Энциклопедия военного искусства «Снайперы», Пособие по СВД, журналы: «Спецназ», «Солдат удачи», «Мастер ружье», «Оружие». Тем, кто заинтересовался этой литературой, я даю возможность поработать с ней дома.

Таким образом на примере данного занятия видно, что преподавателем НВП был составлен и применен целый комплекс наглядных пособий, включающий в себя учебники, плакаты, таблицы, аппликации, фотоальбом, журналы, и особенно видеофильмы, что резко повысило интерес обучающихся к занятию, способствовало более глубокому усвоению ими учебного материала.

На видео-уроках по НВП с группами 1 курса по теме «Современная армия Казахстана», обучающиеся ознакомились с видео обзором по видам и родам Вооруженных Сил Республики Казахстан, посмотрели как живут и чем занимаются современные воины Казахстана.

Видео-уроки я применяю в основном по темам курса: Тактическая подготовка и Огневая подготовка, при изучении курса Гражданская оборона часто использую урок-суд, при изучении курса ВС РК на страже Родины урок-игру.

Вот как проводится урок-игра по теме: «Воинские звания и знаки различия». Взвод заранее делится на команды. На это занятие все приходят в армейских рубашках с погонами различных родов войск и в званиях от рядового до генерал-майора. Затем между командами проводятся конкурсы. Например, они должны построиться в одну шеренгу или в колонну по одному по воинским званиям, побеждает команда, быстрее всех построившаяся и не допустившая ошибок. Одна из команд сидит в аудитории, в которую заходят по одному обучающиеся другой команды. Сидящие младшие по званию должны встать и отдать воинское приветствие, старшие по званию остаются сидеть. Команды выстаиваются напротив друг друга и по очереди задают вопросы о воинских званиях и знаках различия, получая баллы за правильные ответы. Побеждает команда, набравшая в результате всей игры наибольшее количество баллов. Такой урок в отличие от стандартного позволяет в несколько раз быстрее запомнить воинские звания и знаки различия ВС РК.

По теме «Ядерное оружие и его поражающие факторы» урок проводится в виде игры: «Что? Где? Когда?»

Вопросы команд в игре «Что? Где? Когда?»

Вопросы 1 команды (1 отделение)

1.Как назывался проект создания 1-ой ядерной бомбы?

2.Какова мощность ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму?

3.Сколько жителей Хиросимы погибло при ядерном взрыве и от вызванных им последствий?

4.Какие поражающие факторы ядерного взрыва вы знаете? Назовите их.

5.Почему целью ядерного удара выбрали Хиросиму?

Вопросы 2 команды(2 отделение)

1. Как называлась бомба, сброшенная на Нагасаки?

2. Сколько жителей Нагасаки погибло при ядерном взрыве?

3. Когда и где было взорван первый ядерный заряд?

4. Почему целью ядерного удара выбрали Нагасаки?

5.Назовите дату ядерной бомбардировки Хиросимы. Вопросы 3 команды (3 отделение)

1.Как назвали бомбу, сброшенную на Хиросиму?

2.Какие страны перед Второй мировой войной стояли на пороге создания ядерного оружия?

3.Назовите имя ученого, создавшего первую ядерную бомбу?

4.Кто и зачем отдал приказ о применении ядерного оружия против мирного населения?

5.Какова мощность взрыва бомбы, сброшенной на Нагасаки?

Несколько раз урок по этой теме проходил в виде суда над теми, кто отдал приказ на применение первой ядерной бомбы в Хирасиме. Обучающиеся распределяли роли: одни играли экипаж самолета, сбросившего ядерную бомбу, другие пострадавших от ядерного взрыва, адвокатов, судей, полицейских. В ходе суда необходимо было установить виновников разжигания ядерной войны и осудить их. Урок всегда проходил эмоционально, в конце урока читались стихи, сочиненные самими обучающимися про Хиросиму и запускались бумажные журавлики в память о погибших в Хиросиме, Нагасаки и на Семипалатинском ядерном полигоне.

По предмету ОБЖ видео-уроки проводились с обучающимися по теме «Оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях» на которых они просмотрели специальные фильмы по выживанию в экстремальных условиях и обсудили, как нужно правильно действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций. Кроме того обучающиеся посмотрели 12-ти серийный фильм «Тайга. Курс выживания», который им очень понравился и многому их научил. Школа выживания мастера рукопашного боя И.Кормушина, его советы, как противостоять бандитам, не раз обсуждались на уроках ОБЖ, и обучающие высказывали сожаление, что у нас в колледже нет секции самообороны.

Заключение

Из всего этого можно сделать вывод: нетрадиционные уроки по НВП и ОБЖ вызывают у обучающихся наибольший интерес к этим предметам, методика их проведения должна совершенствоваться год от года с накоплением опыта проведения таких уроков. Все это, в конечном счете, способствует увеличению эффективности занятий по НВП и ОБЖ.

Преподаватель НВП Пинигин Л.А.

Список литературы:

1.Безопасность жизнедеятельности. Курс лекций. Приходько Н.Г. Алматы, 2006г. 366 с.

2.Большая энциклопедия выживания. Ильичев А.А. Москва, 2001г.1112 с.

3.Руководство по оказанию первой помощи. Крис Макнаб. Москва, 2002г.327 с.

4.С природой один на один: О выживании человека в экстремальных условиях. Москва, 1989г.348 с.

5.Спецназ: Курс индивидуальной подготовки. Уайзмэн Д. Москва, 2001г.304 с.

6.Самооборона в городе. Уайзмэн Дж. Москва, 2002г.224 с.

7.Техника выживания в экстремальных условиях. Стилвелл А.Москва, 2001г.352 с.

8.Учебник НВП. Аманжолов К.Р. Алматы, 2006г. -384 с.

Просмотреть свитедельство о публикации

, , . .


Пути Совершенствования НВП.

Повышение эффективности НВП в первую очередь зависит от совершенствования его содержания, от улучшения военно-патриотического воспитания и психологической подготовки призывной молодёжи к военной службы. В армию должны поступать не только знающие и умеющие, но одновременно обладающие определённым минимумом морально-психологических качеств. Дальнейшее совершенствование необходимо в связи с непрерывным изменением оружия и боевой техники, способов выполнения боевых задач с тенденцией к разделению воинского труда и дифференциацией по профессиональному признаку. Важным фактором совершенствования обучения является внедрение новых дидактических средств приёмов и методов. Качества подготовки специалистов возрастает, когда наряду с фронтальным обучением ведётся подготовка по индивидуальным планам на основе заданий, которые определяются в зависимости от уровня развития и познавательных возможностей учеников. Эффективность повышается при применении методов взаимного обучения. В интересах интенсификации НВП и повышения её качества важно творчески использовать внеурочные формы, экскурсии, соревнования. Посещение воинских частей с организацией показанных занятий в воинской части. В педагогическом мастерстве можно выделить три структурных элемента: мастерство методиста и мастерство воспитателя, педагогическая техника.

Навыки и умения организовать учебные занятия.

Умение поддержать контакт с аудиторией.

Умение проводить разбор занятий.

Сочетание фронтального обучения с индивидуальным подходом к каждому обучаемому.

Важное средство развития у юношей интереса к занятиям и активизации их мышления-Новизна. Особенно активный интерес у молодёжи появляется к боевой технике, оружию, их непосредственному применению. Поэтому сокращение обеспечения учебных заведений учебным оружием и вооружением снижает уровень познаваемости и заинтересованности в изучении предмета НВП.

Подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников.

По нашему мнению, в понятие »патриотическое воспитание младших школьников» правомерно включать воспитание нижеследующих чувств, убеждений и нравственных качеств учащихся: любовь к земле отцов и природе родного края, к своему народу и своей Родине: любовь к родному языку, благородное чувство национальной гордости; любовь к культуре своего народа: литературе, искусству, памятникам культуры, героическому прошлому Отчизны: делу своего государства, самопожертвованию в борьбе за честь и независимость Родины; добросовестный труд на пользу общества; выполнение своих обязанностей и высоконравственное патриотическое поведение в школе, дома, на улице и в общественных местах; чувство дружбы и уважения к сверстникам и старшему поколению.

Великое чувство любви к своей Родине проявляет себя, когда Отечество становится свободным, когда люди берут в свои руки его настоящее и будущее. Чувство патриотизма выражает стремление человека сделать Отчизну сильной, процветающей, могучей, оно предопределяет готовность решительно выступать на защиту Родины от всякого рода посягательств.

Вместе с тем патриотизм -это и глубокая сыновняя привязанность к родным местам, где человек появился на свет и где находятся могилы его предков. Патриотизм является не только нравственным чувством, но и глубоко осознанным пониманием идеи любви к Родине. Эта идея является одним из важнейших принципов казахстанского патриотизма.

Казахстанский патриотизм - это глубоко осознанная любовь к Родине, к своему народу понимание неразрывности своих интересов с ними, чувство гордости за свою страну, её достижения и постоянная готовность отдать все свои силы, а если понадобится и жизнь для его блага и её процветания. В каждом человеке должно жить чувство Родины. С этим словом ассоциируют не только бескрайние просторы родного края, родительский дом, родные песни и родные обычаи, но и имена великих её сыновей, как Шокана Валиханова. Кенесары Касымова, Абая, Сакена Сейфулина, многих других замечательных сынов Отечества. На протяжении многих веков наши предки, находясь, в суровых условиях отстаивали свои территории. В настоящее время молодому поколению для защиты единства и независимости нашего государства необходимо прививать дух героизма, основанный нашими предками. Дошедшие через века до нас песни и легенды о батырах, играют важную роль в формировании у нашего поколения любви к своему народу, земле. Содержание этих произведений народа пронизаны любовью к своему народу, к земле, традициям. Любовь и преданность Родине не носит созерцательного характера, а является могучем движущей силой построения нового общества и его защиты.

Какова ты, солдатская жизнь?

Этот вопрос волнует многих парней, которым в ближайшем будущем предстоит выполнять свой воинский долг в рядах Вооруженных Сил. Но не все они и не всегда находят правильный и верный ответ.

Ведь зачастую информацию об армии призывники и допризывники получают из некомпетентных источников и, как правило, негативного характера, что уже само по себе влияет на настрой будущих солдат. Этот факт говорит о том, что ребята на уроках НВП. с ответственностью и серьёзностью готовят себя к военной службе. Это требует от солдат безошибочных действий в любой экстремальной ситуации, умения правильно согласно Уставу гарнизонной и караульной службы применять в случае необходимости оружие, владеть штыком и прикладом, быть сильным и выносливым. Готовить сознательных умелых и мужественных защитников своей Отчизны.

Преподаватель-Организатор НВП: В.И. Поташин

ВВЕДЕНИЕ

1.2 Характеристика среднего школьного (подросткового) возраста (11-15 лет)

1.3 Обучение первой медицинской помощи на уроках ОБЖ в современных условиях

2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА УРОКАХ ОБЖ

2.1 Обучение оказанию ПМП при травме

2.2 Модульное обучение при обучении навыкам первой медицинской помощи на среднем этапе

2.3 Урок первой медицинской помощи в 6 классе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение личной безопасности и сохранение своего здоровья, пожалуй, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На ранних стадиях своего развития это были, в основном, естественные, природные опасности. С развитием цивилизации к ним постепенно добавлялись многочисленные опасности техногенного и социального характера. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, т.е. «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».

Не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли тревожные сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, социальном конфликте или криминальном происшествии, повлекшими за собой гибель людей и громадный материальный ущерб. Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию. Страна несет огромный моральный и экономический ущерб соизмеримый с национальным доходом.

Сейчас, когда в любую минуту может остро встать вопрос: «Жить или не жить?», главная задача учителей ОБЖ видится в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое Отечество. Школа призвана стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа – личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.

Объектом исследования процесс формирования знаний и умений первой медицинской помощи в среднем школьном возрасте на уроках ОБЖ.

Предмет исследования – формы и методы, используемые для формирования теоретических знаний и практических умений оказания первой медицинской помощи в среднем школьном возрасте на уроках ОБЖ.

Цель работы – рассмотреть современные педагогические технологии методики преподавания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ учащимся среднего школьного возраста.

Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

1. Проанализировать педагогическую, методическую литературу по ОБЖ.

2. Проанализировать и систематизировать методы и формы, направленные на формирование у учащихся среднего школьного возраста теоретических знаний и практических умений оказания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Необходимость обучения первой медицинской помощи в современных условиях

Плохая дорожная сеть, использование обветшалой производственной базы, устаревшее оборудование, недостаток культуры безопасного поведения неизбежно ведут к значительному росту несчастных случаев в быту, на транспорте и на производстве. Министр по делам ГО и ЧС России С.К. Шойгу не раз подчеркивал, что страна буквально «вкатывается» в полосу аварий и катастроф. Ежегодно статистика показывает рост смертности в стране от травм и происшествий всех видов, прежде всего социального характера.

Поэтому первую медицинскую помощь должен уметь оказать каждый человек, тем более выпускник среднего образовательного учреждения. Основная задача оказания первой помощи при несчастном случае - сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для его спасения. Эта аксиома неоспорима, но на практике мы видим явную беспомощность большинства граждан - очевидцев происшествий.

Для снижения числа смертельных исходов и тяжести увечий в нашей стране необходимо более активно вести работу по нескольким направлениям:

♦ начать повсеместное устранение причин и условий травматизма и смертности (узкие дороги, устаревшее оборудование, недостаток культуры безопасного поведения, труда и отдыха). На это потребуются многие-многие годы;

♦ обучить всех граждан, особенно персонал опасных видов производства и транспорта, навыкам (а не только знаниям) оказания первой помощи в экстремальных ситуациях;

♦ оснастить все здравпункты предприятий и учреждений, средства транспорта, места отдыха и т.д. аптечками и медицинским оборудованием, соответствующим современным требованиям оказания первой помощи на месте происшествия.

Основное, что мешает решить проблему быстрого и эффективного обучения - это формализм и преобладание вербализма в обучении приемам первой медицинской помощи, а не практических занятий.

Даже изучение анатомии, физиологии, посещение отделений реанимации не могут дать человеку без медицинского образования навыков и психологической подготовки профессионального медика. Знать теорию и методику оказания первой помощи - еще не значит уметь воспользоваться этими знаниями в экстремальной ситуации.

Увидеть беспомощного, окровавленного пострадавшего, и тем более близкого человека, - колоссальный стресс для каждого. Любой человек, а тем более ребенок или подросток в этой ситуации испытывает некоторую растерянность и чувство страха, которые мешают оказанию помощи. Выявлена целая группа сомнений, страхов и аргументов, мешающих быстро начать оказание помощи. Вот наиболее распространенные из них:

«Я боюсь навредить. Он может умереть по моей вине».

«Боюсь заразиться гриппом (туберкулезом, гепатитом)».

«Почему именно я должен подойти первым, что я - самый умный? Потом мои действия будут обсуждаться, именно я должен буду принимать решения и понесу всю тяжесть ответственности».

«Если я не смогу спасти пострадавшего, то мне придется оправдываться, что я его не убил».

Чтобы потенциальному спасателю (а им должен стать каждый) не мешали эти естественные сомнения и страхи, необходимо вложить в его руки достаточно твердые навыки, а в сознание - уверенность в важности и правильности его действий. Но именно навыкам и выработке установки на непременное оказание помощи в условиях традиционного школьного обучения (информирования о знаниях) уделяется недостаточно внимания .

Таким образом, обучение первой медицинской помощи на уроках ОБЖ играет огромную роль. В современных условиях повышенной опасности необходимо учить подростков оказывать первую медицинскую помощь.


... : а) первый уровень (1–4 классы) – безопасность школьника; б) второй уровень (5–9 классы) – безопасность личности; в) третий уровень (10–11 классы) – безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Преподавание основ безопасности жизнедея­тельности на каждой ступени общеобразователь­ной школы имеет свои особенности. В начальной школе особенностью является то, что у младших...

Преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, следовательно, и специфику работы с ними. Глава 2. Теоретические аспекты игровой деятельности как средства развития творческих способностей школьника 2.1 Развитие творческих способностей школьника Творчество понимается как механизм продуктивного развития. Для творчества решающее значение имеют не...

И проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся . Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования . Педагогическая технология...

Что приносит доход. Сухая статистика констатирует катастрофическое падение ориентации молодых на военную службу. Так, например, в ходе проведения опроса на одном из уроков по разделу «Основы военной службы» курса ОБЖ учащиеся 11 «А» класса школы № 46 показали негативное отношение к необходимости выполнения конституционного долга по защите своего Отечества в рядах Вооруженных Сил РФ. Для выяснения...